Социальная реабилитация ребенка с отклонениями в развитии
Введение
1. Социально-реабилитационная деятельность
2. Основы ранней реабилитации детей с отклонениями в развитии
3. Основные направления реабилитации детей с отклонениями в развитии
3.1 Медицинская реабилитация детей с нарушениями в развитии
3.2 Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями в развитии в системе образования
3.3 Физкультурно-оздоровительная реабилитация детей с отклонениями в развитии
Заключение
Библиография
В последнее десятилетие XX века в России актуализировалась проблема социально-педагогической реабилитации[1] подростков с ограниченными возможностями физического здоровья в связи с гуманистическими позициями педагогической науки и практики. Изменение экономического, политического, нравственного, духовного, религиозного уровней общества, прогресс здравоохранения, науки и культуры вызвал повышенное внимание к детям с отклонениями в развитии. Ранее подростки этой категории нередко были исключены из общественной жизни, находились в системе закрытых спецучреждений, не могли в полной мере реализовать свои права на образование, воспитание, проведение досуга, получение услуг в сфере обслуживания и т.п. Современная социальная политика государства, российские законодательные акты в отношении детей с отклонениями в развитии приближаются к международным стандартам, призывающим создать оптимальные условия для их интеграции в общество, предоставить равные возможности для обучения, получения информации, социального обслуживания и дальнейшего трудоустройства.
Реабилитация — это не только лечение и улучшение состояния здоровья, а процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе. Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления ребенку статуса «инвалид», а с момента выявления потребности в реабилитации. Реабилитационная деятельность опирается на следующие принципы организации услуг: индивидуальности, комплексности, непрерывности, оперативности и доступности.
Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической деятельности.
Чтобы преодолеть негативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции в общество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению, воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокого анализа современных проблем специального образования как в России, так и за рубежом.
Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации.
Социально-реабилитационная деятельность — сравнительно новая область профессиональной деятельности, возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии. Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детей к полноценной жизни в обществе.[2]
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастных этапах. Названные закономерности изучает психология. Следовательно, психология по отношению к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями выступает как дисциплина, составляющая ее научную основу. Без учета закономерностей психического и личностного развития ребенка социально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил и приемов, лишенных конкретного содержания.
Курс «Социальная реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы» возник на стыке смежных наук: общей психологии, социальной психологии, возрастной и педагогической психологии, специальной психологии и коррекционной педагогики. Он имеет свой предмет, объект и методы исследования, позволяющие получать объективную научную информацию о ребенке, включенном в социально-реабилитационный процесс.
Теоретической основой курса являются положения общепсихологической теории, разработанные такими учеными, как: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.Я. Басов, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, а также работы Л.И. Божович, В.С. Мухиной и других, изучавших личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Все проблемы, включенные в настоящий курс, рассматриваются с позиций единства деятельностного и личностного подходов, сформировавшихся в отечественной психологии[3].
Деятельностный подход в социальной реабилитации предполагает развитие и коррекцию ребенка с ограниченными возможностями только в процессе деятельности посредством специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью. Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность определяется самим объектом, но не прямо, а через «внутренние» закономерности, то есть внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние человека, через сложившийся у него строй мыслей и чувств. В качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.
Личностный подход ориентирует специалиста по социальной реабилитации на работу с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок постепенно становится хозяином собственного «Я», субъектом деятельности и общения, получает возможность направлять свои усилия на саморазвитие и самореализацию. Чтобы достичь цели социальной реабилитации, необходимо сформировать личность ребенка как субъекта деятельности и общения.
Названные подходы, рассматриваемые в единстве, определяют роль специалиста по социальной реабилитации в общей системе воспитания ребенка. Его задача состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в личностном развитии.
В основе ранней реабилитации детей [4]с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений. Выявление этих отклонений связано с определенными трудностями, так как интеллектуальное развитие ребенка представляет собой созревание множества разнообразных функций, находящихся в сложном единстве. Отклонения в интеллектуальном развитии могут являться следствием поражения любой функции, определяющей интеллектуальную деятельность ребенка и ее своеобразие.
При диагностике отклонений в умственном развитии ребенка за основу должны быть взяты нормативы нервно-психического развития здоровых детей. Различные отклонения в развитии ребенка сопровождают нарушения в состоянии здоровья и корригируются одновременно с лечением психоневрологической недостаточности. Результаты тестирования используются для контроля эффективности лечения и раннего педагогического вмешательства, они позволяют определить степень сложности индивидуальной программы реабилитации, а также раскрыть основную причину задержки в развитии ребенка. Сравнение уровня развития ребенка-инвалида с возрастными стандартами преследует далеко не главную цель. Важно показать не степень его отставания от здоровых сверстников, а отметить достигнутые успехи в тот или иной отрезок времени. Основная цель диагностики заключается в том, чтобы определить палитру различных видов деятельности, которыми может заниматься ребенок, имея те или иные нарушения жизнедеятельности и страдающий различными видами социальной недостаточности.
Возрастные нормативы нервно-психического развития могут помочь определить сильные и слабые стороны в развитии ребенка и тем самым выделить приоритетные направления в реабилитационной работе. Диагностируя уровень нервно-психического развития ребенка с различными ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью, необходимо иметь в виду, что у всех детей важные жизненные навыки формируются по тождественной схеме и нередко с похожей последовательностью, даже если из-за интеллектуальных нарушений некоторые дети овладевают ими очень медленно. В результате тестирования выясняется, какие практические умения, и в какой последовательности формировались.
Правильно проведенная диагностика достигнутого уровня позволяет определить успехи в обучении ребенка, контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе реабилитации, вносить коррекцию в методику занятий с ребенком.
Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в лучших отечественных научно-методических и лечебных учреждениях, предполагают в первую очередь обучить ребенка жизненно важным навыкам, которые обычно формируются у детей в раннем возрасте.
Источник
В основе ранней реабилитации детей Вернер Д. и др. Реабилитация детей-инвалидов. М.- 1995.с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений. Выявление этих отклонений связано с определенными трудностями, так как интеллектуальное развитие ребенка представляет собой созревание множества разнообразных функций, находящихся в сложном единстве. Отклонения в интеллектуальном развитии могут являться следствием поражения любой функции, определяющей интеллектуальную деятельность ребенка и ее своеобразие.
При диагностике отклонений в умственном развитии ребенка за основу должны быть взяты нормативы нервно-психического развития здоровых детей. Различные отклонения в развитии ребенка сопровождают нарушения в состоянии здоровья и корригируются одновременно с лечением психоневрологической недостаточности. Результаты тестирования используются для контроля эффективности лечения и раннего педагогического вмешательства, они позволяют определить степень сложности индивидуальной программы реабилитации, а также раскрыть основную причину задержки в развитии ребенка. Сравнение уровня развития ребенка-инвалида с возрастными стандартами преследует далеко не главную цель. Важно показать не степень его отставания от здоровых сверстников, а отметить достигнутые успехи в тот или иной отрезок времени. Основная цель диагностики заключается в том, чтобы определить палитру различных видов деятельности, которыми может заниматься ребенок, имея те или иные нарушения жизнедеятельности и страдающий различными видами социальной недостаточности.
Возрастные нормативы нервно-психического развития могут помочь определить сильные и слабые стороны в развитии ребенка и тем самым выделить приоритетные направления в реабилитационной работе. Диагностируя уровень нервно-психического развития ребенка с различными ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью, необходимо иметь в виду, что у всех детей важные жизненные навыки формируются по тождественной схеме и нередко с похожей последовательностью, даже если из-за интеллектуальных нарушений некоторые дети овладевают ими очень медленно. В результате тестирования выясняется, какие практические умения, и в какой последовательности формировались.
Правильно проведенная диагностика достигнутого уровня позволяет определить успехи в обучении ребенка, контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе реабилитации, вносить коррекцию в методику занятий с ребенком.
Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в лучших отечественных научно-методических и лечебных учреждениях, предполагают в первую очередь обучить ребенка жизненно важным навыкам, которые обычно формируются у детей в раннем возрасте.
Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии обучается очень медленно. Для того чтобы он в меру своих возможностей развивался и осваивал необходимые навыки, следует иметь реалистичную, индивидуальную программу педагогической реабилитации ребенка-инвалида. Приступая к созданию такой программы, надо оценить три взаимосвязанные проблемы:
— конечную цель всей реабилитационной программы, или перечень навыков и умений, которыми ребенок должен в итоге овладеть;
— уровень актуального развития малыша и объем его социальной недостаточности;
— время и средства, имеющиеся для реализации поставленной цели.
Необходимо иметь в виду, что нельзя копировать ни один подход к реабилитации. В каждом конкретном случае следует определить потребности ребенка и, исходя из этого, адаптировать методы реабилитации каждого инвалида к его ограничениям и возможностям.
Составляя программу реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, необходимо иметь в виду, что чем раньше начнется реабилитационный процесс, тем больше надежд на достижение социально значимых результатов. Цель реабилитационной программы должна учитывать реальные возможности ребенка. Любые крайности будут разочаровывать и родителей, и специалистов, работающих с малышом. Определив цель реабилитации, необходимо сформулировать перечень задач, которые будут ориентиром на выбор направлений работы, они помогут спланировать основные занятия с ребенком, а также рационально использовать различные бытовые и режимные ситуации для повторения или закрепления отдельных достижений ребенка.
Ребенок продвигается вперед во многих сферах развития почти одновременно, поэтому ему надо помогать сразу по нескольким линиям развития. Для этого надо выбрать те упражнения, которые помогут ему лучше освоить то, что он уже умеет, а затем перейти к следующему этапу реабилитации. Обучение новым навыкам и умениям надо проводить постепенно, малыми этапами.
Первое, с чего надо начинать — это научить ребенка поднимать голову, когда он лежит или сидит на руках. С первых месяцев жизни надо правильно носить ребенка, помогая ему хорошо владеть головой в различных положениях и побуждая его интересоваться окружающей обстановкой. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М: АПН РСФСР 1960.
Когда малыш освоит движения головой, его надо научить переворачиваться. Для этого ребенка, страдающего различными задержками в развитии, обучают поднимать плечи и тело. Все это целесообразно осуществлять в процессе примитивных игр, а также во время ухода за ребенком. Малыша побуждают следить за игрушками, тянуться за ними, принимать различные положения и т.д. В том случае, когда многочисленные попытки «заставить» ребенка поднимать плечи и затем переворачиваться не приносят желаемого результата, ему осторожно помогают переворачиваться на бок, не оставляя при этом попыток сделать все это лишь с помощью игрушки.
На этом этапе реабилитации, да и при решении других реабилитационных задач, надо неукоснительно следовать «золотому правилу»: помогать ребенку нужно лишь столько, сколько ему необходимо, надо побуждать ребенка большее число упражнений выполнять самостоятельно.
Эти общие рекомендации не исключают значительного числа самых разных особенностей, учитывающих индивидуальность малыша, его возможности, степень сохранности интеллекта и многое другое. Например, если не удается научить ребенка переворачиваться после долгих специальных занятий, можно достичь хорошего результата, приподняв ножку малыша и помогая ему таким образом освоить этот сложный двигательный акт. А затем должны следовать длительные и упорные тренировки, закрепляющие полученный результат. Если малыш страдает спастическим напряжением мышц, нужно сначала помочь ему расслабиться, например, покачивая его ножки взад и вперед, либо, свернув его «клубочком», медленно раскачивать ноги из стороны в сторону. Таких приемов существует довольно много. Можно попробовать, держа ребенка на коленях, поворачивать туловище в разные стороны.
Следующим этапом реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является развитие у них хватательного навыка, умения тянуться к предметам и координировать взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов.
Обучая ребенка различным навыкам, необходимо иметь в виду, как минимум, два обстоятельства.
Во-первых, у детей с трудностями в обучении можно сформировать большинство из тех навыков и умений, которыми владеют здоровые дети, если вовремя приступить к регулярным и хорошо продуманным занятиям.
Во-вторых, развитие различных функциональных систем мозга происходит гетерохронно. Они последовательно проходят стадии созревания и поэтому в каждый конкретный момент онтогенетического развития зрелость мозга мозаична: различные функционально-структурные звенья этих систем находятся на разных стадиях своего развития. В постнатальном онтогенезе каждая функциональная система имеет индивидуальный алгоритм развития.
Эти два обстоятельства необходимо учитывать при осуществлении самых различных реабилитационных мероприятий.
К важнейшим этапам ранней помощи детям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, относятся занятия по развитию навыков владения телом, координации движения, чувства равновесия и умения сидеть. Доскин В.А. и др. Морфофункциональные константы детского организма: Справочник. М: Медицина 1997. Принципы занятий заключаются в следующем:
1) прежде, чем ребенок начнет подниматься, его необходимо научить держать голову, поднимать и поворачивать ее;
2) малыш будет хорошо сидеть только тогда, когда он научится удерживать корпус в вертикальном положении, опираясь руками и балансируя, чтобы не упасть;
3) следует учить ребенка удерживать равновесие;
4) каждый раз, когда малышу удается выполнить какое-либо упражнение, его следует похвалить и приласкать;
5) постепенно надо сокращать объем помощи ребенку в овладении тем или иным навыком, добиваясь, чтобы он все делал самостоятельно;
6) отрабатывая с ребенком тот или иной навык, следует широко использовать современные реабилитационные пособия и тренажеры;
7) постоянно вырабатывать у ребенка чувство опасности и осторожности;
8) навыки владения телом лучше всего отрабатывать, когда взрослый (лучше, когда это делает мать) держит ребенка на животе или на коленях.
Круг упражнений по развитию навыков владения телом, координации движений, чувства равновесия и умения сидеть достаточно широк, и они могут быть индивидуализированы и построены в виде интересных игр.
Следующим этапом реабилитации является обучение детей умению ползать. Многие дети начинают самостоятельно передвигаться, сначала ползая на животе, и только после этого встают на четвереньки или перемещаются сидя на ягодицах. Однако ряд детей как бы перескакивают через этот этап двигательного развития. Минуя ползание, они после того, как овладевают умением хорошо сидеть, начинают вставать и ходить. Последовательность освоения этих навыков зависит от ряда причин, однако основную роль здесь играют подготовительная работа с ребенком и особенности условий его воспитания.
Ползать на животе обычно учат следующими способами: перед ребенком кладут игрушку и побуждают малыша дотянуться, достать ее руками. Если малыш не в состоянии подтянуть вперед ногу, чтобы ползти, ему помогают, приподнимая ногу. Ребенку, страдающему детским церебральным параличом, напротив, не всегда целесообразно подставлять опору для стоп, так как этот прием может вызвать нежелательное напряжение мышц и рефлекторное выпрямление ног.
В том случае, когда обучение ползанию дается с трудом, рекомендуется предварительная подготовка ребенка к этому двигательному навыку. С этой целью малыша «катают» на колене, обучая его перемещать тело из одной стороны в другую. Это должно происходить «незаметно» для ребенка. Такого рода упражнения можно разнообразить: положив малыша на большой мяч или валик, его тело раскачивают вперед и назад, заставляя держать руки вытянутыми вниз и выпрямленными в локтевых суставах. Аналогичное упражнение можно проводить, уложив ребенка на вытянутую ногу сидящего на полу взрослого и побуждая его ползти вперед, поочередно отрывая от пола то одну руку, то другую.
Малыш может осваивать приемы ползания, если кто-либо из взрослых держит его с помощью полотенца, обернутого вокруг тела. Таким образом, ребенку дают возможность реально почувствовать, как взрослый перемещает центр тяжести его тела с одной руки и ноги, касающихся пола, на другую сторону тела. Ребенка можно подвесить над полом таким образом, чтобы он опирался на ноги, а передвигался с помощью рук. Здесь необходимы и новые игрушки и интересные игры, побуждающие малыша делать то или иное упражнение.
Научить ребенка ходить можно лишь в том случае, если он научился удерживать равновесие и хорошо чувствовать центр тяжести своего тела. Однако подготовка к самостоятельной ходьбе должна осуществляться на всех этапах двигательного развития ребенка. Существует много приемов, облегчающих обучение инвалида стоять, ходить, координировать движения и сохранять равновесие.
Для укрепления ног малыша «заставляют» шагать на месте, поддерживая его за туловище. Однако это, да и некоторые другие упражнения у детей, страдающих спастическими параличами, могут спровоцировать излишнее напряжение мышц и последующую тугоподвижность суставов. Ребенка ставят на ноги и осторожно раскачивают из стороны в сторону, давая ему почувствовать как при этом перемещается центр тяжести тела. Ребенка, страдающего детским церебральным параличом, поддерживают при стоянии за плечи и одновременно ногой. Ребенок может самостоятельно тренироваться вставать, если ему дать возможность держаться за толстую веревку, лестницу, поручни и т.п. Когда он научится стоять, можно подстраховывать его от падения, обвязав полотенцем вокруг груди. Однако в этом случае нельзя давать малышу возможность висеть на такой поддержке. Для развития чувства равновесия и улучшения координации движений нужно играть с ребенком, поддерживая его сзади руками. Осторожно обхватив малыша под мышки, можно раскачивать его из стороны в сторону, наклоняя вперед и назад. Как только он научится сохранять равновесие самостоятельно, нужно переходить к незаметной страховке падений, давая малышу возможность свободно стоять, раскачиваться на месте или передвигаться, опираясь на какие-либо предметы.
Равновесие и координация движений улучшаются после занятий на различных тренажерных устройствах. С этой целью можно соорудить специальные качели, ходунки, ручные тележки и т.п.
В последнее время обсуждается эффективность использования в детской реабилитологии мануальной терапии. Она часто применяется при коррекции статокинетических нарушений, возникающих при детском церебральном параличе.
Такая мануальная подготовка, связанная со значительной релаксацией мышц-синергистов, приводит к более быстрому освоению различных двигательных навыков, что в свою очередь облегчает общение ребенка с окружающими его людьми.
Раннее педагогическое вмешательство Бочарова Е.А. Ранняя реабилитация детей с отклонениями в развитии // Экология человека .- 2002 .- N 2. — С. 30-31. должно происходить в виде различных игр. Современные психологические исследования показывают, что умственные способности начинают складываться очень рано и формируются они не сами собой, а под влиянием окружающей обстановки, по мере расширения деятельности ребенка. При осуществлении простейших манипуляций и обучении элементарным навыкам самообслуживания малыш получает множество новых впечатлений, он практически знакомится со свойствами предметов — их формой, величиной, массой, твердостью. Ребенок лучше всего занимается со взрослым, если воспринимает обучение как забаву или игру. Для того чтобы игры носили развивающий характер, не утомляли ребенка, необходимо руководствоваться следующими принципами:
— нельзя заниматься подолгу одними и теми же играми или упражнениями;
— необходимо стремиться разнообразить занятия с малышом интересными приемами, новыми игрушками и т.п.;
— игра, с одной стороны, должна быть достаточно трудной, чтобы малышу было интересно, а с другой — достаточно легкой, чтобы он видел результаты своей деятельности;
— не все игры надо планировать заранее, детей часто увлекает экспромт, различные приключения, неожиданность и т.п.;
— игры почти всегда важнее игрушек, так как в качестве последних можно использовать почти любые предметы;
— игрушки и пособия для игр можно делать вместе с детьми, посвящая их в «таинство» превращения одних предметов в другие;
— для стимулирования наблюдательности, расширения круга представлений ребенка, нужно широко использовать прогулки.
В процессе реабилитации ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо развивать у него любознательность, интерес к окружающему миру и одновременно обучать его действовать с предметами, играть, рисовать, конструировать.
Малыша надо научить заранее обдумывать свои действия и применять приобретенные знания и навыки в самых различных ситуациях.
Успех реабилитации во многом зависит от постоянного и пристального внимания специалистов, от глубины постижения нужд и интересов ребенка и изучения особенностей его развития. При этом реабилитационная помощь ребенку не должна никогда прерываться, ибо ее эффект может наступить «незаметно», а иногда и неожиданно.
Источник