Слободчиков в и духовное развитие ребенка

Слободчиков в и духовное развитие ребенка thumbnail

Крещение само по себе, без духовной жизни, не спасительно. Это лишь семя, которое может прорасти и дать плод, а может и, засохнув, умереть. Как же воспитывать ребёнка после Крещения? Об этом небольшая подборка рекомендаций одного из православных отцов. Изначально они собирались для себя, а не для публикации. Это не всегда личные мысли, иногда это цитаты из книг, которые автор заметки счёл полезными.

Образование и нравственное воспитание

1. Православие интересно для ребенка. Оно интересно не только разукрашенным храмом, завораживающим обрядом, необычными одеждами, пением и проч. Православие интересно самим учением, ведь оно учит о том, что духовный мир это такая же реальность, как и мир наш, земной, и этот духовный мир рядом, он просто невидим.

2. Образец веры для детей — их родители. Тлеющая вера родителей неспособна воспламенить сердца их детей горячей верой Богу. У ребёнка огонь веры разгорается не от правил (они помогают вере не угаснуть), а от окружающего его духа веры и любви. Он должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, образа мыслей, из образа жизни, взаимных отношений членов семьи.

3. Необходимо в первую очередь дать ребёнку не только знание о Боге (усвоение религиозных истин), а Знание Бога (восприятие Бога внутренним чувством). Ребёнка следует учить (в т.ч. собственным примером) обращаться к Богу (с благодарностью, просьбой, покаянием) и оценивать любую ситуацию с т.з. воли Божьей, выраженной в Евангелии. Само слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую связь с Ним. Задача религиозного руководства заключается в том, чтобы помочь ребёнку сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать развиваться соблазнам чувственности и гордости.

4. Не пугайте ребёнка Богом. При этом можно сказать, что его поведение неприятно (противно) Богу, что Бог создал нас для любви и добра, а мы сами стремимся быть несчастными и отворачиваемся от Отца Небесного. Можно объяснить, что любой грех лишает нас божественной благодати и мы становимся беззащитны перед злом.

5. Старайтесь дать ребёнку гармоничное знание о Боге, о том, что Творец Вселенной не просто «добрый фокусник», выполняющий любое желание, что у Него Своя воля, что Он премудр и никогда не ошибается, никогда не перестаёт быть благим, даже, если нам не вместить Его волю. Бог уважает нашу волю, но и мы должны смиренно принимать Его волю и не роптать.

6. С раннего детства объясните ребёнку, что смерть — не конец, смерть — это дверь в иной мир; что есть смерть физическая, а есть смерть духовная — нежелание знать Бога и исполнять Его волю, выраженную в Его Заповедях. Объясните, что души всех людей бессмертны, временно смертны лишь наши тела.

7. Важно дать ребёнку не просто умозрительную, но деятельную веру. Если у нас есть неверующие родственники, то нужно не мучать себя вопросами об их участи, а молиться за них. Если кто-то из близких умер, то нужно помочь ему молитвой, а не просто изводить себя горем, ведь его душа очень нуждается в нашей помощи!

8. Необходимо опережение нравственным образованием рационально-информационного.

9. Оценивайте поведение детей через призму Заповедей Божиих. Выучите их вместе с ними. При нарушении объясняйте, какую заповедь Божию они нарушили, какой грех совершили. Ребёнок должен осознавать, что своими делами он радует и огорчает не только родителей, но и Бога.

10. Паломнические поездки имеет смысл совершать только с церковными паломническими службами, экскурсоводы которых могут грамотно излагать церковное вероучение.

11. Твёрдо пресекайте ложь ребёнка. Делайте акцент, что первый лжец — дьявол.

12. Важно сформировать у детей навыки духовной безопасности, систему нравственных оценок.

13. Научение ребенка христианскому прощению обид не исключает умение дать сдачи, постоять за ближних, ведь к трусу сложно применить понятие «прощение».

14. Милосердие воспитывается через жертву. Можно начать с малого — отдавать уже ненужные игрушки. Важно предоставить ребенку возможность оказаться в ситуации, когда кто-то ждет от них милости или нуждается в их милосердии, а не только зубрить «Блаженны милостивые…».

15. Как однажды заметил английский писатель Честертон, религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает ему рассказывать о Боге, но когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испечённый пирог. Душа должна учиться быть благодарной.

16. Не утаивайте от ребёнка сложные вопросы, особенно от подростка. Если Вы не поможете найти взвешенный ответ, то за вас это сделают отпавшие от Церкви или богоборцы в выгодном им ракурсе. Объясните, что Церковь — это аналог больницы, а одно из имён Бога — Врач. И с нашей стороны неразумно судить других за то, что они больны не теми же страстями, что и мы.

Духовное чтение

1. Следует ежедневно читать Евангелие. Обучение основам веры издревле было обязанностью отца. Желательно возвести это в ежевечернюю традицию. В наше время существует множество пособий для религиозного воспитания детей.

2. Полезно читать и жития святых, адаптированные для детей. Ребёнок не должен быть пассивным слушателем, после прочтения следует обсуждать прочитанное, задавать вопросы. Важно показать святых не как легендарных героев давно минувших времён, а как наших вечных наставников и помощников, к которым мы можем обращаться. Показать, что было главным в жизни всех этих великих людей.

3. Полезная традиция для детей и взрослых — ежедневно выписывать и заучивать тронувший сердце стих из прочитанной главы Евангелия.

Молитва

1. День всех членов семьи начинается и заканчивается молитвой. Для детей правило может состоять из нескольких кратких молитв, например т.н. «начало обычное» (с него начинаются молитвы утренние и на сон грядущим) в любом молитвослове.

2. Молитва перед едой и после неё — мощнейшее средство духовного воспитания.

3. Перед завтраком принято вкушать небольшой кусочек просфоры (её можно приобрести в храме и нарезать) и святой воды (всегда можно набрать в храме) с молитвой «На принятие просфоры и святой воды».

4. Когда ребёнок выходит из дома (а также перед сном), его нужно перекрестить с молитвой. Например, такой: «Господи, благослови» или «Огради́ (имя ребёнка), Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего»;
Если у вас строптивый подросток, то можно сделать это вслед ему, так, чтобы он не видел.

5. Не налагайте на ребёнка большого молитвенного правила. При научении молитвы особо важны внимание и искренность.

6. К молитвенному правилу имеет смысл добавлять молитвы в зависимости от обстоятельств: праздников, святого дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радостного или печального события.

7. При домашней молитве зажигайте свечу или лампаду, желательно, чтобы это было обязанностью ребёнка.

8. Не молитесь поздно, когда ребёнок мечтает только о сне и его внимание расслаблено.

9. Следует приучить чадо к кратким молитвам: «Благослови Господи», «Слава Тебе, Господи», «Господи помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Господи, благослови меня на учение» (искренне, не автоматически).

10. Помогите ребёнку сделать помянник. Все имена там должны вписываться только им самим по собственному зову сердца, ведь это его помянник.

11. В комнате ребёнка (как и в других комнатах и столовой) должны быть иконы. Главной и большей по размеру должна быть икона Спасителя или Пресвятой Троицы.

Церковные Таинства и службы

1. В воскресные дни христиане участвуют в Таинстве Святого Причащения. Дети до 7-ми лет могут приступать к Таинству без исповеди. Не следует директивно руководить подготовкой ребёнка к этому Таинству. Можно мягко посоветовать, напомнить, но не требовать. Доверьтесь священнику, он сам поможет ребёнку. При подготовке к исповеди ребёнок должен подумать о своих грехах и о каждом попросить у Бога прощения.

2. Перед Литургией дети должны хорошенько выспаться, тогда для них утренние сборы не будут в тягость.

3. Младенец идёт в храм потому, что так делают его родители. Затем можно объяснять «Тебя ждёт Господь, Он будет рад, если ты придёшь в Его дом». Задача не в том, чтобы дети беспрекословно шли в храм, но в том, чтобы они полюбили Церковь.

4. Для того чтобы полюбить службы, нужно их изучить. Используйте пособия для детей по изучению Божественной Литургии. Включайте молитвословия богослужений в молитвенное правило ребёнка: то, что поёт хор, но не молитвы священников или ектении.

5. Приучить к богослужебному кругу постов и праздников. Встреча праздников накапливает в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, что станет фундаментом будущей сознательной религиозной жизни. Три компонента праздника: праздничная одежда; вкусная еда; праздничное времяпровождение.

6. Перед началом учебного года во многих храмах служится молебен для учащихся.

7. Дети должны стоять близко к алтарю и наблюдать за действиями служителей, а не в притворе или рядом с родителями, глядя в спину впереди стоящего взрослого.

Аскетика

1. Объясните ребёнку механизм совершения греха (от помысла до действия). Если человек не отсечёт свои страсти в юности, то, с годами, сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее.

2. Приучать к тому, что душа — владычица тела, а не наоборот. Учить ребёнка превозмогать лень, усталость, обосновывать свои желания. Дети должны почувствовать ограничение как необходимость. Они должны знать, что родители ограничивают их от любви. Ребенок, который не может сознательно и совершенно свободно отказаться от удовольствия, — просто ребенок с неразвитой волей.

3. Следует определить круг обязанностей детей (уборка кровати, помойка, накрывать на стол, магазин).

4. Ребёнок должен понимать цели постов и их смысл. Для него пост должен стать путешествием, школой воспитания духа, а не временем уныния и зависти тем, кто может себе всё позволить. Продолжительность многодневных постов должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, продолжительный Петров пост (в те годы, когда он более 8-ми дней) можно свести до одной, последней седмицы.

Прочее

1. Воцерковляющимся семьям следует пригласить священника из ближайшего храма освятить квартиру. И жилище освятите, и с батюшкой потом сможете ближе познакомиться и пообщаться.

2. Привлекайте к воспитанию ребёнка крестных, в сложных случаях обращайтесь к духовнику семьи.

3. Для гармоничной духовной жизни важны доверительные отношения с детьми. Родители должны знать о том, какие духовные проблемы есть у их ребёнка — для того чтобы ему помочь.

4. В семье должна быть иерархия. Младшие должны осознавать уважение, подчинение и благодарность старшим как закон. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их.
Из В. Розанова: «Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, — нужно читать наоборот: родители именно должны уважать детей, — уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту натуру; а дети должны только любить родителей, — и уже непременно они будут любить их, раз почувствовав это уважение к себе».
Иерархичность будет усвоена детьми тогда, когда они видят её у родителей, когда мать не перечит отцу, когда родители не осуждают бабушек и дедушек, когда не ропщут на начальников.

И самое главное! Молитесь за ребёнка, молитесь всё оставшуюся часть земной жизни, молитесь, даже, если кажется, что изменить уже ничего невозможно. Для Бога возможно всё.

Кирилл Борисов

Источник

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.Слободчиков в и духовное развитие ребенка

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Источник

  1. +-Антропологическая перспектива отечественного образования[недоступно]

    Сегодня в нашем обществе происходит изменение статуса образования. Образование перестает рассматриваться как ведомственная отрасль, обслуживающая интересы других ведомств и социальных практик. Из ведомственной отрасли образование превращается в сферу общественной практики — в сферу развития личности, региона, страны в целом. Из способа просвещения отдельных индивидов образование преобразуется в механизм развития культуры, общества и человека. Развивающая функция образования становится определяющей: оно превращается в «генетическую матрицу» воспроизводства общества, вы­ступает пространством личностного развития каждого человека. Должно быть принципиально переосмыслено само понятие «образование»; оно должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления человеческого в человеке. Мировоззренческое значение антропологических идей в образовании состоит в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности как самоценности, ее приоритета перед государством, в рассмотрении образования как атрибута человеческого бытия, а не как функции общества.

    // «Антропологическая перспектива отечественного образования». Москва — Екатеринбург — 2009.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    https://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh./Antropologicheskaja_perspektiva_otechestvennogo_obrazovanija.pdf

  2. +-Антропологические горизонты психологии развития (в сборнике)[недоступно]

    Строго в рамках названия доклада я бы обозначил главный горизонт — это антропологический кризис современной европейской культуры — существенной составляющей которой является и наша — российская культура. Однако чтобы не погружаться в таинства мировой политики, я попытаюсь обрисовать этот общий кризис через три, важные для нас, проекции: кризис европейской модели человека, кризис гуманитарного — прежде всего — психолого-педагогического знания и кризис гуманитарных — прежде всего — образовательных практик

    // Известия ТРТУ № 7 Тематический выпуск ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    https://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7(51).pdf

  3. +

    Антропологический кризис в современной европейской культуре

    Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека — как живой реальности, и кризис рационального знания о нем — прежде всего в науке. Но вначале — несколько слов о духовной ситуации в мире вообще и в России — в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы — глобализация и постмодернизм. Технология глобализации и идеология постмодернизма — эти, можно сказать, две головные боли современного мира — в настоящее время очевидным образом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно — призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

    https://www.pravoslavie.ru/280.html
  4. +

    Антропологический кризис европейской модели человека

    Раскрыть смысл этого кризиса означает рассмотреть, хотя бы в первом приближении, целый ряд гуманитарных контекстов — культурологический, образовательный, научный — антропологический смысл которых имманентен по определению.

    https://circleplus.ru/archive/n/36/6
  5. +

    Антропологический принцип в психологии развития

    овременная отечественная психология переживает этапный момент
    своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в
    различные области человеческой деятельности — в политику,
    образование, бизнес, управление, рекламу и т. д.; стремительно
    оформляются различные виды практико-психологической помощи
    населению. Психология перестает быть только академической наукой,
    областью занятий сравнительно немногочисленного профессионального
    сообщества. Она все более обретает облик массовой деятельности,
    становится подлинно практико-ориентированной наукой, призванной
    решать конкретные человеческие проблемы в различных сферах жизни.
    Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентаций
    современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых
    теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются
    вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы — психологии
    развития человека. На актуальность ее специальной
    философско-психологической проработки указывается в целом ряде
    публикаций. В данной проблеме необходимо выделить два
    категориальных словосочетания — «психология человека» и
    «психология развития»; несомненно, что эти категории — предельные
    для теоретической психологии и исторических перспектив 4 ее
    становления. Однако, как парадоксально это ни звучит, до
    последнего времени сами эти словосочетания продолжают вызывать у
    психологов либо непонимание, либо недоумение.

    https://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/986/986003.htm
    https://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107593635&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  6. +

    Без духовной составляющей не понять человека. Интервью

    https://www.pravoslavie.ru/4560.html
  7. +

    Выступление на симпозиуме «Христианская психология и гуманитарные практики»

    Предварительно я хочу сделать разметку того пространства, где, на мой взгляд, возможно обсуждать статус, строй, предметность этих двух обозначенных тем «Христианская психология и гуманитарные практики». У меня к вам предложение: напрягите свое пространственное воображение и на своих листочках вы можете сделать такую разметку. Первая разметка этого пространства — это вертикаль, в верхней точке которой должна быть христианская антропология как предельное откровение о сущности и природе человека. В нижней точке этой вертикали, по логике, должна быть психология, так как у нас, я еще раз подчеркиваю, тематизм «Христианская психология». Мы должны найти ту точку, где уместно было бы обсуждать это содержание. Но какая психология? Сегодня — это моя точка зрения и моя позиция — мы имеем, как минимум, две психологии: классическую психологию психики и только что складывающуюся постепенно психологию человека. Это принципиально разные психологии. Психология психики — это учение о свойствах, качествах, структурах, процессах, психических состояниях и т.д. В этой психологии, так называемой «общей психологии», уже незаконна, например, тема «Психология личности». Это не входит в категориальный строй классической психологии. Это заемная тема, она пришла со стороны. По одной простой причине — категория личности это не психологическая категория. Для секулярного сознания это культурологическая категория, для религиозного сознания это религиозная категория. И уж она никак не может быть предметом классической психологии. И вот такое смешение целых пластов человеческой реальности мы имеем. Если вы откроете книгу под названием «Общая психология», там намешано всякое и разное. Но потому она и общая, что это такой гербарий до сих пор. Поэтому мы и не имеем теоретической психологии, мы до сих пор имеем общую лоскутную ботаническую психологию.

    https://www.xpa-spb.ru/libr/Slobodchikov/vystuplenie.html
  8. +-Духовное развитие ребенка[недоступно]

    ема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы
    обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные
    акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших
    представлениях по данной теме. Это первый момент. Второй момент — так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать,
    прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на
    воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом
    плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих
    проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно
    развести сферы ответственности, сферы действия. То, что
    позволено, и то, что может сказать и сделать психолог — это одно,
    а то, что может сказать и сделать педагог — это другое. Ясно,
    конечно, что современный психо-лог образования должен быть
    педагогически грамотен, но и наоборот — современный педагог
    должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при
    этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном
    смысловом пространстве, а значит — могут стать подлинными
    со-работниками.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    https://pda.coolreferat.com/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37867.php?ELEMENT_ID=37867&SHOWALL_2=0

  9. +

    Индивидуальность как способ духовного бытия человека

    C психологической точки зрения индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный
    ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую
    особенность индивидуальности. Любая индивидуальность выступает,
    прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к
    единичности. Единичность указывает лишь на факт существования
    индивидуальности, на ее наличность, но качественная
    определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому
    определение индивидуальности через единичность является
    формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным
    содержанием…

    https://www.roman.by/r-3564.html
    https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38074.php
  10. +-На пути к христианской психологии[недоступно]

    Как правило, принципиально прорывные теоретические работы не только осуществляются, но и оказываются востребованными в переломные моменты истории — либо в ситуации парадигмального сдвига в самой науке, либо цивилизационного сдвига в рамках определенной культуры, либо — шире — онтологического сдвига в структуре самой цивилизации. Исторические прецеденты этого слишком хорошо известны, чтобы их повторять. Сегодня мы являемся реальными свидетелями и даже — участниками именно таких кардинальных социокультурных, политических и мировоззренческих сдвигов, которые в европейской гуманитарной мысли получили название — постмодернизм. Надо сказать, что почти вся вторая половина ХХ столетия вообще была связана с проблематизацией позитивистского идеала научности, с преодолением ключевой формулы рационализма Нового Времени — субъект-объектной парадигмы, с расшатыванием жестких естественнонаучных установок в гуманитарном познании. В частности — с переосмыслением и преобразованием гносеологического субъекта в субъекта практической жизнедеятельности; в отечественной психологии такое переосмысление блестяще осуществлено, например, в научной школе С.Л. Рубинштейна, наиболее фундаментально — в его работе «Человек и мир».

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46747.php

  11. +

    О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии

    Для обсуждения соотношения категорий «субъект» и «личность» в
    контексте психологической антропологии необходимо вначале выйти
    на сами эти категории — «субъект» и «личность», легкость
    произнесения которых не означает легкости их содержательного
    определения. Сложность нашей темы заключается в том, что ее
    невозможно обсуждать в пределах традиционной классической
    психологии, так как в ней все о психике человека, но не о самом
    человеке Психология человека, в отличие от психологии психики (ее
    свойств, процессов, структур), еще только начинает складываться.
    Ее основные категории очень часто имеют не понятийный, а
    поэтико-метафорический статус. Психология человека как особая,
    антропная наука (в рамках наук о человеке) — не есть теория о
    происхождении его от обезьяны (и в этом смысле — это не
    биологическая, а именно — гуманитарная дисциплина). Она должна
    разрабатывать свое собственное представление о сущности человека,
    о сугубой специфике человеческого способа жизни и его
    принципиального отличия от всякого другого ( до -человеческого и
    сверх- человеческого). В свое время В.В. Давыдов серьезно шутил:
    «Может, кто-то и произошел от обезьяны, но я-то — точно от
    человека: я родителей своих помню!» И главная трудность для
    нашего «просвещенного разума» — именно здесь: она заключается в
    том, что психология человека должна быть не о том, что есть — как
    любая наука о природе, а о том — как должно (или — может) быть.
    Иными словами, исходным основанием для психологии человека
    является учение не об истинности и объективности того, что есть,
    а — о ценности и смысле самого бытия человека. Отсюда и первый
    вывод: гуманитарные (человекоориентированные) науки должны
    строиться в первую очередь на аксеологических (ценностных)
    основаниях.

    https://rl-online.ru/articles/2-05/326.html
  12. +-Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности[недоступно]

    Данная книга — первая в учебном комплексе — «Основы психологической антропологии» (вторая — «Психология развития человека»; третья — «Психология образования человека»). В первой книге изложены предмет, история и методы психологии человека, описаны формы и способы его бытия в мире, представлены основные образы субъективной реальности — индивидный, субъектный, личностный, индивидуальный и универсальный. Заключают книгу словарь основных понятий и учебная программа курса. Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, но также — колледжей, лицеев и всем специалистам гумани- тарных профилей.

    // М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. ISBN 5-88527-081-3

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    https://co167.ru/upload/userfiles/20/slobodchikov-isaev-osnovy-psihologicheskoi-antropologi-m-1995.pdf

  13. +

    Парадигмы развития современной психологии и образования

    Мое выступление, мой установочный доклад, скорее увеличит число
    вопросов, нежели снимет их. Оно носит некоторый
    санитарно-гигиенический характер, т.е. разгребания мусора и
    расчищения площадки для мысли. Как ни странно это звучит, но
    только в 1984 году (или еще в 1984 году) Даниил Борисович
    Эльконин делал перед психологами блестящий доклад, как раз перед
    своим уходом из жизни, о смысле и сущности принципа историзма и о
    принципе развития. С одной стороны, категория развития существует
    довольно давно. Но в европейском сознании она появилась недавно,
    благодаря Гете, который фактически ввел категорию развития в
    философию, а затем это было распространено и на науки. И хотя
    психологи клялись и божились этой категорией развития, но она и
    до сих пор продолжает оставаться либо общей декларацией, либо
    магической формулой. Вот тут и начинается главный вопрос: в чем
    пафос в отстаивании психологами этого принципа, этой категории?
    Если внимательно посмотреть, то вроде бы классическая психология
    включает исторический принцип и принцип развития в систему
    организации своих знаний. Например, при решении вопроса о
    происхождении психики, А.Н.Леонтьев в работе «Проблемы развития
    психики», за которую он получил Ленинскую премию, как раз
    тяготеет и к истории и к развитию. Чаще всего всякое изменение в
    наших психологических представлениях созвучно с развитием, хотя
    философы возражают против отождествления изменения и развития,
    утверждая что развитие — это другая категория, нежели изменение.
    В результате, использование понятия развития в психологическом
    знании явно проблематично. Внутренняя неудовлетворенность,
    которая была у Даниила Борисовича Эльконина и у других
    психологов, сохраняется и до настоящего времени. По моему, это
    связано с тем, что в качестве предмета классической психологии,
    как правило, рассматривается психическое. Можно даже жестко
    сказать, это психология психики. Что же такое психическое, и что
    такое психика?

    https://charko.narod.ru/tekst/alm3/slob.html
  14. +-Толерантность к нетерпимости (к дискуссии «Психология — с религией или без нее»)[недоступно]

    В советские времена гуманитарные науки либо обслуживали господствующую идеологию и считали ее основанием своей «научности», либо строились на методологических принципах и категориях естественных наук. Настало время освободиться от оккупации научного сознания «всесильным и единственно верным учением — материализмом» на основе заинтересованного и ответственного погружения в содержание размышлений авторитетных отечественных исследователей и мыслителей. По изъяснению святого ап. Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11.1). Универсум психологического знания должен включить в себя и строго научные, и вненаучные, и даже паранаучные знания.

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, No 4. С. 13-17

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    https://psy-journal.hse.ru/2007-4-4/26906813.html

  15. +-Христианская антропология и современная психология[недоступно]

    В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 г. в гуманитарном корпусе
    МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась ежегодная Богословская
    конференция Свято-Тихоновского богословского института — «дочерней» структуры прославленного университета. В рамках этой
    конференции была объявлена секция «Христианская антропология и
    современная психология». Религиозная и научная парадигмы
    исследования человека встретились, чтобы обрести область
    совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике,
    грехе и нравственности,