Слова для развития ребенка 6 лет
Дошкольный возраст — благоприятный период для речевого становления. Все познавательные процессы и психические функции организма направлены на формирование родного языка. Правильное развитие речи в 6-7 лет — основа качественного школьного обучения.
Развитие ребенка в 6-7 лет очень важно.
Особенности речи шестилетних детей
Дети усваивают родной язык благодаря подражанию речи окружающих взрослых. К старшему дошкольному возрасту ребенок накапливает обширный словарный запас, способен выразить свои мысли, чувства и переживания.
Речь развивается в процессе сюжетно-ролевой игры — ведущем типе деятельности ребенка от 3 до 7 лет. В игре дети овладевают коммуникативными навыками, учатся договариваться, устанавливать правила. Происходит развитие познавательных психических процессов, особенно мышления, которое неразрывно связано с речью. К семи годам ребенок готов к овладению письменной речью.
Особенности развития речи у детей 6-7 лет:
- Появляются устойчивые образные выражения, которые ребенок не только знает, но и понимает.
- Дошкольник правильно выстраивает конструкции предложений, осваивает грамматические правила изменения, появляются развернутые высказывания, фразовая речь.
- Усваивается слоговая структура, ребенок способен поделить слова на слоги, выделить гласный ударный слог.
- Ребенок способен классифицировать предметы по предлагаемым признакам.
- Язык становится средством диалогового общения, с началом обучения в школе язык — предмет специального изучения.
Словарный запас
К 7 годам словарь включает в себя от 4000 до 7000 слов, 60-70% от общего объема дошкольник применяет в жизни. Пассивный словарь ребенок не использует, т.к. не понимает значения услышанных и запомненных выражений.
Для расширения словаря рекомендуется проводить развивающие занятия и логопедические игры. С их помощью слова из пассивного запаса перейдут в активный. Чтение книг и просмотр иллюстраций также обогатят речь.
Понятия, которыми оперирует ребенок в этом возрасте:
- времена года и дни недели, месяцы;
- часы и минуты;
- пространственные значения;
- данные родственников;
- числительные до 100;
- названия праздников;
- названия городов;
- группы профессий;
- цвета и оттенки;
- части тела;
- виды спорта;
- природные явления;
- бытовые предметы;
- виды транспорта;
- животные и растения;
- эмоции и чувства.
Грамматический строй
Пример развития речи детей 6-7 лет.
Дети старшего дошкольного возраста составляют сложные распространенные предложения. Способны подбирать однокоренные слова, образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.
Но допускают ошибки в склонениях, падежах и формах. Формирование правильного произношения — задача педагогической работы в подготовительных группах детского сада.
Она включает в себя 3 направления:
- морфология — изменение по родам, числам, падежам;
- словообразование — образование одного слова на базе другого;
- синтаксис — построение простых и сложных предложений.
Сформированность грамматического строя — условие подготовки детей к школе. В начальных классах речевой опыт выступает опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. У детей с речевыми нарушениями возникнут сложности в дальнейшем обучении грамматике.
Связная речь
Связная речь — развернутое, логичное и последовательное высказывание, основной функцией которого является коммуникация. Формы связной речи: диалог и монолог. Диалогическая речь необходима ребенку для установления социального контакта, а монологическая — для самостоятельного усвоения знаний. Дети 7 лет способны составлять красочные рассказы, используя большой набор выражений. Дошкольники пересказывают сюжеты фильма, книги, придумывают свои истории.
Фонетика детской речи
К 6 годам дети определяют определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука, самостоятельно подбирают слова на заданные звуки. Но возникают сложности с дифференцированием парных звуков: С и Ц, С и Ш, Ш и Ж, и др.
Фонематический слух включает в себя:
- Узнавание неречевых звуков. Ребенок способен на слух определять источник звука, особенности его возникновения, силу и громкость.
- Различение высоты, силы, тембра голоса. Способен говорить громко и шепотом, изменять темп речи.
- Различение слов, близких по звуковому составу, например, люк — лук, мак — рак, горка — корка. Делит звуки на твердые и мягкие, шипящие и свистящие, глухие и звонкие.
- Дифференциация слогов и фонем. Делит на слоги, выделяет гласные и согласные, ударные и безударные.
- Навыки звукового анализа. Может разделить выделить и назвать звуки. Изображает звуки животных, природных явлений, бытовых предметов.
Фонематический и фонетический слух — основа развития речевого слуха, который отвечает за звукослоговую структуру речи.
Игры для развития фонематического слуха:
- Взрослый произносит слова ШУБА, КОШКА, МЫШЬ. Ребенку нужно определить общий звук.
- Педагог загадывает звук, например С. Называет различные предметы. Дети хлопают в ладоши, когда услышат загаданный звук.
- Ребенку дается задание назвать предмет в комнате с заданным звуком.
- Педагог читает детям знакомые стихи, но намеренно меняет звуки на похожие. Дети исправляют ошибки.
- Включается аудиозапись с различными звуками природы, голосами животных, шумом транспорта. Дети определяют источник звука.
Памятка для родителей.
Норма развития речи в период от 6 до 7 лет
Особенности речевого развития в 6-7 лет:
- в словаре преобладают существительные;
- используются синонимы и антонимы;
- слова сочетаются по смыслу;
- обозначаются свойства и качество объектов;
- в сложные предложения включаются причастные и деепричастные обороты;
- используются соединительные, противительные и разделительные союзы;
- речь эмоционально окрашена и выразительна;
- высказывания содержательные и точные.
К началу школьного обучения коммуникативные и речевые способности ребенка развиты, он готов выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, использовать свою речь как средство для овладения новой деятельностью — учебной. В школе дети совершенствуют речевые навыки, овладевают письменной речью.
Нарушения речевого развития детей и их профилактика
Нарушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушение речевого развития — причина неуспеваемости учеников начальных классов.
Речевые дефекты чаще всего наблюдаются в произношении, т.к. от ребенка требуется сознательно контролировать свою речь, управлять речевым аппаратом.
Виды нарушения речи у детей:
- Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков, которое связано с незрелостью речевого аппарата. Дислалия легко устраняется с помощью логопеда.
- Дизартрия — нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков, которое связано с поражением центральной нервной системы. Дизартрия — сильное расстройство, оно лечится под контролем невролога.
- Ринолалия — искаженное произнесение всех звуков речи, которое связано с дефектом строения артикуляционного аппарата. При ринолалии речь невнятна и монотонна. Заболевание лечится совместно с отоларингологом.
- Моторная алалия — нарушение, при котором ребенок хорошо понимает родной язык, но не способен связно выражать мысли, делает ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Дефект связан с поражением речевых центров головного мозга. При отсутствии коррекции дети с моторной алалией обучаются в специализированной речевой школе.
- Сенсорная алалия — нарушение, при котором ребенок слышит обращение, но не понимает его смысла. Дефект связан с поражением специализированных речевых центров головного мозга. Заболевание корректируется под контролем невролога, дефектолога, психиатра и сурдолога.
- Афазия — нарушение нормального развития речи из-за перенесенной травмы или инфекции.
- Реактивный мутизм — резкое исчезновение речи у говорящего ребенка, которое связано с неврологическими заболеваниями.
- Заикание — повторение звуков или слогов, которое связано с неврологическими, эмоциональными или поведенческими дефектами. Лечится как медикаментозно, так и нетрадиционными методами (гимнастикой, массажем, работой с дыханием).
- Отставание в речевом развитие как следствие задержки психического развития.
Умения детей в 7 лет.
Для профилактики речевых нарушений проводятся специализированные логопедические занятия, которые подразумевают:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование произносительных навыков;
- развитие навыков звукового анализа;
- совершенствование лексических и грамматических конструкций;
- развитие познавательных процессов;
- развитие мелкой моторики.
Упражнения для развития связной речи у детей 6-7 лет
Фразовая речь развивается методом подражания. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец. Родной язык усваивается детьми бессознательно, при восприятии на слух.
Чтение качественной литературы, прослушивание аудиоспектаклей и аудиокниг, просмотр театральных постановок благоприятно влияют на богатство и содержание детской речи. Для расширения возможностей разговорной речи необязательно проводить специальные развивающие занятия.
Развивать связную речь можно в бытовых ситуациях:
- Читайте книги, обсуждайте прочитанное.
- Разучивайте стихи.
- Вспомните в мелких деталях дорогу от дома до детского сада.
- Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
- Предложите пофантазировать на тему «Если бы я был волшебником…».
- Придумайте совместный рассказ, запишите его и нарисуйте иллюстрации.
- Рассматривайте виммельбухи — книжки без слов, с множеством рисунков, на которых детально прорисованы предметы и люди. Виммельбух — отличный тренажер для развития всех речевых функций. Ребенок сможет составлять рассказы и истории на основе иллюстраций.
Как развивать мышление
Развитие познавательных психических процессов — обязательная составляющая логопедических занятий. Мышление и речь неразрывно связаны между собой. Речь — главный инструмент мышления. С развитием логического мышления у ребенка возникает способность к составлению связных предложений, оформлению мыслей и выводов.
Игры для развития мышления:
- Ребенку предлагаются картинки с изображением различных предметов, которые нужно объединить в смысловые группы.
- Подбирается серия картинок, в которой один из предметов лишний. Нужно найти этот предмет и объяснить свой выбор. Другой вариант задания: педагог читает слова, дети, услышав лишнее, хлопают в ладоши.
- Педагог называет прилагательное, дети находят для него антоним.
- Взрослый загадывает предмет, описывает его характеристики. Задача детей — угадать предмет.
Как развить память
Память — способность человека к восприятию и запоминанию информации для последующего воспроизведения. Без нее речевое развитие невозможно. Словесно-логическая память — психологическая основа речи.
Упражнения для развития речи.
Упражнения на развитие памяти:
- Игра «Что изменилось?». Предлагаются 2 похожие картинки с разными деталями. Ребенку необходимо найти отличия.
- Предлагается изображение нескольких предметов, ребенку нужно посмотреть на них и нарисовать по памяти.
- Педагог бросает детям мяч и называет обобщающее слово (транспорт, животное, одежда и т.д.). Ребенок ловит мяч и называет подходящий объект.
- Педагог называет профессию, дети описывают глаголы, которые к ней относятся.
- Взрослый стучит ритм карандашом. Дети повторяют ритм, постепенно наращивая темп.
Подготовка дошкольника к чтению и письму
Родители стремятся научить дошкольника читать и писать, но самостоятельно делать это не рекомендуется, т.к. требуется следовать специальной методике обучения. Подготовкой к школе занимаются педагоги в детских садах и развивающих центрах.
Педагоги разучивают с детьми не буквы, а звуки, на которых строятся слоги, а затем слова. Особое внимание уделяется фонематическому слуху, звукопроизношению.
Семье отводится важная в обучении чтению и письму. Родители должны стремиться прививать ребенку любовь к книгам собственным примером, совместно с детьми собрать домашнюю библиотеку. В доме должна звучать грамотная речь без слов-паразитов.
Основная форма развития речи в домашних условиях — содержательная беседа. Общаясь, члены семьи не только обогащают словарь детей, но и создают благоприятную атмосферу для эмоционального, познавательного и социального развития.
Источник
Ирина Румянцева
Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет»
1. «Сумеешь назвать?»
Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова.
Ход игры.
Педагог задает любой гласный звук из четырех ([а], [о], [у], [и], дети подбирают слова. Игра сопровождается словами из стихотворения Л. Куклина.
Педагог.
— Вот сколько слов на [а] мы сумеем сказать!
(Дети перечисляют слова на заданный звук.)
— Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на [о] мы можем назвать?
(Дети перечисляют слова на другой заданный звук и т. д.).
2. «Угадай слово»
Цель: развивать словарь существительных и глаголов.
Ход игры.
Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:
Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?
Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?
Воет, дует, гудит. Кто это?
Лает, кусается, грызет. Кто это?
Мычит, жует, пасется. Кто это?
Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.
3. «Падают, падают листья» (с использованием листьев – поддувалочек)
Цель: упражнять детей в употреблении пространственных предлогов на, под, в, за.
Ход упражнения.
1 — й вариант. Педагог (без детей) раскладывает поддувалочки в разные места в групповой комнате. Обращает внимание детей, что, пока их не было, по группе разлетелись осенние листья. Предлагает назвать, где находится каждый листик. Ребенок, правильно назвавший местоположение листика, забирает его и вешает его на дерево.
Примерные высказывания детей:
— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел (упал) на (под) стол (стул, диван, подушку, полку, книгу и пр.)»,
— «Один (желтый, оранжевый) листик улетел за штору (игрушку, полку и т. д)».
2 — й вариант. Дети с листочками в руках спокойно бегают, кружатся по группе под слова педагога:
Тихо листики летали,
Очень листики устали.
Отдохнуть они хотят.
Вот и просят ребят: ….
Далее воспитатель говорит каждому ребенку (или группе детей, куда отнести и положить листья: Даша (Данила, Лиза, Артем, положи (те) меня (нас) под ковер (стол)», и т. д. Игра повторяется 3- 4 раза.
4. «Наоборот»
Цель: активизировать словарь антонимов в речи детей.
Ход игры.
Внутри объемной ширмы сложены картинки, на которых изображены противоположные характеристики предметов и объектов.
Дети по очереди опускают магнит (прикрепленный ниткой к палочке). Достают картинку и называют, что изображено на картинке (желательно в форме сложносочиненного предложения с союзом а). Например: «Воздушный шарик легкий, а гиря тяжелая. Дедушка старый, а мальчик молодой». И т. п.
5. «Что это? Кто это?»
Цель: закреплять представления детей о родовидовых отношениях.
Ход игры.
Педагог по очереди бросает мяч детям, при этом он произносит одно из родовых понятий. Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие. Родовые понятия могут повторяться. Например:
Рыба – карась
Птица – галка
Зверь – лиса
Цветок – гвоздика
Ягода – малина
Дерево – клен
Одежда – куртка
Мебель – кровать
Посуда – кастрюля
Овощи – капуста
Фрукты – груша и т. д.
6. «Чудесный мешочек»
Цель: упражнять в употреблении слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический); развивать тактильные ощущения.
Ход игры.
Дети рассматривают, берут в руки отобранные предметы, сделанные из разных материалов (5 -7 предметов). Особое внимание детей обращают на собственные тактильные ощущения. Далее все предметы складываются в мешочек, и дети выполняют задания педагога:
— Достань предмет, сделанный из дерева. Как по – другому можно сказать про этот предмет? Какой он? (Деревянный). И т. д.
7. «Закончи фразу»
Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.
Ход игры.
Педагог начинает предложение, а ребенок заканчивает.
Я люблю конфеты, потому что они…
Я беспокоюсь за бабушку, потому что…
Я хочу дружить с, потому что…
Мы любим слушать, потому что…
8. «Изобрази ритмический рисунок» (подготовка руки к письму)
Цель: развивать у детей чувство ритма; показать, как можно изобразить ритм.
Ход игры.
Педагог предлагает детям прохлопать знакомый ритм по образцу, например: хлопок – пауза – два хлопка – пауза и т. д.
Далее педагог рассказывает детям, что ритм можно зарисовать, например, в виде палочек. Просит одного из детей (того, кто умеет четко прохлопывать ритм) прохлопать простой ритм. Ребенок хлопает, педагог (параллельно) изображает мелом на доске ритмический рисунок.
В заключении детям предлагается (по очереди) прохлопать, по их желанию, определенный ритм; педагог зарисовывает его на доске.
9. «Графические рисунки»
Цель: развивать умение детей анализировать изображение, повторять контур рисунка с помощью цветной нити или веревочки.
Ход игры.
Педагог предлагает детям листы белого картона с различными графическими изображениями предметов и объектов: елку, человечка, неваляшку, домик и т. д. Дети анализируют изображения (какие элементы и сколько их, затем воссоздают изображение, прорисованное на листах — с помощью нити, веревочки.
10. «Падают, падают капли»
Цель: развивать у детей пространственную ориентировку.
Ход игры. Проводится по аналогии «Падают, падают листья» (теперь с использованием капель – поддувалочек)
11. «Букет»
Цель: развивать у детей фонематический слух; упражнять в правильном спряжении глагола хотеть.
Ход игры.
Педагог предлагает детям составить букет из цветов, названия которых начинаются со звуков [к], [г ], [х].
Предлагаемые названия цветов: ландыш, колокольчик, гладиолус, роза, хризантема, тюльпан.
— Дополните предложения словом хотеть:
Я этот букет (хочу) подарить … (называется имя).
Он этот букет (хочет) подарить … .
Она этот букет (хочет) подарить … .
Они этот букет (хотят) подарить … .
Вы этот букет (хотите) подарить … .
Мы этот букет (хотим) подарить … .
12. «В лесу»
Цель: упражнять детей в умении делить слова на слоги.
Ход игры.
Педагог предлагает детям представит, что они гуляют по лесу (дети ходят по группе). Все разбрелись в разные стороны, а потом стали звать друг друга, перекликаться. Дети останавливаются и по очереди зовут друг друга. При этом они произносят имя по слогам: Ма – ша, Ни – ки — та,
Ли – за и т. д. В дальнейшем дети могут называть количество слогов в названном имени: Да – ша (два слога).
13. «Падают, падают снежинки»
Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов (включить в отработку предлоги из — за, из – под).
Ход игры.
Проводится по аналогии с игрой «Падают, падают листья»
14. «Слово заблудилось»
Цель: упражнять детей в работе с многозначными словами (ножка); уточнить представления детей о предметах и их частях.
Ход игры.
Педагог рассказывает:
— Жило – было на свете слово ножка. Однажды слово заблудилось и стало искать хозяина. Помогите слову ножка найти тех, к кому оно относится.
Дети отбирают предметы и объекты, у которых есть ножки (стол, стул, кресло и т. д. ; гриб, человек, животное).
Например: стол – одна, две, три или четыре ножки, столешница; стул – четыре ножки, сиденье, спинка; человек – две ножки (ноги, руки, голова, туловище; гриб – ножка, шляпка).
15. «Мягко – твердо»
Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости – мягкости.
Ход игры.
На отдельном столе лежат различные игрушки (или картинки). Педагог предлагает детям выбрать себе (по желанию) любую игрушку (картинку). Затем педагог объясняет задание:
— Мы с вами сегодня будем исследовать слова в игре «Мягко – твердо». Вы называете свою игрушку (картинку). Определяете первый звук в слове. Если этот звук мягкий, то вы кладете свою игрушку (картинку) вот на эту мягкую подушечку. Если в вашем слове первый звук твердый, то вы относите свою игрушку (картинку) вот к этому твердому кубику.
Детям предлагается набор игрушек или других предметов (картинок): кукла, кит, танк, телефон, будильник, белка, дудочка, диван, газета, гиря.
16. «Я знаю пять названий»
Цель: продолжать работу над обобщенным значением слов.
Ход игры.
Дети встают в круг и начинают передавать друг другу платочек. По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался платок, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д. ?»
17. «Ритмический рисунок»
Цель: упражнять детей в звуковом оформлении (хлопки, постукивание) ритмических рисунков.
Ход игры.
— Наши звери пришли в гости к Незнайке и сели пить чай, Но за дверями кое – кто из них оставил следы. (Показ карточек). Чьи это следы? (Зайца).
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
(С. Маршак)
— Чьи это следы? (Птиц: воробья, попугая)
Следы похожи на ритмические рисунки. Если мы их прочитаем, то узнаем, как весело скакал зайчик, попугай, воробей.
Дети отхлопывают (простукивают по столу) ритмические рисунки.
18. «Поиск»
Цель: продолжать учить детей находить в ближайшем окружении и правильно называть предметы, в названии которых есть названные звуки.
Ход игры.
Педагог предлагает детям совершить путешествие по группе и поискать предметы, в названиях которых есть звуки [c], [з], [ц].
Можно усложнить задание: разбить детей на тир подгруппы, каждая из которых ищет предметы, в названии которых слышится определенный звук (или звук [с], или звук [з], или звук [ц]).
Дети, найдя предмет, вежливо приглашают Незнайку к себе: «Незнайка, подойди, пожалуйста, ко мне. Я нашел предмет со звуком [ц] – цветок.
Отдельных детей Незнайка может спросить, где находится звук в слове (в начале, середине или в конце слова).
19. «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями).
Ход игры.
Педагог произносит фразу с одним значением, а ребенок – с противоположным. Педагог может дать образец: Я стою у высокого дерева. – А я стою около низкого дерева.
Я ямку выкопал. – А я ямку закопал.
У меня в саду земля влажная. – У меня в саду земля сухая.
Растения бывают полезные. – А бывают растения вредные.
Я люблю сладкие яблоки. – А я люблю кислые яблоки.
Я пью горячий чай. – Я пью холодный чай.
Я из парка вышел. – Я в парк пришел.
Я люблю зиму. – А я люблю лето.
Я сплю ночью. – Я сплю днем. И т. п.
20. «Такие разные дома»
Цель: продолжать работать над лексическим значением слов.
Ход игры.
Педагог показывает детям слайды с репродукциями иллюстраций Ю. Васнецова: «На улице», к книге «Ладушки»; «Три медведя» к сказке Л. Н. Толстого «Заячьи слезы»; иллюстрации из других книг с изображением различных домов.
Детям предлагается рассмотреть появляющиеся картинки и дать соответствующие названия (изба, избушка, терем, теремок, замок, дворец). Посредством кратких описаний дети доказывают, почему они отнесли конкретные изображения домов к определенному слову.
21. «Слова – действия»
Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных.
Ход игры.
Педагог называет существительное (предмет, ребенок – глагол (действие с предметом). Первая фраза дается педагогом как образец: Загадки загадывают.
Примерный набор слов: закладку …закладывают; заколку …закалывают; заказы …заказывают; задание …задают; запеканку …запекают; заготовки …заготавливают; заварку …заваривают и т. д.
22. «Что лишнее?»
Цель: упражнять детей в умении выделять лишний предмет из группы однородных предметов (объектов, обобщенных родовитыми связями.
Ход игры.
Упражнение используется на слух. Картинки используются по мере необходимости.
Педагог называет цепочку слов, состоящую из четырех слов. В цепочке одно слово лишнее. При этом на первых порах лишнее слово ставится в конец цепочки. Постепенно, по мере освоения детьми упражнения, место лишнего слова в цепочке может меняться. Ребенок определяет это слово и объясняет, почему он считает его лишним.
Например: клен – береза – дуб – стол. (Клен – береза – дуб – это деревья. Стол – это мебель. Значит, лишнее слово – стол.)
23. «Поиграем – посчитаем»
Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.
Ход игры.
Педагог предлагает детям выполнить разные движения. Дети вслух считают количество (до 10) выполненных движений (шаги, прыжки, приседания, взмахи руками).
Например: «Один шаг, два шага…пять шагов» и так до 10.
Задание можно усложнить, добавив пространственные ориентиры. Например: один шаг вправо, два шага вправо и т. п. ; один прыжок к окну, два прыжка к окну и т. п.
24. «Кто как передвигается?»
Цель: активизировать словарь детей.
Ход игры.
Упражнение можно проводить как в устной форме, так и при помощи картинок.
— Назовите тех, кто ползает. А кто прыгает? Кто плавает? Кто скачет? Кто летает?
25. «Подбери похожие слова»
Цель: упражнять детей в подборе синонимов.
Ход игры.
Земля мокрая (влажная, сырая).
Воротничок свежий (чистый).
Хлеб черствый (жесткий, старый, засохший).
Вода мутная (грязная). И т. д.
26. «Слоги»
Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слов.
Ход игры.
Дети берут по одной картинке из разложенных на столе, встают в круг. Педагог рассказывает правила: «Тот, у кого в слове один слог, — подпрыгивает; тот, у кого два слога, — выходит в центр; тот, у кого три слога, — приседает.
Задание проверяется.
27. «Что каким бывает?»
Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными.
Ход игры.
Педагог предлагает детям ответить на вопросы: что бывает твердым? Что бывает мягким? Что бывает сладким? Что бывает острым? Что бывает холодным? Что бывает белым? Что бывает холодным?
28. «Узнай по контуру»
Цель: развивать аналитическую деятельность (в рамках подготовки к письму).
Ход игры.
Детям предлагается картинка с контуром ракетой. В коробочках лежат геометрические фигуры (прямоугольники – по 1 шт., равнобедренные большие треугольники — по 1 шт., маленькие прямоугольные треугольники – по 2 шт., на каждого ребенка). Дети анализируют изображение: предполагают, из каких фигур можно сложить такую ракету и сколько каких фигур понадобится. Педагог предлагает каждому ребенку отобрать необходимые фигуры в нужном количестве и сложить ракету.
В дальнейшем дети приклеивают детали на лист бумаги, получившуюся ракету вырезают, прикрепляют к нитке и используют для развития речевого дыхания (как поддувалочку) и пространственной ориентировки.
29. «Разноцветные ритмы»
Цель: развивать у детей чувство ритма, упражнять в умении соотносить ритмический рисунок с изображением.
Ход игры.
Педагог показывает детям условные сетки с одним и двумя рядами клеток. В них вклеены (нарисованы, вставлены) круги и квадраты (одного цвета).
Педагог объясняет, что это ритмические рисунки дети будут изображать следующим образом: круг – хлопнуть руками, топнуть ногой.
Примеры:
а) для сеток в один ряд:
красные круги и квадраты: круг — квадрат – круг – квадрат и т. д.
синие круги и квадраты: круг – круг – квадрат — круг – круг – квадрат – и т. д.
б) для сетки в два ряда:
зеленые круги и квадраты: круг — квадрат – круг, круг — квадрат – круг и т. д.
красные круги и квадраты: квадрат – квадрат – квадрат, круг – круг – круг и т. д.
30. «Угадай слово»
Цель: развивать словарь существительных и глаголов.
Ход игры.
Педагог предлагает детям по набору слов догадаться, о ком идет речь. Примерный набор слов:
Мяукает, прыгает, крадется. Кто это?
Прыгает, летает, клюет, чирикает. Кто это?
Воет, дует, гудит. Кто это?
Лает, кусается, грызет. Кто это?
Мычит, жует, пасется. Кто это?
Прыгает, плавает, квакает. Кто это? И т. д.
Источник