Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности ребенка
Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности младшего школьника
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального: изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей, т.е. с обществом. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов: социализации и индивидуализации
Социализация и индивидуализация – процессы имеющие тесную связь, оказывающие значительное влияние на развитие личности. Социализация и индивидуализация длятся всю жизнь человека и поэтому эти процессы актуальны для всех возрастных групп.
В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности?
Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
Индивидуализация – это процесс становления личности путем информации, получаемой индивидом из окружающей среды, производства новых духовных ценностей, значимых для общества.
Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора, к примеру, книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п. Социализация осуществляется в основном посредством принуждения, например, обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр. Социализация – это долг личности, а индивидуализация – ее право.
Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.
В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего школьного возраста постепенно выходит на первый план, что связано со множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем детей.
В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах психического развития. Процесс социализации в это время происходит на основе интенсивного развития и обогащения общественной природы ребёнка. Поэтому очень важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у ученика, тем легче ему адаптироваться в современном мире. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.
В процессе социализации формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.
Усвоение социального опыта и готовность к его обогащению формируется через включение детей в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях, в отношениях с государством, представленным, прежде всего школой, с миром – через природу и средства массовой информации. Составляющим компонентом такого социального опыта является сформированность у учащихся готовности: к цивилизованным человеческим отношениям; к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Конечной целью любой образовательной деятельности является обучение, воспитание и развитие личности. Главными участниками образовательного процесса являются ученик и педагог. Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога.
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психоэмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.
Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста –многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Иными словами, социальный опыт ребенка – это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Социальный опыт младшего школьника в определенной степени влияет и на объективные условия воспитания.
В психологии давно установлено, что только ситуации выбора обеспечивают личности опыт самоопределения, не просто выбор решения, суждения, поступка, а выбор себя. В буднях своей школьной жизни дети должны привыкать естественно решать: какое выбрать задание из нескольких, предложенных учителем, какие стихи выучить для конкурса, когда сдать творческую работу по природоведению, с кем вместе дежурить, по каким правилам играть на спортивном часе в известную игру.
Исторически сложилось, что факторы социализации и индивидуализации, имея очень важное значение для становления личности, происходят в тесной связи. Безусловно, оба эти процессы важны и не являются альтернативой друг друга для полноценного, гармонического развития личности. Но при всех взаимосвязях, социализация и индивидуализация коренным образом отличаются по своим содержаниям. Взаимоотношения между социализацией и индивидуализацией строятся не по принципу поглощения, дополнительности, но по принципу взаимодействия, взаимовлияния и представляют собой последовательную, поэтапную интеграцию данных процессов.
Источник
Соотношение индивидуализации и социализации
В онтогенезе процессы социализации и индивидуализации идут одновременно, так как формирование и развитие личности происходит в результате совместного накопления индивидуального и усвоения социального опытов.
Замечание 1
Индивидуализация – осознание индивидом себя как отдельной единицы общества, своих характеристик, качеств, особенностей. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, реализуемого в общении и деятельности.
Разные личности по-разному воспринимают и переживают одинаковые социальные процессы и явления. Поэтому усвоение социального опыта всегда субъективно. Социализация обеспечивает усвоение определенных обычаев, ценностей, установок, ролей, мнений определенной социальной группой и сохраняется на протяжении всей жизни.
Человек в процессе социализации приобретает ценностные ориентиры, которые позволяют ему сравнивать себя с окружающими людьми, взаимодействовать с ними, учитывать их мнения, проявлять собственное «Я». Он является частью общества, поэтому способен к усвоению субъективного опыта, который впоследствии становиться частью его личности.
Убеждения человека, нормы поведения и морали определяются нормами, принятыми в данном обществе. При этом необходимо помнить, что в разных странах и обществах нормы морали, правила приличия и поведения могут существенно различаться. Из объективно одинаковых ситуаций разные индивиды могут выносить разный социальный опыт, что выступает основой индивидуализации.
Определение 1
Социализация – это процесс усвоения и реализации индивидом через коммуникационное взаимодействие норм поведения, социальных ролей, культуры социума, к которому он принадлежит.
Деятельность человека может развиваться в двух направлениях:
- через социальное приспособление, воспроизведение общепринятого и хорошо известного;
- в направлении преодоления сложившихся стереотипов или через нестандартное поведение, регулируемое обществом.
Конечной целью такой деятельности выступает формирование индивидуальности, т.е. индивидуализация – это процесс формирования и дальнейшего развития конкретной личности.
Социализация личности невозможна без удовлетворения потребности в общении. Потребность в общении проявляется через стремление объединиться с группой, социальным окружением, а также к стремлению выделить собственное «Я», обособить себя от окружающих.
В вопросе соотношения социализации и индивидуализации нет однозначного мнения. Одни авторы считают, что социализация препятствует раскрытию творческих способностей человека, другие утверждают, что индивидуализация носит негативный характер, который необходимо компенсировать социализацией.
В отечественных трудах чаще всего придерживаются мнения, что в процессе социальной адаптации и социализации индивид приобретает свою индивидуальность противоречивым и сложным образом.
Лежащий в основе социализации социальный опыт активно перерабатывается, усваивается и становится в результате источников индивидуализации личности.
Личность в своей индивидуальности неповторима, она обладает присущими только ей темпераментом, чертами характера, интересами и привычками, качествами познавательных процессов.
Стадии социализации
Социализация может быть первичной и вторичной. Во время вторичной социализации происходит усвоение специфического ролевого знания, при котором социальные роли связаны с разделением труда, т.е. она характеризуется разделением труда и социальным распределением знаний.
В выделении стадий или этапов социализации существуют различные подходы. Социологический подход делает акцент на процессе усвоения индивидом совокупности социальных ролей, занятия того или иного положения в обществе, овладения нормами, ценностями, культурой. В соответствии с этим выделяют следующие стадии социализации:
- Дотрудовая стадия. Включает период ранней социализации (дошкольный возраст) и младший школьный возраст – период обучения.
- Трудовая стадия. Состоит из периода молодости (от 17-18 лет до 23-25 лет) и периода зрелости.
- Послетрудовая стадия. На данной стадии происходит утрата статуса, включает пожилой, старческий возраст, долгожителей.
Составляющие социализации и индивидуализации
Замечание 2
Социализация – процесс двусторонний, который, с одной стороны, отражает освоение личностью социального опыта вследствие вхождения в социальную среду и формирования системы социальных связей, а с другой стороны – процесс воспроизводства индивидом социальных связей за счет включения в социальную среду и активной деятельности.
В процессе социализации становление личности происходит в следующих сферах: деятельность, общение, самосознание.
Деятельность. Во время социализации индивид все время осваивает новые виды деятельности. При этом происходит ориентировка в системах связей, сопровождающих любой вид деятельности и между отдельными видами; наблюдается концентрирование всей деятельности вокруг одного главного вида.
Самосознание. Контролируемый процесс становления в индивиде образа его «Я». Складывается на протяжении жизни под воздействием различных социальных связей. «Я» образ включает сознание тождественности, своего активного начала, осознание собственных психических свойств, социально-нравственная самооценка.
Все сферы объединяет процесс приумножения социальных связей индивида с окружающим миром.
Личностная зрелость обладает основными составляющими, которые распространяются на остальные: толерантность, ответственность, позитивное мышление, саморазвитие и самосовершенствование.
Существует два типа ответственности:
- Человек – интернал — принимает ответственность за происходящие события в его жизни на себя, объясняя все своим характером, способностями, поведением. Такие люди более терпимы, популярны в группе, менее подвержены депрессии и менее тревожны. Они чаще находят цели и видят смысл в жизни.
- Человек – экстернал — перекладывает ответственность за все происходящее на внешние обстоятельства и других людей. Этих людей отличает обеспокоенность, повышенная тревожность, конформность, повышенная агрессивность, они менее популярны. Они зависят от внешних обстоятельств и не способны управлять собственными делами. Для них сама жизнь определяется обстоятельствами, случаем, волей других людей, что создает благоприятную обстановку для формирования неопределенности и эмоционального напряжения.
Локус контроля выступает показателем взаимосвязи взаимоотношения к окружающему миру и к себе, является важнейшей характеристикой личности.
Источник
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в психологии и педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Выделяют три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Адаптация личности предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Индивидуализация порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе — и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. Это и есть вторая фаза развития личности — индивидуализация.
В рамках интеграции личности в общности у индивида складываются новообразования личности — черты, которых не было не только у него, но, быть может, нет и у других членов группы, однако которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.
В контексте социализации, формирования определенных качеств личности, рассматривается своеобразная «психологическая структура личности», включающая психологические свойства и особенности, которые называются «чертами личности». Русский ученый-психолог К.К. Платонов предлагает следующую модель структуры личности :
- биологически обусловленная подструктура является низшим уровнем личности, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Эти свойства в известной мере имеют отношение к управленческой деятельности;
- психологически обусловленная подструктура — индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли;
- подструктуры социального опыта — умения, навыки, знания и привычки;
- подструктуры направленности личности — влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, интересы.
Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А.В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации:
- детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни;
- отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»;
- юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Процесс социализации распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.
В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие стадии социализации личности:
- дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
- трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи прекращением трудовой деятельности.
Возрастные свойства психики связаны с отдельными стадиями цикла карьеры личности (рис. 23).
Рис. 23. Стадии цикла карьеры личности
1. Стадия роста — это период от рождения до 14 лет. Человек разрабатывает свою систему взглядов на жизнь, оформляется как личность путем взаимодействия и сравнения себя с другими людьми.
2. Стадия исследования — период, продолжающийся примерно от 15 до 24 лет. Личность исследует различные профессиональные альтернативы, сопоставляет их с собственными способностями и интересами. В этот период обычно происходит предварительный выбор профессии и карьеры. К концу этого периода происходит окончательный выбор и попытка начала работы.
3. Стадия формирования — продолжается примерно в период с 24 до 44 лет. Она является основной в жизни большинства людей. В течение этого периода личность постоянно проверяет свои способности и амбиции, сравнивая их с теми, которые требуются для выбранного рода занятий.
Стадию формирования можно разделить на 3 подстадии:
- подстадия испытания — период от 25 — 30 лет. В течение этого времени человек решает, подходит ли ему выбранная сфера деятельности;
- стабилизационная подстадия обычно соответствует возрасту 30 — 40 лет. В этот период выясняются и укрепляются профессиональные цели. Человек планирует карьеру, развивает активность, непрерывно поддерживает образовательный уровень для достижения служебного роста;
- подстадия карьерного кризиса может начаться между 35 — 45 годами. В этом возрасте может происходить переоценка ценностей. За этот период необходимо определить важность работы и карьеры в жизни.
4. Стадия сохранения соответствует возрасту от 45 — 65 лет. В течение этого периода человек все свои усилия направляет на сохранение достигнутого.
5. Стадия снижения активности возникает по мере приближения пенсии. На этом этапе человеку необходимо смириться с ограничением власти, энергии, ответственности и вступить на путь наставника и советчика для молодежи. Немаловажным для человека именно в этот период найти новые пути альтернативного использования времени и сил, прежде отдаваемых работе.
В обобщенном виде стадии социализации можно представить так:
1. Первичная социализация , или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределении «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18 — 25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966 г.) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
- Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
- Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.
- Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
- Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших, называется ресоциализацией . Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник