Сказка ком модель развития ребенка
Альфия Евдокимова
Опыт работы. Использование моделирования при рассказывании сказок.
Опыт работы.
Использование моделирования при рассказывании сказок.
Актуальность
Известно, какое разнообразие приемов обучения использует педагог, чтобы дети поняли смысл произведения, усвоили его логические связи, запомнили образные обороты речи. Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями. Поэтому, моделирование — эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки.
В своей деятельности я использую моделирование с целью развития связной речи и с целью научить детей использовать модели для пересказа сказок
Цель моделирования сказки:
Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.
Развивать речь детей посредством использования произведений художественной литературы.
Для реализации данных целей,решаю следующие задачи:
Задачи
Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.
Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки
Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей
Этапы работы со сказкой
Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале разбираем их в разных видах деятельности –такие как :
Чтение сказок, беседа, рассматривание иллюстраций, драматизация сказки,кукольный театр: куклы би-ба-бо, пальчиковый театр, театр игрушек, настольный и пальчиковый театр.
Затем переходим непосредственно к работе с моделями
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами будут герои детских сказок, Иногда приходится замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т. д., различающиеся по цвету и величине (бычок-чёрный большой кружок, репка – желтый, или по величине (дед – большой прямоугольник, мышка – маленький).
Например: (показ дидактического материала) Смоляной бычок и репка.
При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик — «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый, давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.
При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На доске в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки,обосновывая свой выбор: маленькая полоска — это мышка, полоска побольше — зайчик, самая большая — медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).
В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
Результаты:
Использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.
Источник
1
Моделирование сказок
2
ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у детей речь посредством художественной литературы.
3
ЗАДАЧИ Развитие словаря Формирование грамматического строя речи Развитие звуковой стороны речи Формирование диалогической речи Обучение рассказыванию Развитие мышления, воображения, памяти при отборе заместителей
4
Методы и приемы наглядные практические словесные
5
Наглядные Рассматривание иллюстраций Использование наглядных пособий Использование картинок-символов Использование знаковой символики Использование графической аналогии
6
Практические Игры с геометрическими фигурами Картинный план Творческие задания Экспериментирование Творческие задания с применением образца
7
Словесные Вопросы Объяснения Словесные дидактические игры Чтение художественной литературы Беседа Совместное составление рассказа
8
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области. Примеры моделей: Развитие культурно — гигиенических навыков Уход за комнатными растениями Рассказывание о времени года Рассказывание о растительном, животном и предметном мире
9
Отгадывание, загадывание и придумывание загадок Заучивание стихотворений придумывание загадок Заучивание стихотворений
10
11
12
Виды моделирования
13
Сериационный ряд Цель: развивать умение использовать заместители для обозначения главного героя, понимать текст на основе построения наглядной модели
14
Двигательное моделирование Цель: развивать умение детей подбирать заместители по заданному внешнему признаку, учить строить двигательную модель
15
Временно- пространственная модель Цель: учить детей выделять основную сюжетную линию сказки; развивать умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания.
16
Этапы работы со сказкой
17
Чтение сказок, беседа,рассматривание иллюстраций
18
Драматизация сказки
19
Настольный театр
20
Работа с моделями
21
Рассказывание сказки при помощи моделей
22
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
23
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Воспитатель 1 квалификационной категории МКДОУ «Детский сад 3 г. Суздаля» Потапова Алла Витальевна
Источник
Анна Касаткина
Модели составления сказок
Составление сказок с помощью метода «Каталога»
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный, имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм работы:
1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.
3. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
6.Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет, объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
— Жил-был. Кто?
— С кем он дружил?
— Пришел злой. Кто?
— Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается,и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
— Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать)
— Пошел гулять (путешествовать, смотреть.). Куда?
— Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
— Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
— Где наши друзья стали жить?
— Что стали делать?
(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма В. Я. Проппа).
Правила поиска ответа на вопрос:
— Задается вопрос детям.Например: «Жил-был кто?»
— Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: «Жил-был. карандаш!») Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
— Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице.
— Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству.Для снятия этого эффекта необходимо:
— «Собирать» сюжет в быстром темпе.
— Эмоционально реагировать на каждый «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т. д.).
— Использовать приемы драматизации.
— Прекратить искать «ответы» в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы «мозгового штурма».
По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных «ответов» и восстанавливали последовательность вопросов.
Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.
Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.
Составление сказок динамического типа методом «Морфологического анализа»
Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.
Базовый алгоритм составления сказки
1. Выбирается сквозной герой (герои).
2. Описываются их свойства, мотивы и цели.
3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
5. Итог — изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
6. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.
Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).
На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее
горизонтали
Например:
Девочка магазин лес детский сад
Лена
Обозначается сквозной герой (девочка Лена, ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать).Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось.Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время.
Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх, которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.
Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.
Составление сказок нравственно-этического типа
Есть группа сказок,которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный («Суп из топора», «Вершки и корешки» «Лиса и журавль»). Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа.
Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.
Базовый алгоритм
1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом.ПР: кухня.
2. Перечисляются неодушевленные объекты,типичные для этого места: холодильник, газовая плита, занавески, кран, раковина, ящик с посудой, ведро и веник (не более 7 объектов).
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека.ПР: занавеска — равнодушная, плита — злая, посуда — болтливая, веник — труженик, холодильник — мудрый. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.ПР: Занавеска закрывала кухню от лучей солнца, и ей было удивительно хорошо от того, как она делает свое дело. Плита готовила еду, но очень злилась, независимо от того, что она варила или разогревала. Труженик веник любил делать свое дело, и ему не хватало времени на пустые разговоры. Холодильник охлаждал продукты, но при этом философски относился к окружающему миру.
5. Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды.»).ПР: Появление необычного объекта (футбольный мяч, который залетает в разбитое окно).
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю.ПР:Злая плита: «И так тут много всех собралось, и еще один примчался. Житья нет».Трудолюбивый веник: «Теперь еще придется убрать разбившееся стекло, но ничего, я и с эти справлюсь».Занавеска: «Мне абсолютно безразлично, что здесь валяется мяч и разбито стекло».
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта.ПР:Холодильник смотрел на все происходящее и был готов дать советы:равнодушной занавеске: «Если беда случается, то нельзя быть равнодушным, надо помочь другому»;труженику венику: «Трудолюбивому и море по колено»;злой плите: «Не злись на других, самому от этого хуже становится».
8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям.ПР: «Если беда с кем-то случится, то надо спешить на помощь».Или: «Не смейтесь чужой беде — может быть, своя впереди».
9. Придумывается название сказки,которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная.», «История, которая произошла там- то.», «Как кто-то учился мудрости».
Методические рекомендации
Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев,
При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье — о недовольстве героя, частое хихиканье — о бестолковой веселости).
Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники.
В процессе создания текста сказок целесообразно использовать приемы эмпатии, которые позволяют ребенку превратиться в героя и от его имени составить текст.
Педагог должен побуждать детей придумывать разнообразные места,где разворачивается диалог оживших предметов: сказка может произойти в портфеле (герои — школьные принадлежности, на письменном столе (герои типичные для этого места, в ванной комнате (герои — туалетные принадлежности).
Источник