Смирнова е о развитие ребенка

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2020;
проверки требуют 11 правок.
Еле́на Оле́говна Смирно́ва (1 ноября 1947, Москва, СССР — 3 февраля 2020[1]) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области возрастной психологии.
Биография[править | править код]
1971 г. — окончила факультет психологии Московского государственного университета.
1977 г. — под руководством М. И. Лисиной защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников».
1984 г. — присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности «Педагогическая, детская и возрастная психология».
1992 г. — защитила докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей» и получила ученую степень доктора психологических наук. Назначена на должность заведующей лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО.
2003 г. — присвоено учёное звание профессора по специальности «Возрастная психология».
2004 г. — стала научным руководителем Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете.
Научная деятельность[править | править код]
Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, Смирнова активно разрабатывала концепцию развития воли и произвольности в раннем онтогенезе, в основе которой лежит различение данных понятий и выявление роли взрослого в становлении воли и произвольности ребёнка и изучала проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений — агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.
В течение ряда лет Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка.
С 2004 года Смирнова работала над проблемами игры и игрушки и была научным руководителем центра «Игра и игрушка» при Московском городском психолого-педагогическом университете. Под её руководством разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов и проводился цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Под научным руководством Смирновой подготовлено и защищено более 20 кандидатских диссертаций.
Награды и звания[править | править код]
- Медаль К. Д. Ушинского
- Медаль Г. И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» II степени (2001)[2]
- Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2002)[3]
- Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005)[4]
- Премия правительства Российской Федерации в области образования (2011) за цикл трудов «Система воспитания и развития детей от рождения до семи лет»[5]
Основные публикации[править | править код]
- Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.
- Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. — СПб., «Питер», 2009.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
- Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. — М.: АРКТИ, 2004.
- Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. — М.: Дрофа, 2006.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. — М.: ЭКСМО, 2009. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. — М.: «Лосоносовъ», 2009.
- Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. — М.: ЭКСМО, 2010.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Лекции Смирновой на сайте www.univertv.ru
- Страница Смирновой на Портале психологических изданий PsyJournals.ru содержит медиа-материалы лекций и выступлений, статьи в открытом доступе.
- Интервью с Е. О. Смирновой: о выборе профессии, учителях и своей миссии в работе
- Публичная лекция Смирновой «Детская игра сегодня» — видео и презентация
- Публичная лекция Смирновой с коллегами «Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок» — видео и презентация
- Надо жить играючи. Психология игрушки для разных возрастов. Дискуссия на радио «Эхо Москвы» с участием Смирновой
Источник
Стр. 35
Проба 3 . В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.
Проба 4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает,пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.
Проба 5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.
Поведение ребенка в каждой пробе регистрируется в протоколе. (Форма протокола приводится в прил. 1.)
Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок смотрит на предмет или переводит взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.
Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни
Параметры познавательной активности | Критерии оценки параметров | Баллы |
Интерес ребенка к предметам | Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит на игрушку или скользит по игрушке безразличным взглядом. | 0 |
Слабый: ребенок время от времени посматривает на игрушку и снова отвлекается. | 1 | |
Средний: ребенок фиксирует взглядом или рассматривает игрушку без выражения сосредоточенности и интереса. | 2 | |
Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается | 3 | |
Положительные эмоциональные проявления | Улыбка: Отсутствует. | 0 |
Слабая: кратковременная улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой. | 1 | |
Средняя: улыбка с размыканием губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики. | 2 | |
Яркая: длительная улыбка с размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех. | 3 | |
Двигательное оживление: Отсутствует. | 0 | |
Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками. | 1 | |
Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок. | 2 | |
Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание ручек, вовлечение в движение корпуса. | 3 | |
Вокализации: Отсутствуют. | 0 | |
Тихий однократный голосовой звук. | 1 | |
Эпизодические голосовые звуки. | 2 | |
Многократные разнообразные голосовые звуки, радостные вскрики. | 3 | |
Познавательные действия | Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете). | 0 |
Ребенок фиксирует взгляд на предмете. | 1 | |
Ребенок прослеживает взглядом движение предмета. | 2 | |
Ребенок рассматривает предмет с видимым передвижением взора по объекту, наблюдает за его перемещением. | 3 | |
Оральные действия: Отсутствуют. | 0 | |
Ребенок ощупывает предмет губами и языком, кусает, захватывает деснами, лижет языком. | 1 | |
Мануальные действия: Отсутствие мануальных действий. | 0 | |
Ребенок прикасается к приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает. | 1 | |
Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный к руке. | 2 | |
Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой. | 3 |
Анализ результатов и составление заключения
Источник
Смирнова Елена Олеговна (1947 г., Москва) — российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета. Смирнова Е.О. является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт — республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование». Смирнова Е.О. работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ №2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш». Смирнова Е.О. на видео Книги (5)
Соавтор: Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н. Первые три года жизни — важный и ответственный этап в развитии ребенка. В это время закладывается фундамент личности, основы будущих качеств и способностей. Однако родителям часто не хватает знаний о развитии психики и личности малыша. Данное пособие восполняет этот пробел. Его авторы — психологи, много лет изучавшие развитие ребенка. В книге молодые родители найдут необходимую информацию о психическом и личностном развитии ребенка, множество полезных советов по его воспитанию. Детская психология. Учебник для вузов Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.
Соавторы: Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. В настоящем методическом пособии для психологов предлагается новый подход к диагностике психического развития детей. Предметом диагностики является общение со взрослым и ведущая деятельность. Выделяются четыре возрастных периода и дается их психологическая характеристика. Для каждого периода представлены методики, выявляющие уровень развития ребенка. Описание каждой методики содержит характеристику измеряемых параметров и показателей, включает диагностические ситуации, шкалы оценки параметров и показателей, протоколы регистрации данных, а также рекомендации по составлению заключений по результатам диагностики.
Соавтор: Холмогорова В.М. Пособие посвящено психолого-педагогическим аспектам межличностных отношений детей дошкольного возраста. Представлены диагностические методы и методики, выявляющие особенности детских отношений. Особое внимание уделяется психологической характеристике проблемных форм отношения к сверстникам (агрессивности, застенчивости и пр.). Подробно описана оригинальная система игр, направленных на развитие межличностных отношений дошкольников.
Соавтор: Савина Е.А. В книге «Родители и дети: Психология взаимоотношений» раскрываются различные аспекты проблемы детско-родительских отношений, дается характеристика их структуры и генезиса. Рассматривается влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка. Книга представляет собой обобщение современных зарубежных и отечественных исследований, а также экспериментальных исследований авторов. Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства. Добавить отзыв |
Источник
Стр. 40
На протяжении второго полугодия понимание речи нарастает высокими темпами. При благоприятных условиях воспитания к концу года ребенок знает имена близких людей, названия частей тела, многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых животных. По просьбе взрослого он указывает на них, выполняет простые инструкции (дай, покажи, возьми, положи и др.), совершает несложные игровые действия («ладушки», «сорока» и др.). Одновременно обогащается лепет ребенка, которым он сопровождает свои действия и иногда пользуется в общении с окружающими. К концу года появляются первые слова (мама, папа, баба, дай и т. д.). Постепенно младенец начинает различать поощрения и порицания взрослых (радуется при похвале, чуть позже — огорчается при порицаниях), может корректирован, в соответствии с ними свои действия (прекращает порицаемые и запрещаемые действия, воспроизводит поощряемые).
Во втором полугодии жизни младенец уже четко различает окружающих людей. С близкими он вступает и в эмоциональное, и в «деловое» общение, со знакомыми предпочитает «деловое» общение, посторонних нередко встречает настороженно. Привязанность к близким взрослым обеспечивает ребенку чувство защищенности в незнакомой ситуации. Прибегая к психологической поддержке взрослого, он преодолевает боязнь и активизирует познавательную и коммуникативную деятельность.
К концу года ребенок проявляет стремление к самостоятельности в своих действиях, нередко протестует против помощи взрослого и навязывания ему своей воли, против ограничения активности и свободы перемещения; отстаивает свое право на выбор игрушек, действий с ними, партнеров для совместной деятельности. Инициативность, настойчивость в желаниях, стремление к самостоятельности и отстаивание своих прав на свободу в выборе действий — это первые проявления детской личности, ярко манифестирующей в период «кризиса первого года».
Отклонения и задержки в развитии ребенка во втором полугодии жизни, вызванные неадекватными условиями воспитания, имеют разные причины и, соответственно, по-разному проявляются в поведении. В условиях дефицита общения со взрослыми развитие предметно-манипулятивной деятельности тормозится на этапе овладения неспецифическими и функциональными действиями с предметами, обусловленными их физическими свойствами; задерживается овладение культурно-фиксированными способами действий. При этом сами манипуляции однообразны, малочисленны, не сопровождаются положительными эмоциями и лепетом. Интерес ребенка к предметам быстро иссякает, настойчивость в стремлении завладеть отдаленным или упавшим предметом отсутствует. Младенец, испытывающий дефицит общения с первых месяцев жизни, и во втором полугодии предпочитает эмоциональные контакты со взрослым «деловому» общению. Если же близкие взрослые не вступают в ситуативно-деловое общение с ребенком, оставляют его подолгу наедине с игрушками, реализуя лишь эмоциональные контакты, то ребенок испытывает смущение при взаимодействии с новыми людьми, не инициирует общение, предпочитая в одиночку действовать с предметами. Он также не обнаруживает чувствительности к воздействиям взрослого: не пытается действовать по образцу взрослого, не ждет от него оценки, не принимает помощи. Вследствие этого задерживается предречевое и личностное развитие младенца. Ребенок плохо понимает речь взрослого и сам не использует лепет и отдельные слова, не ориентируется на оценку взрослого его действий, не согласовывает свои действия с действиями партнера, не пытается отстаивать право на выбор действий и игрушек. Неудовлетворенность ребенка в ситуативно-деловом общении в конце первого года его жизни часто проявляется в капризах и непослушании во время режимных процедур (кормление, переодевание, укладывание спать).
Источник
Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол. (Форма протокола приведена в прил. 1.)
ребенок начинает играть по собственной инициативе,
но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого.
ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет,
подбирает игровые атрибуты.
Источник