Смирнова галигузова мещерякова диагностика психического развития ребенка до трех лет
(Е.О. Смирнова,
Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.
Мещерякова)
Диагностика
ситуативно-делового общения ребенка
со взрослым
(второй
год жизни)
Общие
рекомендации по организации
Диагностика
включает в себя создание взрослым
четырех диагностических ситуаций и
фиксацию результатов в протоколе
определенных эмоциональных и поведенческих
особенностей ребенка.
Прежде
чем привести малыша в помещение, в
котором будет проводиться обследование,
взрослый старается расположить его к
себе, чтобы ребенок почувствовал себя
непринужденно и охотно последовал за
ним. Если малыш проявляет интерес к
каким-нибудь предметам, находящимся в
комнате, следует удовлетворить его
любопытство, а затем постепенно привлечь
внимание к игрушкам.
Организуйте
диагностические пробы в паре: один
студент общается с ребенком в условиях
диагностических ситуаций, а второй
фиксирует результаты в протоколе,
наблюдая за ходом диагностики. Анализ
протоколов осуществляется каждым
студентом индивидуально. Каждый студент
диагностирует 2 детей (мальчика и
девочку).
Описание диагностических ситуаций Ситуация 1. «Пассивный взрослый»
Цели:
определение
предпочтения ребенка в выборе одного
из двух видов
деятельности — общения или действий с
предметами; выявление уровня инициативности
ребенка в общении и предметной
деятельности.
Организация
предметной среды. На
маленьком детском столике раскладываются
следующие предметы: 2—3-составная
матрешка, набор
вкладышей, пирамидка (желательно в виде
человечка, животного
или птички), несколько кубиков, заводная
машинка с ключом, колокольчик,
небольшая кукла, чашка, ложка, расческа.
Рядом со столиком стоит детский стульчик.
Второй стульчик располагается на
некотором
расстоянии от стола.
Процедура
проведения диагностической пробы.
Подведя
ребенка к столику
с игрушками, взрослый садится на стульчик
неподалеку от него, не
проявляя никакой инициативы. Проба
продолжается в течение 1 минуты. За это
время ребенок может либо заняться
индивидуальной игрой с
игрушками, либо инициировать
ситуативно-деловое общение со взрослым.
Если в течение 1 минуты ребенок остается
пассивным, взрослый переходит к ситуации
2. Если ребенок сразу же обращается к
взрослому,
он отвечает на его инициативу и переходит
к ситуации 3.
Ситуация 2. «Индивидуальная предметная деятельность»
Цель:
определение
уровня развития предметной деятельности
ребенка.
Организация
предметной среды. Та
же.
Процедура
проведения диагностической пробы.
Взрослый
привлекает внимание
ребенка к игрушкам, просит показать
некоторые из них и предлагает
поиграть с ними. Он может обратиться к
ребенку, например, с
такими словами: «Машенька, посмотри,
какие интересные игрушки я тебе
принесла. Где у нас куколка? Правильно,
вот она. Какая красивая! А
где машинка? … А это что? Поиграй с этими
игрушками».
Если
ребенок принимает предложение и начинает
самостоятельные
действия с предметами, взрослый наблюдает
за ним в течение 10 минут,
делая соответствующие отметки в графе
«Индивидуальная предметная деятельность»
протокола регистрации параметров
предметной
деятельности. Если ребенок по ходу
индивидуальной игры обращается
ко взрослому, тот делает соответствующие
пометки в графе
«Ситуативно-деловое общение» протокола
регистрации параметров
ситуативно-делового общения.
При
условии, что за время данной пробы
ребенок ни разу не обратился
ко взрослому, по истечении 10 минут
следует перейти к следующей
ситуации.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Стр. 91
Процедура проведения диагностики.
Проба 1. «Грузовичок» («Пирамидка»). Взрослый обращается к ребенку: «Посмотри, какой у меня грузовичок. Его можно собирать и разбирать». Взрослый разбирает игрушку и говорит ребенку: «Чтобы он смог снова ездить, его нужно правильно собрать. Попробуй сам его собрать».
Проба 2. «Конструктор». Взрослый выкладывает на стол набор кубиков из конструктора «Лего» и обращается к ребенку: «Это особые кубики, их можно соединить, и они будут крепко держаться».
Взрослый показывает ребенку, как соединяются детали. «Из этих кубиков можно построить все, что захочется. Построй мне, пожалуйста, домик». Образец в этой пробе не предусмотрен. Если ребенок хочет построить что-то другое, взрослый соглашается с ним. Главное, чтобы взрослый мог проследить, насколько ребенок стремится воплотить замысел.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе в графе «Действия по образцу».
Шкалы оценки параметров предметной деятельности на третьем году жизни ребенка
Параметры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей | Баллы |
Виды действий с предметами | Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия | Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. | 0 |
Использует редко: ребенок некоторое время смотрит на предмет, трогает, затем оставляет, переводит взгляд, не пытается выяснить назначение предмета или совершить с ним какое-либо действие. | 1 | ||
Использует часто: ребенок активно обследует предмет, совершает разнообразные манипуляции с ним. | 2 | ||
Культурно-фиксированные действия | Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. | 0 | |
Использует редко: ребенок совершает одно-два действия данного вида, предпочитает манипулятивные действия. | 1 | ||
Используются часто: ребенок совершает много различных культурно-фиксированных действий. | 2 | ||
Познавательная активность | Эмоциональная вовлеченность в деятельность | Отсутствует: ребенок не обращает внимания на предметы или безразлично смотрит на них, не предпринимает никаких действий с ними; выражает недовольство, отталкивает, разбрасывает предметы. | 0 |
Слабая: ребенок эпизодически проявляет интерес к предметам, часто отвлекается; проявляет интерес или положительные эмоции, но действует с опаской или робко. | 1 | ||
Высокая: ребенок проявляет выраженный интерес к предметам, полностью поглощен деятельностью, действует сосредоточенно, длительно сохраняет интерес; выражает яркие положительные эмоции. | 2 | ||
Настойчивость в деятельности | Отсутствует: ребенок не проявляет настойчивости, после первой же неудачи прекращает деятельность. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок совершает 2—3 попытки решить задачу и теряет интерес к ней. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок совершает многократные попытки решения задачи. | 2 | ||
Стремление к самостоятельности | Отсутствует: ребенок не стремится действовать самостоятельно, сразу же обращается за помощью ко взрослому или пассивно ожидает помощи. | 0 | |
Слабое: ребенок пытается действовать самостоятельно, но после первой же неудачи обращается ко взрослому. | 1 | ||
Среднее: ребенок не обращается за помощью, а предложенную помощь принимает неохотно либо обращается за помощью, но тут же отказывается от нее, пытаясь действовать самостоятельно. | 2 | ||
Выраженное: ребенок не обращается за помощью и отказывается от помощи, предложенной взрослым, предпочитает действовать самостоятельно. | 3 | ||
Включенность ПД в общение со взрослым | Стремление воспроизводить образец действия | Отсутствует: ребенок игнорирует образец правильного действия, предпочитает действовать по-своему. | 0 |
Слабое: ребенок делает попытку воспроизвести образец, но в целом действует по-своему. | 1 | ||
Среднее: ребенок делает несколько попыток воспроизвести образец, но не доводит правильное действие до конца. | 2 | ||
Сильное: ребенок не прекращает попыток, пока не воспроизведет образец. | 3 | ||
Ориентация на оценку взрослого | Отсутствует: ребенок не ориентируется на оценку взрослого. | 0 | |
Слабая выраженность: ребенок радуется поощрениям и огорчается в ответ на порицание взрослого, но не корректирует действий под влиянием оценки. | 1 | ||
Средняя выраженность: ребенок ищет оценку взрослого, но не всегда учитывает ее в своих действиях. | 2 | ||
Высокая выраженность: ребенок настойчиво добивается оценки взрослого и учитывает ее в своих действиях. | 3 | ||
Речевое сопровождение деятельности | Отсутствует: ребенок не сопровождает действия речью. | 0 | |
Слабое: ребенок редко пользуется речью. | 1 | ||
Выраженное: ребенок активно пользуется речью. | 2 | ||
Целенаправленность | Отсутствует: ребенок не стремится достигнуть правильного результата. | 0 | |
Слабовыраженная: ребенок предпринимает попытки достичь правильного результата, но быстро теряет цель. | 1 | ||
Ярко выраженная: ребенок упорно пытается добиться правильного результата, варьируя способы действия. | 2 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник
| Психолого-медико-педагогическая помощь детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / Л. С. Русанова, Г. О. Рощина, Е. Н. Шипкова. — Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2019. — 102 с. — (Инклюзивное образование). Переплет книжный магазин ИРО |
| Русанова Л.С., Головицина Ю.Б., Леонова О.А. Развитие ребенка от рождения до трех лет с использованием многофункционального дидактического пособия «Бэби-куб»: учебное пособие. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. — 138 с. |
![]() | Лазуренко С.Б. Диагностика психической активности младенцев: методическое пособие / С.Б. Лазуренко, Е.А. Стребелева, Г.В. Яцык, Н.Н. Павлова, О.Б. Половинкина. – М.: Инфра-М, 2017. – 70 с.
|
![]() | Лазуренко С.Б. психическое развитие детей с нарушениями здоровья в раннем возрасте. Монография. – М.: логомаг, 2015. – 256 с. + Приложение 28 с. |
![]() | Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой. – СПб.: ООО «Ай-Пи», Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2015. – 160 с.Подробнее… |
4![]() | Лазуренко С.Б. Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни. Методика «Ясли». – М.: Издательство «АдамантЪ», 2014. – 272 с. |
5![]() | Бакк А., Грюневальд К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / Пер. со шведск. п/ред. Ю. Колесовой. – СПб.: ИРАВ, 2001. – 360 с. |
6![]() | Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с. Подробнее… |
7![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 1: Введение в программу.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 64 стр. Издание второе Подробнее… |
8![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 2: Индивидуальная программа ребенка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 128 стр. Издание второеПодробнее… |
9![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 3: Навыки общения.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 122 стр. Издание второеПодробнее… |
10![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 4: Навыки общей моторики.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 176 стр. Издание второе Подробнее… |
11![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 5: Навыки тонкой моторики.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 176 стр. Издание второеПодробнее… |
12![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 6: Восприятие речи.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 112 стр. Подробнее… |
13![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 7: Самообслуживание и социальные навыки.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 80 стр.Издание второе. Подробнее… |
14![]() | Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.Книга 8: Перечень умений, определяющих развитие вашего ребенка.Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. – 96 стр.Издание второе. Подробнее… |
15![]() | Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.Подробнее… |
16![]() | Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития: Методическое пособие/Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. — М: Полиграф сервис, 2001.— 156 стр.Подробнее… |
17![]() | Кипхард Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4=х лет / Эрнст Й. Кипхард; [пер. с нем. Л.В. Хариной]. – Изд. 4-е. – М.: Теревинф, 2016. – 112 с.Подробнее… |
18![]() | Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова,С.Ю. Мещерякова. — М.: ООО «Русское слово — учебник»,2015. — 168 с. — (ФГОС дошкольного образования).Подробнее… |
19![]() | Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 32 с.Подробнее… |
20![]() | Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозатка-Синтез, 2008. – 64 с.Подробнее… |
21![]() | Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. — М.:Мозаика-Синтез, 2008. — 64 с.Подробнее… |
22![]() | Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 33с.Подробнее… |
23![]() | Пантюхина Г.В., Печора К.Л.,Фрухт Э.Л.Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста / под ред. В.А. Доскина. – М.: 2004.Подробнее… |
24![]() | Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие. СПб.: КАРО, 2006. — 112 с.Подробнее… |
25![]() | Разенкова Ю.А. Я играю в куклы. Развивающие игры с неваляшкой, матрешкой и Лялей: не только для девочек. Пособие для родителей.: Карапуз; Москва; 2012Подробнее… |
26![]() | Разенкова Ю.А. Я хочу играть. Развивающие игры с платочком, зеркальцем, пирамидкой, кубиками, мячом… – со всем, что под рукой: Пособие для родителей.: Карапуз; Москва; 2012Подробнее… |
27![]() | Разенкова Ю.А. «Система ранней помощи: поиск основных векторов развития»: Карапуз; Москва; 2011.Подробнее… |
28![]() | Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах крат-ковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)Подробнее… |
29![]() | Лазуренко С.Б., Намазова-Баранова Л.С., Ртищева М.С., Яцык Г.В., Свиридова Т.В. Рожденные слишком рано. – М.: Издательство «АдамантЪ», 2017. – 104с.Подробнее… |
30![]() | Детство нервной системы / И.А. Скворцов. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – 176с.Подробнее… |
31 | Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы / Клинические рекомендации под редакцией академика РАН Володина Н.Н. и академика РАО ШкловскогоВ.М. — М.: 2015. — 57с. Подробнее… |
32 | Развиваем речь. От 6 месяцев до 3 лет./ О.С. Жукова. – М.: Астрель; СПб.: Астрель – СПб, 2009. – 32с.: ил. –(Обучение с пеленок). Подробнее… |
33 | Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов- М.: АСТ : Астрель, 2007. — 224 с. Подробнее… |
34 | Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48с. Подробнее… |
35 | Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176с. Подробнее… |
36 | Громова О.Е.Формирование элементарных математических представле¬ний у детей раннего возраста: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 48 с. — (Ранний возраст). Подробнее… |
37 | Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с. Подробнее… |
38 | О.В. Закревская Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. Подробнее… |
39 | От звукоподражаний к словам. Иллюстративный материал для развития речи у детей 2-3 лет/ Е.В. Колесникова. – Ювента, 2016. – 64с.: ил. Подробнее… |
40 | Кривцова Т.А. Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2010. – 28с. (Коррекционная педагогика). Подробнее… |
41 | Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. – 129с. Подробнее… |
42 | Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст: Советы родителям и педагогам по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с. Подробнее… |
43 | Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 4-е, испр. М., «Просвещение»,1985 г. Подробнее… |
44 | Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией первые годы жизни: Методическое пособие.СПб.:КАРО, 2006. – 112с Подробнее… |
45 | Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста:2 изд. – М.: Школьная пресса,2003. – 160с. («Дошкольное воспитание и обучение — Приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып.48.) Подробнее… |
46 | Неврология новорожденных: Острый период и поздние осложнения/ А.Ю. Ратнер. 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 368с.:ил. Подробнее… |