Социальная реабилитация ребенка с отклонениями в развитии средствами образования

Социальная реабилитация ребенка с отклонениями в развитии средствами образования thumbnail

Печатается
из издания: Подходы к реабилитации детей
с особенностями развития средствами
образования, М., Институт педагогических
инноваций РАО. 1996. С. 105-112.

К детям
с выраженными нарушениями в развитии
обычно относят детей с интеллектуальными
нарушениями; глухих и слабослышащих;
слепых и слабовидящих; детей с общим
недоразвитием речи; нарушениями
опорно-двигательного аппарата; задержкой
психического развития; детей с ранним
детским аутизмом; детей с комбинированными
нарушениями в развитии. Дети с выраженными
нарушениями в развитии нуждаются в
комплексных программах реабилитации,
сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую
и социальную помощь, причем
индивидуализированную.

К
сожалению, до сих пор огромным числом
руководителей, специалистов и даже
родителей не вполне осознается роль и
место реабилитации средствами образования
в этом комплексе. В ряде случаев
профессионально неграмотно определяется
и содержание этого компонента реабилитации.
В связи с этим необходимо сделать ясным,
как специалисты-дефектологи определяют
смысл, миссию реабилитации средствами
образования.

Когда
мы говорим «реабилитация средствами
образования», мы имеем в виду восстановление
ребенка в правах на социальное
наследование, т.е. на наследование
культурно-исторического опыта
человечества. Социальное наследование,
которое и является специфически
человеческим типом наследования, у
любого ребенка всегда осуществляется
только средствами и в сфере образования.

В
человеческой культуре, в каждом обществе
существует специально созданное
образовательное пространство, которое
включает в себя традиции и научно
обоснованные подходы к обучению детей
разных возрастов в условиях семьи и
специально организованных образовательных
учреждениях.

Отклонения
в развитии приводят к выпадению из этого
социально и культурно обусловленного
образовательного пространства. Нарушения
приводят к тому, что грубо нарушается
связь с социумом, культурой как источником
развития. Грубо нарушается связь родителя
и ребенка на самых ранних этапах, так
как взрослый носитель культуры не может,
не знает, каким образом передать ребенку
с нарушениями в развитии тот социальный
опыт, который каждый нормально
развивающийся ребенок приобретает без
специально организованных дополнительных
и специфичных средств, методов, путей
обучения.

По
отношению к ребенку с нарушениями в
развитии перестают действовать
традиционные способы решения традиционных
образовательных задач на каждом
возрастном этапе. Самой лучшей
характеристикой этой ситуации является
метафора Л.С. Выготского о «социальном
вывихе» ребенка с нарушениями в развитии
как основной причине детской дефективности:
«Физический дефект вызывает как бы
социальный вывих, совершенно аналогично
телесному вывиху, когда поврежденный
член — рука или нога — выходят из сустава,
когда грубо разрываются обычные связи
и сочленения и функционирование органа
сопровождается болью и воспалительными
процессами… Если психологически
телесный недостаток означает социальный
вывих, то педагогически воспитать такого
ребенка — это значит вправить его в
жизнь, как вправляют вывихнутый и больной
орган.»

Принципиально
важно сегодня признание всеми
специалистами доказанного отечественной
и признанного мировой наукой положения
о том, что ограничения в жизнедеятельности
и социальная недостаточность аномального
ребенка непосредственно связаны не с
первичным нарушением, а именно с
«социальным вывихом». Преодоление
социального вывиха можно осуществить
исключительно средствами образования,
но не массового и традиционного, а
специально организованного, особым
образом построенного и предусматривающего
«обходные пути» достижения тех
образовательных задач, которые в условиях
нормы достигаются традиционными
способами.

Реабилитация
средствами образования означает:

  • на
    уровне возраста — совпадение начала
    целенаправленного обучения с моментом
    определения нарушения в развитии
    ребенка ( от 0 );

  • на
    уровне содержания образования —
    выдвижение тех задач, которые не
    включаются в содержание образования
    нормально развивающегося ребенка;

  • на
    уровне методов обучения — построение
    «обходных путей» обучения, использование
    специфических средств обучения, более
    дифференцированное, «пошаговое»
    обучение, которые не применяются в
    образовании нормально развивающегося
    ребенка;

  • на
    уровне организации — это особые формы
    организации образовательной среды,
    которые не нужны нормально развивающемуся
    ребенку;

  • на
    уровне границ образовательного
    пространства — максимальное расширение
    образовательного пространства,
    означающего необходимость постоянного
    целенаправленного обучения ребенка
    за пределами образовательного учреждения;

  • на
    уровне продолжительности образования
    — это пролонгированность процесса
    обучения и выход за рамки школьного
    возраста;

  • на
    уровне подготовки кадров специалистов
    для системы специального образования
    — это принципиальное изменение профиля
    профессиональной подготовки учителя,
    т.е. обеспечения подготовки специалиста
    по диагностике и преодолению «социального
    вывиха», коррекции развития ребенка,
    восстановлению нарушенных связей в
    разных областях развития;

  • на
    уровне определения круга лиц, участвующих
    в реабилитации средствами образования
    — это обязательное включение родителей
    в процесс реабилитации средствами
    образования и их особая подготовка
    силами специалистов.

Таким
образом, реабилитация средствами
образования означает в общем виде
восстановление ребенка с нарушением в
развитии в правах на наследование
культурно-исторического и социального
опыта; достижение максимально возможной
для данного ребенка интеграции в общество
в доступных для него сферах. Из сказанного
следует, что глубоким Заблуждением
является представление о том, что
реабилитация средствами образования
подразумевает только или прежде всего
включенность в существующую образовательную
систему и доступность общего образования
в полном объеме для аномального ребенка.

Реабилитация
средствами образования играет особую
роль в системе комплексной реабилитации
именно потому, что только специальное
образование позволяет осуществить
восстановление аномального ребенка в
праве на наследование социального и
культурно-исторического опыта. Чем
лучше решается эта задача средствами
образования, тем выше потенциальные
возможности ребенка с нарушениями в
развитии для интеграции в общество, тем
более он подготовлен к взрослой жизни,
т.е. социально компетентен.

Особые
образовательные потребности детей с
нарушениями в развитии

Для
определения целей и задач реабилитации
через образование детей с различными
нарушениями ключевым понятием является
понятие «особые образовательные
потребности». Исходя из того, что
первичное нарушение в развитии ребенка
приводит к ситуации «социального
вывиха», попытаемся определить смысл
термина «Ребенок с особыми образовательными
потребностями», т.е. определить, в чем
же именно нуждается ребенок в процессе
специального образования.

Ребенок с нарушениями
в развитии нуждается в следующем:

  • Первичное
    нарушение в развитии должно быть
    выявлено как можно раньше. В настоящее
    время, например, создана система раннего
    выявления нарушений слуха, т.е. выявления
    нарушения слуха в первые месяцы жизни
    ребенка, разработана педагогическая
    диагностика состояния слуховой функции;

  • Целенаправленное
    специальное обучение должно начинаться
    сразу же после диагностики первичного
    нарушения в развитии, независимо от
    возраста ребенка. Так, если нарушение
    слуха выявлено в конце первого месяца
    жизни ребенка, то и обучение должно
    начинаться в первые месяцы жизни).
    Крайне опасна ситуация, когда после
    выявления первичного нарушения в
    развития все усилия взрослых направлены
    исключительно на попытку лечения
    ребенка, реабилитацию средствами
    медицины. Игнорирование целенаправленной
    психолого-педагогической помощи
    приводит к необратимым потерям в
    достижении возможного уровня
    реабилитационного потенциала ребенка.

  • Своевременно
    определяются, по возможности, все
    направления развития «социального
    вывиха», которые могут возникнуть у
    конкретного ребенка в силу характера
    первичного нарушения и возраста, в
    котором оно наступило; определены роли
    каждого «вывиха» в социальном развитии
    и определены характер и содержание
    специального обучения, которое направлено
    на устранение уже возникших и
    предупреждение новых социальных
    вывихов. Комплексное нарушение слуха
    или зрения приводит к выпадению ребенка
    из общественно выработанных культурных
    традиций формирования читательской
    деятельности. Это обуславливает
    несформированность базового механизма
    читательской деятельности: механизма
    превращения содержания текста в личный
    социальный и эмоциональный опыт
    ребенка-читателя и, в конечном счете,
    остановку в развитии читательской
    деятельности в целом. Грубые нарушения
    в читательском развитии можно
    предотвратить даже у слепоглухих детей,
    если для целенаправленного формирования
    базовых компонентов читательской
    деятельности создать «систему обходных
    путей» и специальные педагогические
    инструменты, эквивалентные по функциям
    культурным традициям и инструментам
    культуры, ориентированным на развитие
    обычных детей.

  • В
    содержание его обучения вводятся
    специальные разделы, которые направлены
    на целенаправленное решение задач
    развития ребенка, не присутствующих в
    содержании образования нормально
    развивающегося сверстника. Например,
    ребенок с нарушением зрения, зрения и
    слуха, интеллекта нуждается в специальном
    разделе обучения — социально-бытовой
    ориентации, где он изучает функции
    различных социальных служб и правила
    элементарного социального поведения
    в быту, правила социального взаимодействия,
    коммуникации. Дети с различными
    нарушениями в развитии нуждаются в
    специальном разделе содержания обучения
    по целенаправленному социально-эмоциональному
    развитию, формированию механизмов
    сознательной регуляции собственного
    поведения и взаимодействия с окружающими
    людьми. Позднооглохшие дети нуждаются
    в специальных занятиях по обучению
    чтению с губ для того, чтобы обеспечить
    адекватное восприятие речи. Дети с
    нарушением слуха нуждаются в специальном
    курсе занятий по развитию словесно-логического
    мышления.

  • Построены
    «обходные пути» обучения, использованы
    специфические средства, которые не
    применяются в образовании нормально
    развивающегося ребенка. Значительно
    более раннее, чем в норме, обучение
    глухих детей дошкольного возраста
    грамоте является одним из обходных
    путей формирования их словесной речи.
    Для обучения чтению слепых детей
    применяется шрифт Брайля. Более раннее,
    чем в норме, начало и принципиально
    иной подход к формированию компьютерной
    грамотности и использованию компьютерных
    технологий в коррекционном обучении
    — также один из путей.

  • Осуществляется
    регулярный контроль за соответствием
    выбранной программы обучения и развития
    реальным достижениям и уровню в развитии
    ребенка.

  • Обеспечена
    особая пространственная и временная
    организация образовательной среды.
    Так, например, аутичные дети нуждаются
    в особом структурировании жизненного
    пространства, облегчающем им понимание
    смысла происходящего, дающем им
    возможность предсказать ход событий
    и планировать свое поведение.

  • Все
    окружающие взрослые подготовлены и
    реально участвуют в решении образовательных
    задач за пределами образовательного
    учреждения, и их усилия скоординированы.

  • Реабилитация
    средствами образования не заканчивается
    периодом школьного обучения. Практически
    такой ребенок нуждается в реабилитации
    средствами образования на протяжении
    всей своей жизни, хотя с возрастом ее
    задачи будут принципиально меняться.

  • Процесс
    реабилитации средствами образования
    осуществляется квалифицированными
    специалистами, компетентными в решении
    задач развивающего обучения.

Итак,
выбирая тип образовательного учреждения
(массовое или специализированное),
необходимо по отношению к каждому
конкретному ребенку с нарушением в
развитии ответить на вопрос, могут ли
быть обеспечены там его особые
образовательные потребности. Право
выбора принадлежит родителям, обязанность
же специалистов обнаружить и сделать
ясными для родителей все особые
образовательные потребности их ребенка,
которые должны быть обеспечены в процессе
его обучения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Е.Л. Гончарова «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

О.И. Кукушкина «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

К детям с выраженными нарушениями в развитии обычно относят детей с интеллектуальными нарушениями; глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с различными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с ранним детским аутизмом; детей с комбинированными нарушениями в развитии. Все дети с выраженными нарушениями в развитии нуждаются в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем индивидуализированную.К сожалению, до сих пор огромным числом руководителей, специалистов и даже родителей не вполне осознается роль и место в этом комплексе реабилитации средствами образования. В ряде случаев профессионально неграмотно определяется и содержание этого компонента реабилитации. В связи с этим необходимо сделать ясным, как специалисты — дефектологи определяют смысл, миссию реабилитации средствами образования. Когда мы говорим «реабилитация средствами образования», мы имеем в виду восстановление ребенка в правах на социальное наследование, т.е. на наследование культурно — исторического опыта человечества. Социальное наследование, которое и является специфически человеческим типом наследования, у любого ребенка всегда осуществляется только средствами и в сфере образования. В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л. С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член — рука или нога — выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка — это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.». Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с «социальным вывихом». Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового и традиционного, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего «обходные пути» достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Реабилитация средствами образования означает:

  • на уровне возраста — совпадение начала целенаправленного обучения с моментом выявления и определения нарушения в развитии ребенка (начиная с первых месяцев жизни);
  • на уровне содержания образования — выдвижение тех задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне методов обучения — построение «обходных путей» обучения, использование специфических средств обучения, более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение, не требующееся в образовании нормально развивающегося ребенка;
  • на уровне организации — это особые формы организации образовательной среды, которые не нужны нормально развивающемуся ребенку;
  • на уровне границ образовательного пространства — максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
  • на уровне продолжительности образования — это пролонгированность процесса обучения и выход за рамки школьного возраста;
  • на уровне подготовки кадров специалистов для системы специального образования — это принципиальное изменение (по сравнению с подготовкой специалистов для обучения норально развивающихся детей) профиля профессиональной подготовки учителя, т.е. обеспечение подготовки специалиста по выявлению и преодолению «социального вывиха», коррекции развития ребенка в ходе обучения, восстановлению нарушенных связей в разных областях развития;
  • на уровне определения круга лиц, участвующих в реабилитации средствами образования — это обязательное включение родителей в процесс реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

Таким образом, реабилитация средствами образования означает в общем виде восстановление ребенка с нарушением в развитии в правах на наследование культурно-исторического и социального опыта; достижение максимально возможной для данного ребенка степени интеграции в общество в доступных для него сферах. Из сказанного следует, что глубоким заблуждением является представление о том, что реабилитация средствами образования подразумевает только или прежде всего включенность в существующую образовательную систему и доступность общего образования в полном объеме для аномального ребенка.

Реабилитация средствами образования играет особую роль в системе комплексной реабилитации именно потому, что только специальное образование позволяет осуществить восстановление аномального ребенка в праве на наследование социального и культурно-исторического опыта. Чем лучше решается эта задача средствами образования, тем выше потенциальные возможности интеграции ребенка с нарушениями в развитии в общество, тем более он подготовлен к самостоятельной взрослой жизни, т.е. социально компетентен.

Особые образовательные потребности детей с нарушениями в развития

Для определения целей и задач реабилитации через образование детей с различными нарушениями ключевым понятием является понятие «особые образовательные потребности». Исходя из того, что первичное нарушение в развитии ребенка (слуха, зрения, центральной нервной системы и т.д.) приводит к ситуации «социального вывиха», попытаемся определить смысл термина «Ребенок с особыми образовательными потребностями», т.е. определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе специального образования.

Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в следующем:

  • Первичное нарушение в развитии должно быть выявлено как можно раньше.

В настоящее время, возможно выявление многих нарушений в развитии детей уже на первом году и даже первых месяцах жизни. Так, например, в стране создана система раннего ( с первых месяцев жизи) выявления нарушений слуха, разработана комплексная аудиолого-педагогическая диагностика состояния слуховой функции, разработаны педагогические методики выявления нарушений слуха [2].

  • Целенаправленное специальное обучение должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка.

Так, если нарушение слуха выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и целенаправленное специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна для ребенка ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развития все усилия взрослых направлены исключительно на попытку лечения ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование необходимости одновременной целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка [2].

  • Своевременно должны определяться все направления развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у конкретного ребенка вследствие характера и степени выраженности первичного нарушения, возраста, в котором оно наступило; должны быть определены роли каждого «вывиха» в социальном развитии ребенка, характер и содержание специального обучения, направленного на устранение уже возникших и предупреждение новых социальных вывихов.

Так, комплексное нарушение слуха и зрения приводит к выпадению ребенка из общественно выработанных культурных традиций формирования читательской деятельности. Это обуславливает несформированность базового механизма читательской деятельности: механизма превращения содержания текста в личный социальный и эмоциональный опыт ребенка-читателя и, в конечном счете, остановку в развитии читательской деятельности в целом.Грубые нарушения в читательском развитии можно предотвратить даже у слепоглухих детей, если использовать для целенаправленного формирования базовых компонентов читательской деятельности «систему обходных путей» и специальные педагогические инструменты, эквивалентные по функциям культурным традициям и инструментам культуры, ориентированным на читательское развитие обычных детей [3].

  • В содержание обучения должны быть введены специальные разделы, которые направлены на решение задач развития ребенка, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника.

Так, ребенок с нарушением зрения, зрения и слуха, интеллекта нуждается в специальном разделе обучения — «социально-бытовая ориентация», где он учится правилам элементарного социального поведения, правилам социального взаимодействия, коммуникации, изучает функции различных социальных служб и [4, 5]. Дети с различными нарушениями в развитии нуждаются в специальном разделе содержания обучения по целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию представлений о внутреннем мире человека, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми [б]. Позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ для того, чтобы обеспечить адекватное восприятие устной речи [7]. Дети с нарушением слуха нуждаются в специальном курсе занятий по развитию словесно-логического мышления [8].

  • Должны быть построены «обходные пути» обучения, использованы специфические средства, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка.

Так, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из обходных путей развития их словесной речи [9]. Для обучения чтению слепых детей необходимо применение шрифта Брайля. Более раннее, чем в норме, начало и принципиально иной подход к обучению детей с нарушениями в развитии компьютерной технологии работы с текстом («Текстовому редактору») является также одним из специфичных путей развития и коррекции недостатков письменной речи [10].

  • Должен осуществляться регулярный контроль за соответствием выбранной программы обучения реальному уровню развития ребенка и для этого должны быть разработаны специальные педагогические «инструменты», технологии.

Так, разработанная специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» является одним из примеров инструмента педагога для выявления разрыва между развитием и обучением ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста [12].

  • Должна быть обеспечена особая пространственная и временная организация образовательной среды.

Так, например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего, дающем им возможность предсказать ход событий и планировать свое поведение [11].

  • Все окружающие взрослые должны быть подготовлены и реально участвовать в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения, их усилия должны быть скоординированы.
  • Реабилитация средствами образования не должна заканчиваться периодом школьного обучения. Практически такой ребенок нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться [12].
  • Процесс реабилитации средствами образования должен осуществляться квалифицированными специалистами разного профиля, компетентными в решении задач коррекции развития ребенка в ходе его обучения.

Итак, выбирая тип образовательного учреждения (массовое или специализированное), необходимо по отношению к каждому конкретному ребенку с нарушением в развитии ответить на вопрос, могут ли быть обеспечены там его особые образовательные потребности. Право выбора принадлежит родителям, обязанность же специалистов — обнаружить и сделать ясными для родителей все особые образовательные потребности их ребенка, которые должны быть обеспечены в процессе его обучения.

Печать

Библиография

Будет напечатана текущая страница статьи

Распечатать фрагмент

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2000. Альманах №1 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-1/reabilitacija-sredstvami-obrazovanija-osobye-obrazovatelnye
(Дата обращения: 18.02.2020)

Список литературы

  1. Апухтина А.Д., Басилова Т.А., Васина Г.В., Чулков В.Н. Программа по социально-бытовой ориентации для слепоглухих детей. Дефектология. — 1994. — № 6.
  2. Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта. Дефектология. – 1995. — № 1.
  3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М.: Просвещение, 1995.
  4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.,Королевская Т.К. Мир за твоим окном. Специализированная компьютерная программа для детей с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития.
  5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения. Дефектология. – 1998. — № 3.
  6. Гончарова Е.Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха. Дефектология. — 1995. — № 4.
  7. Корсунская Б.Д. Методика обучения словесной речи глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Кукушкина О.И. Как и зачем учить текстовому редактору детей с нарушениями в развитии. ИКП РАО, 1994.
  9. Миронова Э.В. Оценка навыка чтения с губ с помощью стандартизованного речевого материала. — М.: Педагогика, 1980.
  10. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. Дефектология. — 1995. № 5.
  11. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Если малыш не слышит. — М.: Просвещение, 1995.
  12. Тигранова Л.И. Пропедевтика формирования логического мышления слабослышащих детей. Дефектология. — 1988. — № 1.
  13. Щербакова А.М., Матвеева Н.Б., Наливайко Г.А. Создание групп постинтернатной реабилитации и адаптации подростков с умственной отсталостью. Дефектология. — 1995. — № 2.

Источник