Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех лет

Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех лет thumbnail

(Е.О. Смирнова,
Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.
Мещерякова)

Диагностика
ситуативно-делового общения ребенка
со взрослым

(второй
год жизни)

Общие
рекомендации по организации

Диагностика
включает в себя создание взрослым
четырех диагностических ситуаций и
фиксацию результатов в протоколе
определенных эмоциональных и поведенческих
особенностей ребенка.

Прежде
чем привести малыша в помещение, в
котором будет проводиться обследование,
взрослый старается расположить его к
себе, чтобы ребенок почувствовал себя
непринужденно и охотно последовал за
ним. Если малыш проявляет интерес к
каким-нибудь предметам, находящимся в
комнате, следует удовлетворить его
любопытство, а затем постепенно привлечь
внимание к игрушкам.

Организуйте
диагностические пробы в паре: один
студент общается с ребенком в условиях
диагностических ситуаций, а второй
фиксирует результаты в протоколе,
наблюдая за ходом диагностики. Анализ
протоколов осуществляется каждым
студентом индивидуально. Каждый студент
диагностирует 2 детей (мальчика и
девочку).

Описание диагностических ситуаций Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цели:
определение
предпочтения ребенка в выборе одного
из двух видов
деятельности — общения или действий с
предметами; выявление уровня инициативности
ребенка в общении и предметной
деятельности.

Организация
предметной среды.
На
маленьком детском столике раскладываются
следующие предметы: 2—3-составная
матрешка, набор
вкладышей, пирамидка (желательно в виде
человечка, животного
или птички), несколько кубиков, заводная
машинка с ключом, колокольчик,
небольшая кукла, чашка, ложка, расческа.
Рядом со столиком стоит детский стульчик.
Второй стульчик располагается на
некотором
расстоянии от стола.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Подведя
ребенка к столику
с игрушками, взрослый садится на стульчик
неподалеку от него, не
проявляя никакой инициативы. Проба
продолжается в течение 1 минуты. За это
время ребенок может либо заняться
индивидуальной игрой с
игрушками, либо инициировать
ситуативно-деловое общение со взрослым.
Если в течение 1 минуты ребенок остается
пассивным, взрослый переходит к ситуации
2. Если ребенок сразу же обращается к
взрослому,
он отвечает на его инициативу и переходит
к ситуации 3.

Ситуация 2. «Индивидуальная предметная деятельность»

Цель:
определение
уровня развития предметной деятельности
ребенка.

Организация
предметной среды.
Та
же.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Взрослый
привлекает внимание
ребенка к игрушкам, просит показать
некоторые из них и предлагает
поиграть с ними. Он может обратиться к
ребенку, например, с
такими словами: «Машенька, посмотри,
какие интересные игрушки я тебе
принесла. Где у нас куколка? Правильно,
вот она. Какая красивая! А
где машинка? … А это что? Поиграй с этими
игрушками».

Если
ребенок принимает предложение и начинает
самостоятельные
действия с предметами, взрослый наблюдает
за ним в течение 10 минут,
делая соответствующие отметки в графе
«Индивидуальная предметная деятельность»
протокола регистрации параметров
предметной
деятельности. Если ребенок по ходу
индивидуальной игры обращается
ко взрослому, тот делает соответствующие
пометки в графе
«Ситуативно-деловое общение» протокола
регистрации параметров
ситуативно-делового общения.

При
условии, что за время данной пробы
ребенок ни разу не обратился
ко взрослому, по истечении 10 минут
следует перейти к следующей
ситуации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Стр. 91

Процедура проведения диагностики.

Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».

Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».

Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.

Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».

Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребенка

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей Баллы
Виды действий с предметами Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. 0
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. 1
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. 2
Культурно-фиксированные действия Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. 0
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. 1
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. 2
Познавательная активность Эмоциональная вовлеченность в деятельность Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. 0
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. 1
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. 2
Настойчивость в деятельности Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. 0
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. 1
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. 2
Стремление к самостоятельности Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. 0
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. 1
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. 2
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. 3
Включенность ПД в общение со взрослым Стремление воспроизводить образец действия Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. 0
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. 1
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. 2
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. 3
Ориентация на оценку взрослого Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. 0
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. 1
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. 2
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. 3
Речевое сопровождение деятельности Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. 0
Слабое: ребенок редко пользуется речью. 1
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. 2
Целенаправленность  Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. 0
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. 1
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. 2

Анализ результатов и составление заключения

Источник

 Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летПсихолого-медико-педагогическая помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Л. С. Русанова, Г. О. Рощина, Е. Н. Шипкова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 102 с. — (Инклюзивное образование).
Переплет книжный магазин ИРО
 Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРусанова Л.С., Головицина Ю.Б., Леонова О.А. Развитие ребенка от рождения до трех лет с использованием многофункционального дидактического пособия «Бэби-куб»: учебное пособие. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. — 138 с.
 Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летЛазуренко С.Б. Диагностика психической активности младенцев: методическое пособие / С.Б. Лазуренко, Е.А. Стребелева, Г.В. Яцык, Н.Н. Павлова, О.Б. Половинкина. – М.: Инфра-М, 2017. – 70 с.

 

 Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летЛазуренко С.Б.  психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. – М.: логомаг, 2015. – 256 с. + Приложение 28 с.

 Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летФьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой. – СПб.: ООО «Ай-Пи», Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2015. – 160 с.Подробнее…
4Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летЛазуренко С.Б. Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «Ясли». – М.: Издательство «АдамантЪ», 2014. – 272 с.
5Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летБакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / Пер. со шведск. п/ред. Ю. Колесовой. – СПб.: ИРАВ, 2001. – 360 с.

6Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летДиагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с. Подробнее…

7Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 1: Введение в программу.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 64 стр. Издание второе Подробнее…

8Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 2: Индивидуальная программа ребенка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 128 стр. Издание второеПодробнее…

9Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 3: Навыки общения.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 122 стр. Издание второеПодробнее…

10Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 4: Навыки общей моторики.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 176 стр. Издание второе Подробнее…
11Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 5: Навыки тонкой моторики.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 176 стр. Издание второеПодробнее…
12Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 6: Восприятие речи.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 112 стр. Подробнее…
13Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 7: Самообслуживание и социальные навыки.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 80 стр.Издание второе. Подробнее…
14Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 8: Перечень умений, определяющих развитие вашего ребенка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 96 стр.Издание второе. Подробнее…
15Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летПечора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.Подробнее…
16Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летБаенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития: Методическое пособие/Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М: Полиграф сервис, 2001.— 156 стр.Подробнее…
17Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летКипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4=х лет / Эрнст Й. Кипхард; [пер. с нем. Л.В. Хариной]. – Изд. 4-е. – М.: Теревинф, 2016. – 112 с.Подробнее…

18Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летСмирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова,С.Ю. Мещерякова. — М.: ООО «Русское слово — учебник»,2015. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).Подробнее…
19Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летГалигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 32 с.Подробнее…
20Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летСмирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозатка-Синтез, 2008. – 64 с.Подробнее…

21Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летГалигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. — М.:Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.Подробнее…
22Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 33с.Подробнее…

23Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летПантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / под ред. В.А. Доскина. – М.: 2004.Подробнее…
24Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летПриходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2006. — 112 с.Подробнее…
25Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРазенкова Ю.А.  Я играю в куклы. Развивающие игры с неваляшкой, матрешкой и Лялей: не только для девочек. Пособие для родителей.: Карапуз; Москва; 2012Подробнее…
26Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРазенкова Ю.А.  Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками, мячом… – со всем, что под рукой: Пособие для родителей.: Карапуз; Москва; 2012Подробнее…
27Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРазенкова Ю.А. «Система ранней помощи: поиск основных векторов развития»: Карапуз; Москва; 2011.Подробнее…
28Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летКоррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах крат-ковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)Подробнее…
29Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летЛазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С.,  Ртищева М.С.,  Яцык Г.В.,  Свиридова Т.В.   Рожденные слишком рано. – М.: Издательство «АдамантЪ», 2017. – 104с.Подробнее…
30Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летДетство нервной системы / И.А.  Скворцов. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 176с.Подробнее…
31Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРанняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Володина Н.Н. и академика РАО ШкловскогоВ.М. — М.: 2015. — 57с. Подробнее…
32Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРазвиваем речь. От 6 месяцев до 3 лет./ О.С. Жукова. – М.: Астрель; СПб.: Астрель – СПб, 2009. – 32с.: ил. –(Обучение с пеленок). Подробнее…
33Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летАрхипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов- М.: АСТ : Астрель, 2007. — 224 с. Подробнее…
34Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летГрибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48с. Подробнее…
35Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летГромова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176с. Подробнее…
36Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летГромова О.Е.Формирование элементарных математических представле¬ний у детей раннего возраста: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 48 с. — (Ранний возраст). Подробнее…
37Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летДатешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с. Подробнее…
38Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летО.В. Закревская Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. Подробнее…
39Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летОт звукоподражаний к словам. Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет/ Е.В. Колесникова. – Ювента, 2016. – 64с.: ил. Подробнее…
40Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летКривцова Т.А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2010. – 28с. (Коррекционная педагогика). Подробнее…
41Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летЛаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 129с. Подробнее…
42Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летМастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст: Советы родителям и педагогам по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с. Подробнее…
43Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летДидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 4-е, испр. М., «Просвещение»,1985 г. Подробнее…
44Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летПриходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие.СПб.:КАРО, 2006. – 112с Подробнее…
45Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летРазенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста:2 изд. – М.: Школьная пресса,2003. – 160с. («Дошкольное воспитание и обучение — Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып.48.) Подробнее…
46Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех летНеврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения/ А.Ю. Ратнер. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 368с.:ил. Подробнее…