Слуховое отклонения в развитии ребенка

Екатерина Буланова
Консультация «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников»

О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников

Психическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь. Слуховое восприятие — это прежде всего средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Уже на ранних этапах развития слуховыереакции ребенка носят ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни он более активно реагирует на голос человека, в первую очередь матери. По мере развития слухового восприятия формируются понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка.

Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.

Большое значение для эмоционально-эстетического развития ребенка имеет музыка, восприятие которой также базируется на слуховой основе.

Однако не всегда процесс формирования слухового восприятия протекает естественно, спонтанно. Иногда у детей дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень развития слухового восприятия. Степень выраженности отклоненийможет быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжелых нарушений.Это может быть обусловлено различными причинами:

• возрастными особенностями формирования слухового восприятия;

• педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребенком;

• эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями;

• физическими нарушениями органа слуха и его функции, снижением слуха.

Проявления отклонений в развитии слухового восприятия могут быть различными.

Некоторые дети испытывают трудности слухового внимания и сосредоточения.

Они не реагируют на тихие звуки, не выделяют одни звуки на фоне других. У них могут отмечаться замедленные реакции на различные бытовые звуки. Эти дети плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи, вследствие чего тогда не различают близкие по звучанию слова, переспрашивают; неадекватно понимают читаемые взрослым тексты из-за неправильного или неточного восприятия на слух отдельных слов (чаще всего предлогов и других служебных слов, невнимания к эмоциональной стороне речи. Определенные проблемы возникают в процессе восприятия музыки: ребенок не сосредотачивается на ее слушании, и она не оказывает на него должного эмоционального и эстетического воздействия.

Другие дети испытывают трудности слухового восприятия устной речи, связанные с несформированностью фонематического слуха, т. е. способности точного различения звуков речи. Нарушения фонематического слуха обусловливают неточность восприятия слов,близких по звуковому составу и похожих по отдельным фонетическим признакам: глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сложными для дифференциации и воспроизведения оказываются шипящие и свистящие. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виденарушений звукопроизношения;ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте — чтению и письму.

Наиболее тяжелые отклонения в развитии слухового восприятия связаныс нарушениями слуха. Некоторые из них могут быть временными, другие носят стойкий характер.

Временные или кондуктивные нарушения слуха возникают при воспалении среднего уха (отит, простудах, наличии серных пробок, дефектах слуховых проходов, барабанных перепонок и т. д. Они поддаются лечению, результатом которого является восстановление слуха.

Стойкие или нейросенсорные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха вследствие инфекционных заболеваний, перенесенных матерью во время беременности, родовых травм, инфекционных заболеваний самого ребенка (корь, краснуха, скарлатина, паротит и др., наследственных нарушений слуха и др.

Степень снижения физического слуха может быть различной — от легкой тугоухости до глухоты. Дети с нарушениями слуха воспитываются в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, а некоторые посещают массовые детские сады.

Здесь не рассматривается проблема организации специальной коррекционно-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям, а затрагивается лишь вопроссоздания необходимой коррекционно-развивающей среды в процессе воспитания и обучения в условиях дошкольного учреждения. Для правильной ее организации воспитателям прежде всего следует знать, нет ли у детей их группы отклонений в развитии слухового восприятия. А для этого необходимо наладить общение с родителями, которые могут дать нужную информацию о развитии ребенка.Родители обычно сами делятся тревогами по поводу его поведения дома: их волнует то, что ребенок не сосредоточен, не внимателен, не выслушивает до конца обращения взрослых, плохо понимает прочитанное, смешивает разные слова и т. д. Все это может быть обусловлено проблемами в слуховом восприятии речи. Особенно важно прислушиваться к информации родителей о ребенке после перенесенных им заболеваний («ребенка беспокоят боли в ухе», «стал хуже (плохо) слышать» и т. п.). Такие состояния могут являться следствием воспалительных заболеваний среднего уха и приводить к временному снижению слуха.

Воспитатель и сам наблюдает за состоянием слухового восприятия детей, уточняет свои выводы, наблюдая за их общением между собой и со взрослыми в свободной деятельности, на занятиях, особенно по развитию речи и музыкальному воспитанию.

Своевременно заметив проблемы в развитии слухового восприятия, воспитатель может посоветовать родителям обратиться к врачу-отоларингологу или сурдологу для выяснения причин, обуславливающих эти отклонения.

Итак, развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, служит основой формирования речи и коммуникации, является средством регуляции поведения ребенка. Поэтому работа по развитию слухового восприятия должна включаться в различные виды деятельности детей, а также проводиться в виде специальных игр и упражнений на всех видах занятий.

Для проведения коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия важно создать определенные условия. Развивающая предметная среда в группе должна включать музыкальные игрушки, звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудиокассеты с записями художественных текстов и детских песен. Однако само по себе наличие звучащих предметов и игрушек в группе ничего не значит. Одна иззадач воспитателя — научить ребенка слушать звучание предметов, природы, улицы. Эта работа должна быть тесно связана с познанием окружающего, формированием звуковых образов предметов и явлений, обогащением сенсорного развития ребенка.Звук как изолированное явление в природе не существует: он связан с определенным объектом, поэтому восприятие звучания предметов должно сочетаться с другими видами восприятия.

Читайте также:  Клубы раннего развития ребенка в спб

Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребенком их значения необходимо обеспечивать прежде всего в повседневной жизни — в быту, на прогулках. Воспитатель может предложить детям послушать звуки «вокруг»: шум транспорта, стук и скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел и др.

Важное познавательное значение имеет уточнение звучаний бытовых приборов: пылесоса, фена, кофемолки, чайника и др. Важно не только послушать эти звуки вместе с детьми и рассмотреть приборы, но и уточнить, о чем свидетельствует их звучание (в комнате идет уборка, дети собираются пить чай).

Старших дошкольников можно познакомить с различными предупреждающими сигналами, уточнить,чем обусловлена их необходимость: шофер предупреждает пешехода о приближении машины, машинист сигналит о приближении поезда и т. д.

Для развития слухового восприятия важным представляетсяпроведение режимных моментов, игр и занятий в обстановке, исключающей постоянный шум (сигналы транспорта, громкая речь, который приводит к слуховому напряжению, рассеиванию внимания и появлению усталости (в некоторых случаях это вызывает расстройства сна). Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, вызывают также неожиданные и непривычные звуки.

В процессе общения с детьми необходимо внимательно выслушивать их, не перебивая даже в случае ошибок в речи.Положительное значение может иметь ненавязчивая установка на слушание: «Послушай внимательно, что я (дети) говорю (говорят)»; «Выслушай до конца»; «Дома расскажешь маме, о чем мы сегодня говорили». Такие напоминания о необходимости вслушивания в речь очень важны в процессе различных видов деятельности (когда ребенок должен понять правила и содержание игры, конструирования, рисования, особенно — на занятиях по развитию речи, в процессе чтения и рассказывания). Воспитатель при этом фиксирует внимание не только на том, о чем говорят окружающие, но и как они говорят.

Важным условием развития слухового восприятия речи являетсясоблюдение норм русского литературного языка. Кроме того, воспитатель не должен говорить очень громко, и, наоборот, очень тихо, так как длительное сосредоточенное прислушивание утомляет детей. Воспитателю следует помнить: его речь является образцом для подражания.

Упражнения и игры по развитию слухового восприятия имеют различную направленность. Например, игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп и количество звучаний. В них звук регулирует движения детей, перемещение в пространстве, определяет темп и ритм движений. Это игры, цель которых —научить быстро реагировать на имя или неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика и др. ,оценить расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит (стучит, шуршит, играет?», • Часовой», «Жмурки» и др.).

Существенное значение для речевого развития, и прежде всего для формирования звуковой стороны речи, имеет углубление фонематического слуха: умения воспринимать звуки в слове, их количество, последовательность («Кто больше назовет слов со звуком.»; «Поймай рыбку»; «Кто внимательный»; «Кто в домике живет», определять место и роль ударения («Найди пару», количество и последовательность слогов («Магазин», «Телеграф») и др. Эти игры проводятся на занятиях по развитию речи, в процессе чтения и обсуждения прочитанного, бесед с детьми.

Особо важное значение при проведении таких игр имеет строгое выполнение методических требований.

Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового восприятия у детей может стать также средством их умственного воспитания, способствовать развитию представлений об окружающем, формированию речи и коммуникативных способностей, обогащению эмоциональной стороны жизни.

Можно сказать, что развитое слуховое восприятие ребенка дошкольного возраста во многом предопределяет формирование у него социально-личностных качеств и адекватного поведения в обществе.

Источник

Мария Волкова
Дети с ОВЗ. Виды отклонений

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми

сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Нарушения слуха.

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

Нарушения речи.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.

Нарушения зрения.

Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Читайте также:  Идеи л с выготского о зоне ближайшего развития ребенка

Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.

Задержка психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.

Умственная отсталость.

Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.

Множественные нарушения.

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, — сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.

Детский аутизм.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Источник

Ольга Шестакова (Тарасова)
Особенности детей с нарушением слуха

Ребенок родился и издает свой первый крик. Кричат все дети, когда чувствуют голод, жажду, боль, мокрые пеленки. Обратить внимание на интонационную окраску плача ребенка с нарушением слуха невозможно. Гуление с 2-4,5 месяцев, а также и лепет с 5-6 месяцев не предполагают наличия слуховой обратной связи, являясь наследственными программами голосового и моторного развития даже для детей глухих от рождения. Обратная слуховая связь только начинает системно участвовать в формировании предречевых вокализаций на этапе позднего лепета к 10 месяцам, когда происходит бессознательное подражание звукам слышимой ребенком речи. У детей с нарушением слуха наблюдается не увеличение разнообразия вокализации звуков, а происходит уменьшение вокальной активности. Их лепет более монотонный, бедный по звуковому составу. Известно, что дети со значительным нарушением слуха при отсутствии соответствующей реабилитационной поддержки замолкают к 1,5 годам. И если этого не удалось предотвратить, то достичь нормального качества звучания голоса и просодических характеристик речи впоследствии у них практически невозможно. Ясна картина, при которой родители уверены, что их малыш слышит, гулит, лепечет, и все-то у него хорошо. И насколько бывает неожиданной страшная правда, если у ребенка проблемы со слухом.

Нарушения слуха встречаются довольно часто как у взрослых, так и у детей разного возраста. Иногда нарушения слуха носят временный характер – при образовании серной пробки, воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, аденоидах 3-4 степени, остром воспалении среднего уха, экссудативном среднем отите. Такого рода нарушения называются кондуктивными. Как правило, эти нарушения можно устранить при ранней диагностике и проведении своевременного и рационального лечения.

Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением звуковоспринимающего аппарата – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях речь может идти о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции.

Сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости относят к смешанной форме нарушения слуха.

В зависимости от степени снижения слуха (по Л. В. Нейману) выделяют

3 степени снижения слуха и глухоту.

Степень потери слуха Средние пороги слуха, дБ Восприятие разговорной и громкой речи Восприятие шепотной речи

1 26-40 6 — 3м 2м – у уха

2 41-55 3м – у уха нет – у уха

3 56-70 Громкая речь у уха нет

4 71-90 Крик у уха нет

глухота более 90 0 нет

1-я степень – снижение слуха в речевом диапазоне до 40 Дб. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1м.

2-я степень – слух снижен в речевом диапазоне до55дБ. Речевое общение затруднено, разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1м.

3-я степень – снижение слуха до70 Дб. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Читайте также:  Игры для ребенка 3 лет для развития речи

Снижение слуха на 15-25 дБ предлагается отнести к пограничной зоне между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 90 дБ.

Если говорить о соматическом здоровье детей с нарушением слуха, то оно более ослаблено по отношению к другим детям заболеваниями лор органов – это воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, аллергические или вазомоторные риниты, искривления носовой перегородки, часты отиты, евстахеиты, аденоиды. Внешне у ребенка наблюдаются мешки под глазами, может быть затруднено носовое дыхание, во сне дети беспокойны, спят с открытым ртом. Эти дети, несмотря на то, что зачастую сами очень активны, быстроутомляемы в шумных играх.

В плане физического отставания (по наблюдениям Н. А. Рау) у глухих и слабослышащих детей отмечается шаткая походка, шарканье ногами, некоторая неловкость движений. У некоторых детей расстройства вестибулярного аппарата нередко приводит к снижению устойчивости и потере равновесия.

Слуховое восприятие, развивающееся на остаточном слухе — а он есть даже у глухих, конечно, не всегда приближается к норме – все зависит от сложности дефекта, его наступления и начала реабилитации ребенка. Особенностью этих детей является дискомфорт к громким звукам, причем, чем больше нарушение слуха, тем явнее проявляется феномен ускоренного нарастания громкости. Если же говорить о неречевом слухе – музыкальном и шумовом, то у этих детей можно наблюдать хорошие музыкальные способности, ведь они не определяются аудиограммой, а являются врожденными индивидуальными задатками. Следует отметить, что у детей этой категории вибрационная чувствительность развита даже лучше, чем у остальных детей, поэтому они способны хорошо различать ритмический рисунок, играть на музыкальных инструментах и даже танцевать. Внешне заподозрить нарушение слуха можно наблюдая частые переспрашивания детей, отсутствие реакций на обращенную к ним речь, если ребенок не видит лица говорящего, просмотр телевизионных передач на достаточно громком звучании, прислушивание к речи говорящего с поворотом головы лучше слышащим ухом к говорящему, дети теряются с определением направления звука.

Эмоционально-волевая сфера детей с проблемами слуха отличается бедностью эмоций, слабостью волевых усилий, нежеланием доводить начатые дела до конца. Но при этом дети более активны, чем слышащие дети. Взрослым важно понимать, что с помощью действий они познают предметы вокруг себя, используя все сохранные виды восприятия.

Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей восприятия окружающего мира. Так наблюдается недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности низкая скорость восприятия и узнавания предметов, замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу.

Речь глухих или слабослышащих характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. У детей даже небольшие потери слуха приводят к задержке речевого развития, несформированности фонематического анализа, поскольку ребенок не воспринимает и не различает тихие звуки речи и части слов. Ребенок слышит только часть слова и поэтому плохо усваивает его значение. Большие потери слуха приводят к выраженным нарушениям речевого развития, а при отсутствии необходимой реабилитации – к немоте. В целом речь слабослышащих детей с нарушениями звукопроизношения, невнятна, неравномерна по громкости звучания, либо очень тихая, либо достаточно громкая, часто сопровождаемая жестами.

Отсутствие речи или более низкий уровень ее развития ведет к задержке развития познавательной деятельности, особенно страдает наглядно–образное и словесно-логическое, так называемое речевое мышление.

Потенциальные возможности детей с нарушениями слуха крайне велики. Современная медицина уже в силах вернуть таким детям слух посредством адекватного бинаурального слухопротезирования, а при больших потерях слуха и отсутствии эффекта от слуховых аппаратов – кохлеарной имплантации.

Если дети не имеют серьезных дополнительных отклонений в развитии, и адекватная и целенаправленная коррекционная работа проводилась уже в первые месяцы жизни, и сами они позже посещали дошкольное учреждение, то к 3- 7 годам можно максимально приблизить уровни, как общего, так и речевого их развития к возрастной норме, даже не смотря на тяжелую тугоухость. Такие дети владеют развернутой фразовой речью, свободно общаются как с детьми, так и со взрослыми, могут рассказать об увиденном, о каких-то случаях из жизни, хорошо воспринимают обращенную к ним речь, воспринимают ее слухозрительно, могут прочесть стихотворение и даже напевать песенки.

Звучание их собственной речи обычно очень мало отличается от речи слышащих детей, они без сложностей пользуются слуховыми аппаратами. Для них становится реальным дальнейшее обучение в массовой школе.

Эффект коррекционного воздействия на детей с нарушением слуха определяется:

1 — своевременной диагностикой нарушения слуха;

2 — адекватным медикоментозным лечением;

3 — проведением уже в раннем детстве коррекционной работы с пребыванием в среде говорящих детей;

4 — качественным слухопротезированием;

5 — длительностью коррекционного педагогического воздействия не менее 2 лет;

6 — активностью участия родителей в образовании и воспитании ребенка.

Библиография.

1 Программа Общение. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э. И. Леонгард. Москва, 1995г.

2 Т. Б. Епифанцева, Т. Е. Киселенко, И. А. Могилева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. – Изд. 2-е – Ростов н. Д. Феникс, 2006г.

3 И. В. Королева. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. – СПб. КАРО, 2005г.

4 Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

5 Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. – М. Книголюб, 2006г.

6 Е. Г. Речицкая, Е. В. Пархалина. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

7 О. В. Солодянкина. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. АРКТИ, 2007г.

8 Н. Д. Шматко, Г. А. Товартхиладзе. Выявление детей с подозрением на снижение слуха – младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст. – М. – Полиграф сервис, 2002г.

Источник