Социальная адаптация ребенка место адаптации в социальном развитии ребенка
Особенности социальной адаптации ребенка значительно отличаются от того же процесса у взрослых. Тем не менее именно детство – самый важный период для того, чтобы получить эти навыки и научиться взаимодействовать с обществом во всех сферах жизни.
Конечно, этим занимаются психологи, социальные работники, воспитатели и многие другие, но эффективность будет значительно снижена, если в процессе не примут участие родители, ведь именно они регулируют и направляют жизнь ребенка, и без них он вряд ли найдет помощь на стороне раньше, чем проблемы примут серьезный характер.
Что такое социальная адаптация?
Социальная адаптация – это способность человека жить в социуме, выстраивать с окружающими людьми правильные и уместные отношения, умение вести себя в обществе соответственно особенностям ситуации. То есть если процесс социализации прошел успешно, то индивид сможет комфортно чувствовать себя в окружении любой компании, независимо от возраста, пола, профессии и прочих параметров составляющих ее людей.
Такой человек будет вести себя в соответствии с принятыми нормами, при этом не подавляя свои личные качества, что поможет ему грамотно взаимодействовать с окружающей средой, иметь возможность добиваться своих целей без психологического дискомфорта.
Социальная адаптация ребенка
Сложность детской социальной адаптации заключается в том, что ребенок еще мало знает и о мире и о действующих в нем механизмах, поэтому не представляет, как себя вести в той или иной ситуации.
Даже если ему объяснить, как действовать в одном случае, то в следующий раз он может забыть эту модель поведения или же использовать ее в абсолютно другой ситуации, когда это неуместно. Поэтому задача взрослых помочь маленькому человеку адаптироваться в обществе и интуитивно чувствовать нормы поведения в разных типах общества.
Важную роль в этом процессе играют детский сад, школа, двор или игровая площадка, где гуляет ребенок, различные кружки, которые он посещает. Это те места, где человек с ранних лет вынужден взаимодействовать с большим количеством людей, что позволяет ему развить навыки коммуникации.
Но при этом встает вопрос психологической адаптации ребенка в социуме, ведь далеко не всегда он может чувствовать себя комфортно, и не всегда эту проблему можно решить сменой окружения. Что же делать?
Первые годы
Сразу после рождения человек “общается” с малым количеством людей: в основном это только родители, их близкие друзья и родственники. В это время первостепенную роль играет безопасность.
Ребенок хорошо знает своих родителей, поэтому у них на руках чувствует себя защищенным. Этот фактор нужно использовать для того, чтобы показать ему окружающий мир: чаще носить его по квартире, улице и другим окружающим местам. Тогда ребенок изучает мир, начинает интуитивно его понимать, но при этом не боится нового, потому что знает, что мама рядом и не боится, а значит, ничего из окружающего не враждебно.
Казалось бы, это малозначимые действия, но на самом деле они важны для развития человека, ведь психика ребенка совсем не такая, как у взрослых, а жизненного опыта у него вовсе нет, поэтому следует организовать знакомство с той средой, где ему предстоит жить.
То же самое и с первыми шагами ребенка и самостоятельными прогулками: чтобы он чувствовал себя комфортно, следует держать его за руку или хотя бы не отходить далеко – тогда он будет исследовать мир без страха.
Выход в социум
В семье ребенок общается не только с родителями, но и с родственниками, соседями, друзьями, часто ходит с мамой в магазин или поликлинику. Это первые люди, с которыми он взаимодействует за пределами квартиры. Очень важно, чтобы он видел, что его родители относятся к ним доброжелательно – тогда это “безопасные” люди.
Затем происходит знакомство со сверстниками, первая дружба, детские игры… Родители должны контролировать это общение, но ненавязчиво, не показывая своей роли.
Ребенок должен учиться самостоятельно выстраивать отношения, а роль мамы или папы заключается в том, чтобы вовремя уловить тот момент, когда что-то пошло не так, и скорректировать его. Ни в коем случае нельзя решать проблемы за ребенка, можно только помочь ему, но не заменять его.
Важно создать ребенку условия общения со сверстниками: детский сад, игровая площадка, дети друзей. Взаимодействие с родственниками важно, но социальный мир намного шире, чем даже самая большая и дружная семья.
Дети с ограниченными возможностями
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями сложнее ввиду отличия их от большинства. Здесь все зависит от особенностей отклонения.
Какие-то недуги незаметны окружающим и практически не играют роли в общении, какие-то требует работы с психологом. Тем не менее нельзя оставлять таких детей вне процесса социализации, но контролировать это придется сложнее и с учетом всех нюансов.
Это только общие советы о том, как помочь ребенку в социальной адаптации, на деле же каждый человек – личность, которая требует индивидуального подхода. Кто-то без специальной помощи родителей будет общительным и самостоятельно заведет много друзей и поклонников, кто-то же несмотря на все старания замкнется в себе и начнет испытывать сложности среди чужих людей.
Нужно обратить внимание на особенности конкретного маленького человека и с их учетом помогать ему, при необходимости консультируясь с психологом.
Фото социальной адаптации детей
Также рекомендуем просмотреть:
- Почему ребенок дерется
- Гиперактивность у детей
- Хобби для детей
- Проблема отцов и детей
- Страхи детей
- Синдром дефицита внимания
- Ребенок кусается
- Избалованный ребенок
- Детская агрессия
- Переходный возраст
- Плохой сон у ребенка
- Плохое поведение ребенка
- Почему дети врут
- Ребенок боится темноты
- Стеснительный ребенок
- Ребенок ворует
- Психология развития ребенка
- Поощрение детей
- Общий язык с ребенком
- Депрессия у подростков
- Адаптация к школе
- Депрессия у детей
- Кризис у детей
Источник
Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio — приспособле- ние, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направ- лена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.
Социальная педагогика изучает проблему социальной адапта- ции — активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наи- более благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, при- нятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация ре- бенка — процесс и результат согласования индивидуальных возмож- ностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических
6 — 5887
82 Раздел II. Социальное формирование личности
общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Социальная адаптация является необходимым условием для обес- печения оптимальной социализации человека. Она позволяет челове- ку не просто проявлять себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосо- вершенствование. Природа сформировала предрасположенность че- ловека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различ- ной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно при- спосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, ак- тивность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.
Адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет естественное развитие адап- тационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в дет- ском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.). Она по- зволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию, социализацию. Для ребенка, например, это социализация в обстанов- ке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благо-
приятными. Это может быть семья, детский сад, школа.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, от- ношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптиро- ванности к определенным условиям среды в данный период времени. Практика свидетельствует, что воспитатель далеко не всегда может выявить нетипичное поведение ребенка в среде (семье, детском саду, школе, на улице, в сотрудничестве со сверстниками). Чтобы сделать это своевременно, необходимо хорошо знать ребенка, своеобразие его поведения в различных условиях. Умение видеть нетипичные прояв- ления ребенка позволяет воспитателю реагировать на его диском- фортность. Подобный факт требует от воспитателя внимательного изучения причины подобного состояния воспитанника и оказания по- мощи ему в преодолении возникших противоречий, трудностей. Такая деятельность способствует быстрому адаптированию в среде и лучшей реализации своих возможностей в учебе, досуговой деятель- ности, во взаимодействии с другими людьми в процессе его социаль- ного развития.
Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 83
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и прави- лам, принятым в этом социуме. В отношении ребенка она — показа- тель его социального развития и воспитания, степени его соответст- вия или несоответствия основной массе сверстников. Другими словами — это оценка соответствия (несоответствия) социального развития ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, взаи- моотношения с детьми и взрослыми, результативность в учебе и играх естественны и не отличаются от других. Они являются результатом его социализации и воспитания. Такая оценка может иметь место в условиях детского сада, школы, дома.
Исследования и практика свидетельствуют, что предрасположен- ность человека к адаптации к той или иной ситуации во многом зависят от его индивидуального своеобразия, опыта приспособления к той или иной обстановке, временного перерыва в проявлении опыта, настроя (желания и устремленности), состояния и самоак- тивности.
Индивидуальное своеобразие человека — это личные качества, при- сущие ему и позволяющие адаптироваться в той или иной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества совершенствуются или утрачивают какие-либо возможности, что сказывается на его приспо- собляемости. На своеобразие человека оказывает влияние жизнедея- тельность, приобретаемый опыт адаптации к различным условиям об- становки.
Опыт адаптации способствует формированию качеств личности, которые помогают быстро вживаться в новые условия, приспосабли- ваться к ним. Проявляя себя в той или иной ситуации, человек усваи- вает опыт адаптации к ней и подобной ей (типичной) ситуации. Одно- временно у него формируется способность к приспособлению, что играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореали- зации. Чем больше у человека опыт приспособления к новым услови- ям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен достаточно активно привыкнуть к типичным (сходным) для него условиям, тем, в которых он уже бывал.
Опыт позволяет человеку сокращать время адаптации к условиям среды. Данный факт имеет исключительно важное значение в пони- мании природы формирования адаптационных возможностей. Ребен- ку, который постоянно находится в одних и тех же условиях, сложно приспособиться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада, школе.
Раздел II. Социальное формирование личности
Благоприятные условия жизнедеятельности в определенный пери- од жизни человека, отсутствие необходимости в адаптации снижают действенность его опыта. Возникновение такой потребности вызовет у него определенные трудности.
Настрой — это внутренняя предрасположенность к адаптации в подобной ситуации. Он сказывается на состоянии человека. Даже при наличии опыта, если нет соответствующего настроя на самопроявле- ние, самореализацию, адаптации может не получиться. В то же время он может формироваться в процессе самопроявления человека, кото- рое способно увлекать, стимулируя интерес, желания, устремлен- ность.
Состояние — определяет внутреннюю предрасположенность к самопроявлению. Оно влияет на настрой и бывает благоприятным и неблагоприятным. Состояние определяется внутренним фактором (например, состоянием здоровья, положительным или отрицательным настроем, страхом и др.) и внешним (новизна, приятие или неприятие средой и др.). Оно может меняться в процессе адаптации как в пози- тивную, так и в негативную сторону в зависимости от изменения об- становки и степени самореализации.
Самоактивность — это фактор, определяемый самим человеком в процессе его адаптации. От нее зависит очень много. Она позволяет преодолевать значительные трудности и независимо от влияния многочисленных факторов адаптироваться в среде либо нет.
Предрасположенность человека к адаптации представлена в схеме 1.
Схема 1. Предрасположенность человека к адаптации
Глава 7. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека 85
Большое значение адаптация имеет для ребенка, находящегося в различных условиях: в семье, детском саду, школе. Адаптация в дет- ском саду, позволяет ему чувствовать себя в группе естественно и наи- более полно проявлять себя. Для адаптированных детей воспитатель- ная деятельность в группе наиболее плодотворна. В этом случае процесс и результат социального развития и воспитания ребенка во многом определяется программой и деятельностью воспитателей. В школе (среднем и высшем учебном заведении) она позволяет ребен- ку приспосабливаться к условиям обучения и успешно овладевать школьной (профессионально-технической, вузовской) программой с учетом индивидуальных возможностей.
Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адап- тация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация вы- пускника профессионального образовательного учреждения (началь- ного, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды про- фессиональной деятельности. От успешности адаптации зависит, в какой степени специалист реализует себя в профессии, найдет свое место в производственном коллективе, будет успешно справляться с профессиональной деятельностью, достигнет положительного резуль- тата. В этом нуждается и выпускник, и производство.
Выделяют такое понятие как функциональная адаптация. Она ха- рактеризует процесс и результат приспособления человека к выпол- нению определенной деятельности, профессиональных обязанностей. Она присуща любому человеку, приступающему к какой-либо дея- тельности. Время, необходимое для функциональной адаптации, зави- сит от перерыва в деятельности. Чем больше перерыв в деятельности, тем больше времени необходимо человеку для его функциональной адаптации.
Функциональная адаптация также зависит от опыта в соответст- вующейдеятельности,длительностивременногоперерыва,например, настроянадеятельность,состоянияисамоактивности.
Стремление родителей, воспитателей детских садов, учителей школ создавать облегченные условия для воспитанников невольно сдерживает развитие их адаптационных возможностей. Такие дети в новых условиях испытывают большие трудности в адаптации, а сле- довательно, в самореализации и социальном развитии, например, не посещавшие детский сад значительно сложнее адаптируются к школе, школьному коллективу.
Раздел II. Социальное формирование личности
Человек, приобретающий опыт адаптации к различным или ти- пичным условиям обстановки, формирует у себя такое качество, как адаптивность (приспособительность). Она необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, об- щении с другими людьми. В учебе, например, она означает способ- ность обучаемого к гибкой переориентации относительно содержания, форм и методов обучения, которые используются в образовательном учреждении. В специальной литературе существует такое выражение, как адаптационный синдром. Оно используется по отношению к детям и характеризует процесс привыкания организма ребенка к новым микросоциальным условиям (дошкольного учреждения, школы, и др.), функциональные изменения со стороны нервной и сер- дечно-сосудистой систем.
Неадаптивность характеризует то, что у человека имеется несоот- ветствие между целями и достигаемыми результатами деятельности. Она свидетельствует о его неспособности адаптироваться в этих усло- виях к предлагаемой деятельности.
Приспособляемость человека во многом зависит от среды. Суще- ствуют «адаптированные среды», наиболее подготовленные для адап- тации определенной категории людей. Адаптированность среды ха- рактеризует ее приспособленность для естественного вхождения в нее человека (группы). Например, детский сад наиболее приспособлен для адаптации детей дошкольного возраста, школа для детей школь- ного возраста и пр.
Ситуационные адаптационные возможности человека непостоян- ны. В зависимости от условий, его своеобразия, состояния они могут снижаться или усиливаться. Снижение адаптационных возможностей характеризуется таким явлением, как дезадаптация.
Источник
Виктория Комарова
Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Социальная адаптация детей дошкольного возраста.
Актуальность. В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес у педагогов и психологов, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.
Итак, прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, хотелось бы дать определение, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.
Адаптация — это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.
Понятие социальная адаптация будет рассматриваться в рамках темы доклада.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Как уже отмечалось выше социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Социализация — процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта. В результате социализации ребёнок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.
А результатом социализации детей дошкольного возраста является готовность ребенка к школе.
Рассмотрим теперь социальную адаптацию дошкольников. Как известно дошкольный возрастделится на два периода: младший дошкольный возраст и старший дошкольный возраст. Поэтому рассматривать социальную адаптацию будем в рамках данных периодов.
Итак, младший дошкольный возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. И от того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
К основным критериям социальной адаптацииребенка к условиям ДОУ относятся:
* поведенческие реакции;
* уровень нервно — психического развития;
* заболеваемость и течение болезни;
* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения социальной адаптации к детскому саду у младших дошкольников:
1. Легкая адаптация:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.) приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные н