Скоростные способности ребенка и методика его развития

Развитие двигательных способностей средствами легкой атлетики[править | править код]

Быстрота движений включает в себя четыре не связанные между собой формы проявления:

  • скорость двигательной реакции (простой и сложной);
  • скорость (резкость, импульсивность) одиночного движения;
  • частота (темп) движений;
  • быстрота в комплексном выражении.

Следует учитывать, что элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей строго специфичны и, как правило, независимы друг от друга. Так, показатели времени двигательной реакции не связаны с показателями скорости движений. Результативность старта не зависит от уровня дистанционной скорости. Это требует дифференцированного подхода к совершенствованию скоростных способностей, который основан на применении широкого круга средств и методов, направленных на избирательное совершенствование элементарных и комплексных форм проявления этих способностей. Элементарные формы проявления быстроты лишь создают предпосылки для успешной скоростной подготовки, развитие же комплексных скоростных способностей должно составлять ее основное содержание.

Методика развития скоростных способностей[править | править код]

Средствами скоростной подготовки являются различные упражнения, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполнения отдельных движений. Они могут быть как общеподготовительными, так и специальными, а могут носить и вспомогательный характер.

Для развития двигательной реакции используются упражнения, выполняемые под команду:

  • выбегание из различных исходных положений;
  • одинарные прыжки, выполняемые на результат;
  • броски ядер или камней.

Развивать скорость одиночного движения можно с помощью выполнения отдельных фаз бегового шага с фиксацией времени выполнения.

Частота или темп движений развивается с помощью следующих упражнений:

  • бег в упоре (проводится с фиксацией времени выполнения и количества выполненных беговых движений);
  • бег по отметкам (расстояние между отметками задается в зависимости от антропометрических данных и уровня подготовленности занимающихся);
  • бег за световым или звуковым лидером.

Средствами развития быстроты в ее комплексном проявлении являются:

  • бег со старта (высокого и низкого) на отрезках до 60 м;
  • бег с хода, задачей которого является удержание набранной скорости на отрезках 20 — 40 м;
  • повторное пробегание отрезков 30—60 м с акцентом на длину или частоту шагов.

Количество повторений любого упражнения должно быть таким, чтобы скорость выполнения не снижалась.

Упражнения для развития быстроты должны выполняться в начале основной части учебно-тренировочного занятия. Здесь используются подвижные и спортивные игры, игровые задания, различные упражнения в форме соревнований.

Основные методы: повторный, соревновательный и игровой.

Наиболее благоприятен для развития быстроты возраст 7—8 лет. В этот период для детей характерна большая игровая деятельность, они много и с удовольствием играют.

Игры, направленные на развитие быстроты[править | править код]

«Вызов». Игроки разбиваются на пары лицом друг к другу. Начинающий игру становится спиной к направлению предполагаемого бега; второй игрок, стоя лицом по направлению бега, вытягивает вперед ладонь правой руки, согнутой в локте и прижатой к правому боку, а левой рукой из-за спины захватывает правый локоть.

Игрок, стоящий спиной к направлению бега, по сигналу трижды ударяет правой рукой по ладони партнера и с третьим ударом, повернувшись кругом, стремительно убегает от него. Партнер стремится догнать убегающего и «осалить» его по плечу, пока тот не пересечет черту, находящуюся в 20—25 м от линии начала бега.

Если партнер не успевает «осалить» убегающего, то игроку, который убежал, засчитывается очко. Затем происходит смена ролей.

Пути, по которым пробегают пары, не должны пересекаться! Побеждает игрок, набравший большее количество очков. Продолжительность игры — 5 мин.

«Подвижная цель». На площадке обозначают круг диаметром 10—15 м. Игроки (10—12 чел.) располагаются по кругу лицом к центру. Один (водящий) находится в круге.

По сигналу участники игры перебрасывают мяч друг другу, стараясь попасть в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увертывается. Игрок, попавший в водящего не заходя за черту, меняется с ним местами. Продолжительность игры — 8 — 10 мин.

«Разбегайся!» Участвуют две команды — «водящих» и «свободных». Перемещение игроков ограничивается определенными размерами площадки.

По сигналу «водящие» устремляются за «свободными», стараясь «осалить» их. «Осаленные» игроки садятся на площадку, показывая тем самым, что они вне игры. Через 2 мин команды меняются ролями. Побеждает команда, которая за это время «осалит» больше «свободных» игроков.

«Сбить булаву». На площадке обозначают круг диаметром 8 —10 м. В его центре ставится булава. Игроки делятся на две команды — «защитников» и «нападающих». «Защитники» становятся в круг. «Нападающие» располагаются за кругом по его периметру и не имеют права входить в него.

«Нападающие», перебрасывая мяч друг другу, бросают его в булаву, стараясь сбить цель. Продолжительность игры 5мин. Побеждает команда, которая собьет больше булав. Отбивать мяч ногой не разрешается.

«Попади в кольцо». В игре участвуют 8 — 10 человек (при наличии 2—3 баскетбольных колец). На расстоянии 5—7 м от баскетбольного щита проводится линия.

Все игроки, начиная с первого, бросают мяч в кольцо. Игрок, который поймал мяч, выпавший из корзины, бросает его в кого-либо из остальных игроков, которые, как только мяч попадает в кольцо, поворачиваются кругом и убегают. Если бросивший мяч Попадает им в одного из убегающих, ему засчитывается очко. Выигрывает спортсмен, который раньше других наберет 7 очков.

«Кто быстрее». Игроки выстраиваются в шеренгу лицом по направлению бега и назначают водящего, который становится позади всех.

Водящий по команде бросает мяч вперед. Игрок, добежавший первым до мяча и коснувшийся его, объявляется победителем и в игре больше не участвует. Игрок, оставшийся последним, назначается водящим. Игра повторяется 2—3 раза.

«Мяч в круге». На площадке обозначается круг радиусом 4—5 м. Из числа игроков назначают водящего, который располагается в круге с мячом. Остальные стоят по кругу лицом к центру.

По сигналу водящий, ударяя ногой по мячу, старается выбить его из круга. Игроки задерживают мяч ногами, туловищем, не давая ему вылететь. Если водящему удается выбить мяч, на его место становится игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Продолжительность игры — около 10 мин.

«Выбивание теннисным мячом». Игроки делятся на две команды и жребием определяют, какая из них будет водящей. Водящие располагаются вокруг площадки, стараясь не переступать ее границ, остальные — внутри. Выбегать за пределы площадки не разрешается.

По сигналу игроки водящей команды перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им в своих соперников. Спортсмен, в которого попали мячом, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не будут «выбиты». После этого команды меняются местами. Побеждает команда, которая раньше «выбьет» всех игроков.

«Борьба за теннисный мяч». Игроки делятся на две команды. Ведущий, находясь в центре площадки, подбрасывает мяч. Игроки одной команды, завладев мячом и перемещаясь по площадке, не дают овладеть им членам другой команды. Продолжительность игры — 10—12 мин.

«Смена мест». Игроки делятся на две равные команды. Выстраиваясь у лицевых линий, баскетбольной или волейбольной площадки, принимают любое исходное положение.

По сигналу команды одновременно перебегают на противоположную сторону площадки (меняются местами), заранее определив способ передвижения (бегом, прыжками на одной ноге и т. д.). Победа присуждается команде, которая первой займет место у противоположной линии.

«Эстафета». Игроки встают в две колонны по одному (в команде 8-12 чел.) за линией старта и принимают положение низкого старта. В 20—40 м от линии старта обозначают линию финиша, у которой располагаются судьи для каждой команды с поднятыми вверх флажками.

По сигналу первые номера бегут к линии финиша. Когда игрок пересекает её, судья резко опускает флажок. Следующий игрок команды начинает бег. Таким образом каждый участник пробегает этап. Побеждает команда, игроки которой финишируют раньше.

Игровые упражнения, направленные на развитие быстроты[править | править код]

1. Берут две палочки длиной 30 см, к середине каждой из них привязывают шпагат или тонкую веревку длиной 10—12 м. На середине веревки завязывают цветную ленточку. Каждый игрок берет палочку, затем все расходятся в разные стороны и встают лицом друг к другу. По сигналу игроки начинают быстро наматыватъ шпагат на палочку. Побеждает тот, кто раньше всех намотает шпагат до ленточки.

2. Группа разбивается на пары, каждой из них отводится отдельное место. Игроки поворачиваются лицом друг к другу, встают на расстоянии 2 м один от другого, кладут между собой небольшой предмет (мяч, кубик, камешек) и принимают исходное положение (сидя, лежа, в упоре и т.д.). По сигналу игрок каждой пары стремится первым схватить предмет и убежать за ограничительную линию на 15—20 м. Если в это время партнер не успевает «осалить» его, то игроку, который убежал первым, засчитывается очко. Упражнение проводится до тех пор, пока один из игроков не наберет 10 очков.

3. Игроки в положении высокого старта стоят один против другого на расстоянии четырех шагов. Каждый придерживает указательным пальцем гимнастическую палку, поставленную на землю вертикально. По сигналу они должны поменяться местами так, чтобы успеть подхватить палку товарища, не дав ей упасть. Подхвативший палку получает очко. Упражнение выполняется 5—7 мин. Победителем считается игрок, сумевший набрать большее количество очков.

4. Из положения низкого старта (сидя, лежа) игроки должны как можно скорее пробежать под тремя скакалками, натянутыми через каждый метр от старта на высоте групп, не задев ни одной. Упражнение выполняется 3—4 мин.

5. Соревнования между тройками игроков. Одна из них стартует, пробегая дистанцию 10 —15 м, другая — догоняет, находясь в метре от стартующих, и т.д. Затем участники игры меняются ролями. Побеждает тройка, игроки которой не были «осаленными». Каждая тройка стартует 5 — 7 раз.

6. Из положения высокого старта следует пробежать по начерченной линии (длина 15—20 м), не заходя за нее. Каждый игрок пробегает 4—6 раз.

7. 8—12 игроков встают в круг лицом к центру и рассчитывал ются по три. Преподаватель вразбивку вызывает их по номерам. Вызванные игроки обегают круг снаружи и встают на свои места. Побеждают прибежавшие первыми.

8. Игроки должны пробежать вдвоем наперегонки 15 м, подпрыгивая попеременно то на правой, то на левой ноге. Колено другой ноги надо поднимать выше и с каждым подпрыгиванием ударять по нему бубном. Выигрывает бегун, который быстрее пробежит это расстояние, причем сумеет подать большее число шумовых сигналов. Упражнение выполняется 5 — 7 раз.

9. Два игрока, стоя рядом, бросают маленькие мячи в стенку. Поймав их на лету, они отходят на шаг. Шаг за шагом, отступая от Стены, игроки бросают и ловят мячи. Побеждает спортсмен, который поймает мяч, находясь дальше всех от стены. Упражнение выполняется 6 — 8 мин.

10. Игроки, зажав мяч между ступнями ног, по очереди подпрыгивают, сгибая ноги, и стараются перебросить мяч через скамейку или веревку, подвешенную на высоте 50 — 60 см. Спортсмен, которому удается перебросить мяч с первого раза, получает очко. Упражнение продолжается, пока один из игроков не наберет 10 очков.

11. Игроки разбиваются на команды. Двое (трое, четверо) участников принимают положение низкого старта. На расстоянии 20 — 25 м против каждого лежит флажок. По сигналу игроки выбегают вперед. Побеждает тот, кто, добежав первым, поднимет флажок над головой. Каждая группа стартует 5—6 раз.

12. Две команды по 8 —10 человек встают в колонну по одному на расстоянии 3—5 м. Головным игрокам дается по две гантели. Произведя «раскачку», они прыгают в длину с места толчком обеих ног. Место приземления отмечают у пяток линиями. С этих линий прыгают поочередно следующие игроки. Побеждает команда, ушедшая вперед на большее расстояние. Упражнение выполняется 3—4 раза.

13. Двое игроков стоят рядом на расстоянии 0,5 м один от другого и в 15 м от начерченной на земле полосы шириной 30 см. По сигналу они быстро выбегают вперед. Побеждает тот, кто первым, точно наступив на полосу, подпрыгнет вверх-вперед. Каждая пара выполняет упражнение 8 — 10 раз.

14. Игроки должны выполнить прыжок с разбега (8Иг 10 м) сквозь большой (диаметр 120 см) вертикально подвешенный на высоте 60—70 см обруч, складываясь во время полета в «комочек», с поворотом после полета. Упражнение выполняется 10— 15 раз.

15. Подбросив маленький мяч повыше, нужно выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч на лету. Игрок, сумевший положить камешек дальше всех, выигрывает. Упражнение выполняется 6 — 8 раз.

16. На старте трое игроков берутся за руки, причем средний. стоит спиной по направлению бега. По команде все они бегут 15—20 м. Меняясь местами, каждая тройка стартует 6- 9 раз.

17. Игроки стоят в шеренгах через одного спиной вперед к направлению движения. По команде «Марш» шеренга игроков бежит вперед, по второй команде «Гоп» — назад, т. е. каждый раз половина участников бежит спиной вперед. Упражнение повторяется 2—3 раза.

Для детей 12 —13 лет могут использоваться комплексы упражнений, направленных на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств. Эти же комплексы с другой дозировкой упражнений могут быть использованы и для более взрослой аудитории. Важно, чтобы занимающиеся владели техникой предлагаемых упражнений и не испытывали излишней закрепощенности при их выполнении.

Комплекс 1

1. Бег с высоким подниманием бедра. Варианты: держа руки за спиной; расставляя ноги «пошире». Темп средний и быстрый. Повторить 10—15 раз, учитывая число повторений движения правой ногой.

2. Бег из различных стартовых положений. Варианты: сидя; сидя со скрещенными ногами; сидя спиной к направлению бега; вставая без помощи рук. Выполнять быстро. Повторить 2 раза по 10—20 м.

3. Старты из упора присев с отставлением ноги назад или в сторону. Варианты: без опоры руками; в различных направлениях. Выполнять быстро. Повторить 2—3 раза по 10—20 м.

4. Бег после касания ногой подвешенного мяча. Варианты: достать в прыжке; бег вправо, влево, назад. Повторить 2—3 раза по 1Q—15 м.

5. Бег приставными шагами по прямой. Вариант: высоко поднимая колени. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза по 10-15 м.

6. Бег скрестными шагами по прямой. Вариант: спиной вперед. Темп средний. Повторить 2—3 раза по 10—15 м.

7. Бег по малому кругу с наклоном туловища внутрь круга. Варианты: уменьшая диаметр круга; догоняя партнера. Выполнять быстро. Повторить 2—3 раза.

8. Бег «змейкой». Варианты: изменив кривизну поворота; догоняя партнера. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза.

9. Догнать партнера, стартующего впереди на 2—3 м. Повторить 2—3 раза.

Комплекс 2

1. И. п.- стойка ноги на ширине плеч, туловище слегка наклонено вперед, руки согнуты в локтях под прямым углом. Движения руками как при беге. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза по 10 с.

2. Бег на месте с активной постановкой ноги на переднюю часть стопы. Темп медленный, средний и быстрый. Повторить 2 -З раза по 10—,15 с.

3. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вытянуты. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленном суставе. Имитация беговых движений ногами лежа. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза по 10 с.

4. Бег с высоким подниманием бедра. Варианты: держа руки за спиной; расставляя ноги «пошире». Темп средний и быстрый. Повторить 10—25 раз, учитывая число повторений на каждую ногу.

5. Поочередное отталкивание левой и правой ногой за счет разгибания бедра и стопы с активной работой рук (прыжкообразный бег). Темп быстрый. Повторить 2—3 раза по 8ттг 12 прыжков каждой ногой. Интервал отдыха 1,5—2 мин.

6. Из упора присев кувырок вперед, быстро встать и пробежать 10—15 м. Темп быстрый. Повторить 6—8 раз. Интервал отдыха 15-20 с.

7. «Семенящий» бег. Темп средний и быстрый. Повторить 2—3 раза, преодолевая расстояние 15—25 м.

8. Выполнять так же, как и упражнение 2 из комплекса 1.

Для развития быстроты у более старших занимающихся рекомендуется использовать спортивные игры и беговые упражнения для совершенствования техники спринтерского бега. В этом случае развитие быстроты идет через сопряженное развитие технических действий и кондиционных качеств.

Читайте также[править | править код]

  • Развитие скоростно-силовых способностей
  • Развитие выносливости
  • Развитие физических способностей
  • Развитие силовых способностей
  • Взрывная сила
  • Развитие координационных способностей
  • Развитие гибкости у детей
  • Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств
  • Спортивное питание и добавки для скоростно-силовых видов спорта
  • Развитие скоростно-силовых качеств за счет увеличения мышечной массы
  • Влияние силовой тренировки на развитие выносливости

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Материалы выступления на методическом объединении инструкторов по физической культуре Колпинского района 27.11.2015г.

Тема: «Развитие скоростных качеств у детей в спортивных играх и упражнениях»

                                                      Материалы подготовила и выступила

                                                      инструктор  по физической культуре    

                                                  ГБДОУ№ 17 Колпинского района

                                    Черная Ольга Викторовна

                                         Санкт Петербург 2015 г.

Только человеческий мозг способен изобрести средства,

с помощью которых  человек  превосходит

свою собственную скорость.

Эрих Мария Ремарк

1. Скоростные способности как двигательное качество

    Скоростные способности как двигательное качество — это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью.

   Скоростные способности характеризуются временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений.

   Развитие скоростных способностей – это,  в сущности,  развитие способности быстро осуществлять движения.

    Максимальная скорость движений, которую может проявить человек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается скорость, поэтому скоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.

     Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств. Они в значительной мере определяют успех выступления в любых соревнованиях.                

 Уровень развития быстроты, в конечном итоге, определяет успех в подавляющем большинстве видов спорта. Не говоря о беге на короткие дистанции, даже марафонец должен, возможно, быстрее пробежать свою дистанцию, сохраняя высокую «крейсерскую» скорость. И успех тяжелоатлета зависит от того, с какой скоростью он сумеет выполнить необходимое движение.  

Скоростные способности по сравнению со всеми другими физическими качествами являются самым трудно тренируемым качеством человека. Это обусловлено прежде всего тем, что их физиологической основой является малоподдающееся совершенствованию врожденное свойство центральной нервной системы — подвижность нервных процессов (смена возбуждения и торможения).

      2. Развитие скоростных способностей в физическом воспитании дошкольников.

Развитие скоростных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

     Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы — сложны и малоэффективны, в то время как дошкольный  и младший школьный возраст имеет благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений. Исследователи  рассматривают дошкольный и  младший школьный возраст как важнейший для стимулирования двигательной подготовленности учащихся и, прежде всего таких качеств, как быстрота и координация движений, период интенсивного развития скоростных способностей.

      В этом возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить.

    Воспитание быстроты движений у детей — это комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера.

    Формирование произвольных движений  у детей происходит при активном участия сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса детей к занятиям, от соответствия методов обучения их возрастным особенностям.

            Направленно воздействуют  на отдельные компоненты скоростных способностей  следующие упражнения:

а) на быстроту реакции;

 б) на скорость выполнения отдельных движений;

 в) на улучшение частоты движений;

 г) на улучшение стартовой скорости;

 д) на скоростную выносливость;

 е) на быстроту выполнения последовательных двигательных действий (бег, ведение мяча и т. д.).

       3.Четыре основных метода развития быстроты для занятий с дошкольниками: 

1. Повторный метод.  

2.Метод круговой тренировки.

3. Игровой метод.

4. Соревновательный метод.

Общей тенденцией является стремление к превышению максимальной скорости при выполнении упражнений и заданий
1. Повторный метод.   Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Упражнения на развитие ловкости непременно должны включать в себя быстрые (ограниченные во времени), точные и согласованные движения.

     Эти задания могут быть двух видов — в ответ на сигнал и на быстроту отдельных движений. 

Упражнения со «стоп-сигналом» строятся по следующему принципу: задаётся условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребёнок должен как можно быстрее реагировать на  определённый сигнал необходимой реакцией

     Развитию внимания способствуют также упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь задаётся два- три условных сигнала и соответствующие им реакции, которые ребёнок должен запомнить. Внимание занимающихся должно быть сосредоточено на движениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Полезно изменять паузу между ожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала. При этом условия выполнения движений постепенно усложняются.

 Упражнения,  должны соответствовать, по меньшей мере, двум основным условиям:
   1. возможности выполнения с максимальной скоростью.
  2. освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было   сконцентрировать только на скорости его выполнения.
    Упражнения  на быстроту отдельных движений  могут быть прыжковые, асинхронные упражнения, а также упражнения, включающие движения кистей и пальцев рук, применяя большие и малые мячи.

     Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, в разминочном комплексе, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия.

      Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому я рекомендую включать их  в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах.  

 Во всех этих играх – упражнениях необходимо  поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребёнка к выполнению задания.

     Нужно подходить к подбору упражнений индивидуально для каждого ребёнка. Детям, у которых всё получается легко, задания нужно усложнять, вводить новые элементы, поддерживать их интерес, стремление к самосовершенствованию. Но и неуклюжих ребятишек нужно подбадривать, отмечать их малейшие успехи и победы, чтобы им хотелось и дальше стараться и работать.

2.Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы. Дети, двигаясь в «потоке»поочередно выполняют различные задания, чередуя упражнения,  требующие выполнения с высокой скоростью и концентрацией внимания с упражнениями в спокойном темпе. Это повторяют несколько раз подряд. Двигательная активность детей, а также моторная плотность занятия увеличиваются за счёт применения фронтального и поточного способов организации детей. Как, пример можно привести игровое упражнение

«На прогулку с мячиком»:

Мячик – наш друг. Мы идём с ним гулять, преодолевая препятствия и выполняя определённые правила передвижения по каждой стороне периметра зала. Упражнений на быстроту выполнения много включать нельзя, чередуем их с более спокойными заданиями: Например:

     1 сторона — На полу лежат двое «классиков» из обручей. Дети стоят у линии парами. Один из игроков подает команду и пара бежит. Дети запрыгивают в обруч, бросают мяч перед собой поочередно в два обруча, перепрыгивают в следующий обруч и опять бросают мяч поочередно в два обруча, лежащие перед ними. После чего бегут к «змее», лежащей на полу. (Это минисоревнование, каждый старается быть первым).

    2 сторона —  Дети, продвигаются вперед, прыгая боком через «змею» при этом бросают мяч с противоположной стороны «змеи», стараясь поймать мяч  (после отскока от пола) в прыжке.

   3 сторона —  Ведение мяча «змейкой» вокруг ориентиров при свободной ходьбе.

   4 сторона – Бросить  мяч в баскетбольное кольцо с расстояния 3 метра, догнать его, взять в руки и опять перейти к первому заданию.

  Задания можно варьировать и усложнять. Дети работают самостоятельно после показа педагога, который наблюдает за ходом занятия, подсказывает, как лучше сделать, если что-то у детей не получается, напоминает, как правильно выполнять упражнения. Здесь, как и в процессе всего занятия, нужно применять индивидуальный подход, т. к группа двигается в потоке и дети более медлительные и неуклюжие задерживают движение. Потому для таких детей задания можно упростить. Дети послабее, занимаясь в группе видят, что у них что-то не получается, их начинают перегонять и толкать более активные и ловкие товарищи, что может их вообще заставить отказаться  выполнять задание, а некоторое упрощение задания позволяет им двигаться в общем ритме, никому не мешать и чувствовать себя более уверенно.

    Работа должна идти в определённом ритме, чтобы дети не перевозбуждались, быстро не уставали.

3. Игровой метод. Одна из основных задач на начальном этапе развития скоростных способностей состоит в том, чтобы не специализироваться в выполнении какого-либо одного упражнения или действия, а пользоваться и варьировать достаточно большим арсеналом разнообразных средств. Скоростные упражнения для этого необходимо использовать не в стандартных, а в изменяющихся ситуациях и формах. Здесь очень полезны, конечно, подвижные и спортивные игры.

    Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах осуществляется в игровых условиях, поэтому все упражнения осуществляются на высоком эмоциональном уровне, в свою очередь это не накладывает отпечаток «работы» и переносится значительно легче в психологическом плане,4. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования. Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных и финальных  состязаний. Осуществляться он может посредством эстафет, прикидок, минисоревнований и т.д. Рекомендуется повторное выполнение скоростных упражнений сериями в форме постоянного соревнования между занимающимися.           Эффективность данного метода очень высокая, поскольку детям различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.    Несмотря на высокую напряженность и эмоциональность данный метод, в большинстве случаев, дает больший эффект по сравнению с другими и позволяет достичь высокой спортивной формы.

       4.Наш друг – мячик.

Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в мяч.

На физкультурных занятиях я много  работаю с мячом и убеждена что мяч – замечательный и очень доступный тренажёр.

 Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного пока ещё люди не придумали.

   Мяч воспринимается ребёнком, как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.

    В мяч можно играть, ещё не научившись ходить, и можно наблюдать, как люди весьма почтенного возраста с упоением гоняют мячик.  

     В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке.

     Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера,  координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются  важные физические качества ребёнка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей ещё слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

      При обучении играм с мячом используются разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребёнка. Например, при передвижение по площадке с мячом  ребёнок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с ведением мяча, с прыжками, в беге с остановкой, в беге приставным шагом (вперёд, спиной вперёд, в стороны) и т.п.

      Упражнения и игры с мячом благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребёнка, поэтому он наш большой друг и любимая игрушка!

       5.  На занятиях важно:

—  внимание к технике безопасности

—  правильное определение дозировки скоростных упражнений (упражнения, направленные на повышение скорости движений, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление, поэтому они должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме).    Скоростные упражнения относятся к работе максимальной мощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже у высококвалифицированных спортсменов, не превышает 20-25 секунд. Естественно, что у детей эти возможности гораздо меньше. При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

—  уделить внимание методу обеспечения наглядности (в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию, и словесные образы).

 — следить за формой  речевого воздействия педагога (звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи — сильно влияют на качество выполнения упражнений детьми). 

— большое внимание должно уделяться применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.

          6. Оценка  подготовленности детей

     Для успешной работы с большое значение имеет периодическая и объективная оценка  подготовленности детей на протяжении всего процесса обучения.  Дети приходят в детский сад с разным уровнем физической подготовки. Чтобы занятия физической культуры носили целенаправленный характер, необходимо установить контрольные нормативы, с помощью которых можно оценивать сдвиги в повышении уровня подготовленности занимающихся. Для этого используют показатели физического развития в начале и в конце года по всему спектру тестов.

     Результаты тестирования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) выражаются в количественных показателях времени, расстояния, отвлеченных единицах и т.д. Педагогический контроль развития физических качеств детей заключается в создании условий для того, чтобы от одного возрастного периода к другому дети подошли с оптимальным уровнем физической подготовленности, отражающим их индивидуальные темпы развития.

Я использую следующие нормативные показатели:

— бег 30м

— бег на расстояние

— прыжки в длину и высоту с места и с разбега

— отбивание и подбрасывание мяча

— метание мешочка с песком вдаль

— гибкость

— полоса препятствий

Результаты тестов, полученные в процессе педагогического контроля,  систематизируются и их можно проанализировать.

На основе результатов диагностики строится вся последующая работа, т.к. согласно требованиям ФГОС, развитие физических качеств воспитанников ДОУ должно проводиться с учетом личностных и возрастных особенностей развития индивидуальных способностей.

Список использованной литературы:

1.Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. — М.: Лептос, 1994.-368

2.Аракелян Е.Е., В.П.Филин, А.В.Коробов, А.В.Левченко — Бег на короткие дистанции    (спринт). — М. «Инфра», 2002.

3.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активности. — М., «Инфра», 1990.

4. Бутенко Б.И. О путях развития быстроты. //«Теория и практика физической культуры», 1998, № 4.

5.Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. — М: Физкультура и спорт, 1999.

Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным. — М.: Аст, Аквариум, 2005.

6. Ионов Д.П. Бег во всех измерениях. — СПб.: Питер, 2004.

7. Ливерова Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания // Спорт в школе. — №9. — 2003.

8. ОвчинниковаТ.С.,Черная О.В.,Боряева Л.Б.  Игры,занятияи упражнения с мячами.

Санкт-Петербург изд Каро 2007г.

9. Воробьёва Е.А.,Семенович А.В.,Архипов Б.