Социальная педагогика развитие ребенка в социуме

Социальная педагогика развитие ребенка в социуме thumbnail

ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Международный
университет природы, общества и человека
«Дубна»

Факультет экономики 
и управления

Кафедра социальной
работы

Доклад

по

социальной педагогике

ТЕМА: Развитие ребенка
в социуме

Выполнила: студентка

группы 2051

2 курса 

Мурадова Айнур Мурад Кызы

Руководитель:

доц. Александров
Е.А.

Дата защиты: _______________________

Оценка: ____________________________

___________________________________

(подпись 
руководителя)

Дубна, 2013

Оглавление

Введение 3

Понятие о 
развитии ребенка 4

Биологические
факторы 5

Социальные 
факторы 6

Влияние среды 
на развитие ребенка 7

Заключение 9

Список использованной
литературы 10

Введение

Тема доклада «Развитие 
ребенка в социуме».

Цель: раскрыть понятие развития
ребенка в социуме.

Задачи:

    • дать определение понятию развития ребенка;
    • охарактеризовать биологические и социальные факторы;
    • определить влияние среды на развитие ребенка. 

Понятие о развитии ребенка

Развитие человека — очень сложный 
процесс. Оно происходит под влиянием
как внешних воздействий, так и внутренних
сил.

К внешним факторам относятся окружающая
человека естественная и социальная
среда, а также специальная целенаправленная
деятельность по формированию у детей 
определенных качеств личности; к 
внутренним — биологические, наследственные
факторы.

Развитие ребенка — не только
сложный, но и противоречивый процесс 
— означает превращение его как 
биологического индивида в социальное
существо — личность. В процессе
развития ребенок вовлекается в 
различные виды деятельности (игровую,
трудовую, учебную, спортивную и др.)
и вступает в общение (с родителями,
сверстниками, посторонними людьми и 
пр.), проявляя при этом присущую ему 
активность.

Установлено, что для каждого 
возрастного периода развития ребенка 
один из видов деятельности становится
главным, ведущим. Совсем маленький 
ребенок полностью зависит от
взрослых, даже на самые яркие предметы,
игрушки ребенок обращает внимание
только после того, как на них 
указывают взрослые. Поэтому вначале 
ведущую роль играет эмоциональное
общение ребенка с взрослым. Затем предметы
начинают привлекать внимание ребенка
сами по себе, а взрослый становится только
помощником в овладении ими. Ребенок осваивает
новый вид деятельности — предметный.
Постепенно интерес ребенка перемещается
с предметов на действия с ними, которые
он копирует у взрослых, — так формируется
игровая деятельность, или сюжетно-ролевая
игра.

При поступлении в школу ребенок 
осваивает учебную деятельность,
в этом ему помогают и педагоги,
и другие взрослые. Наряду с учебной 
деятельностью у ребенка сохраняются 
сюжетно-ролевые игры и формируются 
новые виды деятельности: трудовая,
спортивная, эстетическая и др. Для 
нормального развития ребенка с 
самого его рождения важное значение
имеет общение. Только в процессе общения
ребенок может освоить человеческую речь,
которая, в свою очередь, играет ведущую
роль в деятельности ребенка и в познании
и освоении им окружающего мира.

Биологические факторы

Биологическая наследственность определяет
как то общее, что делает человека
человеком, так и то отличное, что 
делает людей столь разными и 
внешне и внутренне. Под наследственностью 
понимается передача от родителей к 
детям определенных качеств и 
особенностей, заложенных в их генетическую
программу.

Великая роль наследственности заключается 
в том, что по наследству ребенок 
получает человеческий организм, человеческую
нервную систему, человеческий мозг
и органы чувств. От родителей к 
детям передаются особенности телосложения,
окраска волос, цвет глаз, кожи — 
внешние факторы, отличающие одного
человека от другого. По наследству передаются
и некоторые особенности нервной 
системы, на основе которых развивается 
определенный тип нервной деятельности.

Говоря о роли наследственности
в формировании и развитии ребенка,
нельзя игнорировать тот факт, что 
существует ряд болезней и патологий,
которые могут носить наследственный
характер, например, болезнь крови,
шизофрения, эндокринные расстройства.
Наследственные заболевания изучает 
медицинская генетика, однако их необходимо
учитывать и в процессе социализации
ребенка.

В современных условиях наряду с 
наследственностью отрицательно влияют
на развитие ребенка внешние факторы 
— загрязнение атмосферы, воды, экологическое 
неблагополучие и др. Все больше
рождается физически ослабленных 
детей, а также детей, имеющих 
нарушения в развитии: слепых и 
глухих или потерявших слух и зрение
в раннем возрасте, слепоглухонемых,
детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата и др.

Для таких детей деятельность и 
общение, необходимые для их развития,
значительно затруднены. Поэтому разрабатываются
специальные методики, позволяющие их
обучать, что дает возможность таким детям
иногда достигать высокого уровня умственного
развития. Занимаются с этими детьми специально
подготовленные педагоги. Однако, как
правило, у этих детей существуют большие
проблемы общения со сверстниками, непохожими
на них, со взрослыми людьми, что затрудняет
их интеграцию в общество.

Социальные факторы

Чтобы стать человеком, одной биологической 
наследственности мало.

Превращение биологического индивида
в социального субъекта происходит
в процессе социализации человека,
его интеграции в общество, в различные 
типы социальных групп и структур
посредством усвоения ценностей, установок,
социальных норм, образцов поведения,
на основе которых формируются социально
значимые качества личности.

Социализация — непрерывный 
и многогранный процесс, который 
продолжается на протяжении всей жизни 
человека. Процесс социализации ребенка,
его формирования и развития, становления 
как личности происходит во взаимодействии
с окружающей средой, которая оказывает 
на этот процесс решающее влияние 
посредством самых разных социальных
факторов.

Различают макро- (от греч. «большой»),
мезо- («средний») и микро- («малый»)
факторы социализации личности. На социализацию
человека оказывают влияние мировые, планетарные
процессы — экологические, демографические,
экономические, социально-политические,
а также страна, общество, государство
в целом, которые рассматриваются как
макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование
этнических установок; влияние региональных
условий, в которых живет и развивается
ребенок; тип поселения; средства массовой
коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные
учреждения, группы сверстников и многое,
многое другое, что составляет ближайшее
пространство и социальное окружение,
в котором находится ребенок и в непосредственный
контакт с которым он вступает. Эту ближайшую
среду, в которой происходит развитие
ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Наиболее важное значение для социализации
ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную
среду ребенок осваивает постепенно. Если
при рождении ребенок развивается, в основном,
в семье, то в дальнейшем он осваивает
все новые и новые среды — дошкольное
учреждение, затем школу, внешкольные
учреждения, компании друзей, дискотеки
и т. д. С возрастом освоенная ребенком
«территория» социальной среды все больше
и больше расширяется.

Влияние среды на развитие
ребенка

Среда — самые разные общности людей,
которые характеризуются особой системой
отношений и правил, распространяющихся
на всех членов данной общности. Поэтому,
с одной стороны, человек вносит в нее
что-то свое, в определенной степени влияет
на нее, изменяет ее, но в то же время, и
среда влияет на человека, предъявляет
ему свои требования. Она может принимать
человека, какие-то его поступки, проявления,
а может и отвергать; может относиться
к нему доброжелательно, а может и неприязненно. 
Отношение среды к человеку определяется
тем, насколько его поведение соответствует
ожиданиям среды. Поведение же человека
во многом определяется тем, какую позицию
он занимает в обществе.

Человек может занимать в обществе
одновременно несколько позиций. Так,
женщина может быть учительницей,
женой, матерью. Каждая позиция предъявляет 
человеку определенные требования и 
в то же время дает ему какие-то
права. Такая позиция человека в 
обществе, характеризующаяся определенными 
правами и обязанностями, в социологии
называется социальным статусом.

Некоторые статусы нам даны от рождения.
Так, статус человека может быть обусловлен
полом, национальностью, местом рождения,
фамилией и другими факторами. Такие 
статусы обычно называются врожденными,
или предписанными.

К позитивным ролям следует отнести 
роль члена семьи. В семье ребенок 
усваивает несколько таких ролей:
сына или дочери, брата или сестры,
племянника, внука, а также знакомится
с ролями отца и матери, бабушки и
дедушки и др.

Следующая важная роль, которую осваивает 
ребенок в процессе своего развития,
— это член коллектива. В детском 
саду и школе, в спортивной секции
и детских общественных организациях,
в общении со сверстниками ребенок 
усваивает роли члена коллектива,
товарища, друга, ученика, лидера и многие
другие.

К негативным ролям относятся такие,
как бродяга, чаще всего это беспризорные
и безнадзорные дети. На улицах, особенно
крупных промышленных городов, в 
магазинах, на рынках, в транспорте
мы встречаем детей-попрошаек, которые
свыклись с этой ролью и часто довольно
умело выпрашивают деньги у прохожих.
Среди них появляются те, кто занимается
воровством, иногда к этому их толкают
взрослые, иногда этим дети промышляют
самостоятельно.

Освоение ребенком механизма ролевого
поведения обеспечивает ему успешную
включенность в социальные отношения,
поскольку дает ему возможность
приспосабливаться, адаптироваться к
каждой новой для него ситуации или позиции
на протяжении всей последующей жизни.
Этот процесс приспособления индивида
к условиям социальной среды называется
социальной адаптацией.

Социальная адаптация является
непременным условием и результатом 
успешной социализации ребенка, которая,
как известно, происходит в трех
основных сферах: деятельности, общения 
и сознания. В сфере деятельности
у ребенка происходит расширение
видов деятельности, ориентация в 
каждом виде, ее осмысление и освоение,
овладение соответствующими формами 
и средствами деятельности. В сфере 
общения происходит расширение круга 
общения, наполнение и углубление его 
содержания, усвоение норм и правил
поведения, принятых в обществе, овладение 
различными его формами, приемлемыми 
в социальном окружении ребенка 
и в обществе в целом. В сфере 
сознания — формирование образа «собственного 
Я» как активного субъекта деятельности,
осмысление своей социальной принадлежности
и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности 
социальной адаптации ребенка, проявляется 
объективная потребность человека
быть «как все». Однако параллельно 
с этим в процессе индивидуального 
развития личности у ребенка постепенно
формируется другая объективная 
потребность — проявить себя, свою
индивидуальность. Ребенок начинает искать
способы и средства для ее выражения, проявлять
их, в результате чего происходит его индивидуализация,
которая выражается в том, что те или иные
социально значимые качества и свойства
личности проявляются в индивидуальной,
присущей именно этому человеку форме,
что его социальное поведение при всей
общей внешней схожести с поведением других
людей приобретает черты неповторимости,
уникальности.

Социальное развитие ребенка, таким 
образом, происходит по двум взаимосвязанным 
направлениям: социализации (овладения 
социокультурным опытом, его присвоения)
и индивидуализации (приобретения самостоятельности,
относительной автономности).

В целом усилия воспитателей и специалистов
должны быть направлены на социальную
адаптацию ребенка, находящегося в 
трудной жизненной ситуации, т. е.
на его активное приспособление к 
принятым в обществе правилам и нормам
поведения или на преодоление 
последствий влияния негативных
факторов.

Источник

На формирование личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (социальные) факторы.

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности.

На развитие человека влияет не только наследственность, но и социальные факторы, а именно — среда. Среда — эта реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (географическая, национальная, школьная, семейная; социальная среда — общественный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их оценки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социальнозначимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различают макро-, мезо- и микрофакторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и в непосредственный контакт с которым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Социум ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды: дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком “территория” социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде одной схемы, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю “площадь круга” — освоить весь потенциально доступный для него социум.

При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может “мигрировать” из одной среды в другую.

Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде — положительный или негативный.

Среда является объектом исследования представителей разных наук — социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка.

Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного — стихийного либо преднамеренного — влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок “выпадает” из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.

Процесс социализации таких детей также происходит прежде всего через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или преодоление последствий влияния негативных факторов.

Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребенка к условиям социальной среды, т. е. происходит его социальная дезадаптация, то в этом случае необходима социальная реабилитация ребенка, которая предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных ребенком общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе.

Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление — дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Источник