Социализация как фактор влияющий на развитие ребенка

Социализация как фактор влияющий на развитие ребенка thumbnail

Елена Сатина
Социализация как фактор развития личности школьника

Выступление на тему:

«Социализация как фактор развития личности»

учителя начальных классов

М. Горьковского филиала

МБОУ Туголуковская СОШ

Е. В. Сатиной

2016 г.

«Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

В. С. Соловьёв, русский философ.

Одна из основных задач воспитания сегодня – формирование личности с активной жизненной позицией, готовой взять на себя всю полноту ответственности за вои действия. Гражданская позиция подростка, его социализация не проявляются сами по себе, их можно и нужно последовательно формировать. Эту задачу общество возлагает в первую очередь на школу в частности на дополнительное образование. По определению Г. М. Андреевой, социализация представлена как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой -активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Существует большое количество факторов, влияющих на социализацию человека, которая всегда была тесно связана с семьей и системой воспитания. В современном информационном обществе система образования подвергается трансформации и наиболее важными факторами социализации становятся общественные коммуникации.

Для понимания важности социализации школьников в сложившихся социально-экономических условиях необходимо обозначить социальные проблемы.

Одной из ведущих проблем, препятствующей успешной социализации школьников, является весьма поверхностное понимание того, что такое социальная активность, которая в основном замыкается на слове «активность». Активность рассматривается не как активное участие в школьной жизни, взаимодействие с местным сообществом, а скорее, как участие в творческой жизни школы.

Второй проблемой социализации для современного общества является проблема социальной дезорганизации, когда общественные культурные ценности, нормы и ожидания противоречат друг другу. Существуют группы людей, по-разному относящихся к одним и тем же социальным явлениям, и, соответственно, в их среде действуют различные нормы и представления.

Третьей проблемой, возникающей на основе вышеперечисленных, является изменение во взаимодействии семьи и школы: семья как первичный агент социализации, школа как вторичный агент понимают, что для успешной социализации необходимы изменения.

В рамках относительно социально контролируемой социализации в процессе воспитания подростка важно помнить, что особым направлением социального воспитания школьника является подготовка человека к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к оцениванию последствий ее воздействия на психику, к овладению способами межличностного общения.

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте представлен «портрет» выпускника», в котором прописаны личностные характеристики, необходимые для успешной социализации обучающегося: готовность и способность и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции. Перечисленные качества личности обучаемого находят отражение в личностных и метапредметных результатах обучения, то есть социализация подростка происходит не только в воспитательном, но и в образовательном процессе школы.

Таким образом, для успешной социализации школьников в современных социально-экономических условиях необходимо концептуально обосновать сущность, структуру и функции социального направления дополнительного образования, определить возможные варианты и установить стандарты, отражающие степень и уровень социализации школьников.

Важными задачами являются: формирование информационной компетентности школьника и обучение восприятию информации; повышение общекультурной базы и ценностного мировоззрения социума. Необходимо использовать разные формы коммуникативного общения, актуализировать знания обучающихся в области значимости социальной активности, общественно полезной деятельности и важности успешной социализации.

Ориентации социального направления должны быть актуализированы с учетом происходящих изменений в социуме, научной разработки государственной социальной политики в отношении образования, воспитания, семьи и детства, обосновании национальной стратегии развития воспитания и социализации обучающихся.

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность,то можно предположить: все — и родители, и школа, и властные структуры — сойдутся в том, что растущему человеку необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению, самореализации и к успешной социализации. Выделяя эти три блока, мы обозначаем задачи любого педагога дополнительного образования.

Именно эти задачи реализует педагог дополнительного образования, создавая условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, трудовой, досуговой); в общении со средствами массовой информации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в бытовой сфере.

В социальном стандарте Российской Федерации имеется «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», включающий стандартный минимум условий, позволяющих обеспечить возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка, его готовность к жизненному самоутверждению.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к деятельности, бережного, внимательного отношения к окружающему миру, владение культурой своего народа – ведущие ценности, которыми должен руководствоваться, педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Воспитательная система образовательной организации создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором функционирует образовательное учреждение. В процессе построения программы воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Задача школы сегодня — развитие нравственного воспитания, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества.Сегодня в обществе возникла острая проблема: падение уровня воспитанности и кризис культуры, как закономерное следствие избытка информации и информационной агрессивности повседневности.

Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознаёт себя в обществе как личность.

Становление личности происходит в познании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придётся толкнуться в дальнейшей жизни. Представляя личность как социальное явление, нельзя забывать о её индивидуальных особенностях. Это характер и воля, интересы и потребности человека. Сила его умственного развития, знания, сознание и самосознание, ориентация в обществе и особенности мировоззрения. Необходимо учитывать как он воспринимает окружающий мир, общественные отношения, как общается с другими людьми.

Социализация личности зависит от его собственной и общественной деятельности, его участия в ней, от того, какое влияние оказывает окружающая среда (семья, круг общения, школа) на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах.

Многое в становлении личности может сделать педагог дополнительного образования. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

Школа должна стать для ребенка той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловила бы его ценностные ориентации, поэтому очень важно, чтобы вся школьная жизнь была пронизана этическим содержанием, высоким нравственным смыслом, так как именно в это время происходит становление личности.

Совместная деятельность ребенка и педагога должна быть максимально разнообразна для того, чтобы у ребенка развивались самые разнообразные умения, навыки, взгляды, суждения, которые будут необходимы ему в настоящем и в будущей самостоятельной (взрослой) жизни. У ребенка должно сформироваться собственное целостное отношение к окружающему миру.

В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружающая ребёнка социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на всё с самого раннего возраста.

Формирование личности, её социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание – это забота общества о своём подрастающем поколении. Анализируя процесс социального воспитания, педагогу следует помнить, что на ребёнка в процессе формирования личности влияют:

• — природа и родной язык;

• — общение в семье, детском саду, школе, окружающая среда;

• — его деятельность;

• — средства массовой информации, искусство, литература;

• — образ жизни самого ребёнка, его стремления, планы, роль, которую он выполняет в микросреде.

Удачными могут быть отношения педагога и воспитанника, если первый будет помнить о выводах учёных-педагогов и психологов, что главным в формировании личности являются деятельность и общение.Поэтому педагогу с этого и следует начинать: организовать разные виды деятельности, общение со сверстниками, взрослыми, педагогами, воспитателями, наставниками.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка относят следующие:

• — состояние психического здоровья детей;

• — наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);

• — создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;

• — обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;

• — организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;

• — разработка методического пакета документов по организации образовательного процесса с социально ориентированной акцентуацией и с учётом контингента детей и заказа родителей;

• — построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализация, понимаемая нами как непрерывный жизненный процесс соотношения и увязывания индивидуальных особенностей человека с общественными условиями, социальными нормами и правилами поведения, имеет серьёзные эмоциональные последствия, которые влияют на психическое здоровье личности. Социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса без ущерба для здоровья. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия, со знанием ответственности по отношению к будущему формирующейся личности.

Список литературы

• Александрова, Е. А., Богачева, Е. А.Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. [Текст] / Е. А. Александрова, Е. А. Богачева – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.

• Антонова, Ю. В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении. [Текст] / Ю. В. Антонова, И. В. Липова — М.: Учитель, 2013. – 75 с.

• Башманова, Е. Л. Социализация и воспитание в условиях социального неравенства // Воспитание школьников — 2014. — №6. — с. 3-11.

• Вертилецкая, И. Г., Душенина, Т. В., Крецан, З. В. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Текст] /Методические рекомендации — Кемерово: КРИПКи ПРО, 2014. — Ч. 1. – 272 с.

• Вершинин, С. В., Прохорова, С. Ю. Информационная компетентность и проблемы социализации школьников // Воспитательная работа в школе — 2014. — №6. — 27-35 с.

Источник

  1. Социализация и
    воспитание.

  2. Роль среды в
    социализации ребенка.

1. Социализация и воспитание.

Социализация- это
процесс и результат усвоения и активного
воспроизводства индивидом социального
опыта, знаний, норм поведения, ценностей,
отношений. Это усвоение происходит в
процессе общения и деятельности, когда
человек постепенно адаптируется к
требованиям общества, усваивает
многочисленные социальные роли, которые
каждый выполняет в течение жизни.
Социализация как явление и функция
общества носит противоречивый, сложный,
разнонаправленный характер. Она
осуществляется как целенаправленными,
контролируемыми действиями — через
воспитание в семье и особенно в школе,
так и посредством стихийных, спонтанных
влияний со стороны разных социальных
институтов и факторов. К институтам
социализации относятся семья, школа
(образовательные учреждения), микросреда,
социальные группы, общественные
организации, средства массовой информации,
институты политики, культуры, церкви.
Как было сказано раньше, воспитание как
социальная функция это и есть социализация.
А воспитание как целенаправленное
воздействие на развитие личности
является функцией одного из агентов
социализации — школы. Следует признать
большие, но все же ограниченные возможности
школы в формировании личности, поскольку
институтов и условий социализации много
и они действуют часто несогласованно,
жизнь общества не поддается всеобщему
регулированию. Поэтому личность в
процессе социализации имеет определенную
независимость, автономию. Это надо,
очевидно, признать нормой, из чего
следует, что, с одной стороны, общество
имеет много возможностей для влияния
на формирование личности, обеспечивает
богатство и разнообразие условий для
развития и социализации. С другой
стороны, это несет в себе элемент
непредсказуемости, опасность развития
индивида в антисоциальном направлении,
уход в маргинальные группы, создает
возможность развития отклоняющегося
поведения. Задача общества — определить
оптимальные соотношения между социальными
воздействиями на личность и социальной
саморегуляцей личности, ее саморазвитием.
В социологии это находит выражение в
концепциях, с одной стороны, «жесткой»
и, с другой стороны, гуманистической,
понимающей социализации. Эта же проблема
в педагогике отражена в понятиях
авторитарная и гуманистическая
педагогика. Для учителя, воспитателя в
школе, необходимо в первую очередь
знание наиболее важных институтов
социализации школьников, это семья,
школа, микросреда («улица»). Конечно,
важно также знать и другие институты
социализации, которые опосредованно
влияют на формирование учащихся: это
политика, экономика, культура, религия,
средства массовой информации.

2. Роль среды в социализации ребенка.

В социальной
педагогике социум, социальная среда
рассмат­ривается прежде всего с точки
зрения процесса включения ре­бенка
в нее и интеграции через ближайшую
социальную среду в общество в целом.

С этой
точки зрения важным становится то, что
отношения человека и внешних социальных
условий его жизни в социуме имеют
характер взаимодействия.
Среда
— это не просто улицы, дома и вещи,
расположение которых достаточно знать
челове­ку, чтобы, войдя в нее, чувствовать
себя там комфортно. Среда — это еще и
самые разные общности людей, которые
характе­ризуются особой системой
отношений и правил, распространя­ющихся
на всех членов данной общности. Поэтому,
с одной сто­роны, человек вносит в нее
что-то свое, в определенной степени
влияет на нее, изменяет ее, но в то же
время, и среда влияет на человека,
предъявляет ему свои требования. Она
может прини­мать человека, какие-то
его поступки, проявления, а может и
отвергать; может относиться к нему
доброжелательно, а может и неприязненно.

Отношение среды
к человеку определяется тем, насколько
его поведение соответствует ожиданиям
среды. Поведение же человека во многом
определяется тем, какую позицию он
занимает в обществе.

Человек
может занимать в обществе одновременно
несколь­ко позиций. Так, женщина может
быть учительницей, женой, матерью. Каждая
позиция предъявляет человеку определенные
требования и в то же время дает ему
какие-то права. Такая по- зиция человека
в обществе, характеризующаяся
определенны­ми правами и обязанностями,
в социологии называется соци­альным
статусом.

Некоторые статусы
нам даны от рождения. Так, статус чело­века
может быть обусловлен полом, национальностью,
местом рождения, фамилией и другими
факторами. Такие статусы обычно называются
врожденными, или предписанными. Дру­гие
же определяются тем, чего человек добился
в обществе са­мостоятельно, благодаря
собственным усилиям. Например, ста­тус
социального педагога получает человек,
который обучался в соответствующем
профессиональном учебном заведении и
получил диплом по этой специальности.
В этом случае говорят о статусе
достигнутом, или приобретенном.

Статус
определяет поведение человека в обществе
в том смыс­ле, что в определенных
ситуациях личность ведет себя не про­сто
так, как ей хочется, а в соответствии со
своим статусом, по аналогии с тем, как
ведут себя в подобных ситуациях другие
люди. Важно также то, что и окружающие
люди ожидают от человека в этих ситуациях
определенного поведения. То есть человек
как бы вынужден играть определенную
роль. Поэтому, такое ожидаемое поведение,
обусловленное статусом человека, ]
называется социальной
ролью.

Усвоение различных
социальных ролей является важнейшей
составляющей процесса социализации
личности. Однако слож­ность заключается
в том, что в обществе существуют статусы
не только одобряемые им, но и такие,
которые противоречат обще­ственным
нормам и ценностям. Поэтому в процессе
становле­ния и развития ребенок может
осваивать как позитивные соци­альные
роли, так и негативные.

Для
наглядности представим сказанное в
виде схемы.
К
позитивным ролям следует отнести прежде
всего роль чле­на семьи. В семье ребенок
усваивает несколько таких ролей: сыйа
или дочери, брата или сестры, племянника,
внука, а также зна­комится с ролями
отца и матери, бабушки и дедушки и др.

Следующая важная
роль, которую осваивает ребенок в
про­цессе своего развития, — это член
коллектива.

В детском саде и
школе, в спортивной секции и детских
общественных организациях, в общении
со сверстниками ребенок усваивает роли
члена коллектива, товарища, друга,
ученика, лидера и многие другие.

Каждый человек
выступает в роли потребителя, так как
он на протяжении всей своей жизни
постоянно нуждается в том, что ему
необходимо для жизни: пища, одежда,
обувь, книги и мно­гое, многое другое.
Понимание этой роли, умение разумно
пользоваться услугами, которые
предоставляет человеку обще­ство,
ребенок должен освоить с раннего детства.

Важная социальная
роль — быть гражданином своего отече­ства,
любить свою родину, гордиться ею, быть
патриотом сво­ей родины. Могут быть
и другие социальные роли, которые
ос­ваивает ребенок, например, роль
специалиста, которую может получить
учащийся в стенах школы, лицея, гимназии
или же в учебных заведениях начального
профессионального образова­ния. Есть
и другие позитивные социальные роли,
которые ус­ваивает ребенок в процессе
взросления.

К негативным ролям
относятся такие, как бродяга, чаще все­го
это беспризорные и безнадзорные дети.
На улицах, особенно крупных промышленных
городов, в магазинах, на рынках, в
транспорте мы встречаем детей-попрошаек,
которые свыклись с этой ролью и часто
довольно умело выпрашивают деньги у
прохожих. Среди них появляются те, кто
занимается воров­ством, иногда к этому
их толкают взрослые, иногда этим дети
промышляют самостоятельно. Сюда могут
быть отнесены и не­которые другие
социальные роли негативного характера.

Освоение
ребенком механизма ролевого поведения
обеспечи­вает ему успешную включенность
в социальные отношения, поскольку дает
ему возможность приспосабливаться,
адаптиро­ваться к каждой новой для
него ситуации или позиции на про­тяжении
всей последующей жизни. Этот процесс
приспособле­ния индивида к условиям
социальной среды называется соци­альной
адаптацией.

Социальная адаптация
является непременным условием и
результатом успешной социализации
ребенка, которая, как известно, происходит
в трех основных сферах: деятельности,
обще­ния и сознания. В сфере деятельности
у ребенка происходит рас­ширение
видов деятельности, ориентация в каждом
виде, ее ос­мысление и освоение,
овладение соответствующими формами и
средствами деятельности. В сфере общения
происходит расши­рение круга общения,
наполнение и углубление его содержания,
усвоение норм и правил поведения,
принятых в обществе, овладение различными
его формами, приемлемыми в социальном
окружении ребенка и в обществе в целом.
В сфере сознания -формирование образа
«собственного Я как активного субъекта
деятельности, осмысление своей социальной
принадлежности и социальной роли,
формирование самооценки.

В
процессе социализации, и в частности
социальной адапта­ции ребенка,
проявляется объективная потребность
человека быть « как все». Однако
параллельно с этим в процессе
индиви­дуального развития личности
у ребенка постепенно формируе­тся
другая объективная потребность —
проявить себя, свою ин­дивидуальность.
Ребенок начинает искать способы и
средства для ее выражения, проявлять
их, в результате чего происходит его
индивидуализация,
которая
выражается в том, что те или иные социально
значимые качества и свойства личности
прояв­ляются в индивидуальной, присущей
именно этому человеку форме, что его
социальное поведение при всей общей
внешней схожести с поведением других
людей приобретает черты непов­торимости,
уникальности.

Социальное развитие
ребенка, таким образом, происходит по
двум взаимосвязанным направлениям:
социализации (овладе­ния социокультурным
опытом, его присвоения) и индивидуали­зации
(приобретения самостоятельности,
относительной авто­номности).

Если
при вхождении ребенка в социум
устанавливается рав­новесие между
процессами социализации и индивидуализации,
когда, с одной стороны, он усваивает
нормы и правила поведе­ния, принятые
в данном социуме, а с другой — вносит
свой «вклад» в него, свою индивидуальность,
происходит интеграция
ребенка
в социум. При этом происходит взаимная
трансформация и личности и среды.

Эти процессы
проявляются на всех уровнях социума, в
том числе и при вхождении ребенка в
какую-либо конкретную груп­пу, общность
людей, и оказывают влияние на формирование
его определенных личностных качеств.

Так, если не
происходит процесс адаптации ребенка
к груп­пе, то у него может появиться
робость, неуверенность в себе,
безынициативность, что может привести
к серьезной личност­ной деформации.

Если ребенок
преодолел фазу адаптации и начинает
предъяв­лять окружающим свои
индивидуальные отличия, которые они
отвергают как несоответствующие их
представлениям и потреб­ностям, это
может привести к развитию у ребенка
негативности, подозрительности,
агрессивности, завышенной самооценки.
Положительное вхождение ребенка в
группу, его интеграция способствует
формированию у ребенка чувства
товарищества. При вхождении ребенка в
асоциальную группу у него могут
развиваться асоциальные качества.

Все
эти процессы могут происходить спонтанно,
стихийно в ходе жизнедеятельности
ребенка, а могут регулироваться, хотя
бы отчасти, целенаправленным влиянием
на развитие ребенка — воспитанием.

В течение последних
десяти лет в педагогике и других
соци­альных науках широко обсуждается
вопрос о соотношении по­нятий
«социализация» и «воспитание». Особое
внимание при­ковано к этой проблеме
в связи с изменением идеологии госу­дарства
(отказом от коммунистической идеологии),
пересмот­ром целей, содержания и
методов воспитания. При этом одни авторы
пытаются заменить воспитание социализацией,
другие рассматривают воспитание как
часть социализации личности ребенка,
третьи под социализацией понимают
гражданское и нравственное воспитание.
Есть и другие точки зрения. Однако
бесспорным для всех является то, что
воспитание — один из основополагающих
факторов социализации личности ребенка.

В самом общем виде
воспитание — это целенаправленный
процесс, способствующий развитию и
формированию нрав­ственных качеств
личности, тем самым влияющий на
социали­зацию ребенка. Являясь
составной частью влияния социальных
факторов на человека, оно имеет свои
особенности. Этот про­цесс, в отличие
от других, всегда целенаправлен и
осуществля­ется сознательно настроенными
на него или специально подготовленными
для этого людьми: родителями, учителями,
воспи­тателями, вожатыми, социальными
педагогами и др.; через воспитание
происходит учет других социальных
факторов, вли­яющих на социализацию
ребенка — среды, в которой он нахо­дится,
средств массовой коммуникации, культуры
и пр. В про­цессе воспитания учитывается
также индивидуальная самобыт­ность
каждого ребенка. Однако следует помнить,
что воспита­ние занимает вполне
определенное место среди других
соци­альных факторов и не может их ни
заменить ни исключить.

Другой вопрос, что
влияние воспитания на развитие ребенка
динамично меняется с течением времени.
Чем меньше ребенок, тем сильнее
воспитательное воздействие на становление
и раз­витие личности. Со временем, по
мере взросления ребенка, его доля
уменьшается, зато возрастает степень
самостоятельности ребенка в выборе и
предпочтении тех или иных социальных
ценностей и ориентиров, его собственного
влияния на свое развитие. Это можно
представить в виде двух соединенных
верши­нами пирамид, представленных
на схеме:

Основанием
первой пирамиды является воспитательное
воз­действие на ребенка с его рождения.
Постепенно это воздействие ослабевает,
однако набирает силу другой процесс —
самовоспи­тание,
более
активной становится осознанная
самостоятельная деятельность ребенка
по совершенствованию своей личности,
саморазвитию и самореализации,
способствующая его самосто­ятельной
интеграции в общество. Известно, что
потребность в самовоспитании — высшая
форма развития личности, которая
предопределяется ведущими личностными
качествами челове­ка и обеспечивает
ему позицию субъекта социализации.
Поэтому роль воспитателя начинает
снижаться. Зато на первый план выдвигаются
мотивы, идущие непосредственно от самого
чело­века. Согласно нашей модели,
человек будет стремиться к осно­ванию
второй пирамиды, достичь которой ему
вряд ли сужде­но, поскольку процесс
самовоспитания длится почти всю жизнь.

В
результате воспитания, самовоспитания
и позитивного вли­яния других социальных
факторов (культурно-исторических и
религиозных традиций, средств массовой
информации, детских общественных
объединений, школьного коллектива,
друзей и др.) происходит естественный
процесс интеграции ребенка в общество,
«врастания в человеческую культуру»
(Л. С. Выгот­ский), т. е. его социализация.
При этом чем
значительнее и многообразное влияние
социальной среды на ребенка, тем
сво­боднее и независимее от нее
становится ребенок.

Однако нередко
процесс социализации ребенка по
каким-либо объективным или субъективным
причинам осложняется. Так, вхождение
ребенка в общество может быть затруднено
вследствие особенностей его физического
или психического развития. Или усвоение
социальных норм и ценностей ребен­ком
искажается в результате негативного —
стихийного либо преднамеренного —
влияния среды, в которой он живет, и т.
д. В результате ребенок «выпадает» из
нормальных социальных отношений и
поэтому нуждается в специальной помощи
для успешной интеграции его в общество.

Процесс социализации
таких детей также происходит преж­де
всего через воспитание, посредством
которого осуществляе­тся целенаправленное
влияние, управление этим процессом.
Однако при этом для каждой категории
детей должны быть разработаны свои
методики и технологии воспитательного
про­цесса, позволяющие активизировать
позитивные факторы и нейтрализоватьнегативные.

В целом
усилия воспитателей и специалистов
должны быть направлены на социальную
адаптацию
ребенка,
находящегося в
трудной жизненной ситуации, т. е. на его
активное приспособ­ление к принятым
в обществе правилам и нормам поведения
или на преодоление последствий влияния
негативных факторов.

Если
же степень утраты или несформированности
социально значимых качеств столь высока,
что это препятствует успешно­му
приспособлению ребенка к условиям
социальной среды, т. е. происходит его
социальная
дезадаптация,
то
в этом случае необходима социальная
реабилитация
ребенка,
которая пеpeсматривает
применение специальной системы мер,
направленных на восстановление утраченных
ребенком общественных связей и отношений,
восстановление его социального статусаобеспечивающего
социальную адаптацию в обществе.

Таким
образом, в процессе
развития ребенка в социуме должна

осуществляться его социализация,
которая
включает в себя социальную
адаптацию.
Если
же этого не происходит, наблю­дается
другое явление — дезадаптация,
тогда
возникает необ-ходимость в социальной
реабилитации
ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник