Сочинения роль игры в развитии ребенка
Надежда Хазова
Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»
«Дети должны жить в
мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии,
творчества».
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.
Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет
чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит
этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.
Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он
знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует
действительность.Позже начинает сам экспериментировать: бросать,
сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок
развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,
когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами
реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет
собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время
являются моделями предметов, с которыми «играют» взрослые. Это так
называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты
действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на
себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими
игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)
деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой
игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра
– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на
протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие
воображаемой ситуации.
В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и
особенности личности ребенка.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности
поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых
сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и
больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать
импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.
Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в
мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой
для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,
игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов
и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок
становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных
сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает
вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,
сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.
В игре он имеет возможность прожить то, что является для него
недоступным в жизни взрослых.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на
себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в
воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают
способность к творческому воображению.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным
образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,
строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает
огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые
потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды
деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с
игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков
вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она
освобождается от игры.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая
идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто
игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.
Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры
определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.
Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем
известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные
игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются
играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер
— в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная
задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют
высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют
его.
Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем
можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального
развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие
психические новообразования. В структуре психических функций
центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает
возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются
познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно
работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное
самосознание ребенка.
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя
роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его
отношение к действительности.
Литература:
1. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста.
Минск, 1997.
2. Немов Р. С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1,2003.
3. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.
Источник
. Курсовик
Введение.
Сегодня, как никогда широко осознаетсяответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразованиеобщеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всехвозможностей, ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательногопроцесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитанияи развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные особенности как:
Полифункциональность – возможностьпредоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного«потребителя» информации, крайне важные для эффективностиучебно-воспитательного процесса.
Игра относится к косвенному методувоздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, являетсяполноправным субъектом деятельности.
Игра – это такое средство, гдевоспитание переходит в самовоспитание.
Игра теснейшим образом связана сразвитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития вдетстве, оно приобретает особое значение.
Игра – первая деятельность, которойпринадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формированиисвойств и обогащении его внутреннего содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенкаигра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность.
Войдя в игру, раз за разом закрепляютсясоответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: играстановится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того,чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляетсяпотребность разыгрывать именно те действия, которые являются для негоновоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игрыразвивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности.
Он играет, потому что развиваетсяи развивается, потому что играет. Игра-практика развития.
Игра подготавливает детей к продолжениюдела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества,необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируетсявоображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, ипроникновение в неё. Способности к преобразованию действительности в образе ипреобразованию её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются вигровом действии, и в игре прокладывается путь от чувства к организованномудействию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, вней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личностив ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается,углубляется сама личность ребенка.
В игре в той или иной мере формируетсясвойства, необходимые для учения в школе, обуславливающие готовность кобучению.
На разных этапах развития детямсвойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данногоэтапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Курсовая работарассматривает роль игры в развитии ребенка.
Цель работы.
I. На основе анализа теоретическойлитературы:
1. Определить значение игры дляпсихического и физического развития ребенка;
2. Показать роль игры как важногосредства воспитания;
3. Классифицировать игры по способаморганизации.
II. На основе наблюдений и опытаорганизации игр:
1. Раскрыть зависимость уровняразвития и типа игр от возрастных особенностей.
2. Показать методы исследования игрдетей школьного возраста.
3. Представить методическиерекомендации по организации игр.
Глава I
Теория игры(методологическая основа)
§ 1.Социальная природа игры.
Игра – сложное социально-психическоеявление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребностьличности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видениеммира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых идетей имеют различные психологические основания.
Почему же люди, взрослея, перестают играть?
Потребность в игре, вероятно, зависит оттворческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано спереживанием радости от самого процесса деятельности. В работах Л.С. Выготскогопоказана возрастная тенденция к снижению стихийно возникающих игр.
Как правило, у детей к подростковомувозрасту свертывается интерес к творчеству, подросток начинает критичноотноситься к нему.
«Такое же свертывание детской фантазиимы видим в том, что у ребенка пропадает интерес к наивным играм более раннегодетства». (8,32)
Однако ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П.Аникеева, О.С. Газман) указывают, что получение удовольствия, радости,положительных эмоций также является одной из побудительных сил, порождающихигру.
Взрослый человек, который уже совершил выбородного из возможных жизненных путей, живет в сфере узкого канала воронки, аигра позволяет ему в условном плане прочувствовать другие возможные вариантыжизни, не использованные в реальном плане.
Умение людей входить в игру влияет наэмоциональную атмосферу общения, создаёт настроение окружающим. Игра – этосложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношенииона становится средством стрессового контроля, самообновления,самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а такжестимулирования приподнятого настроения.
Почему же этим средством так редкопользуются взрослые?
Почему игра считается преимуществомдетства?
Как уже отмечалось выше, игра – это,прежде всего, процесс творческий,
Но у многих складывается стереотип, чтотворчество – удел избранных, но Л.С. Выготский в своей работе «Воображение итворчество в детском возрасте», опровергает эту мысль. Если пониматьтворчество: «как необходимое условие существования, и всё, что выходит запределы рутины, и в чем заключается хоть йота нового, все равно будет ли этосозданное… какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума иличувства…». То легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всейсиле, как в самом раннем детстве, так и у взрослых людей. (8,40)
С возрастом люди получают массувозможностей воздействовать на мир, в то время как в детстве игра –доминирующий способ в силу недостаточной развитости, «взрослых» способовпознания и действия.
Но главное, пожалуй, в следующем. Сдетства люди привыкли слышать: «хватить играть, пора делом заняться». С детствалепится жесткий стереотип: игра – это то, что несерьёзно. Игра отождествляется с тем, что «легкомысленно», что «развлечение». И взрослые люди компенсируютотсутствие игры многозначительными хобби, погружением в созерцаниетелевизионных программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным«болением» и т.п.
И еще одна немаловажная причина. Игра(как внешняя, так и внутренняя) требует определенных душевных усилий.Компенсирующие игру занятия и увлечения более легки для ощущения.
Между тем, уже давно обнаружено, чтоигра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно возникает навсех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляетнеустранимую и естественную особенность человеческой природы.
Значение игры в социализации личностиребенка определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включенияребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра, возникающая на такойступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможнымнепосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания формируюту него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.
Процесс социализации есть неразрывноеединство с естественной потребностью детского организма – развитии,осуществляемым через игру. Игра по своему происхождению и содержаниюсоциальна.
«Игра-эта такая деятельность, вкоторой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условийнепосредственно утилитарной деятельности». (7,48)
§ 2.Классификация игр.
Принято различать два основных типа игр:
— игры с фиксированными и открытымиправилами;
— игры со скрытыми правилами.
Примером игр первого типа являетсябольшинство познавательных, дидактических и подвижных игр, а также развивающих(интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).
Ко второму типу относятся игры, вкоторых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно исамостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.
Обычно выделяются такие типы игр:
1.подвижные игры — разнообразные по замыслу, правилам, характерувыполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развиваютдвижения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеютритмично двигаться под неё;
2.строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительнымиматериалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода,подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
3.дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лотодля обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иныхпсихических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
4.сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой иобщественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери,магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения,развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Сюжетно-ролевые игры уже давно быливыделены психологами и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых детиберут на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей,изображают их деятельность и взаимоотношения — и тем самым творчески отражаютдействительность. Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание,свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьникидействуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для нихвнутренними правилами игры. Поэтому содержание игры заставляет школьниковстремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни, внести внеё действительные трудности, в которых будут реально проявляться(тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества. Среди игр,содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить несколько видов:
Игры драматизации
Подразумевают исполнение какого-либосюжета, сценарий которого не является жестким каноном в отличие от спектакля.
В этом виде следует выделить игры –импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие лица знаютосновной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же играразвертывается в виде импровизации.
С.Т. Шацкий так комментировал эти игры:«Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себежизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений итой или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни,развивающейся в душе ребенка».
В этих играх, хотя они и занимаютограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией иопределяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самогосюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.
Игры «на преодоление этапов»
Определяются этапы («пункты»,«станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового,познавательного, спортивного и т.п. характера.
Определяется число этапов, на которыхдети должны, например, разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимостиот тематики и задач игры. Предусматриваются и игровые роли: «судья»,«контролёры», «ассистенты». Игры проводятся чаще всего в виде соревнованиймежду командами. Они могут проходить по различным учебным предметам:географические, литературные и т.д.
Трудовые задания типа «необходимопокрасить забор», «вырыть ямы», основанные только на «взрослом» требовании,могут вызвать сопротивление подростков.
«И здесь даже не в «овзрослении» дело.Просто та форма обращения, которая в сфере взрослых является формой деловогообщения, с детьми иногда становится тормозом воспитания»,- пишет Ю.Азаров.
И опытный педагог находит иной вариантвключения подростков в трудовую деятельность.
Игровой тренинг (для старших подростков)
Игровым тренингом мы условно называемсистему игровых упражнений по обучению общения. Цель его –психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь втом, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.
Ввиду того, что старшие подростки весьмазаинтересованы в своей личности, для них можно организовывать «психологическиеигры». Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно,например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать ираскрывать самого себя.
Педагогу в этих играх важностимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позициисреди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следуетпроводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников 7-20 человек. Следует заранее обговорить сребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровойтренинг не даёт результатов:
— высокая доброжелательность и доверие друг к другу;
— при оценке выполнения игровых заданий участникамиоценивается не личность, а её деятельность и способы общения;
— впечатление о степени удовлетворенности игройучастники должны доводить до руководителя сразу.
Успешность «психологических игр»полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия междуруководителем игры и её участниками. Варианты таких игр широко представлены вработах Аникеевой Н.П. и Смирнова С.А.
Источник