Скорочтение и развитие внимания ребенка
Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.
Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?
Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.
Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.
Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:
- проблемы с концентрацией внимания;
- небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.
Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.
Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.
Расширяем поле зрения
Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.
«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»
Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.
«Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.
Улучшаем концентрацию внимания
«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.
«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.
«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.
Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.
Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.
Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.
«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:
- Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
- Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.
Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.
Избавляемся от регрессии
«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.
«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.
«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.
Подавляем артикуляцию
«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.
«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.
«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.
«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.
Развиваем память
«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.
«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.
Развитие скорости мышления
Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.
Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.
Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:
- улучшить концентрацию внимания;
- развить скорость мышления;
- повысить способность мыслить логически правильно;
- и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.
20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день — проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.
Источник
Здравствуйте, дорогие родители!
Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна.
Основные показатели скорости чтения
В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении.
Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться.
В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту.
Средние показатели для детей начальной школы
- 1 класс – 30-40;
- 2 класс – минимум 50-60;
- 3 класс – 70-90;
- 4 класс – 100-120 слов в минуту.
Техника скорочтения позволит увеличить быстроту чтения ребенка до 600 слов в минуту.
Показатель для взрослых
Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200.
А скорость чтения Вашего школьника достаточно высокая для нормального обучения?
Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций.
Возрастные особенности и трудности при чтении
Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?»
Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.
Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.
Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.
- Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
- Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
- Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
- Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
- Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.
Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения
Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем.
Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту!
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.
Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.
Дислексия
При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.
Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.
Медлительность
Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.
Нарушения слуха и зрения
Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).
Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.
Дизартрия
Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.
Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.
Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.
Правила совершенствования навыков чтения
Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.
- Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.
Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.
Всему свое время!
- Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.
Обеспечьте ему комфортные условия.
Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.
Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.
- Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.
Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!
- Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.
Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!
Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!
Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.
- Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!
Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).
Развитие способностей психики и организма
Произвольное внимание
Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения.
Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений.
Например, игра «Лабиринт»
Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта.
Поле зрения
Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ.
Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то.
Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них.
Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.
Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.
Возвратные движения глаз
Чтобы отучиться постоянно возвращаться к одним и тем же словам, ребенку нужно при чтении вести пальцем вдоль строки, и чем быстрее он будет это делать, тем быстрее будет и читать, понимая при этом текст.
Методики развития быстрого чтения
В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись.
Разминка
Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.
1) Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;
2) Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;
3) Вдохнуть и выдохнуть порциями.
Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)
Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок.
- М:
Ра-ра-ра – начинается игра,
Ры-ры-ры – у нас в руках шары,
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
- Тихо и умеренно:
Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.
- Громко и быстро:
Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.
- Выдыхая:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Упражнения для быстрого чтения
- Чтение на время
В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.
Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.
Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.
Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.
Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!
- Выделение главного в тексте
Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе.
Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.
После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.
Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.
- «Буксир»
Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.
Только теперь помогите своему ребенку!
Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.
Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.
- Восстановление деформированных предложений
Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.
Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.
Примеры:
1) «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;
2) «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;
3) «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;
4) «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.
Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.
- Ролевое чтение
С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.
- Соединение частей слова
Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.
Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.
Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.
Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.
Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.
Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.
Памятка про зрительную гимнастику
Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!
Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.
1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.
2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.
3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.
4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.
5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.
Бонус
Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.
Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.
Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!
Данная методика получила огромное распространение и множество наград.
Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!
Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!
Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!
Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!
В заключении посмотрите водеоролик
Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях?
Надеюсь, что у Вас все получится! Если статья показалась Вам полезной и интересной, поделитесь ей с друзьями, подписывайтесь на мой блог и ждите новостей!
Всем хорошего дня
С уважением,
Анастасия
Источник