Сложная структура нарушения развития у ребенка

Сложная структура нарушения развития у ребенка thumbnail

Понятие
«дефект»
дословно переводится с латинского как
«недостаток».
Каждый дефект имеет свою сложную
структуру
.
Любое отклонение, например нарушение
слуха, зрения, речи, как правило, ведет
за собой вторичные отклонения, становящиеся
причиной изменения всей структуры
психического и физического развития
ребенка. При отсутствии коррекционной
работы развиваются еще и третичные
отклонения
.
В результате возникает комплексное
нарушение разных систем организма
.
Под комплексным
дефектом

понимают сочетание двух или более
психофизических нарушений у одного
ребенка. Например, сочетание детского
церебрального паралича и нарушение
речи, умственной отсталости и слепоты,
одновременных нарушений зрения и слуха,
нарушения речи и зрения, глухонемота и
т.д.

В
отечественной дефектологии у понятия
о сложном нарушении развития появилось
несколько
синонимов
:
сложное
нарушение, сложный дефект, комбинированное
нарушение, комбинированный дефект,
комплексное нарушение
.

Аномальными
считаются все дети, имеющие отклонения
в физическом или психическом развитии.
Сложное
нарушение развития

– это сочетание двух или нескольких
серьезных дефектов в физическом и
интеллектуальном или психическом
развитии. Общей закономерностью для
такой категории детей является сильная
отягощенность условий

раннего развития ребенка. Часто одно
нарушение в развитии ведет за собой
другое, и тогда имеющийся дефект у
ребенка вначале
отягощается
,
а затем
и осложняется

наличием еще одного или нескольких
нарушений, ребенок имеет не только
физические недостатки, но и психологическое
состояние тоже угнетается, последствия
могут быть самыми разными.

Результатом
наличия двух или более первичных
психофизических дефектов является
сильнейшее ограничение ребенка от
общения с окружающим миром. Это в свою
очередь приводит к нарушению развития
как отдельных психических функций, так
и к общей задержке развития психики
ребенка.

Исследователи
установили, что психическое развитие
детей при двойном или тройном дефекте
не является суммой особенностей
психического развития при каждом
нарушении, а образует новую сложную
систему нарушений. Характерным для этих
детей является резкое уменьшение
возможности компенсации имеющихся
дефектов вследствие сложных нарушений
в организме, затрагивающих совершенно
различные органы и системы. Так, при
глухоте восприятие ребенком окружающего
мира идет через зрительные и
тактильно-кинетические рецепторы, при
слепоте – через слуховое и осязательное
восприятие, а при слепоглухоте все эти
пути компенсации практически невозможны
и специалистам приходится искать и
разрабатывать другие возможные пути
коррекции и лечения.

ТЕМА
26

Основные группы детей с сочетанными нарушениями и значение их психолого педагогического изучения

По
данным исследований, проведенных в
последние 10 лет, к группам детей со
сложными нарушениями относится около
40 % от числа всех обучающихся в специальных
учреждениях. В зависимости от структуры
дефекта или их сочетаний выделяют
несколько
соответствующих групп больных детей
:

1)
дети с двумя
выраженными психофизическими нарушениями
,
каждое из которых способно вызвать
отклонение в развитии, например, умственно
отсталые глухие дети и т.п.;

2)
дети, имеющие
одно ведущее психофизическое нарушение

и одно
сопутствующее

ему, причем второе нарушение выражено
не так ярко, но заметно отягощает ход
дальнейшего развития, в таких случаях
специалисты говорят об осложненном
дефекте;

3)
дети с множественными
нарушениями
,
у которых имеется три или более нарушений
первичного характера, выраженные в
разной степени и приводящие к серьезным
отклонениям в развитии ребенка. Например,
умственно отсталые слабовидящие глухие
дети или дети с незначительным нарушением
слуха, зрения и моторики, у которых может
развиваться общее нарушение речи.

Огромное
значение отводится ранней
диагностике комплексных дефектов
.
Современная медицинская техника
позволяет на ранних этапах развития
ребенка диагностировать наличие
нарушения различной степени выраженности.
Отдельное место в этой системе занимают
нейрофизиологические
методы исследования
.

Грамотная
и своевременная постановка диагноза

позволяет как можно раньше начать
лечение, а также воспитание и обучение
такого ребенка по специально разработанным
программам, в результате чего развитие
можно значительно скорректировать, не
допустить недостатков психического
развития.

По
мнению специалистов, занимающихся
проблемами комплексных дефектов,
психическое развитие детей при сочетании
двух или более нарушений не является
суммой особенностей психического
развития при каждом нарушении.

Напротив,
они образуют новую сложную структуру
нарушений и требуют сугубо индивидуального
психолого-педагогического подхода
,
отличного от подходов к другим категориям
аномальных детей.

Например,
категория
слепоглухих детей
.
В результате нарушения слуха и зрения
ребенок находится как бы в изоляции от
внешнего мира, его психика не получает
должного развития, познания окружающего
мира резко ограничены, а формирование
навыков и возможности общения с другими
людьми сильно нарушены. В связи с этим
некоторые специалисты причисляют таких
детей к
умственно отсталым
,
хотя слепоглухие дети обладают
значительными потенциальными возможностями
умственного развития, но для этого
необходимы более высокие технологии в
их обучении, как педагогические, так,
может быть, и технические.

ТЕМА
27

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Рассматривая
обучение слепоглухих детей как наиболее
разработанную модель подхода к изучению
и воспитанию детей дошкольного возраста
с любыми видами сложных нарушений,
можно обсудить следующие принятые
подходы к классификации таких детей в
раннем и дошкольном возрасте.

1.По выраженности
нарушений, установленных у слепоглухого
ребенка, таких детей можно разделить:
1) на тотально или практических слепоглухих;
2) на слепых слабослышащих; 3) на слабовидящих
глухих; 4) на слабовидящих слабослышащих.

Среди такого
сложного дефекта как нарушение зрение
и речи можно выделить: 1) слепых алаликов;
2) слабовидящих алаликов; 3)слепых детей
с ОНР и т.д. Детей с нарушением зрения и
движений можно разделить на: 1)
непередвигающихся самостоятельно
слепых детей; 2) слепых с остаточными
явлениями ДЦП. Глухих умственно отсталых
детей можно разделить на: 1) глухих с
выраженной умственной отсталостью; 2)
глухих с легким отставнием в умственном
развитии и т.д.

Однако при
определении выраженности нарушения у
ребенка дошкольного и особенно раннего
возраста мы всегда должны помнить о
только предположительном или условном
его характере. Дети в этом возрасте
наиболее интенсивно развиваются и при
своевременной медицинской и специальной
педогогической помощи, с одной строны,
можно существенно компенсировать и
коррегировать имеющиеся нарушения, а,
с другой стороны, эти нарушения могут
носить прогрессирующий характер и
заметно ухудшить состояние ребенка.

Например,
объективная диагностика состояния
слуха (электрокорковая аудиометрия) у
глубоко недоношенного ребенка с глубокими
нарушениями зрения в возрасте до 1-го
года может указывать на выраженные
нарушения слуха, которые при повторном
обследовании после года могут смениться
на легкие нарушения или даже показать
нормальные возможность ребенка слышать.
Опыт воспитания таких детей показывает,
что в этих случаях, своевременный подбор
и ношение слуховых аппаратов дает
положительный эффект даже при временном
их ношении до года, так как снижает
вероятность глубокой сенсорной
депривации .

Ребенок, рожденный
слепым или ослепший от раннего проявления
врожденной катаракты обоих глаз имеет
большой шанс возвращения зрения после
удаления катаракты в раннем возрасте.
Для правильного развития остаточного
зрения ребенок должен носить очки или
линзы (ему показано две
пары очков – для постоянного ношения
и для занятий на близком расстоянии), а
в будущем ему показана операция по
вживлению искусственного хрусталика.
Современная глазная хирургия дает
возможность значительного улучшения
зрения и при других заболеваниях. Однако
при этом необходимо помнить о
противопоказаниях к проведению операции
глаз у некоторых детей, о возможных
осложнениях после операций катаракты,
о возможности вторичных катаракт и даже
потери зрения в юношеском возрасте
из-за отслойки сетчатки у почти четвертой
части детей с внутриутробно перенесенной
краснухой. При хорошо подобранном
лечении и правильном воспитании, яркая
положительная динамика может наблюдаться
у детей с тяжелыми формами детского
церебрального паралича, у детей с
кондуктивной тугоухостью и т.д.

С другой стороны,
известны наследственные синдромы,
которые дают прогрессирующее ухудшение
движений, слуха и зрения уже в дошкольном
возрасте. Например, при врожденной
атрофии зрительных нервов обоих глаз
и сахарном диабете у ребенка с нормальным
при рождении слухом, может наступить
нейросенсорная глухота. Известен также
высокий риск тотальной отслойки сетчатки
уже в дошкольном возрасте у детей с
врожденной тяжелой близорукостью и
тугоухостью (синдром Маршалла).

Таким образом,
разделение детей со сложными нарушениями
по выраженности каждого из имеющихся
дефектов позволяет определить их
основные трудности и построить программу
их обучения и воспитания. При этом
необходимо постоянно следить за
изменением состояния нарушенных функций
и быть готовым не только к их будущему
улучшению, но и к ухудшению или появлению
новых проявлений других нарушений.

2. По времени
наступления и сочетанности нарушений
среди детей дошкольного возраста можно
выделить детей с одновременно или
разновременно наступившими сложными
нарушениями. Это могут быть врожденные
нарушения зрения и слуха у ребенка или
слепоглухота, одновременно наступившая
после заболевания менингоэнцефалитом
в раннем или старшем дошкольном возрасте.
Это могут быть различные случаи
разновременной потери слуха и зрения
(одно нарушение врожденное, другое
наступило в результате травмы или
прогрессирующего наследственного
заболевания). В других случаях это может
быть врожденная слепота и неподвижность
после травмы позвоночника в 5 лет;
прогрессирующее нарушение зрения и
умственная отсталость при нейрофиброматозе;
прогрессирующая тугоухость и нарушение
подвижности суставов при некоторых
видах мукополисахаридоза и т.д. Этот
подход к классификации сложного нарушения
у детей дошкольного возраста помогает
нам понять неоднозначность течения
многих видов сложного дефекта, возможность
перехода этих детей из одной категории
нарушений развития в другую и т.д. Учет
возраста наступления нарушений особенно
важен для детей с сенсорными нарушениями:
для оглохших детей является очень важным
степень сформированности их речи ко
времени заболевания; для ослепших –
запас их зрительных впечатлений, на
которые можно опереться при ориентировке
в окружающем.

3. По возрасту
наступления сложного нарушения детей
можно разделить на три группы: врожденный
или ранний сложный дефект; сложное
нарушение, проявившееся или приобретенное
в младшем или старшем дошкольном
возрасте. Врожденное или очень рано
наступившее сложное нарушение у ребенка
чрезвычайно осложняет процесс его
развития и требует самого пристального
внимания со стороны специалистов разного
профиля в течение всей жизни такого
ребенка. Рождение ребенка с комплексным
тяжелым нарушением в семье почти сразу
ставит вопрос о возможности его семейного
воспитания. По настоянию врачей,
рекомендующих помещение таких детей в
Дома ребенка, родители часто отказываются
от их воспитания.

Для всех случаев
приобретенного с возрастом сложного
нарушения чрезвычайно важно установление
особенностей развития ребенка ко времени
заболевания, его знаний и умений,
психологического возраста ко времени
наступления нарушений.

На примере
слепоглухоты специалистами обсуждается
проблема роли в развитии слепоглухого
ребенка того уровня психического
развития, которого он достиг до наступления
дефекта. Считается, что дошкольник с
более поздней потерей слуха и зрения
имеет преимущества в развитии перед
ребенком с врожденной слепоглухотой.
Например, у нормально развивающегося
ребенка с рождения, который потерял
зрение и слух в 2-3 года от менингита, уже
должна быть сформирована человеческая
поза и основные крупные и мелкие движения,
он должен правильно ориентироваться в
окружающем мире, у него должны быть
сформированы предметные и предметно-игровые
действия, он должен иметь богатый опыт
эмоционального, жестового и даже речевого
общения со взрослыми.

Совсем на другом
уровне интеллектуального, личностного
и речевого развития настигает ребенка
беда, если она случается в 5-6 лет. У
нормально развивающегося ребенка этого
возраста все предметы, свойства и
отношения достаточно точно и
дифференцированно соединяются со
словами-названиями и образы их могут
быть вызваны, актуализированы по слову
в отсутствие воспринимаемого объекта.
Названия предметов, свойств и отношений
получают значительно более обобщенную
и одновременно дифференцированную
основу. За каждым словом ребенка в этом
возрасте должно стоять представление,
которое уточняется, расширяется и
обобщается, обогащая смысл и значение
слова. В этом возрасте возникает и
развивается способность ребенка к
наглядному обобщению, которое ложится
в основу будущих понятий. Происходит
переход от наглядно-действенного к
наглядно-образному мышлению. В плане
включения собственной речи в регуляцию
деятельности, ребенок переходит от
сопровождения речью своих действий к
фиксирующей речи. К пяти годам в привычных
видах деятельности уже возникают
элементы словесного планирования
собственных действий ребенком. И, если,
заболевание нарушило только периферические
отделы анализаторов и не затронуло
глубоко мозг ребенка, то можно рассчитывать
на то, что все психологические достижения
младшего и среднего дошкольного возраста
могут быть успешно использованы в его
развитии и после наступления нарушений.

С другой стороны,
нельзя не учитывать, что приобретение
сложного дефекта в дошкольном возрасте
может отбросить развитие ребенка далеко
назад. У ребенка может измениться
поведение, чрезвычайно затрудниться
контакт со взрослыми и совершенно
разрушиться контакт со сверстниками.
Чем старше ребенок, тем сильнее вероятность
возникновения тяжелых реактивных
состояний, наблюдаемых пи резком
разрушении привычных способов общения
и ориентировки в окружающем. Эти состояния
усугубляются, если ребенок в этот период
времени находится в незнакомом помещении,
среди чужих взрослых. По характеру и
скорости восстановления нарушенных
контактов со средой у ребенка с
приобретенной потерей зрения и слуха
можно судить о перспективах его развития.
Для этого очень важно самым тщательным
образом собирать все имеющиеся сведения
об особенностях его психического
развития до заболевания и своевременно
начать восстанавливать утраченные
связи через сохранные органы чувств.
Прогрессирующий негативный и необратимый
характер нарушений, проявляющихся с
возрастом у ребенка может свидетельствовать
о неблагоприятном прогнозе развития
ребенка или даже о деменции.

Описанные выше
подходы к классификации сложных нарушений
у детей показывают огромное многообразие
вариантов таких нарушений в детстве.
Это многообразие проявлений и является
главной особенностью категории детей
со сложными нарушениями развития.

Но среди этого
многообразия проявлений нарушений у
одного ребенка можно выделить основные
категории детей: дети с сохранными
потенциальными возможностями развития
и умственно отсталые дети. Дети, способные
к самостоятельной активной осмысленной
деятельности и нуждающиеся в постоянной
заботе и полном обслуживании со стороны
окружающих.

Решить же вопрос
о потенциальных возможностях развития
каждого отдельного ребенка со сложными
и множественными нарушениями можно
только в процессе его воспитания и
обучения.

Соседние файлы в папке статьи из интернета

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Когда в семье рождаются дети со сложными нарушениями развития, жизнь делится на «до» и «после». И если родители не отказались от ребенка, то им предстоит осознание того, что у их малыша будет не одно, а несколько нарушений. Одни родители после этого стараются найти лучших врачей, обеспечить своим малышам особенное лечение, выезжают за рубеж, идут на многие жертвы и усилия, но могут со временем обнаружить, что результат слишком незначителен. Другие родители просто принимают ребенка со всеми его недугами и радуются каждому его самостоятельному шагу, наблюдая за ним с любовью. И это порой дает большие результаты, чем месяцы, проведенные в зарубежных клиниках.

Что представляют собой сложные нарушения в развитии

Причины сложных нарушений в развитии детейНарушения в развитии детей подразделяются на единичные (изолированные) и множественные (сложные). Единичными называют нарушения одной из систем организма, например, слуха или зрения. Множественные или сложные нарушения в развитии у детей – это повреждение двух и более систем организма, например, слепоглухота, слепота в сочетании с нарушением речи, умственная отсталость вкупе с нарушением слуха и так далее. При этом в нашей стране инвалидность определяется по наиболее выраженному нарушению.

Как правило, у таких детей доминирующее поражение одного органа или функции выявляется еще в роддоме, а второй и даже третий дефект обнаруживаются намного позже из-за трудностей диагностики. К примеру, у ребенка с врожденной глухотой только со временем появляется отставание в развитии речи, или при врожденном нарушении движений могут оказаться упущенными нарушения зрения или слуха, особенно если нарушения являются следствием прогрессирования заболевания.

Причины сложных нарушений в развитии у детей

Нарушения в развитии могут иметь разные причины – биологические или социально-психологические. К биологическим причинам относят глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, перенесенные как в утробе матери, так и после рождения, наследственные заболевания. Наиболее опасны для плода перенесенные во время беременности краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис. После рождения к тяжелым поражениям могут привести нейроинфекции – менингит и менингоэнцефалит, а также осложненная корь, скарлатина и тяжелый грипп.

К социально-психологичеким причинам появления сложных нарушений относятся плохой уход, отсутствие эмоциональных контактов с близкими людьми, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.

К причинам врожденных сложных нарушений в развитии в последнее время все чаще относят хромосомные болезни. Многие дети с хромосомными болезнями погибают в утробе матери и при родах, большинство оставшихся умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за низкой жизнеспособности. Среди хромосомных болезней лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, CHARGE синдром, болезнь Норри и другие.

Методы обследования

Дети со сложными нарушениями развития ограничены в восприятии мира. При острых инфекционных заболеваниях признаки поражения проявляются одновременно, при наследственных заболеваниях сенсорные нарушения могут проявляться постепенно в течение нескольких месяцев или лет. Если обнаружить и скорректировать нарушения своевременно, то можно помочь ребенку адаптироваться к этому миру, максимально использовать остатки зрения, слуха, компенсировать отставание в развитии. Поэтому комплексные обследования должны проводиться как можно раньше.

Комплексное обследование сложных нарушений включает медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. При медицинском обследовании педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, генетик, психиатр и представители других медицинских специальностей должны провести ряд исследований и установить характер нарушений физического здоровья и нервной системы. Наиболее тщательно при этом обследуются слух и зрение. При нейрофизиологическом обследовании проводится ЭЭГ и исследования методом стволовых и корковых вызванных потенциалов, которые позволяют судить о нарушениях и поражениях ЦНС.Методы обследования и лечения детей со сложными нарушениями развития

Поскольку в раннем возрасте дети развиваются особенно интенсивно, то с помощью медиков, педагогов и психологов можно серьезно компенсировать нарушения. Следует помнить, что степень активности детей со сложными нарушениями развития зависит от их образа жизни, которые создают им взрослые и окружение. Если здоровый ребенок легко получает сведения об окружающем мире и исследует его, то при сложном поражении органов восприятия для адаптации в этом мире нужно приложить серьезные усилия. И детям, умственные способности которых серьезно пострадали, сделать это намного сложнее.

Зачастую главным способом восприятия для таких детей являются тактильные ощущения. Поэтому в коррекционной педагогике большое внимание отводится практическим занятиям и наглядным примерам. А лучшее, что могут при этом дать родители – это эмоциональный и физический контакт: объятия, укачивания, и так далее. Дети со сложными нарушениями развития нуждаются в грамотном семейном воспитании и специальном обучении. Если ребенок окружен атмосферой любви и заботы, то и педагоги смогут добиться серьезных успехов.

Есть ли перспективы

Для родителей особенного ребенка важно знать, что они не единственные, кто пережил нелегкий опыт. Другие отцы и матери, которых постигла подобная беда, и которые смогли найти силы и время для грамотной адаптации своих малышей, могли бы стать лучшим примером и поддержкой, чем целый штат опытных психологов.

Существует много семей, в которых воспитывались дети со сложными нарушениями в развитии, и некоторые из таких родителей впоследствии становились авторами книг и статей, в которых делились своими переживаниями и опытом решения проблем. К примеру, таковыми являются работы Нормана Брауна, сын которого после краснухи перенесенной в утробе матери родился с глубокими нарушениями слуха и зрения. Из отечественных авторов проблему освещают Татьяна Басилова и Надежда Александрова.

Важно помнить, что каждый ребенок подвержен обучению в той или иной степени с учетом его уникальных возможностей. Результат при этом во многом будет зависеть от любви, понимания, а также своевременной помощи родителей и тех, кто его окружает.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник