Сказка как всестороннее развитие ребенка дошкольника

Наталья Петрова
Сказка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Автор: Петрова Н. В.

«…. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский.

Сказка как средство всестороннего развития

детей дошкольного возраста.

Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Опыт работы

Считаю, что именно с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, сказка является незаменимым средством воспитания и образования ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. И именно этот импульс и позволяет сделать сказку в работе с дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки?

Именно этому вопросу и посвящен мой опыт работы.

Цель: использование педагогического потенциала сказки для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели решила ежедневно использовать сказку для развития всех сторон личности ребенка дошкольного возраста с помощью следующих методов и приемов:

• построение НОД на основе сказочных сюжетов.

• использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

• использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей;

• использование сказки как средства интеллектуального развития детей;

• использование сказки как средства художественно-эстетического развития детей;

• использование сказки как средства речевого развития детей;

• использование драматизации как активного способа восприятия сказки.

Работу начала с малышами.

Построение НОД на основе сказочных сюжетов.

Эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста на появление сказочного героя дает нам возможность сделать процесс обучения для них мотивированным и интересным. (давайте сравним установку воспитателя – «так детки, сегодня мы с вами будем лепить домик» или после прочтения сказки «Заюшкина избушка» воспитатель предлагает детям: «Ребята, а как вы думаете, что чувствует лисичка, когда ее выгнали из дома?. А давайте поможем лисичке стать доброй и, построим ей домик? А как это можно сделать)

При организации НОД я часто использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включая сказки в непосредственно образовательную деятельность, даю возможность детям приобрести опыт познания, создаю ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Данному вопросу посвящено множество педагогических изданий, но, конечно же, педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! Какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач. Например:

1. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из модульного крупного конструктора постройки.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

2. Педагогическая задача – учить делать детей постройки из деревянного конструктора.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок (варианты детей). Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город).

3. Педагогическая задача — обучение рисованию предметов квадратной формы. (аппликация «дом»).

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать, как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте).

Использование сказки как средства интеллектуального развития детей.

Сказка способствует интеллектуальному развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развивает познавательный интерес, умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.

Даже названия сказок способствуют развитию математических способностей, а именно счету. Например: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». А в сказках «Теремок», «Рукавичка» дети не просто считают, а на протяжении всей сказки занимаются сложением, суммируя жителей …и стали они жить вдвоём, …. втроем…, сравнивают по величине медведя и теремок (рукавичку) и т. д.

При работе с сюжетами уже знакомых сказок использую такие приемы:

составление сказки по картинкам в правильной последовательности;

составление сюжетной картины по сказке из разрезных картинок;

конструирование из бумаги;

настольно-печатные игры.

Использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания

Читайте также:  Краткое описание развития ребенка по месяцам

детей.

Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо». У ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т. д.

Использование сказки как средства художественно-эстетического

развития детей.

Сказка играет большую роль в формировании у детей художественно вкуса и творческих способностей. На занятиях по изобразительной деятельности активно использую сказочные сюжеты, сказочных героев, которых дети изображают способом рисования (в различных техниках, лепки, аппликации.

Дети охотно выполняют коллективные работы: рисование по сказке «Маша и медведь» (старшая группа); аппликация по сказке «Три медведя» (средняя группа, «Репка» (старшая группа, «Гуси-лебеди» (подготовительная группа). В рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» был оформлен журнал «Наши любимые сказочные герои», в котором собраны детские рисунки с изображениями любимых сказочных героев.

Использование сказки как средства речевого развития детей.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. В своей работе с детьми часто использую такие приемы:

Придумаем сказке продолжение;

Изменим конец сказки;

Сочиним сказку.

В прошлом учебном году в рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» была создана книга сказок, сочиненными воспитанниками подготовительной группы и их родителями. Семья каждого воспитанника приняла участие в создании этой удивительной книги: сказки длинные и короткие, смешные и грустные, иллюстрированные красками, цветными карандашами, мелками, пастелью, компьютерными картинками, но все интересные и поучительные. А главное, действительно сочинённые либо на новый лад, либо новые, сочиненные самостоятельно.

Следующим важным этапов в работе со сказкой является драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

Главным показателем хорошей работы педагога, считаю, умение детей самостоятельно организовывать игры-драматизации в свободное время.

Но формированию этого навыка, конечно, предшествует планомерная, целенаправленная работа педагога по организации игр-драматизаций.

В связи с этим, в первую очередь возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность, пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.). Здесь помогают дидактические игры, которые можно использовать на прогулке, в вечерние и утренние часы, например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Откуда я?» (описание героев) и другие. Подвижные игры, где требуется имитация движений животных.: «Вороны и пес», «Сова и воробушки», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши» и другие игры.

В своей работе я знакомлю детей с различными видами театра:

настольный,

варежковый,

кукольный,

пальчиковый.

Одну и ту же сказку мы часто проигрываем во всех видах театра – т. к. это способствует обогащению сенсомоторного опыта детей, учит их владеть своим телом, что лежит в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

С детьми подготовительной группы мы показывали кукольные спектакли малышам по сказкам «Теремок», «Маша и медведь», «Сказка про лень».

На примере настольного театра из фетра «Рукавичка» можно показать широкий спектр педагогических задач, направленных на познавательное развитие ребенка, решаемых при работе с данным видом театра.

1. Сенсорное развитие – работа с мягкими куклами (тактильные ощущения, закрепление знаний основных и дополнительных цветов.

2. Ознакомление с окружающим – лес, дикие животные, внешний вид животных, рукавичка (варежка,руки без рукавички мерзнут, собака испугала диких животных.

3. Развитие логического мышления – Почему звери разбежались?

4. Математическое развитие:

Закрепление счета (стали они жить вдвоем)

Ориентировка в пространстве – располагаем куклы выше или ниже, за или перед, вперед, в разные стороны в соответствии с текстом.

Величина (мышка маленькая, медведь большой – не уберется)

5. Речевое развитие – использование определений, рифмы (мышка-норушка, лисичка-сестричка и т. д., построение предложений, подражание голосам животных.

6. Нравственное воспитание – умение дружить, жить вместе, желание помочь (собачка вернула рукавичку дедушке).

Взаимодействие с родителями.

В своей работе по данному направлению использую все многообразие форм работы с родителями:

размещение информации в уголке для родителей;

беседы;

привлечение к изготовлению атрибутов и костюмов к спектаклям;

участие в работе по образовательным детско-родительским проектам;

участие в драматизациях, спектаклях;

участие в организации выставок.

В прошедшем учебном году родители принимали активное участие в образовательном проекте «Что за прелесть эти сказки», что позволило сплотить коллектив родителей, укрепить детско-родительские отношения, а детям этот проект подарил мир прекрасного, обогатил их жизнь новыми добрыми впечатлениями.

В новом 2018-2019 учебном году, работая с малышами ясельной группы, познакомившись с родителями, предложила пополнить наш театрализованный уголок новыми сказочными театрами. Родители с удовольствием приняли активное участие: рисовали фоновые картинки для сказок, изготовили деревянную подставку для пальчикового театра, оказывали помощь в изготовлении кукол-персонажей и смастерили самостоятельно различные театры из подручных средств.

Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготовке праздничных утренников, развлечений, участвуют в драматизациях, исполняют роли сказочных героев на праздничных представлениях.

Результат:

В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам.

По итогам работы отмечено:

• укрепление сотрудничества родителей с детским садом;

развитие у детей познавательного интереса;

• дети самостоятельно драматизируют знакомые сказки, обогащая сюжеты знакомых сказок и придумывая новые;

• активизировался активный словарь детей, происходит развитие диалогической речи, совершенствуется звуковая сторона детской речи;

• дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

• у детей сформированы:

основы нравственности и морали;

умение понимать содержание сказки;

умение оценивать поступки сказочных героев и свои;

умение последовательно пересказывать текс, выразительно передавая речь персонажей;

умение анализировать, делать выводы и обобщения.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список использованной литературы:

1. З. А. Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. — М.:Издательский центр «Академия», 2004-320с.

Читайте также:  10 месяцев ребенку развитие чему учить

2. З. А. Гриценко. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. — М:.Линка-пресс, 2003 – 176с.

3. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 — 372 с.

4. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. –М.: Мозайка-синтез, 2008- 64с.

5. Интернет-ресурсы

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-skazki-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/rol-narodnoy-skazki-v-poznavatelnom-razvitii-doshkolnikov

https://www.adou.ru/conference_notes/55

Источник

Софья Матчитова
Роль сказки во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста

Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Разнообразие тематики сказок дают возможность использовать их в целях всестороннего развития детей.

Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а в свою очередь, развитие чувств и фантазии приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.

Сказка развивает психическую деятельность ребёнка.

Это прекрасное средство для развития мышления, памяти, речи у детей.

Вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

При слушании и чтении сказок происходит развитие диалогической речи. А при пересказе осуществляется развитие монологической речи.

В процессе пересказывая, обыгрывания сказки активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, выразительность.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Способствует интеллектуальному развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развивает познавательный интерес.

Формирует интерес к книгам и потребность в чтении.

Воспитывает умение слушать.

Сказка играет большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле.

Недаром В. А. Сухомлинский говорил, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Каждая сказка представляет какую-то новою ситуацию, с которой ребенку придется столкнуться в реальной жизни.

С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать различные проблемы и корректировать поведение.

С помощью сказки у ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер: они представляют себя с полюбившимися героями произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в образ, что с помощью воображения становятся участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из дома?»).

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

Сказки формируют у детей представление о добре и зле, показывают красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

Читайте также:  Сферы социального развития ребенка инвалид

Развивают умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведению и других.

Одной из форм активного восприятия сказки детьми является драматизация, которой ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Используя пальчиковый театр при рассказывании сказки детьми, позволяет развивать творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

Даже названия сказок способствуют развитию математических способностей, а именно счету. Например, «Три медведя», «Волк и семеро козлят».

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие детей.

Значение сказки для всестороннего развития ребёнка

Всегда ли мы, взрослые, задумываемся о том, какую роль играет в становлении личности маленького человечка сказка?

Сказка — это основа духовной пищи маленького ребенка, это — неотъемлемая часть фундамента его будущих представлениях о мире, это — совершенно особый язык, и особый мир.

Почему об этом стоит говорить? Потому что все мы рассказываем или читаем сказки своим детям. Покупаем книги или достаем с полок те, по которым учились сами много лет назад. Позволяем смотреть любые мультфильмы. И крайне редко при этом задумываемся над смыслом самих сказок и о том, как они влияют на ребёнка.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное — следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран, могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем, освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула — к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказах учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например, гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке — не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателя. Например, сказки «перевертыши»: «Сказка деда Митрофана», «Как же его звали?», «Сармандей» и др; или «бесконечные» сказки, такие, как русская «Про белого бычка». В чувашской присказке «У одного была умная кошка» кошка умерла. Хозяин похоронил ее, на могиле поставил крест и на кресте написал так: «У одного была умная кошка.» и т. д. И так до тех пор, пока слушатели смехом и шумом («Хватит!», «Не нужно больше!») не лишат рассказчика возможности продолжать сказку.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости — на камне, что выучено в старости — на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек — четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «. вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Ск?