Скрининг развития ребенка раннего возраста

Скрининг развития ребенка раннего возраста thumbnail

16 ноября 2009 г., понедельник

Исследования сотрудников Центра психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга, где проводится диагностика и коррекция отклонений в развитии детей от 0 до 3 лет, показывают, что 83% детей этого возраста относятся к группе риска или имеют выраженные отклонения. Среди них дети с проблемами речевого развития составили 28%, с проблемами общего психического развития – 22,3%, с проблемами поведения – 11,2%, с отставанием только в сфере моторного развития – 8% (Серебрякова Н.В.).

            Для того чтобы определить, не имеет ли ребёнок отклонений в развитии, не относится ли он к группе риска, необходимо знать критерии раннего развития в норме. Что же умеет здоровый малыш в возрасте от 1,5 до 3 лет?

Развитие движений

От 1,5 до 2 лет:

—                      ходит без посторонней помощи;

—                      наклоняется к полу и возвращается в исходное положение;

—                      бежит, опустив глаза к полу;

—                      садится спиной или забирается боком на маленький стульчик;

—                      поднимается по лестнице, держась одной рукой за перила, а   

          другой за вашу руку;

—                      начинает прыгать с поддержкой.

От 2 до 3 лет:

—          во время ходьбы перешагивает через препятствия;

—          ходит задом наперёд;

—          не теряя равновесия, садится на корточки;

—          бежит напряжённо, наступая на всю ступню;

—          проходит несколько шагов по брусу;

—          стоит на цыпочках;

—          стоит на одной ноге в течение 3 секунд;

—          сам поднимается по лестнице, а затем спускается с горки;

—          бьёт по мячу ногой с размаху;

—          прыгает на месте, без помощи, расставив ноги.

Если малыш не может выполнить большинство из этих движений, значит, у него нарушена моторика. Серьёзно страдает моторика у детей с нарушенным зрением. Очень часто отклонения в развитии моторики бывают при грубых нарушениях интеллекта и тяжёлом недоразвитии речи. Наиболее тяжёлые двигательные расстройства наблюдаются при ДЦП.

Навыки тонкой моторики.

Сенсорика

Навыки тонкой моторики определяются скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Их диапазон простирается от первого схватывания малышом маминого пальца до сложных умений, таких как рисование и вырезание ножницами.

От 1,5 до 2 лет:

—               строит башню из 6 кубиков;

—               рисует вертикальные линии, имитируя действия взрослого;

—               переворачивает по одной странице книги;

—               правильно вкладывает круглую, квадратную, треугольную 

       пластины в соответствующие отверстия;

—               складывает бумагу, имитируя действия взрослого.

От 2 до 3 лет:

—               подбирает к образцу фигуру определённой формы (из 3  

       вариантов);

—               подбирает к образцу предмет определённого цвета;

—               рисует кругообразные линии, имитируя действия взрослого;

—               рисует горизонтальные линии, держит мелок пальцами;

—               копирует изображение круга;

—               нанизывает на нить 4 крупные бусины;

—               режет ножницами;

—               строит башню из 8 кубиков;

—               рассматривает книжки самостоятельно.

Особенно грубые отклонения сенсорного развития наблюдаются у детей с нарушением слуха, зрения, при ДЦП. При умственной отсталости снижена ориентировочная активность, дети не проявляют интереса к окружающим предметам. Движения рук вялы или, наоборот, излишне напряжены и хаотичны. Даже при минимальных нарушениях может значительно страдать сенсомоторное развитие. При задержке психического развития отмечается незрелость психических функций, что так же влияет на сенсомоторное развитие.

Восприятие речи

От 1,5 до 2 лет:

—                     показывает от 4 до 7 частей тела, которые ему называют;

—                     из 4 предметов выбирает тот, который ему называют;

—                     из 4 картинок выбирает ту, которую ему называют;

—                     выслушивает короткий рассказ до конца.

От 2 до 3 лет:

—                      демонстрирует 10 действий в ответ на просьбы, содержащие эти слова;

—                      указывает на 10 частей тела, которые ему называют в ответ на

          вопрос где?;

—                      из 5 представленных животных указывает трёх, о которых его

          спрашивают;

—                      из 5 представленных предметов мебели указывает три, о которых

          его спрашивают;

—                      выполняет просьбу: «Дай мне…и…!», выбирая 2 предмета из тех,

          что находятся в комнате;

—                      из двух предметов – большого и маленького – выбирает

          требуемый;

—                      по просьбе говорящего кладёт предмет на и под перевёрнутую

          чашку;

—                      распознаёт множественное число существительных;

—                      различает притяжательные местоимения;

—                      в течение 10 минут внимательно слушает рассказ, находясь с

          рассказчиком наедине.

Если ребёнок не воспринимает адекватно речь окружающих, это может свидетельствовать о нарушении слуха или о задержке и нарушении интеллектуального развития.

Развитие активной речи

От 1,5 до 2 лет:

—                     словарный запас от 10 слов в начале периода до 100 слов в конце;

—                     неадекватно использует местоимения я, ты, мне;

—                     строит предложения из 2-3 слов.

От 2 до 3 лет:

—      словарный запас от 100 до 500 слов;

—      фраза из 3-4 слов без соответствующего грамматического 

        оформления;

—      после 2,5 лет ребёнок начинает самостоятельно усваивать                               

        нормативное употребление грамматических конструкций;

—      адекватно использует местоимения я, ты, мне.

Отсутствие речевых навыков в определённые возрастные периоды, может свидетельствовать о нарушении слуха, о задержке психического развития, об умственной отсталости, о задержке речевого развития, о тяжёлой речевой патологии.

Самообслуживание и социальные навыки

От 1,5 до 2 лет:

— ест ложкой, ничего не теряя;

— пьет из чашки, ничего не проливая;

— контролирует свой стул;

— в течение дня регулярно остаётся сухим;

— вступает в контакт с ровесниками, используя жесты;

— отстаивает свою собственность.

От 2 до 3 лет:

—                     играя возле детей, время от времени вступает с ними в контакт;

—                     помогает в простой работе по дому;

—                     в 50% случаев отвечает действием на просьбы взрослых;

—                     соблюдает очерёдность под руководством взрослого;

—                     после напоминания говорит слово «пожалуйста»;

—                     пьёт через соломинку;

—                     пользуется вилкой, чтобы наколоть кусочек пищи;

—                     надевает носки;

—                     обувает ботинки;

—                     надевает штанишки;

—                     снимает футболку;

—                     расстёгивает застёжку «молния»;

—                     просится в туалет, выражая своё желание словами или жестами;

—                     под руководством взрослого ходит в туалет;

—                     с помощью взрослого моет и вытирает руки;

—                     с помощью взрослого чистит зубы зубной щёткой.

Если ребёнок стойко не овладевает навыками самообслуживания – у него может быть нарушение слуха, нарушение зрения, нарушение интеллектуального развития, нарушение моторного развития, нарушение соматического характера, неправильное воспитание.

         Если малыш не овладел к определённому возрасту необходимыми умениями и навыками, не нужно ждать и надеяться, что эти умения и навыки придут сами собой, как только ребёнок подрастёт. К ребёнку старшего возраста и требования будут предъявляться другие. Необходимо помочь малышу сейчас. Как это сделать? Во-первых, нужно установить причину отставания. Лучше всего обратиться к специалистам: педиатру, детскому неврологу, опытному дефектологу, логопеду или психологу. И только определив причину, можно приступать к коррекции недостатков развития.

Учитель – логопед ЦРР – д/с № 50

Лаврентьева В.А.

Источник

Дифференцированная диагностика развития. Скрининговые методики позволяют выявить те категории детей, которые нуждаются в более точной, дифференцированной диагностике, которая организуется с целью комплексной междисциплинарной оценки уровня развития для определения потенциальных возможностей ребенка в ходе дальнейшего развития.

Важным условием конструирования инструментов ранней дифференцированной диагностики является положение о том, что именно в первые годы жизни ребенок проходит путь от существа беспомощного к человеку мобильному, социально активному. В раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоций, мотивационно-потребност- ной сферы, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. По мнению известного российского ученого-невролога Л. О. Бадаляна, «в этот период происходит так называемое первичное обучение, т.е. формируются “нейронные ансамбли”, которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения».

На сегодняшний день имеется достаточное количество диагностического материала, разработанного как отечественными, так и зарубежными авторами для подробного изучения уровня развития ребенка младенческого и раннего возраста. В одних случаях диагностический материал представляет собой перечень нормативных показателей развития по отдельным функциональным областям (Е. М. Мастюкова; Е. А. Стребелева; Программа ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки», Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями» и др.). В других случаях предлагается обобщенная схема обследования уровня развития ребенка в определенный возрастной период: Программы российских авторов, наиболее изученной из которых является программа «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» Г. В. Пантюхиной, К. Л. Печоры, Э. Л. Фрухт, а также руководство по раннему обучению «Портейдж», «Мюнхенская функциональная диагностика» и др.

Необходимо отметить, что отдельные отечественные методики ранней диагностики и оценки нервно-психического развития отражают лишь общий алгоритм развития, последовательность и сроки формирования функций. Однако они не учитывают индивидуальных особенностей созревания любой анатомо-физиологической системы, в рамках которых опережение или отставание в становлении какой-либо функции рассматривается не как отклонение от нормы, а как специфическая особенность индивидуума.

Основополагающим критерием оценки уровня сформированное™ функции должно стать представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания очень вариативны в силу множества факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не маркировать ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется колиявственными и качественными изменениями от момента ее появления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному двумя — тремя месяцами.

Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с паспортным, а может иметь тенденцию как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация в свою очередь могут быть как общими, распространяющимися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.

Феноменологический этап ранней диагностики развития. Выявление индивидуальных особенностей развития ребенка составляет содержание феноменологического этапа диагностики. На этом этапе исследуется состояние познавательной активности, работоспособности и эмоционально-волевой сферы, составляются личностные характеристики и выявляются индивидуальные особенности характера ребенка. Большое внимание на феноменологическом этапе диагностики уделяется обследованию социальных условий развития. Особенно тщательно исследуется насыщенность и многообразие социальных контактов младенцев и детей раннего возраста, так как дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии психической деятельности. В ходе этого этапа анализируется информация различных диагностических процедур и разрабатывается индивидуальная программа развития (ИПР). Важное условие феноменологического этапа диагностики — изучение потребностей семьи и ожиданий, связанных с развитием ребенка. Родителям предлагаются вопросники, в которых исследуется их мнение по поводу индивидуальных потребностей ребенка, а также содержится их собственная оценка перспектив развития ребенка в условиях выбранного ими специального образовательного учреждения и семьи. Заключительным итогом феноменологического этапа диагностики является прогнозирование периода раннего развития и определение индивидуального образовательного маршрута. Затем намечаются варианты обслуживания ребенка и дается направление в Службу ранней помощи.

Источник

Шкалы развития младенца Bayley

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  1. шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;

  2. шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;

  3. шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;

  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;

  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);

  4. причинные действия;

  5. построение объектных связей в пространстве;

  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

  1. физическое развитие;

  2. «социальная» шкала;

  3. шкала коммуникации;

  4. способность к обучению;

  5. шкала «самопомощи».

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

  1. локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);

  2. развитие речи;

  3. тонкая моторика;

  4. «персональная» шкала;

  5. «социальная» шкала.

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

KID-шкала

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;

  2. движения;

  3. самообслуживание;

  4. общение;

  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;

  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;

  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;

  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;

  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;

  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Шкала поведения новорожденных (NBAS)

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Тестовая методика Prechtl, Beintema

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.

Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).

Источник