Словарь ребенка основа развития речи детей
СЛОВАРЬ РЕБЁНКА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
I.ВВЕДЕНИЕ.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют родители. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Книгу для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Это приучает ребенка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе.
II.ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Задачи развития речи и обогащение словаря.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык—«важнейшее средство человеческого общения».
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.
III.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят — на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.
Задачи развития словаря:
1.Обогащение, активизация словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь).
2.Уточнение и закрепление семантической (понятийной) стороны слов.
3.Перевод нелитературной лексики в пассивный словарь.
Приёмы развития словаря:
Нулевая степень обобщения – имя собственное, название или имя единичного предмета. Когда дети (1-2 г.) усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом: Где часики? Покажи часики!
Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Слова первой степени обобщения дети усваивают к концу 2-го года жизни: Смотри это стульчик. На нем сидят. У стульчика есть спинка, сиденье, ножки. Это стул. Смотри вот тоже стульчик. На нем тоже сидят. У стульчика тоже есть спинка, сиденье, ножки. Вот стульчик, и вот стульчик. Покажи где еще стульчик? А это что? Повтори! (на усвоение названия предмета).
Смотри у меня мяч. Мяч круглый. Потрогай. Катится. Вот яблоко. Потрогай – тоже круглое. Колобок тоже круглый. Покажи, что еще круглое? Скажи: круглый (на усвоение качества предмета).
Вторая степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия. Данная степень обобщения усваивается после 3-х лет: Смотри, я посуду мою. Дай чашку. Принеси ложку, тарелку. Это тоже посуда. Неси еще другую посуду. Кастрюля это посуда. Ее тоже надо помыть. Ваня, что вымыли? – Посуду. Вот посуда, вот посуда, и вот посуда: это все посуда! Повтори.
Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения. Данная степень обобщения усваивается к 5-6 годам: Скажи, какие деревья ты знаешь? Какие ты знаешь кустарники? Какие травы ты знаешь? Что общего между ними? – Они растут. Как сказать про них одним словом? – Растения.
Словесные игры для развития словаря у дошкольников:
- «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т.п.;
- «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что – круглое? Что – желтое, круглое?
- «Что делает?»: корова, автомобиль и т.п.;
- «Какой он?»: мяч, забияка и т.п.;
- «Назови целое»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка;
- «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья;
- «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша;
- «Уточни название»: насекомые, обувь, цветок;
- «Дай три названия и больше»: гвоздика – цветок – растение, диван – мебель – вещь, плов – блюдо – пища – питание;
- «Что добавлено к слову?» Как изменяется слово, если к нему прибавить -ок, -ик, -очек, -еньк, -енька? Сравните: гриб-грибок-грибочек, волк-волчище, мальчик-мальчишка;
- «Скажи наоборот»: злой-добрый, веселый-грустный, тихий-громкий;
- «Скажи по-другому»: жара – зной; ураган – буря, ветер; огорчаться – печалиться, плакать, грустить, тужить.
IV. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД СЛОВАРЁМ.
Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из готовых запасов представлений детей. К ним мы относим:
1) разговор с детьми
2) поручения и задания
3) беседы
4) рассказывание
5) чтение
6) письма
7) заучивание стихотворений.
Разговоры с детьми
Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность надо широко использовать в интересах развития речи детей, руководства направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.
В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей чаще, чем обычно это делается. нужно идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по возможности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы часто не делаем.
Поручения и задания
Существует еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем громадное воспитательное значение, — это методически продуманные поручения, которые даются детям.
Ребенку дается определенное поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он должен: 1) внимательно выслушать, что ему говорят, 2) понять. содержание обращенной к нему речи, 3) запомнить сказанное, 4) выполнить поручение,5) дать словесный отчет о выполненном, 6) в итоге оказать помощь. Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Как видите, нагрузка изрядная, а потому надо хорошенько продумывать сущность и содержание поручения, которое даешь ребенку в том или другом возрасте.
Поручения старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно осложняться и по возможности завершаться точным речевым отчетом.
Беседы
Разговор и беседы—в сущности проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, цель которых — углубить, уточнить и систематизировать путем слова представления и знания детей.
Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык. Свободная, непринужденная беседа, согретая интересом, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, являются одним из могущественнейших факторов развития речи.
Цель беседы — систематизировать и закреплять живым словом знания, приобретенные опытным путем, непосредственно связанные с восприятиями детей и их живыми впечатлениями. К методике проведения рассказывания нельзя предъявлять строгих, непоколебимых требований. Рассказчик должен руководствоваться заинтересованностью детей.
Рассказывание
Умение рассказывать, т. е. в развернутой форме связно и последовательно излагать мысли, имеет большое значение в общении ребенка с окружающими. В играх с товарищами, в общении с родными и с воспитателем он пользуется этой формой речи. Внимание и понимание слушателей дает ребенку чувство удовлетворения, а это ведет к развитию общительности. Связное и последовательное изложение тесно связано с развитием логического мышления и всегда рассматривалось как один из важнейших показателей подготовленности ребенка к школьному обучению.
В детском саду главную роль в формировании умения рассказывать играет обучение. Только в результате планомерных систематических упражнений (сначала самых простых, а затем постепенно усложняющихся) ребенок научится рассказывать. В младшей группе детей нужно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя, а в средней и старшей группах дети учатся самостоятельно составлять рассказ, например, о том, что они видели, что с ними произошло, или пересказывать сказку, короткий рассказ.
Приемы обучения рассказыванию разнообразны. Это рассказывание детей по вопросам, рассказывание по образцу — рассказу воспитателя, рассказывание по указаниям воспитателя.
Чтение
Чтобы ребенок смог развить умения и навыки, необходимые для грамотного чтения, крайне необходимо читать ему книги. Особенно это касается детей дошкольного возраста.
Когда вы читаете детям, они с юных лет узнаю́т, что буквы в книжках соответствуют словам, которыми мы пользуемся в речи. Также они знакомятся с литературной речью.
Дети, которым читают родители, могут получить ценные сведения о странах, народах, природе и о том, что сделано руками человека. Практически без материальных затрат они могут «путешествовать» по миру, знакомясь с ним при помощи книг. Чтение детям, когда они еще маленькие, может значительно помочь им понять окружающий их мир. Польза от чтения будет наибольшей, если ваш ребенок активно в нем участвует. Периодически останавливайтесь и задавайте такие вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Помогайте ребенку лучше разобраться в материале, задавая дополнительные вопросы.
Письма
Письма играют существенную роль в жизни человека, и детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Это прекрасный путь к развитию их языка. Самое трудное, дать ребенку понять, что надо писать, как найти для письма содержание, полное интереса и значения для того лица, которому оно предназначается. Но писать письма могут только дети, в соответствующей степени овладевшие процессом письма. Дошкольники на это еще не способны. Тем не менее, подготовка к овладению письма, как ценного приема по развитию речи детей могли и должны иметь место уже в дошкольном возрасте.
Заучивание стихотворения
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.
Хорошее стихотворение, та же музыка. Самые маленькие дети легко постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого, в них содержания начинаются с раннего возраста.
V. ВЫВОД ПО ТЕМЕ
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи — в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими.
Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в дальнейшем нужно еще более усовершенствовать его и увеличивать. Только у ребенка обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача воспитателя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребенка является основой развития речи детей.
Источник
Консультация для родителей
Обогащение словаря ребёнка – основа речевого развития.
Учитель-логопед МАДОУ ДСОВ № 19
Н.П.Бердоносова
Обогащение словаря ребёнка – основа речевого развития.
Словарный запас — это набор слов, выражений, понятий, которые человек понимает и использует в своей речи. Словарный запас развивается с возрастом и служит как полезный и фундаментальный инструмент для общения и приобретения новых знаний. Накопление словаря одна из основных составляющих в развитии речи человека. И чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее, разнообразнее его устная речь.
Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа) обозначают не только конкретный предмет или человека, но и могут выражать целую мысль. Одно и то же слово ребенок может использовать и как жалобу, и как просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», или отказ делать что-либо и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, выстраивать простую фразу. В первую очередь ребенком усваиваются те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек, повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.
Словарь человека складывается из двух составляющих: пассивный словарь и активный.
Пассивный словарь — слова, выражения, которые мы знаем, понимаем, но в речи не используем, или используем, но редко. Активный — это повседневный, общеупотребительный набор слов.
Словарный запас детей должен обогащаться не только в количественном, но и в качественном отношении, когда складывается понимание значения слов. В раннем дошкольном возрасте формируется основа, закладывается фундамент для становления лексического значения слов.
Рост словаря происходит за счет разнообразных частей речи, для раннего дошкольного возраста это в основном существительные, глаголы и прилагательные. У ребенка формируются связи между предметом, его изображением, словом, его обозначающим. Дальше он знакомится с действием, выполняемым предметом, и словом, обозначающим действие. После добавляются слова-признаки или описания.
Ребенок с помощью взрослого учится согласовывать их, складывать в фразу.
Активная речевая среда способствует более полному речевому развитию ребенка. Посредством этого накапливается пассивный словарь, понимание обращенной речи. Частое называние отдельных предметов, описание их свойств постепенно откладывается в памяти ребенка. Также он знакомится с грамматическими формами и нормами родного языка. Постоянная беседа с ребенком обеспечивает и формирование диалогической речи.
Логопедическая работа с детьми раннего возраста включает в себя три направления.
— Это развитие импрессивной речи и формирование предпосылок речевого мышления. Сюда входит развитие слухового внимания к речевыми и неречевым звукам и стимулам; развитие зрительного внимания, тренировка зрительной, слуховой, тактильной памяти; активизация жестовых средств общения; обучение пониманию и выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без.
— Формирование активной речи и коммуникативных навыков. Что включает активизацию речевых вокализаций, обучение построению предложения — от слова-предложения до простого двусоставного предложения.
— также проводится работа по профилактике фонематических нарушений, нарушений слоговой структуры слова и звукопроизношения.
Большая роль отводится работе с родителями, воспитателями. Навык речи у ребенка формируется по подражанию, и поэтому необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была чёткой, правильной.
Требования к речи окружающих ребенка взрослых:
- правильность — речь должна быть чистой, без речевых нарушений;
- четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков;
- простота — взрослый говорит короткой простой фразой из 2-4 слов;
- повторяемость;
- употребление по несколько раз одних и тех же слов, предложений;
- богатство — взрослый использует в речи различные интонации, силу голоса, темп речи.
Эти требования относятся не только к родителям, но к специалистам детских учреждений.
Источник