Сказки для развития эмоций у ребенка

Сказки для развития эмоций у ребенка thumbnail

На прошлой неделе в Херсоне родился не совсем обычный цикл занятий для мам. Мы говорили о сказках и почему они играют важную роль в воспитании, чем они могут помочь ребенку.

Мы взяли книгу Р.Миншул «Как выбирать своих людей» и каждый день один час посвящали изучению одного эмоционального тона. Но это не все, вдобавок ко всему во второй половине занятия мы сочиняли сказки с героем, который находится в изучаемом эмоциональном тоне тоне. Этот герой может быть и положительным и отрицательным.

Вот что получилось:

А вот подробности — что, как и зачем:

родительство в радость
Зачем мы это делаем?
Все из-за детей!
(С появлением детей как много хорошего приходит в нашу жизнь из-за них!)
Дети подрастают и встречают разных людей:
• Взрослых и сверстников
• Радостных и сердитых
• Жадных и щедрых
• Честными и склонными к обману
• Готовыми прийти на выручку и убегающими в страхе от малейшей опасности
• Готовыми поддержать и старающимися выглядеть более выигрышно на фоне более слабого

И не хочется советовать ребенку: если тебя обидели – дай сдачи!
Вроде бы совет хорош, но… А что если чужой малыш хотел забрать у вашего сына его яблоко и не смог, и оче-е-е-ень обиделся! И дал вашему малышу «сдачи»! Как-то не хочется такого!

Хочется, чтобы наше любимое чадо разбиралось в людях и само могло решить надо ли «давать сдачи», кому именно и какой!

Нужно обучить ребенка. Но как заставить трехлетнего или пятилетнего сорванца слушать , а главное и понимать, теорию, с которой и не каждый взрослый справится?

На выручку нам приходят сказки!

Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…
Русская народная поговорка

Сказки упорядочивают мир ребенка
Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха). Некоторые ситуации вам покажутся надуманными, но малышу так понятнее.
Сказки воспитывают
В сказочных героях дети видят себя.

Сказки это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах.

Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха), с другой – поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества).
Ребенок в душе выбирает своего героя, на которого он хочет быть похожим, чья жизненная позиция ему близка.

И если сказки могут все это сделать для наших детей, а дети, при этом любят их слушать (в отличии от нотаций и долгих бесед), то давайте подружимся со сказками!
Сказки были рассказаны мамами своим сыновьям (четыре и шесть лет) – реакция простая – «Мама, расскажи еще!» ????

Почему мы решили опираться в наших сказках на книгу Рут Миншул?

Вот несколько отрывков из книги «Как выбирать своих людей», я думаю они  сделают понятным наш выбор. ????

Я не знаю чем были заняты ваши мысли, когда вы были подростком; но я была всецело поглощена попытками одержать верх в ссорах с моими старшими братьями. И когда мне совсем надоедало думать об этом, я представляла, что когда-нибудь в процессе взросления я научусь выбирать людей — как отличать хороших ребят от плохих. В кино это было просто (те, кто в белых шляпах), но я не была знакома ни с одним ковбоем. Я, однако, наивно думала, что раз киногерои видели это различие, то, конечно, мои родители и учителя знают все о людях и когда-нибудь поделятся со мной своими секретами. Но этого не случилось.

Я более или менее подросла и отправилась в джунгли, не зная разницы между тигром и плюшевым медвежонком. Я предполагала, что, вероятно, в жизни нет никаких тигров. И я влюбилась. Неистово. Безумно. Это было более волнующим, чем поглощать сладкую вату или раскачиваться на вершине Чертова колеса. Неделю спустя (от друга моего друга) я узнала, что у моего симпатичного берегового охранника есть девушка дома, в Чикаго. Они планировали пожениться, как только он закончит службу.

Я плакала так, как могут только молодые. Как он мог быть таким лживым? Зачем он так со мной? И хуже всего было мое собственное предательство по отношению к себе: Почему я не видела, что он такой человек?..

Джунгли были опасны — и я еще не была готова к ним. Я поступила в колледж.

Я выучила четыре или пять важных слов. Я научилась говорить, скрывая бесхарактерный трепет внутри себя. Я узнала что-то важное (я уже забыла, что это было) об одной штуке, называемой «Пи». И я научилась удерживать чашку на колене, болтая глупости.

Но даже здесь, среди самых благонамеренных и эрудированных, никто не мог сказать мне, как выбирать людей — людей, которых можно любить, которых можно взять на работу, которых следует уволить, за которыми можно следовать, которых лучше не иметь среди своих друзей, которых нужно оставить или которым можно доверять.

ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ

«Человек по своей природе не плохой. Он хороший. Но между ним и хорошими качествами лежат страх, гнев и подавления».

Л. Рон Хаббард, «Свободный Человек», журнал «Способность», № 232

Один мудрый человек однажды сказал, что нет двух абсолютно одинаковых людей. За это мы можем быть во век ему благодарны.

Люди бывают высокие, низкие и разного цвета. Разные биографии, жизненный опыт и есть такие, которым нравится ставить пластмассовых фламинго в своих палисадниках.

Однако, несмотря на очевидную уникальность личности, Рон Хаббард столкнулся с общим знаменателем в каждом: эмоции. Эмоции!

Он, должно быть, имеет в виду нервную женщину, визжащую при виде мыши, ребенка закатывающего истерики, когда не может получить булочку, напуганного солдата, который не возвращается на поле боя, жену, истерично рыдающую из-за того, что муж ее не любит. Какое это имеет отношение к вам и ко мне или маленькому скромному бухгалтеру? Мы же не эмоциональны. Это унизительное слово.

Однако, по мере того как я читала книгу Рона Хаббарда, я наблюдала за всеми людьми, которых я знала (и когда это было неизбежно, я даже смотрела на себя). Его выводы представляются правдивыми. Каждый человек придерживается какого-то мнения относительно жизни — он находит ее жестокой, пугающей, полной раскаяния, сводящей с ума или прекрасной — но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или интеллектом.

Она определяется эмоцией. Это знаменательное открытие Рона Хаббарда выявило три важных факта об эмоциях:

  1. Есть набор неизменных реакций соответствующих каждой эмоции.
  2. Эмоции идут в определенном порядке — от плохих к хорошим.
  3. Есть слои сдерживаемых эмоций, ранее неизвестных.

Советую прочитать эту замечательную книгу. А о наших занятиях по сочинению сказок, которые могут научить ребенка отличать хороших людей от плохих и справляться с различными ситуациями я буду писать регулярно в ближайшие дни.

Источник

Краткое описание документа:

Опыт работы воспитателя ДОУ ИльницкойТатьяны Борисовны

на тему: «СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА»

Введение

Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа.

И на любые испытанья согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье благополучного конца.

В. Берестов

В дошкольном возрасте происходит становление эмоционально — потребностной сферы ребенка дошкольника, его нравственных ценностей и установок. В системе методов и средств воспитания положительных чувств не последнюю роль играют сказки. Это и понятно. Сказки детям понятны, доступны. Дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примером для подражания. Только важно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

И поэтому я определила для себя тему «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей посредством «сказкотерапии». Работать над данной темой я начала в сентябре 2016 года.

Цель:ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, открывая те знания, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.

Задачи:

1. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.

2. Выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством – сказкотерапии.

3. Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм работы сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы,проанализировала ситуацию в старшей группе методом наблюдения. В своей работе использовала проективную методику «Волшебная страна чувств» — Тест «Домики» Цель этой методики — исследование психоэмоционального состояния ребенка. Психологическая диагностика проводилась в форме трех индивидуальных заданий по раскрашиванию.

Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там, где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься — нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль. Заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.

Я познакомилась и изучила различную литературу и меня заинтересовали программы по методу сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Ф. Васькова, С. В. Крюкова). Программы включают в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программы воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.

Анализируя методические аспекты развития эмоциональной сферы средствами сказкотерапии, выделила три этапа работы:

1. Подготовительный этап (подбор и изучение методической литературы, составление перспективного плана, конспектов занятий)

2. Основной этап (проведение нод, беседы, консультации, обогащение предметно- развивающей среды)

Непосредственная работа:

— на специально организованных занятиях,

— в театрализованной деятельности,

— в сюжетных играх.

3. Заключительный этап (диагностический)

— анализ данных и обработка результатов;

— формулирование выводов.

На подготовительном этапе провела определенную работу с родителями. Для них оформила папку-передвижку «Роль сказки в жизни ребенка», провела беседы «Читаем вместе с детьми», «Для чего нужно читать детям сказки на ночь», «Мамины сказки» «Воспитание сказкой», где показала возможности воспитания средствами сказки. В группе оформила уголок сказки. При этом стремилась создать обстановку, которая бы заинтриговала, заинтересовала, вызывала бы у детей желание познать сказку, поиграть в сказку.

Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и объяснила, что, только в совместной деятельности ребенка, родителей и педагогов ДОУ работа будет успешной. Привлекла родителей в оформление среды, изготовление атрибутов к сказкам, приобретение художественной литературы.

На основном этапе использовала карты Проппа, выполенные в сюжетной манере. Некоторые символы придумывали сами дети, что способствовало лучшему запоминанию и осознанию. Знакомство с картами Проппа происходило постепенно, в определенной последовательности:

1. Рассказывание сказки и соотнесение с определенной функцией.

2. Целостное освоение сказочных функций.

3. Сочинение сказок.

На основе рекомендации Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. составила алгоритм работы со сказками:

1.Просмотр фильма-сказки;

2.Чтение сказки;

3.Анализ сказки и соотнесение с определенной функцией;

4.Пересказ сказки (или групповое рассказывание) с опорой на карты Проппа;

5.Обсуждение сказки: в чем смысл сказки, подбор функции сказки;

6.Сочинение сказки по картам Проппа;

7.Придумывание продолжения сказки;

8.Обыгрывание сюжетов, игры-драматизации, кукольный театр;

9.Сказочные путешествия;

9.Психогимнастика;

10.Сочинение новой сказки;

11.Организация сюжетных игр по сказке.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, потренировала детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции. Мы с детьмирисовали и лепили сказки; сочиняли сказки; изготавливали кукол; драматизировали сказки.

Сказки очень приятно слушать, и не менее приятно их рассказывать. использовала разные формы работы:

а) Групповое рассказывание сказок.

С детьми занятие мы начинаем так: «Сегодня мы отправимся в волшебную страну Рассказию. А попасть в страну может только тот, кто умеет рассказывать сказку. Вы умеете рассказывать сказку? (да!). Тогда в путь-дорогу! Далее их встречает сказочный персонаж и требует рассказа сказки. Дети по очереди рассказывают по 2-3фразы (по кругу). Когда сказка рассказана, сказочный герой устраивает для детей сюрприз: дети могут переодеться в костюмы, послушать сказочные звуки, либо поиграть в занимательную игру. Часто мы используем прием «путешествие»: попадая в сказку, дети превращаются в лесных зверят, в героев сказки и тд.

б) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Этот метод сходен с предыдущим. Интересен тем, что дети могут по своему усмотрению придумать конец сказки. Также мы предлагаем придумать разговор двух сказочных героев.

в) Групповое придумывание сказок.

Дети любят придумывать сказки. Используя этот метод, мы садимся по кругу, и дети сочиняют по одному-два предложения, связанные по сюжету с предыдущими, придуманным другим ребенком.

Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:

— выявление эмоционального состояния ребенка,

— развитие фантазии и воображения,

— умение слушать и слышать своих товарищей,

— развитие способности к умению встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

В игровом процессе использовала сказки, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются с различными «соусами»

Сказка — анализ – мы анализируем положительных и отрицательных персонажей, добрые – злые, жадные – щедрые, грустные – веселые, обсуждаем концовку сказки: понравилась ли сказка; как бы ты поступил; сравниваем героев с детьми: а есть ли в нашей группе такие герои?

Сказка — рассказывание – мы используем разные виды рассказывания – рассказ по очереди, по цепочке, сказка наоборот. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом взрослый может наблюдать, что происходит в процессе общения с ребенком.

Сказка – сочинение -сочиняем сказку вместе с детьми, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Сказка — рисование – после этого сказку рисуем, лепим или представляем в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Сказка – имидж — повышаем самооценку с помощью сказки, создаем новый образ.

Сказка – театр – здесь используюразные виды театров, драматизации знакомых произведений.

Театрализованные игры разыгрывала по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя”, «Лиса и заяц» и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц, эмоционального развития. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.

После неоднократного проигрывания знакомой сказки, предлагала детям изменить сказку, сыграть ее по-своему. Здесь особенно важно проследить, как изменится их поведение, когда они «ведут» кукол, являющихся отрицательными персонажами сказки: перестроятся ли они настолько, что поступки героев станут нравственными, или же их герои поступят жестоко, неблагородно и т.д. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, предлагала всевозможные повороты событий. Такой прием ярко выявляет пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. На первых порах трудно проводить такую работу, так как не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актеров и зрителей, четко ориентироваться в затруднительных моментах и незаметно направлять весь спектакль. Но со временем это умение пришло, и такие спектакли доставляют огромное удовольствие не только детям, но и взрослым. При проведении творческого спектакля обращала внимание на выявление прежнего эмоционального опыта детей и формирование нового. Это помогало дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера, проникнуться переживаниями. Такая атмосфера – благоприятная почва для устранения неэтических, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу.

Для активизации речи детей использовала: игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные), пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.

Для закрепления положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и проявляли свое творчество и фантазию в рисунках к сказкам на темы «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой», «Жил-был человечек», «Сказочные животные и птицы» и т.д.В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла страхам детей. Дети рисовали страхи, складывали их в «волшебный сундучок» и я уносила все страхи детей.

Итак, в своей работе по формированию эмоциональной сферы использовала такие направления сказкотерапии, как рассказывание сказок, сочинения сказок с использованием карт Проппа, и театрализованная деятельность. Все сказанное выше свидетельствует о том, что сопереживание персонажам сказок представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление и др.

Методы и приемы сказкотерапии способствуют у детей формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев.

На заключительном этапе, я увидела, что работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.

В конце провела повторную диагностику и увидела, что в процессе работы были замечены такие изменения:

— Дети научились оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

— стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей и своих сверстников, стараются прийти им на помощь, проявляют внимание;

-более эмоционально дети стали передавать различные эмоциональные состояния в играх, театрализованной деятельности;

— умеют разыгрывать небольшое сказочное произведение, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев.

-у детей преобладают положительные эмоции.

Исходя из анализа опытаработы, можно прийти к выводу, что работа по развитию эмоциональной сферы эффективна, если:

— педагоги будут заинтересованы в работе по формированию чувств у детей,

— будет проводиться специально-организованная работа по развитию эмоциональной сферы средствами сказкотерапии.

Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Через сказки и их драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому я хочу продолжать начатую работу, искать новые приемы, способы обучения, совершенствоваться.

Список литературы.

1. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

2. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я. Степина Н.М. В мире детских эмоций, М.: Айрис Пресс. 2004. — 160 с.

3. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5

4. Зинкевич‐Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии – СПб.: Речь, 2006.

5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. — М.,2004.

6. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н. Капшук – Изд. 2–е. Ростов н/Д: Феникс, 2011.

  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.

8. Миляева Н.В. Сказкотерапия в ДОУ и семье [Текст] / Н.В. Миляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина. – М.:Сфера, 2010.

9. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006.

10. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. – М.: Эксмо‐Пресс, 2001.

11. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.

12. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста – М.: Просвещение, 2003.

13. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2003.

14.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.

15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.: ил. – (Театр и дети)

Источник