Смежное развитии ребенка в школе
Елена Белалы
Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения — также происходит активно в период дошкольного возраста. При переходе из детского сада в школу в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к учебной деятельности связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Проблема обеспечения непрерывности и преемственности на этапах «детский сад – школа» не нова. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физическом плане. Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т. к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность в работе детского сада и школы — это создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая образовательными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, – это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.
Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:
на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
Основанием преемственности между детским садом и школой являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками)
Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием:
создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);
создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;
развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;
формирование психологической готовности к школе;
разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста;
создание комплекта учебно-методической документации;
формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;
создание новых творческих мастерских и проектов.
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна. Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических коллективов МБДОУ «Детский сад № 34 «Золотой ключик» (заведующий Н. В. Петрушина, старший воспитатель Белалы Е. Н.) и МБОУ «Школа № 17»г. Феодосии Республики Крым. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Такой подход позволит в детском саду сохранить самоценность этого периода детства и сформировать фундаментальные личностные качества для последующего успешного школьного обучения, а в начальной школе – совершенствовать и развивать достижения дошкольного этапа, формируя у детей желание и умение учиться. В результате сложились три направления взаимодействия:
выработка единых психолого — педагогических требований и подходов;
объединение усилий по сохранению и укреплению здоровья;
совместная деятельность по психолого — педагогическому просвещению педагогов и родителей, работа с семьей.
Совместная работа по преемственности начинается с взаимодействия руководителей учреждений. В самом начале построения совместной деятельности были приняты важные, на наш взгляд, управленческие решения (между руководителями, на которых базируется сотрудничество:
1) школа не будет диктовать свои условия детскому саду, хотя это в духе времени – на каждой последующей образовательной ступени даётся рекомендация, как должна работать предыдущая;
2) конечная и общая цель школы и ДОУ – благополучие ребёнка. Многие проблемы, которые решались параллельно, разобщенно, будем решать вместе.
Прежде всего были определены общие цели и задачи, такие как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, сохранение и поддержка индивидуальности детей, их физическое и психическое развитие.
Организуя взаимодействие между педагогами двух учреждений, мы использовали различные формы работы:
1) совместные педагогические советы;
2) коллегиальные заседания методических объединений, «круглые столы», индивидуальные консультации;
3) общие семинары, которые позволяют познакомиться с инновационными технологиями, используемыми как в начальной школе, так и в детском саду;
4) мастер — классы, в ходе которого педагоги оказались в роли учеников и выполняли практические задания, учились распределять обязанности в группе и выполнять их, оценивать собственные действия и действия группы. Данная форма, по мнению педагогов, оказалась наиболее эффективной и является самой востребованной на сегодняшний день;
5) традиционное посещение уроков в 1-х классах в адаптационный период и НОД в подготовительной группе детского сада для наблюдения за работой детей, их успехами, развитием, а также для профессионального обогащения педагогов.
Коллективы также работают над стыковкой содержания программ и, как следствие, – над созданием непрерывного образования. Возникла необходимость выбора единых педагогических, психологических, дидактических и методических принципов образования и воспитания согласно возрастным особенностям детей в детском саду и школе. В начале сентября каждый год в ДОУ проводится педагогическая диагностика силами воспитателей. Параметрами диагностики, например, являются:
зрительное восприятие;
пространственное восприятие;
выбор и выполнение арифметических действий;
сравнение множеств;
классификация предметов;
фонематический слух;
предпосылки к овладению звуковым анализом.
Организация взаимодействия дошкольников и младших школьников – важное направление в работе по обеспечению преемственности. Ежегодно 1 сентября дети подготовительной группы провожают выпускников на линейку, выступают там с концертными номерами, дарят цветы. После линейки они знакомятся со школой, видят радостные лица вчерашних дошкольников. У детей остаётся первое и самое яркое впечатление о школе, которым они делятся друг с другом. Последующие тематические занятия, беседы, совместные развлечения, посещения – всё это создаёт условия для более подробного знакомства детей со школой. В результате этого ряда мероприятий у дошкольников пробуждается интерес к школе, снижается уровень тревожности при переходе в новый статус, кроме этого, создаются условия для благоприятных эмоциональных контактов с учениками и учителями, что помогает настроить ребят на успешное школьное обучение.
О благоприятном течении адаптации ребёнка к школьной жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех образовательных учреждениях, где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы, психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников.
Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.
Огромное значение мы уделяем повышению уровня педагогических знаний у родителей. В работе с родителями, с семьёй в целом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы. Традиционно педагоги школы и детского сада проводят родительские собрания и конференции («На пороге школы», «Готовность к школьному обучению»). Традиционными стали выпуски газеты для родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей.
Наряду с этим разработана программа «Родительской школы» для родителей будущих первоклассников.
Цель программы: психологическая подготовка родителей к новому этапу в жизни ребёнка. Задачи:
1. Обучение родителей эффективным способам общения с детьми.
2. Просвещение по вопросам возрастной психологии и психологии общения.
3. Формирование отношений доверия с родителями с целью дальнейшего взаимодействия.
4. Профилактика дезадаптации.
Многолетняя работа по данной программе показывает высокий интерес к темам «Безусловное принятие ребёнка», «Как общаться с ребёнком», «Детские страхи».
Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
Таким образом, совместная работа двух учреждений позволяет решить многие проблемы, возникающие при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу.
Источник
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга
Статья
Тема:
«Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО»
Подготовила:
Жихарева Виктория Николаевна
Санкт-Петербург
2015
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»
В.А. Сухомлинский
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”, или существенно изменялась “дидактизировалась”. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Точнее сказать, детский сад является фундаментом образования, а школа — само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Важным условием достижения этого является обеспечение непрерывности образования, которое понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.
Преемственность – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.
Принятие и внедрение ФГОС должно привести к смещению акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника”, а именно способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Во главу угла выйдут сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
Ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования является – формирование умения учиться, который включает в себя умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных).
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Наличие у дошкольников знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Согласно ФГОС универсальные учебные действия (УУД) — совокупность способов действия, благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности:
1) познавательные и учебные мотивы
2) учебная цель
3) учебная задача
4) учебные действия и операции
По этому одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей предпосылок к целеполаганию (способности принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
На ступени дошкольного образования формируются так же предпосылки:
- познавательных логических универсальных учебных действий,
- знаково-символических универсальных учебных действий,
- коммуникативных универсальных учебных действий.
Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Его суть — через действие начинается понимание. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Один из принципов организации педагогического процесса основан на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет педагогу интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и др.). Внедрение данного принципа расширяет возможности педагогов активно использовать при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения.
Это в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:
- уже в детском саду прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работать над ними;
- начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
Организация работы по преемственности детского сада со школой должна осуществляться по трем основным направлениям:
Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Работа с педагогами:
- совместные педагогические советы (ДОО и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОО и учителей школы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОО и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОО и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно — игровые тренинги и практикумы для родителей
- визуальные средства общения;
- заседания родительских клубов
Источник