Сложность задачи при развитии ребенка

Сложность задачи при развитии ребенка thumbnail

Who Framed Roger Rabbit / Buena Vista Pictures, 1988

Полуторагодовалые младенцы могут оценить сложность поставленной задачи по тому, как ее выполняют взрослые, и на основании этого же решить, стоит ли вообще пытаться ее выполнять. Это выяснили американские ученые: на глазах у детей они сначала доставали игрушки, которые взрослому было легко, сложно или невозможно достать, а затем смотрели, как дети повторяют задание с игрушкой, которую заведомо нельзя было достать, но они об этом не знали. Младенцы, думая, что игрушку достать легко или невозможно, переставали пробовать сразу же, но не прекращали попытки, если видели до этого, что задачу выполнить сложно, но можно, пишут ученые в Nature Human Behaviour

Даже при видимой неограниченности ресурсов современного человека для того, чтобы выполнить какую-то задачу, зачастую необходимо прилагать усилия. Усилия, однако, стоят дополнительных энергозатрат и иногда могут быть потрачены впустую: поэтому человеку (впрочем, как и любому другому животному) необходимо оценить, можно ли выполнить задачу вообще — еще до того, как он к ней приступит.

Оценивать сложность задачи человек должен научиться как можно раньше, и не последнюю роль в этом играет ранний социальный контакт. Проверить, могут ли младенцы в возрасте полутора лет понять по действиям взрослых, стоит ли пытаться выполнить какую-то задачу, решили ученые под руководством Келси Лукки (Kelsey Lucca) из Вашингтонского университета. В их исследовании приняли участие 32 ребенка и их родители: дети сидели на коленях у взрослых, глаза которых были закрыты для чистоты эксперимента — чтобы они не видели, что именно делает экспериментатор.

Сам эксперимент проходил в несколько этапов. Сначала ребенок наблюдал за тем, как исследователь пытается достать игрушку с помощью веревки, перетягивая ее через стол. Достать игрушку было либо легко (она сразу же двигалась, если потянуть за веревку), либо сложно (придвинуть контейнер к себе можно было только с пятой попытки), либо вообще невозможно (сколько бы экспериментатор ни пытался, контейнер не сдвигался с места).

Сложность задачи при развитии ребенка

Kelsey Lucca et al. / Nature Human Behaviour, 2020

После демонстрации придвинуть к себе контейнер предлагали самому ребенку, но в этот раз контейнер был прикреплен к столу — этого, разумеется, ребенок не знал. На выполнение каждой задачи ребенку давали три попытки.

В том случае, если ребенок на основании наблюдения за взрослыми думал, что достать игрушку просто, время, которое он тратил на то, чтобы ее достать, существенно сокращалось. То же самое происходило и в том случае, если игрушку достать было невозможно — ребенок быстро переставал пытаться. При этом, если ребенок знал, что достать игрушку можно, но это будет сложно, он не прекращал пытаться даже к третьей попытке и тратил на выполнение задачи примерно столько же времени.

Сложность задачи при развитии ребенка

Время, потраченное на выполнение задания в зависимости от сложности

Kelsey Lucca et al. / Nature Human Behaviour, 2020

Также ученые измерили силу, с которой дети дергали за веревки в зависимости от задачи. Результаты оказались схожими: при легкой или невыполнимой задаче затраченная сила снижалась, а если достать игрушку было просто сложно — увеличивалась.

Сложность задачи при развитии ребенка

Сила, потраченная на выполнение задания в зависимости от сложности

Kelsey Lucca et al. / Nature Human Behaviour, 2020

Кроме того, ученые также отметили, сколько раз ребенок обращался за помощью к родителю или экспериментатору. Это случалось не часто (в среднем — меньше одного раза), но чаще всего — в том случае, когда достать игрушку было легко, но — по понятным причинам — не выходило.

Сложность задачи при развитии ребенка

Среднее количество просьб помочь в зависимости от задания

Kelsey Lucca et al. / Nature Human Behaviour, 2020

Авторы пришли к выводу, что уже в возрасте полутора лет дети могут вести себя довольно рационально: оценивая по действиям взрослых, насколько сложно и возможно ли вообще выполнить задачу, они регулируют собственные усилия и время, которое на эту задачу можно потратить.

А вот понимание того, стоит ли тратить силы на выполнение задачи в зависимости от того, какая награда за этим следует, развивается только с возрастом, а конкретно — после 18 лет.

Елизавета Ивтушок

Источник

Помогаем детям учиться находить решения

Рейтинг
15

Советы родителям о том, как развить у детей навыки решения текущих задач и проблемных ситуаций

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Дети по природе своей любят решать проблемы и всевозможные задачи, и благоприятная обстановка, создаваемая с раннего детства и позволяющая им взаимодействовать друг с другом, а также непосредственно участвовать в принятии решений, предлагает бесчисленное множество возможностей для развития данного навыка. Полученные при этом впечатления помогают детям научиться ценить различные типы мышления, мыслить логически и творчески и быть активными строителями собственной жизни.

Окиньте взглядом комнату ребенка

Дети постоянно используют навыки решения вопросов и задач (т. е. определенных проблемных ситуаций): когда экспериментируют и исследуют, выбирают материалы и пытаются взаимодействовать: «На какое расстояние брызнет струйка воды?», «Откуда исходит этот звук?», «Что, по-твоему, произойдет, если мы добавим еще один кубик?». Мы часто разделяем обучение детей на эмоциональную, социальную, творческую, когнитивную и физическую составляющие. Но наблюдая за их занятиями в течение дня, мы понимаем, что навыки решения задач охватывают все области развития.

Многогранное мышление

Навыки творческого и критического мышления являются важными компонентами умения решать задачи.

1. Творческое мышление – это способность рассматривать задачу под разными углами и с разных точек зрения. Оно предполагает умение искать разные способы действий, генерировать новые идеи или использовать материалы при помощи уникальных способов. Основа творческого мышления – это готовность идти на риск, экспериментировать и даже совершать ошибки.

Способы развития: для развития творческого мышления, в том числе, нужно учить детей гибко и свободно мыслить. Свободное мышление – это способность беспрепятственно выдвигать идеи; гибкое мышление позволяет видеть разные возможности или по-новому рассматривать объекты или ситуации. Так как процесс решения задач у детей происходит в течение всего дня, вы можете предложить им занятия, способствующие развитию творческого мышления. Вот некоторые из них:

  • «Мозговой штурм» (коллективное обсуждение). Развивайте свободное мышление детей, задавая им вопросы, предполагающие несколько правильных вариантов ответов. Такие вопросы должны касаться интересов детей и реальных жизненных ситуаций. Например, если дети обсуждают ночное время, вы можете попросить их подумать о том, что светится ночью, о людях, которые работают в ночную смену, и о том, чем бы они хотели заняться, если бы у них появилась возможность не спать всю ночь.
  • Размышление. Развивайте гибкое мышление детей, предлагая им высказывать свое мнение о конкретных предметах или ситуациях в вашей комнате. (Помните: это упражнение также лучше всего работает в контексте того, что происходит, т. е. в контексте реальных жизненных ситуаций.) Например, Катя ищет шляпу для театральной постановки в коробке с реквизитом и не может найти. Какие еще предметы она могла бы использовать в качестве шляпы? Могла бы она сделать шляпу сама? И каким образом? Также вы можете во время группового чтения попросить детей поразмышлять над тем, почему мальчик с книжной обложки выглядит грустным.

2. Критическое мышление – это способность мысленно разбивать задачу или идею на несколько составляющих и анализировать каждую из них. Умение сортировать, классифицировать и сравнивать сходства и отличия является частью этого важного навыка. Критическое мышление также можно назвать логическим мышлением.

Способы развития: когда большая задача разбивается на мелкие части, ее становится легче понять и решить.

  • Побуждение к решению. Поощряйте детей практиковать критическое и логическое мышление, задавая им открытые вопросы, такие как: «При помощи скольких способов ты можешь рассортировать эти кубики?», «Сколько ты знаешь разных способов построить дом с помощью этих кубиков?», «Чем бы отличался дом, если бы ты использовал все кубики одного размера?».
  • Умение слушать. Задавая вопросы о том, что, на первый взгляд, не имеет смысла, вы также побуждаете детей мыслить критически. Когда ребенок задается вопросом «Почему на детской площадке есть моя тень, а дома ее нет?» или «Почему я не могу увидеть ветер?», вы не должны предлагать ему единственно правильный ответ. Вместо этого побуждайте детей придумывать и высказывать собственные предположения.

Роль родителей

Вы способствуете развитию навыков решения задач, не столько предлагая детям специальные материалы или особенные занятия, сколько демонстрируя отзывчивое, доверительное отношение. Вот еще несколько полезных способов содействовать детскому развитию:

  • Ежедневно давайте детям достаточно времени для занятий, основанных на их интересах и уровне развития. Свободные, неструктурированные игры предоставляют детям бесконечные возможности для определения и решения задач.
  • Уступите лидерство детям. Наблюдая за взаимодействиями и дилеммами детей, вы можете поддержать их усилия для решения задач и помочь им достичь целей.
  • Подкрепляйте детские решения. Пусть дети знают, что их идеи и усилия ценны для вас.
  • Расширяйте возможности для проявления творческого мышления и решения всевозможных проблем и задач. Задавайте открытые вопросы, связанные с занятиями детей, чтобы помочь им рассмотреть проблему, которую они пытаются решить, под новыми и разными углами зрения.

Воспитание детей, обладающих хорошими навыками решения задач

Родителям важно выполнять четыре функции – наблюдателя, соратника, координатора (организатора) и примера для наблюдения, поощрения, взаимодействия в качестве партнера, задающего вопросы, а также для обмена с детьми опытом решения задач.

В роли наблюдателя:

  • Отступите и наблюдайте за тем, как дети самостоятельно решают задачу. Иногда кажется, что легче и быстрее вмешаться и решить проблему вместо детей или показать им «правильный» способ решения, но слишком быстрое вмешательство может воспрепятствовать развитию детского мышления или отправить посыл о том, что вы не уверены, что дети способны обдумывать свои задачи самостоятельно. Вместо того чтобы вмешаться немедленно, отступите и понаблюдайте за тем, как ребенок использует собственные навыки принятия решения. Имейте в виду, что способ, при помощи которого ребенок решает задачу, не всегда выглядит как мыслительный процесс. На самом деле, он может выглядеть даже как спор, эксперимент или необычный и неряшливый способ использовать материалы.
  • Сосредоточьтесь на самом процессе. Постарайтесь набраться терпения, поощряя детей пробовать новые способы решения и смотреть на задачи с новых точек зрения.

В роли соратника:

  • Признавайте детские усилия, давая им понять, что вы придаете большое значение тому, что они делают. Поддерживайте детей такими словами: «Посмотри, сколько различных способов ты испробовал, чтобы найти подходящее место для этого кусочка паззла. Ты приложил много усилий, правда ведь?». Иногда, все, что нужно ребенку, – это ваша невербальная поддержка. Улыбка, понимающий кивок головы или поднятый вверх большой палец могут великолепно продемонстрировать вашу поддержку и мотивировать детей на продолжение мыслительного процесса. Помните также о том, что если вы даже просто спокойно сидите рядом, тем самым вы говорите ребенку: «Я понимаю, что ты делаешь, и я знаю, как это важно».
  • Создавайте благоприятную обстановку, в которой дети смогут свободно выражать свои мысли без страха допустить ошибку или не быть принятыми всерьез. Сделайте так, чтобы обстановка, окружающая детей, стала для них защищенной «лабораторией», в которой они ежедневно могут экспериментировать и практиковать навыки решения задач.
  • Предоставьте детям возможности для ничем не ограниченных занятий. Создавайте для детей возможности предлагать и решать собственные задачи и достаточно времени для проверки всевозможных идей и решений.

В роли координатора (организатора):

  • Когда дети заняты решением задач, подкидывайте им провокационные, неожиданные вопросы, чтобы направить их на новые способы мышления. Помните: на открытые вопросы существует множество ответов, которые заставляют детей думать и корпеть над задачами. Недвусмысленные, узкие вопросы, которые предусматривают только ответы «да» или «нет», могут действительно препятствовать мыслительным процессам детей.
  • Поощряйте детей самовыражаться. Вместо того чтобы рассказывать о том, что они могут сделать сегодня в своей творческой мастерской, предоставьте им материалы и пригласите на коллективное обсуждение идей. Вы можете сказать: «Мне нужна твоя помощь. Я принесла целый мешок разных принадлежностей для рисования. Как ты думаешь, как мы можем использовать их?». Затем пусть дети воплощают свои идеи и делают все, что хотят, а вы лишь должны вносить предложения. Такой подход послужит великолепным способом помочь детям освоиться с решением задач. Когда они видят, что у вас нет единственного «правильного» ответа или метода, они перестают бояться сделать что-то «неправильно» и начинают доверять своему замечательному творческому мышлению.
  • Предоставьте различные возможности для того, чтобы дети набрались опыта при решении задач. Предлагайте игры, головоломки, обсуждения и литературу – широкий спектр занятий, которые вдохновляют на творческое и критическое мышление и заставляют детей напрягать свой ум.

В роли примера для подражания:

  • Подумайте о своем подходе к решению проблем. Осознаете вы это или нет, но дети постоянно за вами наблюдают. Они наблюдают, как вы справляетесь с задачами, и копируют ваши методы для решения собственных задач. Обсуждайте с детьми способы решения. Когда возникают проблемы, рассказывайте им о ходе своих мыслей. Например, вы можете сказать: «У меня есть проблема. Я планировала сегодня использовать краски для рисования пальцами, но у нас закончилась бумага для рисования. Как ты думаешь, что нам делать? Может, стоит использовать другую бумагу? Интересно, что из этого выйдет? Или нам нужно подождать до завтра, потому что я не смогу купить ее сегодня вечером? Может, стоит взять в долг несколько листов бумаги у нашего соседа, он ведь учитель, и у она, наверняка, есть». Другими словами, демонстрируйте свободное мышление и позитивное отношение к проблеме, а также приемлемый процесс решения мелких повседневных проблем. И вовлекайте в этот процесс детей как можно активнее, спрашивая их мнения о возможных вариантах решения.
  • Используйте специальные термины. Когда вы разговариваете с детьми, используйте такие слова, как «проблема», «задача», «думай», «идеи» и «решения». Дети начнут использовать их для определения и описания своего собственного процесса мышления.
  • Будьте готовы совершать ошибки. Детей успокаивает тот факт, что взрослые тоже допускают ошибки. Поэтому расскажите детям о своих ошибках, а затем попросите их помочь вам решить проблему, возникшую в результате этих ошибок. Они почувствуют свою важность и в то же время поймут, что допускать ошибки, в конце концов, не так уж и плохо. Ведь ошибки – это отличная возможность учиться.

​Навык решения задач не требует запоминания фактов, таких как названия цветов или форм, или букв алфавита. Он лишь предполагает использование двух очень важных способностей – способности мыслить логически и способности мыслить творчески при использовании и применении фактов для решения задач. Занятия, связанные с решением проблем, сосредоточенные на ребенке и инициированные им, играют жизненно важную роль в развитии способности детей учиться, думать, чувствовать себя уверенно и быть компетентным в понимании собственного мира. Что может быть более важным?

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
3 оценок.

Развитие ребенка
06.05.2016

Источник

Ольга Николина
Методика обучения дошкольников составлению и решению задач

МАДОУ «Детский сад № 9»

г. Балаково Саратовской области

Николина О. А.

воспитатель

Методика обучения дошкольников составлению и решению задач

План:

1. Значение обучения решению арифметических задач в умственном развитии дошкольников

2. Виды арифметических задач

3. Этапы и методические приемы обучения решению задач

4. Типичные ошибки детей при составлении задач

5. Наглядные пособия по обучению детей составлению и решению задач

1. Значение. В процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия. Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.

Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное. При решении задач ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка.

Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, помогает усвоению логических связей и количественных отношений… Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, вниманию, то есть обеспечивает воспитательно-образовательный эффект.

2. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками

Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием, принято делить на следующие группы.

К первой группе относятся простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т. е. какое арифметическое действие соответствует той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка (На дереве сидело две птички, прилетела еще одна. Сколько птичек стало на дереве).

Ко второй группе относятся простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действии. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов («Нина вылепила из пластилина несколько грибков и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»).

К третьей группе относятся простые задачи, связанные с понятием разностных отношений:

а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);

б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они делятся на

задачи-драматизации

задачи-иллюстрации

• устные задачи

1. Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают (пример). В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.

2. Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетна, эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составле-нию устных задач.

Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами (пример).

3. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач

Обучение дошкольников решению задач проходит через ряд взаимосвязанных между собой этапов.

Первый этап — подготовительный.

Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами (объединение множеств, выделение части множества. С помощью операций над множествами раскрывается отношение «часть — целое», доводится до понимания смысл выражений «больше на.», «меньше на.».

Учитывая наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления детей, работа над множествами проводится на конкретных предметах (отсчитать и положить на карточку шесть грибов, а затем добавить еще 1 гриб. «Сколько всего стало грибов? Почему их стало семь? К шести грибам прибавили 1 (показывает на предметах) и получили семь. На сколько стало больше грибов?»

Второй этап Основная его цель — учить детей составлять задачи и подводить к усвоению их структуры.

Подводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах-драматизациях. Воспитатель знакомит детей со словом задача и при разборе составленной задачи подчеркивает необходимость числовых данных и вопросов: «Что известно?», «Что нужно узнать?».

На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1 (для чего это нужно). Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа.

Например, воспитатель просит ребенка, принести и поставить в стакан семь флажков, а в другой — один флажок. Эти действия и будут содержанием задачи, которую составляет воспитатель. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое-трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.

При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса.

Для усвоения значения и характера вопроса в задаче можно применить такой прием: к условию задачи, составленной детьми, ставится вопрос не арифметического характера («С одной стороны стола поставили двух девочек, а с другой стороны одного мальчика.» «Как зовут этих детей?»). Дети замечают, что задача не получилась. Далее можно предложить им самим поставить такой вопрос, чтобы было понятно, что это задача. Следует отметить, что вопрос в задаче обязательно начинается со слова сколько.

Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи.

Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеются числовые данные. Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик». Вместе с детьми рассуждаем, что в этой загадке описываются ножницы и решать ничего не надо, в загадке необходимо догадаться о каком предмете идет речь, а в задаче узнать о количестве, сколько получится или останется предметов.

Закрепляя эти знания можно предложить детям преобразовать загадку или рассказ в задачу.

Также, продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных. Например, воспитатель предлагает следующий текст задачи: «Лене я дала гусей и уток. Сколько птиц я дала Лене?» В обсуждении этого текста выясняется, что такой задачи решить нельзя, так как не указано, сколько было дано гусей и сколько – уток, детям предлагается исправить ошибку.

Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, можно предложить детям задачу, выпустив при этом одно числовое данное: «Сережа держал в руках четыре воздушных шарика, часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Сережи?» Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указано, сколько шариков улетело, опять детям предлагается исправить ошибку.

После таких упражнений можно подвести детей к пониманию составных частей задачи. Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии содержатся отношения между числовыми данными. Анализ условия подводит к пониманию известных данных (условие это то, что нам известно) и к поискам неизвест-ного (вопрос). Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу — это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить с данными числами, чтобы получить ответ.

Таким образом, структура задачи включает четыре компонента:

• условие

• вопрос

решение

• ответ.

Наглядно структуру задачи дошкольником хорошо представить в виде наглядной модели «ПИРАМИДКА», где каждое звено пирамидки обозначает компонент задачи, если выпустили один из компонентов, то пирамидка не соберется, детям будет видно, что они допустили ошибку.

Выяснив структуру задачи, следует перейти к выделению в ней отдельных частей. Дошкольников следует поупражнять в повторении простейшей задачи в целом и отдельных ее частей. Можно предложить одним детям повторить условие задачи, а другим поставить в этой задаче вопрос.

Формулируя вопрос, дети, как правило, употребляют слова: стало, осталось (стоит обратить внимание, что при постановке вопроса, дети часто употребляют ошибочно слово «стало», как в задачах на сложение, так и на вычитание). Следует показывать им, что формулировка вопроса в задачах на сложение может быть разной, в вопросе можно употреблять глаголы, отражающие действия по содержанию задачи (Прилетели, купили, выросли, гуляют, играют и т. д.).

Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа — учить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым, выбор арифметического действия. (Например, «На площадке гуляли 3 мальчика, 1 ушел домой. Сколько осталось мальчиков?» Назовите условие задачи, что нам известно? Назовите вопрос (что надо узнать). Если 1 мальчик ушел, мальчиков стало больше или меньше? Если стало меньше, то надо прибавить или вычесть)

Следует помнить, что обучающее значение задач на сложение и вычитание состоит не столько в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.

Итак, на втором этапе работы над задачами дети должны:

а) научиться составлять задачи;

б) понимать их отличие от рассказа и загадки;

в) понимать структуру задачи;

г) уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомыми.

Важно при решении задач обращать внимание на правильную и полную формулировку ответа на вопрос задачи.

Источник