Сказка как средство развития творческих способностей ребенка
Серина Павлова
Мультимедийная сказка как средство развития творческих способностей дошкольников
Важным моментом в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста является умение самостоятельно сочинять сказки. Самостоятельное придумывание сказки способствует наиболее полному раскрытию и развитию творческих способностей ребенка, активизации воображения и мышления.
Актуальность данной работы заключается в использовании современных информационных технологий при создании детьми мультимедийной сказки.
Гипотеза:
Использование современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно раскрыть творческий потенциал ребенка. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.
Научное обоснование:
Современные исследования в области дошкольной педагогики К. Н. Моторина, С. П. Первина, М. А. Холодной, С. А. Шапкина, Ю. М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Как отмечают ученые, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
Цель:
– развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через создание мультимедийной сказки посредством использования ИКТ
Задачи:
• Изучить теоретические основы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
• Рассмотреть способы создания мультимедийной сказки посредством использования ИКТ как эффективное средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
• Создать условие, атмосферу творчества для придумывания сказки
• Организовать обсуждение продукта деятельности
• Разработать рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по данной теме.
Практическая значимость заключается в том, что опыт работы при создании мультимедийной сказки может быть использован воспитателями и родителями в работе по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, создают образ героев посредством рисования и получают от этого удовольствие. Дети с наиболее веселым характером рисуют яркие, красочные, веселые образы, а у застенчивых, замкнутых детей образы бывают скованными. Я решила использовать эту особенность детей при создании анимации сказок. Соответственно, работа по развитию творчества детей посредством составления мультимедийных сказок должна строиться с учетом определенных особенностей детей.
Работа по развитию творческих способностей мальчиков и девочек к придумыванию сказок строится поэтапно. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.
1 этап: «Продолжи сказку»
С детьми были проведены занятия с использованием метода формирования у детей творческих способностей, необходимых для сочинения сказок. Использовался метод: придумывания продолжения и завершения рассказа. Детям был предложен рассказ «Курочка Ряба». Занятие по обучению детей творческому рассказыванию преследовало решение ряда задач:
1. Учить детей последовательно придумывать продолжение рассказа.
2. Обучать детей композиционному построению творческих рассказов.
3. Передавать придуманное завершение рассказа выразительно и эмоционально.
2 этап: «Придумай сказку«.
Детям давалось задание придумать сказку, а затем пересказать его.
Воображение оценивалось по следующим признакам:
1. Темп работы
2. Необычность образов, использованных в сказке.
3. Разнообразие образов, используемых в сказке.
4. Проработанность и детализация образов, имеющихся в сказке.
5. Эмоциональность образов
3 этап:
Детям было предложено самим с помощью воспитателя нарисовать содержание сказки, которую они сами придумали. Дети охотно участвовали в организации этой сказки: рисовали с большим удовольствием, старались подражать движениям и голосам героев сказки во время рисования, что требовало от них интонационной и мимической выразительности.
Когда вся предварительная работа была проделана, предложила создать мультфильм, что вызвало у детей неописуемый восторг.
Все дети с большой радостью помогали мне, иногда давали советы, старались быстрее выучить тексты героев и с нетерпением ждали, когда же увидят свой мультфильм. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, нарисовать его сюжет, были более активны, внимательны друг к другу, старались полностью передать содержание сказки. В основном, они справились с заданием.
После завершения работы мы устроили родителям презентацию сказки Показ мультфильма прошел на ура, дети радовались, делились с родителями впечатлениями, эмоциями
Можно сказать, что благодаря созданию мультимедийной сказки достигается двойной результат:
Во-первых, развиваются творческие способности детей в процессе придумывания, рисования, рассказывания сказки, пополняется словарный запас, развивается мелкая моторика, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, повышается интеллектуальный уровень;
Во-вторых, более глубоко раскрывается внутренний мир ребенка, тем самым создается благоприятное поле для дальнейшей работы.
Дети научились самостоятельно принимать верные решения, стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.
. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду // Москва. — Мозаика — Синтез. – 2005
Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. — М.: Аркти, 2003. — 156 с.
Усачёва И. Волшебные карты, или Джанни Родари учит сочинять сказку // Семья и школа. — 1989. — № 4. — С. 21 — 23.
Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.
Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 208 с. — (Программа развития).
Источник
Содержание
Введение
3
Глава 1.Творческие способности детей
дошкольного возраста
5
- Творческие способности, сущность понятия, структура
5
Глава 2.Народная сказка, как средство
развития творческих способностей детей
5-6 лет жизни
7
- Сущность народной сказки и её особенности
7 - Народная сказка в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни
12
Заключение
21
Список использованных источников
Введение
Развитие
творческих способностей происходит в
деятельности, которая невозможна без
наличия достаточного социального опыта,
который ребенок черпает из окружающего
его мира посредством общения, наблюдения,
а также посредством народных сказок.
Народная
сказка обладает огромной силой эмоционального
воздействия и является основой
для формирования духовного мира
человека, его нравственности [15, C. 167].
В дошкольном
возрасте дети проявляют творческую
изобретательность в играх, в
разнообразной художественной деятельности.
Творческие способности являются одним
из компонентов общей структуры личности.
Развитие их способствует развитию личности
ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся
психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М.
Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих
способностей являются общие способности.
Если ребенок умеет анализировать, сравнивать,
наблюдать, рассуждать, обобщать, то у
него, как правило, обнаруживается высокий
уровень интеллекта. Такой ребенок может
быть одаренным и в других сферах: художественной,
музыкальной, сфере социальных отношений
(лидерство), психомоторной (спорт), творческой,
где его будет отличать высокая способность
к созданию новых идей. Исходя из анализа
работ отечественных и зарубежных психологов,
которые раскрывают свойства и качества
творческой личности, были выделены общие
критерии творческих способностей: готовность
к импровизации, оправданную экспрессивность,
новизну, оригинальность, легкость ассоциирования,
независимость мнений и оценок, особую
чувствительность [20, C. 376].
Народное
произведение играет немаловажную роль
не только в формировании у ребенка
выразительного, наглядно представляемого
образа, который впоследствии он может
воспроизвести на бумаге, но и способствует
возникновению определенных индивидуальных
ассоциаций. В этом и состоит актуальность
темы курсовой работы.
Цель: выявить
и определить как сказка влияет на творческие
способности детей 5-6 лет жизни.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- изучить сущность понятия и структуру творческих способностей;
- рассмотреть развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;
- определить сущность народной сказки и её особенности;
- изучить использование народной сказки в решении педагогических задач;
- рассмотреть народную сказку в развитии творческих способностей детей 5-6 лет жизни.
Объект исследования:
творческие способности детей 5-6 лет жизни.
Предмет
исследования: развитие творческих
способностей детей 5-6 лет жизни при
знакомстве с народных сказок.
Теоретическую основу исследования составили
труды отечественных учёных (Т. Азарина,
Л.С. Выготский, С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина,
И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина, Е.П. Гайдуль, И.В. Дубровина, О.Л. Иванова, И.И. Васильева,
Е. Крылов, В. Кудрявцев,
С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских,
А.Н. Леонтьев, Л. Прохорова,
Л.Е. Тумина, И.В. Шаповаленко и др.) в области
развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста, использовалась
специальная литература по педагогической
психологии, диагностике творческих способностей
ребенка, психологическому развитию детей,
а также формы и методы ознакомления детей
старшего дошкольного возраста со сказками
разных народов.
Практическая
значимость работы заключается в разработке
конспектов занятий по развитию творческих
способностей детей посредством народных
сказок.
Глава
1.Творческие способности детей дошкольного
возраста
- Творческие способности, сущность понятия, структура
Творческие
способности – психологические особенности
индивида, являющиеся возможностями успешного
выполнения им творческой деятельности
[16, C. 7].
Развитие
творческих способностей опирается на
соответствующие задатки. В настоящее
время показано существование особых
сенситивных периодов, на протяжении которых
развитие творческих способностей происходит
особенно благоприятно.
Таким образом,
творческие способности могут быть сформированы
у любого здорового ребенка.
К ведущим
свойствам творческих способностей
относятся:
а) свойства
художественного творчества воображения
и мышления, обеспечивающие отбор
главного, наиболее существенного и
характерного в явлениях действительности,
конкретизацию и обобщение художественного
образа, создание оригинальной композиции;
б) свойства
зрительной памяти, способствующие созданию
ярких зрительных образов в сознании
художника и помогающие успешной
трансформации их в художественный
образ;
в) эмоциональное
отношение (особенно развиваются эстетические
чувства) к воспринимаемому и
изображаемому явлению;
г) волевые
свойства личности художника, обеспечивающие
практическую реализацию творческих замыслов
[16, C. 7-8].
Названные свойства
наиболее успешно развиваются при
совершенстве зрительного анализатора,
обеспечивающего в процессе художественной
деятельности восприятие пропорций, особенностей
объемной и плоской формы, направленности
линий, пространственных отношений
предметов, светотеневых отношений, ритма,
цвета, принятых в возрасте 5гармоничности
тона и цвета, перспективных сокращений
объемных предметов движения.
К вспомогательным
свойствам творческих способностей
обычно относят:
а) свойства
зрительного анализатора отражать («чувствовать»)
фактуру поверхности воспринимаемых предметов
– мягкость, твердость, бархатистость
и т.д.;
б) сенсомоторные
качества, особенно связанные с действиями
руки художника, обеспечивающие быстрое
и точное усвоение новых технических
приемов в рисунке, в живописи.
Продуктивная
работа творческого воображения, мышления
и зрительной памяти имеет первостепенное
значение на всех этапах создания художественного
произведения. Созданное относится
и к развитому эмоциональному
отношению художника к изобразительному,
к волевому настрою в процессе
творческой работы. Это определяет
ведущий характер данных свойств.
Подчеркивая
исключительно важную роль одних
свойств способностей или отмечая
необходимость других, следует помнить,
что все они тесно связаны
между собой и лишь их гармоничное
сочетание определяет высокий уровень
развития творческих способностей [6, C.
252].
Развитие
творческих способностей возможно лишь
в процессе усвоения и практического применения
специальных знаний, умений и навыков.
Так, овладевая
знаниями о законах воздушной
и линейной перспективы, светотени,
конструктивной связи предметов
действительности, усваивая знание цветоведения,
композиции, овладевая графическими
умениями и навыками, школьники тем
самым развивают свои творческие
способности.
Отсутствие
необходимых знаний, умений и навыков
является непреодолимым барьером в
развитии способностей. Обучение и
воспитание, таким образом, служат решающим
фактором в формировании способностей.
Анализируя
способности к изобретательной
деятельности, необходимо рассмотреть
вопрос о том, что такое склонности,
и в каких отношениях находятся
склонности и изобразительные способности
у человека, и прежде всего у
ребенка. Склонность это особенность
личности, проявляющаяся в предпочтительном
выборе занятий какой-либо конкретной
деятельностью.
Как правило,
склонность к какой-либо деятельности
и способности к этой же деятельности
совпадают у одного и того же ребенка и
в дальнейшем их развитие идет параллельно
[16, C. 9].
Повышенная
склонность ребенка к творческим
способностям служит показателем пробуждающихся
у него способностей к художественному
мастерству.
Таким образом,
можно сделать вывод, обучение ребенка
лучше заниматься с самого рождения,
но развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста является
особенно необходимым. Дело в том, что
пик творчества у детей преобладает на
5-6 лет.
Глава
2.Народная сказка, как средство развития
творческих способностей детей 5-6 лет
жизни
- Сущность народной сказки и её особенность
Среди богатств
народного эпоса сказки являют собой
особую фольклорную форму, основанную
на парадоксе реального и фантастического.
Выразительно, с притягательной силой,
в доступной для ребенка форме
сказки раскрывают исторически сложившиеся
национальные и общечеловеческие ценности.
Именно поэтому они требуют аналитического
порядка, научного осмысления, во-первых,
с точки зрения жанровых особенностей
и места, во-вторых, изучение их педагогической
ценности для раннего периода
детства.
Сказка –
прекрасное творение искусства. Сказки
их общее достояние, унаследование от
времен киевской Руси бережно сохранившиеся
тремя народами. Сказки с XVII в. стали записываться.
Присущая
сказке увеселительная функция постоянно
подчеркивается издателями, сочинителями.
Именно для препровождения скучного
времени написан «Пересмешник»
М.Д.Чулкова, «Русские сказки П.Тимофеева».
В то же время
делаются попытки реабилитировать
этот жанр с точки зрения его полезности,
увидеть в нем только полезное
«столь полезны и сколь и приятны»,
поскольку служат источником сведений
о правах и обычаях народов.
Во второй
половине ХУШ в. не только ощущается
специфичность жанра сказки, но делаются
и попытки, и не безуспешно, определения
его содержательной и функциональной
специфики.
Жанровое
определение сказка – стало признаком
дивного, чудесного повествования о сверх
естественном, в котором злые и добрые
волшебные герои, богатыри и т.д. это чудесный
мир сна, мечты, красивый и далекий от правды
жизни мир [5, C. 10].
Атмосфера волшебства,
чародейства, напоминают эти произведения.
Т. Азарина отвечает,
что сказка – мир мечты, мир «только фантазия
изобретений», мир волшебства, несопоставимый
с действительностью, но в виде истинного
представлений света [1, C. 10].
Ученые по-разному
толковали сказку. Одни из них с
безусловной очевидностью стремились
охарактеризовать сказочный вымысел
как независимый от реальности, а
другие желали понять, как в фантазии
сказок преломились отношения народных
рассказчиков к окружающей действительности.
Ряд исследователей
фольклора сказкой называли все,
что «сказывалось».
Е.П. Гайдуль: «Под народной сказкой в широком смысле
этого слова мы разумеем устно-поэтический
рассказ фантастического, авантюрно-новелистического
и бытового характера». Профессор Б.М.
Соколов тоже считал, что сказкой следует
называть «Всякий успешный рассказ». Оба
исследователя утверждали, что сказки
включают в себя «целый ряд особых жанров
и видов». Б.М.Соколов указал на занимательность
сказок. Сказка всегда содержит занимательный
фантастический вымысел, независимо от
того, какой характер свойствен повествованию:
будет ли это легендарная, волшебная, авантюрная
или бытовая сказка. Без фантастики немыслима
ни одна сказка. Необычайно педагогической
стороной сказки была и осталась столь
богато и всесторонне представленная
в ней фантастика. Как домысел по отношению
к действительности, как гиперболическое
раскрытие свойств природы и человека
фантастика очень близка психике ребенка
[5, C. 10].
Л.Е. Тумина
принимает точку зрения, определяя народную
сказку как эпическое устное художественное
произведение, преимущественно прозаическое,
волшебное или бытовое по характеру с
установкой на вымысел.
Фантастика
сказок создана коллективными творческими
усилиями народа. Как в зеркале
в ней отразились жизнь народа,
его характер, Через сказку перед
нами раскрывается его тысячелетняя
история. В сказках о животных
функциональность вымысла преимущественно
на передаче критической мысли: в
юмористических целях, животным передаются
людские черты. В волшебных сказках
невероятность воспроизводимого основана
на передаче преодоления жизненных
препятствий посредством чуда. Этот
вымысел в истоках восходит к
древнейшим общемировоззренческим
и обрядово-магическим понятиям и
представлениям. Необыкновенное пронизывает
в волшебных сказках весь сюжет.
Бытовая сказка воспроизводит реальность
в утрированных формах нарочитого нарушения
реальности. Вымысел здесь основан
на несоответствии воспроизводимых
явлений нормам здравого смысла [19,
C. 110].
Существуют
такие особенности народных сказок:
народность, оптимизм, увлекательность
сюжета, образность и забавность, и
дидактизм.
Источник