Социальная педагогика влияние наследственности на развитие ребенка

Социальная педагогика влияние наследственности на развитие ребенка thumbnail

Фактор
(от
лат. factor
-делающий,
производящий) – движущая сила, причина
какого-либо процесса, явления (С. И.
Ожегов)

На
развитие человеческой личности оказывают
влияние внешние
и
внутренние;
биологические и
социальные
факторы.

Виды
факторов влияющих на развитие личности

1Классификация.

  1. Биологический
    фактор
    — наследственность.

  2. Социальные
    факторы

    среда
    и воспитание.

2 Классификация.

1)
Внутренние
факторы
— относится собственная активность
личности, порождаемая противоречиями,
интересами и другими мотивами, реализуемая
в самовоспитании, а также в деятельности
и общении; наследственность.

2)Внешние
факторы -относятся
среда природная
и социальная, воспитание в широком
социальном смысле, а так же в широком и
узком педагогическом
смысле.

Рассмотрим
более подробно сущностную сторону
влияния ведущих факторов на развитие
личности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Наследственность
— свойство организмов передавать от
родителей к детям определенные качества
и особенности.

Носители
наследственности — гены (в переводе с
греческого «ген» означает «рождающий»).
Наукой
доказано, что свойства организма
зашифрованы в своеобразном генном коде,
хранящем и передающем всю информацию
о свойствах организма. Генетика
расшифровала наследственную программу
развития человека.

Установлено,
что именно наследственностью обусловлено
то общее, что делает человека человеком,
и то отличное, что делает людей столь
непохожими друг на друга.

По
наследству человеку передаются:

1)видовые
признаки как представителя человеческого
рода (Homo
sapiens):
анатомо-физиологическая структура (
задатки речи, прямохождение, мышление,
трудовая деятельность);

2)физические
особенности: внешние
расовые признаки, особенности телосложения,
конституции, черты лица, цвет волос,
глаз, кожи;

3)физиологические
особенности: обмен
веществ, артериальное давление и группа
крови, резус-фактор, стадии созревания
организма;

4)особенности
нервной системы: строение
коры головного мозга и его периферических
аппаратов (зрительного, слухового,
обонятельного и др.), особенности нервных
процессов, обусловливающие характер и
определенный тип высшей нервной
деятельности;

5)аномалии
в развитии организма: дальтонизм
(цветовая слепота), «зая­чья губа»,
«волчья пасть»;

6)предрасположенность
к некоторым заболеваниям наследственного
характера: гемофилия
(болезнь крови), сахарный диабет,
шизофрения, эндокринные расстройства
(карликовость и др.).

Необходимо
отличать
врожденные
особенности
человека,
связанные с изменением генотипа, от
приобретенных,
которые
явились следствием неблагоприятных
при жизни условий. Например, осложнений
после болезни, физических травм или
недосмотра при развитии ребенка,
нарушения режима питания, труда,
закаливания организма и т. д. Отклонение
или изменение психики может наступать
в результате субъективных факторов:
испуга, сильных нервных потрясений,
пьянства и аморальных поступков
родителей, других отрицательных явлений.
Приобретенные
изменения не наследуются.
Если
не изменен генотип, то
не
наследуются также некоторые врожденные
индивидуальные особенности человека,
связанные с его утробным развитием.
К
ним относятся многие аномалии, вызываемые
такими причинами, как интоксикация,
облучение, влияние алкоголя, родовые
травмы и пр.

Чрезвычайно
важен вопрос, наследуются ли готовые
способности
к
определенному виду деятельности или
только
задатки?

Задатки,
способности. Что наследуется?

Установлено,
что

наследуются только задатки.

Задатки

это
анатомо-физиологические особенности
организма, являющиеся предпосылками
развития способностей.
Задатки
обеспечивают предрасположенность к
той или иной деятельности.

Различают
задатки двух видов.

Виды
задатков

1)Общечеловеческие:
строение
мозга, центральной нервной системы,
рецепторов.

2)Индивидуальные:¨типологические
свойства нервной системы, от которых
зависит скорость образования временных
связей, их прочность, сила сосредоточенного
внимания, умственная работоспособность;
индивидуальные особенности строения
анализаторов, отдельных областей коры
головного мозга, органов и др.

Способности
— индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определенного
рода деятельности

Способности
обнаруживаются в быстроте, глубине и
прочности овладения способами и приемами
деятельности. Высокий
уровень развития способностей —
та­лант,
гениальность.
Способности
это прижизненные образования, формирующиеся
в процессе деятельности и в результате
воспитания. Наследуются не способности,
а только задатки. Унаследованные
человеком задатки могут быть или
реализованными, или нет. Будучи
индивидуально-природной основой
способностей, задатки являются важным,
но недостаточным условием их развития.
При
отсутствии соответствующих внешних
условий и адекватной деятельности
способности могут не развиться даже
при наличии благоприятных задатков.Отсутствие
ранних достижений может свидетельствовать
не об отсутствии способностей, а скорее
о неадекватной имеющимся задаткам
организации деятельности и воспитания.

Такой,
например, задаток, как подвижная нервная
система, может способствовать развитию
многих способностей в любом виде
деятельности, связанной с необходимостью
адекватно реагировать на смену ситуаций,
быстро перестраиваться на новые действия,
менять темп и ритм работы и др. А,
следовательно, это может специфически
проявляться и в ходе обучения и воспитания,
и, безусловно, должно учитываться
педагогами.

Современная
педагогика акцентирует внимание на
важности
выявления имеющихся у человека, прежде
всего,

специальных
задатков.

Специальными
называются
задатки к определенному виду
деятельности. К специальным задаткам
относятся музыкальные, художественные,
математические, лингвистические,
спортивные и др.

Красивый
певческий голос зависит от наличии
следующих задатков: особенности строения
грудной клетки, носовой полости, языка,
губ, силы дыхательной мускулатуры,
объема легких.

Установлено,
что

люди, обладающие специальными задатками,
достигают более высоких результатов,
продвигаются более быстрыми темпами в
соответствующей области деятельности.
Специальные задатки могут проявляться
уже в раннем возрасте, если созданы
необходимые условия.

Итак,
специальные задатки наследуются. В
истории человечества встречалось немало
потомственных дарований. Известно,
например, что у И. С. Баха в пяти поколениях
его предков насчитывалось 18 известных
музыкантов.

СРЕДА

Среда
— это реальная действительность, в
условиях которой происходит развитие
человека.

Природная
среда
оказывает на развитие человека
опосредованное влияние (разрушительное
или социальное) через климат, погоду,
радиационный фон, природные катаклизмы
и др.

Известно,
например, что выросшие на крайнем севере
люди более выдержанны,

более
организованны, умеют ценить время и
правильно относиться к тому, чему их
обучают.

Социальная
среда подразделяется
на макросреду и микросреду.

Под
макросредой понимают все общество в
целом, социальный и государственный
строй, социальные, экономические,
политические, идеологические, морально
– правовые условия жизни.

Микросреда
– непосредственное окружение человека,
семья, коллективы по месту учебы,
внучебной деятельности (клубы, секции
и др.) или работы, группы сверстников.

В
основном на личность непосредственным
образом воздействует микросреда. Именно
в микросреде закладываются важнейшие
нравственные и морально-психологические
характеристики человека, которые, с
одной стороны, необходимо принимать во
внимание, а с другой — совершенствовать
или трансформировать в процессе обучения
и воспитания.

Социальная
среда – важный фактор развития человека.
Так как только в обществе индивид может
сформироваться как личность.

ВОСПИТАНИЕ

Воспитание
– это сознательная, управляемая,
целенаправленная часть социальной
среды. Главный фактор развития личности.
Воспитание
целенаправленный процесс, он может
корректировать наследственность и
микросреду. Например, через занятие
спортом, физической культурой можно
укрепить здоровье.

Воспитание
реализуется через образовательные
учреждения. Личность ученика и ее
развитие – это цель и результат работы
педагога. Его деятельность направлено
на выявление склонностей и дарований,
развитие в соответствии с индивидуальными
особенностями ученика, его способностями
и возможностями.

Соотношение
воспитания (обучения) и развития.

Отечественный
педагог и психолог Л.С. Выготский
(1896—1934) выдвинул идею о ведущей роли
воспитания и обучения в развитии
личности:
воспитание
(обучение) должно идти впереди развития
личности и вести его за собой.

Л.
С. Выготский выделил два уровня умственного
развития ребенка.

1)
«уровень актуального развития» — это
уровень подготовленности ученика, на
нем он может выполнить задания вполне
самостоятельно.

2)
«зона ближайшего развития», более
высокий, уровень, на этом уровне, ученик
не может выполнить задание самостоятельно,
но может выполнить под руководством и
с помощью взрослого.

То,
что сегодня ученик делает с помощью
взрослого, завтра он будет делать
самостоятельно; то, что входило в зону
ближайшего развития, в процессе обучения
и воспитания переходит на уровень
актуального развития.

Процесс
воспитания и обучения необходимо
осуществлять в зоне
ближайшего развития ребёнка,
где приводятся
в движение внутренние процессы психических
новообразований.
Обучение
и воспитание только тогда хороши, когда
они идут впереди развития т.е. в зоне
ближайшего развития, тогда они ускоряют
развитие личности.

Социальная педагогика влияние наследственности на развитие ребенка

Эта
теория объясняет почему дети, которые
при поступлении в школу умели хорошо
писать и читать, нередко во 2 классе хуже
учатся, чем дети, которые в 1 классе этого
не умели делать.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Понедельник, 26 Апреля 2010 г. 21:37

+ в цитатник

 КУРСОВАЯ: «Влияние наследственности на развитие и социализацию ребенка (младший школьный возраст)»  (2008 г.)

Содержание

Введение 3
1. Понятие социальной наследственности 6
2. Социально-психологическая характеристика младшего школьного возраста 8
3. Социализация ребенка в свете культурно-исторических теорий 19
4. Роль детско-родительских отношений в психическом развитии и социализации ребенка 25
5. Рекомендации для педагогов и родителей по коррекции детско-родительских отношений 29
Заключение 32
Список использованной литературы 34

СКАЧАТЬ

Введение

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами со-циализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, — родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка боль-шое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наи-более мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формирова-нии личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре . 
В содержание понятия «социализация» входит усвоение социальных норм, умений, стереотипов; формирование социальных установок и убежде-ний; вхождение индивида в социальную среду; приобщение индивида к сис-теме социальных связей; самоактуализация Я-личности; усвоение индивидом социальных влияний; социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения [19].
Цель социализации есть личностные качества, которые должен приоб-рести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить [23].
В данной работе изучается влияние наследственности на развитие со-циализации ребенка. 
Роль наследственности в социализации и развитии личности за рубе-жом изучалась Г. Тардтом (1843-1904), а в России академиком Н. П. Дубининым. Они назвали ее социальной наследственностью. Г. Тардт считал, что чтобы быть пригодным для общественной жизни, человек должен родиться со способностью к обучению, великий метод всякого обучения — подражание. Благодаря подражанию происходит усвоение традиций, ценностей, обычаев, опыта, накопленных общест-вом и внушаемых индивиду.
Ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья. Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. 
Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой опреде-ляется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от обра-зовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занято-стью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий про-живания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографи-ческий определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. 
Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, разви-тии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье за-кладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профес-сию.[19].
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют сте-пени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентно-сти и благополучию.
Круг проблем, связанных с развитием детско-родительских взаимоот-ношений, в последние годы выдвигается в ряд наиболее значимых. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо при-знаки психического нездоровья. При изучении развития особенностей социа-лизации ребенка обязательным является изучение его взаимосвязей с близ-кими взрослыми, которые создают условия для этого развития. Поэтому ис-следование взаимосвязи психологической атмосферы в семье и развития со-циализации ребенка, рассмотренная в данной работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педа-гогики, но и, прежде всего, родителей. Ведь именно дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания являются факторами, де-терминирующими социально-психологическое здоровье детей .
Цель исследования: изучение влияния социальной наследственности на развитие социализации детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: семейные условия развития социализации де-тей в младшем школьном возрасте.
Предмет: влияние наследственности на развитие социализации.

Вложение: 3789265_psy03.doc

Источник

ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Наследственностью принято называть передача родительских признаков детям. Некоторые наследственные качества (форма носа, цвет волос, глаз, очертания лица, музыкальный слух, певческий голос и др.) не требуют для своей фиксации использования каких-либо приборов, другие, связанные с цитоплазмой и ядерной ДНК (обменом веществ, группой крови, полноценностью набора хромосом и др.), предполагают проведение достаточно сложных исследований.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Большая длина молекулы ДНК дает возможность «записать» определенную информацию.

Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития.

Своевременное выявление у детей унаследованных признаков позволяет направить одних детей в спецшколы для одаренных, других – во вспомогательные школы. Дети с умственными и физическими аномалиями (умственно отсталые, глухие, слепые) во вспомогательных школах приобщаются к общественно полезному труду, овладевают грамотой и повышают свое интеллектуальное развитие. Огромная заслуга в исправлении неблагоприятной наследственности у детей принадлежит олигофрено-, сурдо– и тифлопедагогике.

Квалифицированные педагоги в спецшколах совершенствуют математические, музыкальные и другие задатки детей, что связано с огромным трудом по их развитию. Педагог должен знать, что родители часто видят у своего ребенка необыкновенные способности, хотя на самом деле он может иметь весьма скромные задатки. По этой причине очень важно вовремя подсказать родителям, как развивать в ребенке ту склонность, которая выявляется у него и которую он, должна быть, унаследовал от дедов, а не от родителей. Такое проявление способностей связано с особенностью наследственности: ее длительной устойчивостью, когда признаки передаются на протяжении многих поколений и не всегда проявляются в первых поколениях (это так называемая рецессивная наследственность).

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются исходя из обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт какой-либо деятельности человека). Педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, в случае если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного – «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным. В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы. Вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

При этом развитие ребенка и реализация генетической программы происходит в конкретных условиях внешней среды. Факторы внешней среды исходя из их характера, силы и продолжительности действия могут способствовать выходу за границы индивидуальной программы развития. Большое значение играет возрастной период, так как каждый период отличается различной чувствительностью к факторам внешней среды.

Все факторы внешней среды условно можно разделить на 3 группы:

— неорганические (температура, свет, парциальное давление газов во вдыхаемом воздухе, уровень радиации и т. д.);

— органические (воздействие, оказываемое на организм ребенка другими живыми существами);

— социальные (воздействия, оказываемые на ребенка членами семьи, которые, в свою очередь, определяются укладом, традициями, социальными ориентирами, материальным достатком семьи и т. д.).

К социальным факторам относят также микроклимат, который создается вокруг ребенка в детских учреждениях, учебных заведениях, а затем в рабочих коллективах.

При анализе влияния факторов первой группы на рост и развитие, в частности, влияния высокой или низкой температуры окружающей среды, следует обратиться к правилам Бергмана и Аллена. Правило Бергмана утверждает, что в пределах одного теплокровного вида размер тела подвида обычно увеличивается с уменьшением температуры окружающей среды. Правило Аллена гласит: у теплокровных животных, относящихся к одному виду, имеется тенденция к увеличению относительного размера сильно выступающих частей тела с увеличением температуры окружающей среды. Т.е. у лиц, проживающих в условиях высокой среднегодовой температуры, отмечается преобладание длины конечностей над длиной туловища. В то же время у лиц, проживающих в условиях низкой температуры, отмечается большой вес при мощном торсе и относительно коротких конечностях.

Факторы органической природы могут выступать по отношению к растущему организму как симбионты – бактерии толстого кишечника. Одни из них расщепляют растительную клетчатку, так как в пищеварительных соках человека нет ферментов для ее переваривания. В то же время многочисленные микроорганизмы способны вызывать различные заболевания или паразитировать в организме ребенка.

Большое значение играет социальный фактор. Ребенок может иметь генетически детерминированные музыкальные способности. Но отсутствие необходимых условий не позволяет развиться этим способностям. Или же несовпадение социальных ориентиров родителей с социальными ориентирами ребенка может явиться причиной прекращения посещения спортивной секции.

Низкая материальная обеспеченность семьи является причиной неполноценного питания, плохих жилищных условий и как следствие – отставание в физическом развитии ребенка. Огромное значение играет микроклимат в семье. Воспитание ребенка в состоянии эмоционального дискомфорта (конфликты в семье, отсутствие родительской ласки и заботы) затормаживает его развитие. Такое явление получило название психосоциальная низкорослость, или дефицит материнской ласки. Наиболее ярко это проявляется у детей-сирот.

Большинство отечественных физиологов склонны считать, что физические упражнения стимулируют рост скелета, как в длину, так и в ширину. Наряду с этим, в литературе накоплен огромный материал о негативном влиянии интенсивных физических нагрузок на растущий скелет. Исследования показывают, что при более ранней интенсивной тренировочной деятельности у детей чаще выявляются хронические заболевания суставов, которые трудно поддаются лечению. Только рациональная программа физического воспитания в сочетании с другими благоприятными факторами (полноценное питание, хорошие социальные условия и т. д.) являются естественными стимуляторами роста.

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Развитие человека нельзя адекватно оценить без учета той среды, в которой он живет, воспитывается, работает, без учета тех, с кем он общается, а функции его организма – без учета гигиенических требований, предъявляемых к рабочему месту, домашней обстановке, без учета взаимоотношений человека с растениями, животными и др.

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».

Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в его хромосомах, это генетическая конституция, которую организм получает от своих родителей.

Фенотип — совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма и зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в различных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно представить состоящим из нескольких элементов. К ним относятся: биологические задатки, кодируемые в генах; среда (социальная и природная); деятельность индивида; ум (сознание, мышление).

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Источник