Социальная адаптация и реабилитация ребенка с отклонениями в развитии

Социальная адаптация и реабилитация ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ.

Проблема адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни является одной из тяжелых проблем сиротства. Наиболее остро она стоит по отношению к детям с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью ввиду ограниченности их адаптационного потенциала. За последние годы по отношению к этим детям разрабатываются принципы интегрированного обучения и воспитания, а также конкретные педагогические программы и психолого-педагогические методы.

Под реабилитацией понимают весь комплекс мероприятий, помогающих людям с физическими дефектами и хроническими заболеваниями адаптироваться к требованиям школьного обучения, профессиональной и общественной жизни. Реабилитационные мероприятия необходимы, когда из-за острого заболевания, травмы, других повреждений на ранних этапах развития ребенка остаются функциональные нарушения. По мере прогрессирования хронических заболеваний и их соматических, психических и социальных последствий реабилитация приобретает все более важное значение. Социальная реабилитация направлена на личностные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социализация или возвращение ребенка или подростка, страдающего тем или иным дефектом, в социум и максимальное включение его в межличностные и общественные отношения.

Наиболее важными аспектами реабилитации детей-сирот специальных (коррекционных) учреждений являются:

  • ранняя социальная адаптация;
  • развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных психических возможностей;
  • коррекция интеллектуальных и когнитивно-эмоциональных процессов;
  • развитие личности ребенка через формирование навыков общения;
  • интеграция в общество на правах полноценных членов.(9)
  • Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствую-
  • Нравственное воспитание ребенка, как основа формирования личности и подготовки к будущей самостоятельной жизни.
  • Индивидуальное общение как основа всей коррекционно-педагогической работы.
  • ориентацию на потенциальные возможности ребенка,
  • коррекционную направленность воспитательного процесса,
  • открытость системы, позволяющей не замыкать ребенка в кругу себе подобных, а расширять его социальные связи,
  • интеграцию ребенка с проблемами в развитии в общество нормально развивающихся людей.

Становление адекватных биосоциальных функций реализуется в процессе социализации и социальной адаптации.

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Важным условием полноценной социализации и социальной жизни, является освоение навыков социального общения – коммуникации. Это предполагает доступ к различного рода источникам информации, что затруднено из-за наличия коммуникативных ограничений и барьеров; утраты мобильности; недостаточных навыков межличностного взаимодействия и противодействия части социума.

Социальная адаптация – основной механизм социализации, реализующийся в процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды.(8)

Неотъемлемой частью социальной адаптации и оказания комплексной помощи детям, нуждающимся в помощи государства, является система их изучения, направленная не на постановку диагноза как такового и навешивания ярлыков, а на подбор соответствующих психоразвивающих, коррекционных и реабилитационных программ, условий их обучения, общения и подготовки к будущей жизни, интеграции в общество сверстников, имеющих родителей, а также в среду нормально развивающихся детей.

Под социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями подразумеваются способы компенсации ограничений жизнедеятельности через приспособление, регулирование, гармонизацию взаимодействия индивида со средой.

При социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. Нарушения социально-психологической адаптации приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой. Это проявляется низкой социализацией воспитанников детских домов, неприспособленностью к жизни, школьной дезадаптацией, а зачастую девиантным поведением. Большое число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, имеет сенсорное недоразвитие, задержку психического развития (ЗПР) и интеллектуальную недостаточность, что усугубляет проблему школьной дезадаптации и выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.

В силу ряда специфических факторов (конкретно индивидуальных и межличностных отношений) эти дети заслуживают специального изучения. Они составляют в целом группу риска по нарушенному поведению в детском доме. Так, если 20 лет назад среди детей и подростков школьного возраста дети с отставанием в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии составляли 0,3 – 0,5%, то сейчас 3 – 5%. При этом в силу их личностных качеств и отсутствия должной социальной помощи эти дети и подростки дают около 15 – 20% всех правонарушений и преступлений.

При разработке новых путей и принципов работы по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии в условиях детского дома, следует рассматривать личность ребенка как субъект и как объект, как цель воспитания и его результат. Такой подход позволяет говорить о процессе управления развитием личности, рассматривать ребенка как личность активно действующую, себя познающую, себя развивающую.

Для решения этой проблемы наиболее важными задачами являются:

щих развитию личности.

В работе детского дома необходимо использовать такие принципы как:

Развитие и коррекция личности ребенка-сироты, отягощенного отклонениями в психическом или физическом здоровье или девиантным поведением, настоятельно требуют организации и совершенствования образовательной системы, создания новой модели обучения и воспитания, включая аспекты формирования многовариантной образовательной системы, дающей возможность выбора образовательной программы в соответствии с развитием ребенка, а также создания системы диагностики личности.

Трудовая реабилитация направлена на восстановление трудоспособности в доступных и показанных человеку с ограниченными возможностями по состоянию здоровья видах и условиях труда, а также достижение им материальной независимости и самообеспечения. Через такую реабилитацию достигается социальная адаптация человека с ограниченными возможностями.

Интеллектуальный потенциал детей с интеллектуальной недостаточностью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создает достаточной основы для участия в общественно полезном труде. Часто трудовая адаптация осложняется у них нетерпимостью к замечаниям, раздражительностью, повышенной утомляемостью, безразличием к качеству и оценке своей работы.

В процессе восстановительного лечения используют три вида трудотерапии: общеукрепляющую, восстановительную и ориентировочную.

Общеукрепляющая трудотерапия применяется с целью отвлечения мыслей ребенка от болезни, улучшения моторики, развития ручной умелости, повышения жизнедеятельности организма. Это лепка из пластилина, картонажные работы, помощь в уборке помещения, раздача пищи.

Восстановительная трудотерапия необходима при парезах и параличах функций. Ее основной задачей является обобщение двигательных умений, которые создают предпосылки для будущей профессиональной деятельности.

Конечным результатом ориентировочной терапии является трудовая ориентация.(20)

Социальный и трудовой прогноз лиц с отклонениями в умственном развитии, хотя и зависит от степени интеллектуальной недостаточности, во многом определяется уровнем организации реабилитационных мероприятий в детских домах-интернатах.

В последние годы значительно возросли возможности реинтеграции (возвращения и адаптации) умственно отсталых лиц в общество. Предпосылкой для этого является широкое внедрение в детских домах-интернатах научно обоснованных форм и методов обучения, с помощью которых определяются потенциальные способности детей с нарушениями интеллекта к обучению, адаптации, усвоению простейших социальных понятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1.Куган Б.А. Социально-трудовая адаптация группы социального риска. Курган-Челябинск, 1995.
  • Комплексный подход к решению проблем социальной адаптации детей-сирот // Материалы научно-практической конференции / Ред. А.В.Ульянов. СПб., 1995.
  • 2.Левин С.А., Логинова Ю.В. Проблемы адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни //Материалы Межрегиональной конференции «Сироты России: проблемы, надежды, будущее».М., 1994. 43с.
  • 3.Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 384с.
  • 4.Шипицина Л.М. Дети социального риска и их воспитание./ Учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2003. 144 с.
  • 5.Шипицина Л.М., Сергеева Т.А., Политова А.В. Школа – центр диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии // Научно-методические рекомендации. СПб., 1994.

Источник

Тема: «Социальная адаптация детей и подростков с отклонениями в развитии».

Введение.

На данный момент времени проблемной ситуацией является тот факт, что дети с отклонениями в развитии, не могут адаптироваться в социуме без помощи, им сложно самостоятельно составить задачи самоизменения, они не могут адекватно оценивать успешность своей деятельности, опираясь на собственные оценки, а не на оценки извне.

На разных возрастных этапах у них искажена потребность в общении, доминирует прагматическая направленность общения с взрослым, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия и подталкивает детей к аффективным проявлениям в коммуникациях, нарушает их социальную адаптацию.

Социальная адаптация детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых первичным дефектом, провоцирующим появление вторичных и третичных дефектов. Именно они вызывают нарушения высших психических функций, речи, общения и т.д. В связи с этим ребенок или подросток с отклонениями в развитии, как правило, оказывается в условиях социальной и психологической изоляции. К сожалению, общество не готово принять его как равного, а сам он психологически не способен к интеграции в социуме.

Как правило, дети с различными нарушениями в развитии составляют группу социального и эмоционального риска. Актуальность темы социальная адаптация детей и подростков с отклонениями в развитии обуславливаются ее большой практической значимостью. Целью данной работы является теоретический анализ данной проблемы.

В Конвенции о правах ребенка подчеркнуто, что государства признают права неполноценных детей на особую заботу. В статье 23 Конвенции говорится, что государства-участники признают, что «неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества». То есть, всем детям с недостатками физического и умственного развития должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасности и благоприятных условиях, в окружающей среде.

Важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, т.е. определенную совокупность физических и духовных качеств, которыми обладает организм, личность человека является адаптированная психическая деятельность. Подход к пониманию адаптированной и дезадаптированной психической деятельности человека возможен с разных сторон. Она может рассматриваться с чисто биологических позиций, которые в свою очередь, могут иметь различные направления, может она изучаться и с социальной и психологической точек зрения, также включающих неоднородные экспериментально-психологические, мотивационно-личностные, социологические, социально-психологические и другие подходы.

Социальная адаптация(от лат. adapto — приспособляю) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они под аномией понимали разрушение имеющихся cоциокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями.

В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.

Развитие — последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма.

Отклоняющееся развитие – любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от программы развития вне зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание), выходящее за пределы социально-психологоческого норматива, определяющего для данной образовательной социокультурной или этнической ситуации и данного возраста ребенка.

Термин «дети с отклонениями в развитии» лишь ограниченно удовлетворяет терминологические и содержательные потребности психологов-практиков. Традиционно это определение распространяется на детей с выраженными отклонениями, такими как умственная отсталость, сенсорные дефекты (нарушения слуха, зрения), нарушения опорно-двигательного аппарата, психические заболевания. В настоящее время появилось значительное количество детей, у которых отклонения в развитии нельзя отнести к таким «классическим» видам, но испытывающих значительные, выходящие за нормативные границы трудности адаптации, обучения, воспитания, развития в целом.[6]

Основная часть.

В процессе социальной адаптации происходит согласование самооценок и притязаний субъекта с возможностями и с реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепризнанных социальных ценностей.

У аномальных детей и подростков довольно часто наблюдается недостаточная социальная адаптация (плохое приспособление), обусловленная характером их дефекта и связанной с ним ограниченной возможностью включения в общественную жизнь. Дефект часто мешает человеку в ежедневной практике, уменьшает возможности, затрудняет его связи с другими людьми и изолирует его от общества.

Как показывают экспериментальные нейрофизиологические и психологические исследования, при любой патологии нарушается «расшифровка» окружающего мира. В зависимости от специфики отклонения искажаются разные параметры окружающей действительности; так, при сенсорной патологии происходит искажение сенсорной информации на этапе ее приема через поврежденный анализатор, при патологии эмоционально-личностной сферы (психопатия, ранний детский аутизм) искажается воспри­ятие, интерпретация и использование социальной информации. Любое обращение со стороны сверстников или взрослых может быть расценено ими как агрессия и сопровождаться соответствующими ответными действиями.

Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет достижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых потребностей и имеющимися для этого условиями, включая условия как чисто бытовые, например наличие пандусов для въезда на коляске, так и социально-психологические — готовность ближайшего социального окружения к общению с такими людьми.

Л. С. Выготский подчеркивает, что, несмотря на то, что сам дефект есть в большинстве своем факт биологический, ребенок воспринимает его опосредованно, через трудности в самореализации, в занятии соответствующей социальной позиции, в установлении отношений с окружающими и т.п.

Социальная адаптация складывается из нескольких составляющих:

  • ввоспитание и обучение детей с отклонениями в развитии;

  • ообеспечение детей с отклонениями в развитии техническими приспособлениями, облегчающими им быт при соответствующих медицинских показаниях;

  • ссоциальное обслуживание детей с отклонениями в развитии;

  • ббеспрепятственный доступ к информации и объектам социальной инфраструктуры.

При проведении занятий с детьми с особенностями развития необходимо соблюдать принципы, которые основаны на фундаментальных положениях современной общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность — это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения [Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие]. Формирование личности ребенка и коррекция отклонений в развитии осуществляется только в общении с взрослыми и сверстниками и происходит, прежде всего, в той деятельности, которая на определенном этапе онтогенеза является ведущей. Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития.

Адаптация срабатывает, когда нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Механизм адаптации может включать как морфологические, так и поведенческие реакции в зависимости от уровня организации системы (Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987, с. 33-34).

hello_html_m115e0c4a.png

hello_html_62520322.pnghello_html_62520322.pnghello_html_m6297227d.png

1фаза II фаза III фаза

Направление действия адаптационного процесса представлено с выделением трех фаз. Первая фаза — состояние динамического равновесия индивида со средой, обозначенная на схеме идентичными по форме геометрическими фигурами (большой квадрат — окружающая среда; ма­лый квадрат — индивид). Вторая фаза — нарушенное равновесие, вследствие изменений средового порядка. На схеме это положение отражено путем преобразования большого квадрата в круг. Третья фаза — восстановление утраченного равновесия — преобразование малого квадрата в круг. Таким образом, видно, что основное направление адаптационного процесса на пути достижения баланса лежит в уходе от своего изначального состояния. На той же схеме изображено обратное направление действия компенсаторных механизмов.[5]

Хорошо известно, что отклонения в развитии выступают не только следствием исходного нарушения, будь то глухота или недостатки в двигательной сфере, но и во многом определяются неблагоприятными социально-психологическими условиями, к числу которых, прежде всего, следует отнести дисгармоничный характер семейного воспитания особого ребенка. Материальная поддержка, относительная помощь в обучении и трудоустройстве не способны помочь адаптироваться человеку с отклонениями в развитии, если его личность уже деформирована, вследствие дефицита общения и невозможности получить свободный доступ к объектам социально-бытовой и культурной сферы. Поскольку личность уже сформирована, и человек ощущает в полной мере всю свою невостребованность и страдает от собственной несостоятельности, работа с такими людьми по социально-психологической адаптации чрезвычайно затруднительна, хотя и возможна. Поэтому педагоги, психологи, воспитатели, а также сама семья, имеющая такого ребенка, должны приложить все усилия, чтобы дети с отклонениями в развитии, не чувствовали себя ущербными, и развитие личности шло без дополнительных отклонений.[2]

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Нарушение взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с отклонениями в развитии, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.

Ранее подростки этой категории нередко были исключены из общественной жизни, находились в системе закрытых специальных учреждений, не могли в полной мере реализовать свои права на образование, воспитание, проведение досуга, получение услуг в сфере обслуживания и т.п. Современная социальная политика государства, российские законодательные акты в отношении детей с отклонениями в развитии приближаются к международным стандартам, призывающим создать оптимальные условия для их интеграции в общество, предоставить равные возможности для обучения, получения информации, социального обслуживания и дальнейшего трудоустройства. Экологическое неблагополучие, всемирная тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии заставляют рассматривать данную ситуацию как постоянный фактор, требующий регулярного социально-педагогического воздействия.

На основании Федерального закона «Об образовании» правительство РФ разработало и утвердило типовое положение от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». В этих учреждениях дети с отклонениями в развитии получают не только грамотную социально-педагогическую и психологическую помощь, но и возможность реализовать себя в соответствии со своими способностями. Многие общеобразовательные учреждения также имеют места и отдельные факультеты, которые предлагают получить полноценное средне-специальное и высшее образование лицам с отклонениями в развитии.

Статья 43 Конституции РФ закрепила право каждого на образование. В развитие этого положения ФЗ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1 гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья. Государство создает детям с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В настоящее время по статистическим данным Министерства образования Российской Федерации на территории России функционирует 1935 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями, осуществляющих основную образовательную программу, в которых обучается и воспитывается 264472 ребенка. Кроме специальных (коррекционных) образовательных учреждений работают специальные (коррекционные) классы при общеобразовательных учреждениях, в которых обучаются 213290 детей с отклонениями в развитии. На надомной форме обучения по данным ЮНЕСКО обучается около 30000, из них посещают школы надомного обучения только 3055 детей.

Вопросы социального обслуживания молодежи находятся в ведении многих министерств и ведомств. На федеральном уровне данная функция также возложена на Департамент по молодежной политике Минобразования России, который в рамках реализации федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» координирует направление «Формирование условий для эффективной социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями».[3]

Заключение.

Весьма распространенной особенностью, характеризующей многообразные варианты отклонений, является деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением. Проблема социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями к жизни в социуме всегда была актуальна. Люди, которые имеют нарушения, препятствующие их полноценной интеграции в общество, испытывают трудности на каждом шагу.

Предубеждение окружающих не позволяют людям с отклонениями в развитии реализовать свои потенциальные возможности в полной мере. Однако, не имея достаточно опыта общения в социуме, они часто не могут презентовать себя с лучшей стороны, что порой вызывает лишь сочувствие окружающих. Подобная проблема социальной адаптации детей должна также решаться общими усилиями государства, специалистов и близкими. Необходимо помочь им изменить негативное самовосприятие, поскольку страх и неуверенность в будущем настраивает людей с ограниченными возможностями на постоянную борьбу за выживание в обществе и пессимизм.

Адекватность условий обучения и воспитания — один из наиболее важных социальных факторов, влияющих на адаптацию детей и подростков с отклонениями в развитии. Школа обладает большими возможностями для проведения работы по повышению уровня психологической и социальной адаптации. В школе дети проходят основные стадии развития, когда на социальные установки ребенка могут повлиять внешние и внутренние факторы. Они могут стать как факторами дискомфортных состояний личности ребенка, так и быть факторами, формирующими психологически устойчивую личность.

В конце XX — начале XXI века в России усилился социально-педагогический компонент воздействия на детей и подростков с отклонениями в развитии. Связано это, прежде всего, с признанием необходимости их социальной адаптации и социализации, средством достижения которых является социально-педагогическая реабилитация. Реализуются международные и Российские программы по предотвращению нарушения прав личности, созданию условий нормального развития, образования и жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии. Существует сеть традиционных и создаются новые экспериментальные типы учреждений для лечения, обучения, исследования и консультирования детей с отклонениями в развитии, открываются специальные классы в общеобразовательных школах, расширяется практика совместного обучения детей с проблемами здоровья и развития и здоровых детей.

Библиография.

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.,1995.

3. Информационный материал Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. Взято из «Государственная поддержка молодых инвалидов в Российской Федерации»

4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. — М.: «Печатный двор», 1996. — 182с.

5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.: илл. (Библиотека психолога-практика)

7. Сорокин В.М.Специальная психология/ Под научн. Ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Речь, 2003. – 216 с.

Источник