Слепой ребенок развитие адаптивных возможностей и пути социализации

Слепой ребенок развитие адаптивных возможностей и пути социализации thumbnail

Во время учебы, на одном из семинаров по сенсорным нарушениям, в группе был проведен такой эксперимент: десяти слушателям завязали глаза и отправили самостоятельно выйти из кабинета, пройтись вкруговую по знакомому коридору и вернуться обратно в аудиторию, ориентир – стена (за нее можно держаться руками). Идти было страшно, ничего не видно, годами хоженый коридор вдруг удлинился, и вообще стерлись какие-либо границы пространства, а вместе с ним и времени. Я ощущала себя полностью оторванной от мира и очень беспомощной. А ведь такими и являются слепые и слабовидящие дети. Что им делать в пугающем социуме, как помочь?

Слепые и слабовидящие

Зрение является одной из самых важных сенсорных систем человека, доставляющей 85-90% всей информации об окружающем мире. Зрительный образ формирует не только восприятие, но и мышление в целом. Понятие слепой сегодня рассматривается с точки зрения ведущей системы анализаторов. Слепые включают в себя две категории детей: со светоощущением и визусом «0» и имеющими остроту остаточного зрения с визусом до «0,04» включительно на лучше видящем глазу.

Последние исследования ученых во всем мире доказывают, что критерий разделения детей с нарушенным зрением требует включения в него психологических особенностей ребенка, которые формируют процесс формирования зрительных образов. Поэтому сегодня разделение следущее: blind – слепой, и low vision – лица с ослабленным зрением, которые используют остаточное зрение в процессе обучения и жизнедеятельности. В тифлопсихологии эти два разнонаправленных процесса имеют более глубокую дифференциацию:

  • Слепой ребенок развитие адаптивных возможностей и пути социализациитотально слепой;

  • слепой со светоощущением;

  • слепой с остаточным зрением;

  • глубоко слабовидящий;

  • слабовидящий.

Последние исследования в российских специальных школах показывают, что сейчас существенно возросло количество детей с остаточным зрением (до 90%), тотальную слепоту имеют лишь 3-4% детей, слепые со светоощущением составляют 7%, слабовидящие с визусом выше «0,06» – 10%. Также увеличивается число комплексных зрительных болезней у современных детей. У большинства школьников имеются сразу два-три различных заболевания глаза. Нарушение одного лишь зрения имеют 22% детей, чаще всего глазные патологии сопровождаются сопутствующими заболеваниями центральной нервной системы: задержка психического развития, ДЦП, олигофрения в форме дебильности, нарушение речи, гидроцефалия, энцефалопатия и др.

Причины слепоты и слабовидения

Формирование глаза плода начинается в ранние периоды беременности в то же время, когда формируется центральная нервная система. Поэтому причины слепоты тесно связаны с нарушениями деятельности мозга в первые недели беременности. Нарушение мозговой деятельности может происходить как по внешним, так и по внутренним причинам. Это вирусные заболевания, которые перенесла мать: краснуха, токсоплазмоз, физические и химические воздействия на организм матери, а также экологические факторы. 88% слепых и 92% слабовидящих детей имеют врожденные патологии зрения. 30% из них имеют в анамнезе наследственный характер: патология сосудистой оболочки – аниридия, заболевания роговой оболочки – дистрофии роговицы, наследственная колобома сосудистой оболочки, катаракта, дегенерация Штаргардта, патология сетчатки глаза, врожденная атрофия.

В последние годы ученые доказали, что патология зрения у младенца также связывается с недоношенностью. Поскольку при сформированной к трем месяцам нервной системе у недоношенного ребенка (до 28 недель беременности) еще не закончен процесс созревания проводящих путей и образования нервных волокон. Процесс передачи нервных импульсов нарушается, что приводит к недоразвитию функций некоторых органов. Клетки герминативного матрикса (появляются на 28-30 неделе), способствующие развитию нервных волокон сетчатки глаза, у недоношенного ребенка еще не выделились, поэтому происходит грубое нарушение зрения.

В практике выделяются две группы детей с патологией зрения: слепорожденные и ослепшие. Малыши с врожденной тотальной слепотой и ослепшие до трех лет вследствие различных этиологических и экологических причин, не имеют никаких зрительных представлений. У ослепших до 3 лет детей, зрительные образы в памяти не сохраняются, что существенным образом тормозит развитие психики.

Симптомы слепоты у младенца

У ребенка с врожденной слепотой до 2-3 месяцев наблюдаются те же жизненно важные реакции, что и у зрячего младенца, на процессы кормления, переворачивания, речь близких людей, запах молока, фиксации тела в позе кормления. В ответ на все эти раздражители и у слепого, и у зрячего ребенка возникают сосательные движения, поэтому определить наличие слепоты в этом возрасте сложно.

Слепой ребенок развитие адаптивных возможностей и пути социализации

Некоторые признаки слепоты можно заметить лишь в 2-3 месяца. В то время как у нормально видящего ребенка возникают зрительная фиксация взора на предмете, слежение глазами за предметом или лицом матери, у слепого ребенка эти реакции отсутствуют. У слепого в большей степени развиваются такие сенсорные функции как слуховая дифференциация речевых и неречевых звуков. Звук является своеобразным проводником между предметом и его действием, поэтому для слепого важно также осязательное восприятие предметов. К четырем-пяти месяцам формируется двигательная сфера, развиваются манипуляции с предметами: захват игрушки, удержание в руке, отпускание. У ребенка с нарушением зрения этот процесс тормозится из-за отсутствия зрительных образов, начинает отставать в развитии координация движений рук, мелкая моторика пальцев. Поэтому очень важно давать такому ребенку игрушки в руки, чтобы на ощупь он составил сенсорное представление о ней.

Формирование тонкого слухового восприятия способствует развитию речевой деятельности. Но у слепого ребенка отмечается отсутствие голосовой активности. Голос слабый, тихий, немодулированный, гуление отсутствует или в гулении наблюдаются аутоэхолалии. Ребенок нечетко произносит гласные звуки: [о],[и],[ы], часто вздрагивает, лепет или отсутствует, или развивается диспропорционально, наблюдается слабость кусания и жевания, но понимание обращенной речи хорошее, следовательно экспрессивная речь соответствует норме.

У ребенка с нарушенным зрением формируется особая психологическая система, непохожая ни на одну патологическую систему. Психические процессы находятся на разных стадиях формирования и развития за счет компенсаторных возможностей организма. Межфункциональные связи тоже развиваются особым образом. Ведущей сенсорной системой становится слуховая, на втором месте – тактильно-двигательная. Происходят отклонения во всех видах познавательной деятельности, даже в тех, где, казалось бы, зрение не требуется, так как снижается количество и качество полученной информации. Ограничивается возможность формирования воображения, памяти, ориентировки в пространстве, функций планирования деятельности, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Изменения наблюдаются и в физическом развитии, походка становится специфической, страдает точность и интенсивность движений. Дети с патологией зрения отличаются способом ознакомления и контроля за окружающим миром, в основном это осязание и слуховая дифференцировка. У большинства таких детей возникают вторичные отклонения в психическом развитии, связанные с взаимодействием и речевым общением с другими людьми. Слова недостаточно наполнены живыми образами, а понятия – конкретным содержанием.

Читайте также:

Видят ли сны соепые люди?

Этот цветной мир: как устроено зрение

Как помочь слепому ребенку?

Понятно, что в ситуации тотальной слепоты или слабовидения крайне необходима помощь тифлопедагога, но на ранних этапах развития важную роль играют родители. Слепой ребенок воспринимает мир через другие сенсорные каналы, поэтому очень важно с младенчества окружить его теплотой, лаской и вниманием. Процессы психического развития происходят в том виде деятельности, который является ведущим для ребенка в том или ином возрасте. Ведущим видом деятельности в младенчестве является общение со взрослым, который создает благоприятное поле для развития сенсорных представлений. В данном случае в возрасте до 6 месяцев необходимо создавать условия для развития тактильно-двигательной и эмоционально-слуховой сферы. Важно расширять круг раздражителей, сигнализирующих о том или ином действии: подготовке ко сну, купанию, кормлению, сборам на прогулку.

Слепой ребенок развитие адаптивных возможностей и пути социализации

Эмоциональное воспитание необходимо для любого ребенка, на его основе будут формироваться и другие составляющие умственного развития малыша. Слепому младенцу требуется в три раза больше проявления эмоций, поэтому нужно не только прикасаться губами к его телу, брать на руки, но постоянно носить по дому в специальной сумке-кенгуру. Таким образом, ребенок имеет возможность ощущать движения тела матери, фиксировать повороты, наклоны и составить минимальное представление об ориентировке в пространстве. Нельзя изолировать слепого ребенка от общества, опыт показывает, что тогда происходит формирование особого типа людей.

Этапы коррекционной работы

В полтора-два года ребенок с нарушением зрения начинает использовать речь в качестве способа общения со взрослым, поэтом очень важно проговаривать каждое действие и явление окружающего мира, а также давать ребенку потрогать предмет, чтобы понять его свойства. Предметная деятельность становится ведущей у слепого и слабовидящего ребенка. Поэтому формирование пространственных представлений и обучению грамоте у детей с нарушением зрения проходит в несколько этапов:

1-й этап. Формирование представлений о собственном теле, ориентировка в частях тела: сверху-снизу, справа-слева, спереди-сзади. 

2-йэтап. Подготовка кончиков пальцев к точному восприятию предметов и их контуров. Для этого длительное время ребенку активно массируют и разминают кончики пальцев.

3-й этап. Формирование представлений об объемных свойствах предмета. Ребенок лепит названные предметы из пластилина, теста, глины рука в руку со взрослым, который проговаривает каждое действие, называет предметы, их части, качества, месторасположение по отношению к ребенку.

4-й этап. Распознавание барельефов. Это уже самостоятельная работа, ребенок учится по выпуклому изображению на листе узнавать те предметы, которые ранее лепил, закрепляя и расширяя лексику.

5-й этап. Распознавание рельефно-графических рисунков. На всех этапах предметы приводятся в одних и тех же образах. Параллельно вводится рельефно-графическое рисование по резине, рука в руку со взрослым. Нарисовали, выдавилось в резине, провели пальчиками рук ребенка и изучили рисунок с проговариванием. Восприятие идет через ощущения движений руки, складывающиеся в образ.

6-й этап. Совершенствование представлений о схематичном изображении предметов на плоском графическом рисунке, параллельно ведется обучение грамоте по методу Брайля.

7-й этап. Развитие ориентировки в микропространстве «от себя», выделяются различные ориентиры: звуковые, световые, тактильные, цветовые, двигательные ощущения.

8-й этап. Формирование навыков создавать простейшие модели пространственных отношений между предметами и их заместителями, игрушками, конструирование, моделирование.

9-й этап. Обучение ориентировке в пространстве по плану, умению соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.

10-й этап. Работа заканчивается развитием умения самостоятельно составлять схемы окружающего пространства, а также совершенствованием и активным использованием письменной речи по шрифту Брайля.

Для усвоения навыка ориентировки в пространстве слабовидящих учат играть в различные игры, одна из которых теннис. Так через движение и шум летящего мяча они научаются воспринимать окружающую обстановку. Физическое развитие составляет основу обучения слепых и слабовидящих, поэтому обязательно проводить ЛФК, включающий в себя задания на развитиемышц рук, плеч, шеи, ног, туловища. Эти упражнения помогают испытывать разнообразные мышечные нагрузки через подражание взрослому, задерживать внимание на своих ощущениях, учат различать и сравнивать их.

Для развития выразительности движений используется театрализация. Поскольку у слепых достаточно хорошо развита речь, они легко понимают друг друга. Игра-драматизация дает возможность установить связь между эталонами неречевых средств общения и своим собственным поведением. Театрализация позволяет детям с нарушением зрения отойти от своих привычных стереотипных движений, мимики, жестов и воспринимать мир через художественный образ. Также развивается игровая деятельность и уже к младшему школьному возрасту у слепого и слабовидящего ребенка накапливаются система полисенсорных представлений о мире. Однако это процесс двусторонний, и без помощи взрослого никак не обойтись. Большое значение имеет организация деятельности по строгому, определенному плану. Активная роль взрослого в развитии ребенка с нарушением зрения позволяет ему стать полноценным членом общества, ведь слепой – не значит, что он чего-то не может, это значит, что он просто другой.

Источник

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

01.06.2005 09:55:09, Редакция

19 комментариев

Могли ли мы оформить слепоаа малыша в спецсад в москва в 2006?
15.12.2019 08:32:53, Гусева ваилина

На сайте «Слепой художник» www.pavlova.com.ru рассказывается о приемах рисования для незрячих, придуманных известным русским художником Нашивочниковым Юрием Алексеевичем. Все эти приемы очень просты и доступны даже слепорожденным детям. Все они основываются на хорошо ощутимом рельефе. Это рисунок шариковыми ручками и восковыми мелками по бумаге или ватману, рисунок карандашами по бумаге или ватману, рисунок пластилином по картону, тиснение по фольге и латуни, белый рельеф по потолочной плитке, рисунок карандашом по ткани, процарапывание иголочкой черного глянцевого картона и мозаика бисером по пластилину (в целях экономии для детей бисер можно заменить крупой). А 31 мая в Санкт-Петербурге откроется небольшая выставка незрячих художников. 8 линия Васильевского острова 11-12 дом отель Сокос. Открытие в 19 часов. Выставка продлится все лето.
26.05.2018 10:51:21, Лариса Павлова

дорогие друзья! я рада приветствовать вас в нашем виртуальном клубе общения «аленький цветочек». Наш клуб объединяет тех, кто воспитывает деток с проблемами зрения. Искренне надеюсь, что наше общение будет интересно и полезно вам! Здесь мы будем обсуждать с вами любые вопросы, касающиеся незрячих и слабовидящих детей, проблемы адаптации и интеграции в общество, обучение и воспитание, бытовые вопросы и все то, что вам только захочется обсудить. Не стесняйтесь, пишите, спрашивайте. Возможно, с вашей проблемой уже сталкивались другие и они смогут дать вам дельный совет, в свою очередь обещаю вам, что всегда буду рядом с вами, помогу, объясню, если не смогу сама — привлеку нужных специалистов. Главное, чтобы здесь мы нашли поддержку и понимание, чтобы каждому из вас было тепло и уютно и вы, наконец, поняли, что не одиноки. С огромным уважением к вам Альбина Саматова тифлопедагог

Подписаться на этот лист можно через веб:

[ссылка-1]

или по почте

mailto:home.children.blindchildren-subscribe@subscribe.ru

21.04.2011 00:41:29, Рома

https://fond.org.ru/b­ooks_catalog.htm — сайт книги для слепых и слабовидящих детей
12.04.2009 23:33:34, МарияН

Мой сын не видит, но он достаточно активный. У меня много знакомых, у которых незрячие дети. Но они не смотря на то, что написано в статье очень подвижные. Наши дети по несколько часов кружатся, прыгают. Их вестибулярный аппарат очень развит. Я попыталась выполнить хоть что-то из того, что детки делают, но ничего не получилось. И на шпагат я сесть не могу. Но я закончила спортивную школу. Так что незрячие дети имеют очень развитый вестибулярный аппарат.
25.10.2008 15:07:03, Аня

Подскажите пожалуйста, где можно научить слепого ребенка видеть мозгом?
16.08.2008 13:43:22, Галина

Посмотрите вот это видео — слепые дети учатся видеть мозгом: https://www.tnt-tv.ru/programs/DocFilms/video/16/video01.flv
12.07.2008 01:36:03, Татьяна

Подскажите пожалуйста, где купить книги для обучения слепого ребенка, просила жена моего брата, в деревне, где у них дача, появился слепой ребенок (говорит она родилась зрячей, ослепла тока недавно ей лет 6 -7)и у нее попросили найти, где продаются книги для обучения, если кто знает откликнитесь пожалуйста. Если где-то есть издательство и там можно купить книги подешевле будет неплохо, заранее спасибо
08.07.2008 19:56:18, Елена

Здравствуйте!
Много полезной информации по воспитанию детей, а также как адаптировать и реабилитировать человека с нарушением зрения Вы можете почитать на сайте «Колесо познаний» https://koleso.mostinfo.ru
На форуме Вы можете обсудить вопросы ориентирования и мобильности: как правильно научить Вашего ребёнка самостоятельно передвигаться в пространстве, какую трость и как подобрать и многое другое.
С уважением, инструктор по ориентированию и мобильности — Алексей Любимов.
03.01.2008 13:21:57, Алексей

Добрый день! Возможно ,мой вопрос покажется странным и глупым , но я думаю , что с такой проблемой сталкивается , каждая мама у которой ребенок не видит.Я боюсь выходить на улицу с ребенком. Нет!Я считаю , что мой ребенок , НЕ хуже других , не поймите так!! !Но как правильно реагировать на множество вопросов просто интересующихя ,которые стараются знать как можно больше и как можно больше дать советов ?! Очень больно все это слышать , да и , честно говоря ,совсем не хочется ! Вот и получается , что мы сами себя закрыли от внешного мира , от наших друзей ! Да! я знаю , что мы не правы! Помогите , как выйти из этой ситуации. С благодарностью АННА
03.10.2006 13:20:16, АНУСЯ

Добрый день! Возможно ,мой вопрос покажется странным и глупым , но я думаю , что с такой проблемой сталкивается , каждая мама у которой ребенок не видит.Я боюсь выходить на улицу с ребенком. Нет!Я считаю , что мой ребенок , хуже других , не поймите так!! !Но как правильно реагировать на множество вопросов просто интересующихя ,которые стараются знать как можно больше и как можно больше дать советов ?! Очень больно все это слышать , да и , честно говоря ,совсем не хочется ! Вот и получается , что мы сами себя закрыли от внешного мира , от наших друзей ! Да! я знаю , что мы не правы! Помогите , как выйти из этой ситуации. С благодарностью АННА
03.10.2006 13:16:29, АНУСЯ

[пусто]
03.10.2006 01:59:11, АНУСЯ

[пусто]
02.10.2006 01:16:15, АНУСЯ

у меня большая проблема ,-мой ребенок не видет!Буду рада любой полезной информации по развитию и обучению ребенка!!!!
11.09.2006 13:11:52, анна

Аня, добрый день!
Мой девятилетний сын тоже не видит.
Заходите на нашу страничку https://sona-mar.narod.ru/ и на форум, где общаются мамы незрячих детишек, и совсем маленьких, и тех, кто постарше и многое уже прошел: https://www.eva.ru/main/forum/frame/folder?idTopic=651810&m=163
Фотографии из нашей жизни можно посмотреть здесь: https://www.eva.ru/passport/55650.htm и здесь: https://www.eva.ru/passport/100694.htm
12.09.2006 15:24:37, Сона

ДОбрый вечер, уважаемая Соня ! Я хочу сказать Вам огромное Спасибо за Ваш сайт, он просто необходим!МОй малыш родился в сроке 24недели,с весом 780 грамм, сейчас ему годик. За этот год он перенес 6 операций на глазах и после последней проверки,нам сказали , что помочь нам больше не могут!Конечно ,это был шок!!Хотя, я по специальности воспитатель,я оказалась просто не готова к решению многих проблем!Ваш сайт это лучик света , для родителей , у которых такая беда !Буду рада переписываться и по возможности делиться опытом по обучению и развитию малыша! С ув. АННА
27.09.2006 01:59:05, АНУСЯ

Свяжитесь с Еленой Насибуловой через сайт по ссылке,а здесь попробуйте связаться с Соной.
12.09.2006 03:32:13, Л.Н.

Мой муж вслепую писал сочинение. Написал на 3 — прошёл. Красного диплома не вышло, но окончил без троек. В тот поток поступало 4 человека с первой группой инвалидности, но остальные отсеялись. Проблем было море, например, в библиотеке были электронные версии методичек, но за всё время обучения администрация так и не смогла решить, законно или не законно выдать их будущему юристу, вдруг он их как-то не так использует 🙂 Сейчас муж практикующий юрист, состоявшийся в профессии на 200%, в отличие от большинства выпускников их заочного курса. Первое дело (проигрываемов в большинстве случаев) выиграл через неделю после последнего экзамена, взял за него смешную сумму в 500 руб., но сделал имя. А вообще инвалидам гораздо сложнее, во многом из-за организационных моментов типа не могут прочитать объявление о переносе лекции в другую аудиторию, тяжело перейти дорогу из-за едущих на все цвета светофора водителей. Хорошо хоть учебная часть не выпендривалась, все перечни экзаменов просто давала в виде файлов на наши дискеты (если было). Но реально учиться можно было только с чужой помощью. То есть с родной помощью жены. Тогда программы были только под ДОС, и приходилось всё скачивать, с кодировками долбаться, иногда тупо распечатывать и вслух читать. А сейчас мне лафа — я уж и не знаю, какие дела-бумажки пишет муж, всё в Ворде без моей тупой секретарской рабочей силы. Харашо! Недавно господин юрист подцепил грипп, был запихан в кровать, а я под диктовку договор какой-то писала. Поняла, что отвыкла, обленилась, избаловалась………..
01.06.2005 22:06:40, мимо проходила

Что мы пережили когда невропатолог нам заявила — ваш сын не видит! Все оказалось совсем не так, мы прекрасно видим, но ужас и паника от подобного мне известны. Так что статья полезна.
01.06.2005 12:30:45, Инара

Источник