Сказка как форма личностного развития ребенка
алла куркина
Сказка, как форма личностного развития ребенка.
в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающим ее первоначальный смысл, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки, тем самым и личностного развития. Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит остро. Ситуация в этой сфере значительно ухудшилась. Причиной тому явилось резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения, в виде тревожности, агрессивности, гипер активности и др. Поэтому первоочередной задачей для ученых является изучение психологических факторов, которые формируют развитие личности дошкольника.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме она присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, малыши постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы. Вот чем вызван интерес к данному вопросу.
В связи с вышеизложенным актуальность работы состоит в необходимости способствовать становлению личности дошкольника, воздействуя на него средствами устного народного творчества в целом и народной сказки в частности.
К сожалению, исследование позволило сделать вывод, что дошкольники нуждаются в целенаправленной работе по ознакомлению со сказками, в помощи в анализе сказки, осознанию поступков героев. В целях развития духовности ребенка необходимо вместе с дошкольником разобрать поступки героев сказки, проанализировать, почему добро побеждает зло, и почему мы должны ровняться на добрых героев.
Для этого мы разработали программу по личностному развитию дошкольников посредством народной сказки под названием «Страна волшебных сказок».
В процессе решались задачи:
1. Нравственное воспитание дошкольников
2. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
3. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
4. Донести до ребенка идею о том, что насилие порождает ответное насилие.
5. Обучить ребенка навыкам выражения негативные чувства в социально приемлемой форме.
6. Научить ребенка своевременно решать возникающие проблемы.
Взаимодействие осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники сказок, «сказочные» развлечения, тематические музыкальные вечера, театрально-сказочные пятницы, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг – самоделок.
В работе нами использовался наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Детям нравится участвовать в литературных викторинах, «Вечерах общения» и «Уроках доброты». Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
В рамках реализации программы «Страна волшебных сказок» было проведено 24 образовательного процесса, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 –25 минут процесс представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т. д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному педагогом.
Совместное чтение и обсуждение сказок – одна из главных ветвей программы. Помимо того, что дети знакомятся с новыми сказками, вместе со взрослыми они обсуждают ее сюжет, главных героев, делают выводы.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий воспитателя, дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается. Именно поэтому осуществляется вовлечение семьи осуществление программы «Страна волшебных сказок». При работе в данном направлении использовались различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители могли не только посетить любые занятия программы, но и принять активное в них участие. Совместно с родителями дошкольники принимают участие в организации выставок – конкурсов по «сказочной» тематике, изготавливают поделки – героев сказок – из природного материала, пластилина, бумаги, картона и т. п.
Также дошкольники и их родители привлекала к участию в праздниках, посвященных сказке, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол.
В конце каждого месяца происходит чествование и награждение тех ребят, которые активно принимают участие в программе.
После целенаправленной работы по развитию личности детей дошкольного возраста посредством сказок, нами было проведено повторное интервьюирование детей. Результаты показали, что у дошкольников расширились знания о том, чему учат сказки.
Материалы исследования могут быть использованы психологами, воспитателями, родителями и студентами.
Источник
Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста
Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.
Сказка может дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир,
может одарить его воображение и научить
критические воспринимать окружающее.
Д. Родари
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности и неповторимости; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на духовно- нравственное развитие дошкольника. Имея практический опыт работы с детьми дошкольного возраста считаю, что наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. И одним из таких методов является воспитание сказкой. Сказка — это удивительное средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Сказки- это тот кладезь народной премудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов общества. В связи с этим отказ от данного способа воспитания детей представляется если не ошибкой, то заметным упущением.
Привлекательность воспитания сказкой заключается в том, что она универсальна:
- Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
- Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог эмоционально защищены. Тем самым возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
- Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
- Сказка феерична. Обращаясь к сказке, педагог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, кукольный или драматический театр.
- Сказка эмоциональна. Ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
- Сказка мудра. Через сказку педагог может передать ребенку или родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
В моем, хоть и небольшом опыте работы прослеживается интеграция образовательных областей в процессе воспитания и развития детей через сказку.
1. Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность. Воспитывать умение воспринимать и понимать произведение искусства.
2. Познавательное развитие: воспитывать нравственные чувства, выражающие в сопереживании природе, героям сказок.
3. Речевое развитие: обеспечить возможность проявление детьми самостоятельности творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе прослушанных произведений.
4. Художественно-эстетическое развитие: развитие образного представления, способности замечать особенности предметов или героев и передавать их через продуктивную деятельность. Развитие артистических способностей.
5. Физическое развитие: формирование первичных целостных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через беседы, игры, чтение.
Для того чтобы работа была результативной, в группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие центры «В мире сказок», в котором расположены книги со сказками для детей, соответствующего возраста, также схемы для рассказывания сказок, иллюстрации из произведений, а также правила обращения с книгами.
В ходе совместной деятельности я знакомлю родителей с работой, которая проводится в группе: показ развлечений, досугов, театрализованных представлений. Периодически информирую родителей об успехах детей в пересказывании и рассказывании сказок, во время выполнения ролей в театрализованных представлениях. Я привлекаю родителей к участию в театрализованных представлениях, в развлечениях, в проводимых совместно с детьми праздников, делаю акцент на важность чтения сказок на ночь. В результате решения поставленных задач дети ярче выражают свои мысли и чувства в речи,
— знают определенные сказочные сюжеты;
— понимают сюжетную линию сказки;
— выделяют проблему, актуализированную в сказке;
— умеют передавать художественный образ в продуктивных видах деятельности.
В ходе своей деятельности, я поняла, что систематическое и целенаправленное использование различных методов чтения и инсценировки сказок создает условия для наилучшего развития творческого воображения, развития личности ребенка в целом. Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения, фантазии продуктивнее и разнообразнее. В конце хотелось бы добавить:
Сказка — это маленький волшебный мостик, соединяющий нас с нашими детьми. Чем больше таких мостиков мы построим – тем крепче будут наши отношения с детьми, тем более уверенными в себе и своих силах вырастут они. А ещё сказка — это фитилёк, разжигающий костёр фантазии, без которого просто невозможна жизнь ребёнка. Поэтому я говорю: «Пусть будет сказка!». Сказка, придуманная мамой для своего малыша, сказка, придуманная всей семьёй или первая своя сказка, которую сочинил ребёнок. Пусть будет сказка! И чем больше сказок будет, тем интереснее и веселее станет наша жизнь.
Спасибо за внимание!
Источник
Некоторые тезисы из работы по теме Сказка как форма личностного развития ребёнка
Введение
Актуальность исследование личностного развития ребенка посредством сказки обусловлена несколькими причинами.
В первую очередь следует указать, что детство – это период интенсивного развития ребенка, его личности; это период, когда закладываются основные черты и качества, которые будут во взрослости определять мировосприятие, поведение человека, специфику его взаимодействия с внешним миром. На это указывали в своих исследованиях все исследователи, в частности, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон и др. При этом нарушения в личностном развитии, возникающие в период детства, могут самым негативным образом сказаться на личности взрослого человека. При этом такого рода нарушения крайне тяжело поддаются коррекции. Следовательно, в период детства должны быть созданы наиболее благоприятные условия для здорового и полноценного развития личности ребенка.
Анализ литературы позволяет увидеть, что проблема развития личности ребенка является одной из ведущих как в психологических, так и педагогических исследованиях (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский). В частности, большое внимание уделяется средствам и формам развития личности ребенка. В то же время существует ряд форм воспитания и развития детей, которые сложились в культуре. К такого рода формам следует отнести сказку. Сказка привлекательна для детей, они с интересом погружаются в ее волшебный и увлекательный мир, сопереживают героям и воспроизводят сюжет сказки в своих играх (Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая). Это позволяет предположить, что сказка оказывает на ребенка достаточно сильное влиянием и может использоваться как особое педагогическое средство. При этом изучение литературы позволяет говорить о том, что сегодня такого рода потенциал сказки раскрыт незначительно. Существует потребность в анализе сказки как средства развития личности ребенка.
Объект: личностное развитие ребенка.
Предмет: педагогические условия развития личности ребенка.
Цель: изучить личностное развитие ребенка
Задачи:
1. выявить характер влияния сказки на ребенка
2. дать рекомендации педагогам и родителям по развитию личности ребенка
Гипотеза: сказка способствует личностному развитию ребенка
При проведении исследования были использованы следующие методы:
метод анализа литературы;
тестирование;
формирующий эксперимент;
статистические методы.
Методологическую основу исследования составляет деятельностный подход.
Теоретическую основу исследования составляют работы Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского, Л.В. Ворошниной, М.М. Рыбаковой, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкой.
Эмпирическая база исследования: исследование проведено на базе … в период с … по …. В исследовании приняли участие 32 ребенка в возрасте от … до .. лет.
Структура исследования: исследование включает введение, теоретическую и эмпирическую главы, заключение, список литературы и приложения.
Кроме того, для детей обеих групп характерен невысокий уровень сознательности, несобранность (экспериментальная группа 6,63, контрольная группа 6,47). Для детей характерна беспечность, небрежность, слабоволие, лень. Дети недостаточно доброжелательны (экспериментальная группа 4,87, контрольная группа 4,60). Дети нередко насторожены, недоверчивы, склонны воспринимать окружающих как конкурентов.
Следовательно, для детей обеих групп характерно сочетание черт экстраверсии и интроверсии, высокий уровень нейротизма, ригидность, недостаточная гибкость в отношении нового опыта, несобранность, недостаточная доброжелательность, недоверчивость, что может затруднять взаимодействие с другими людьми.
Заключение
С учетом актуальности проблем развития ребенка в период дошкольного детства была поставлена цель изучить личностное развитие ребенка. Для достижения поставленной цели было предпринято самостоятельное теоретическое и эмпирическое исследование.
На основе анализа литературы был сделан вывод, что сегодня личность понимается в качестве характеристики индивида как активного субъекта социальных отношений и целенаправленной деятельностной активности, а также системное качество индивида, обусловленное его осознанной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения. Период старшего дошкольного возраста является одним из важнейших с точки зрения развития личности. в этот период происходит активное развитие самосознания ребенка, осознание и усвоение им социальных норм, формируется способность к произвольному управлению своими состояниями и поведением, расширяется эмоциональная сфера, в частности, формируются социальные эмоции.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте является важной задачей, стоящей перед дошкольным образовательным учреждением. Решение данной задачи связано с обеспечением принципа личностного подхода и принципа деятельностного подхода, а также с обеспечением таких психолого-педагогических условий как целенаправленная организация взрослым деятельности ребенка, демонстрация взрослым норм и правил, а также оценку взрослым поступков ребенка.
К методам развития личности ребенка в условиях ДОУ могут быть отнесены методы формирования сознания (рассказ, беседа и т.д.), методы организации деятельности (приучение, упражнение и т.д.), методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, поощрение, наказание и т.д.). Основными формами развития личности являются упражнения, игры, экскурсии, использовании устного народного творчества, в частности, сказки.
Сказка представляет собой один из основных видов устного народнопоэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказка близка и знакома детям, в ней много ярких образов, что делает ее привлекательной. Работа со сказкой в детском саду строится с использованием разнообразных методов, приемов и форм и способствует обогащению личности ребенка.
С целью изучения развития личности детей дошкольного возраста под влиянием сказки было предпринято самостоятельное эмпирическое исследование. исследование носило характер формирующего эксперимента и позволило сделать следующие выводы.
Так, в результате формирующего эксперимента было выявлено возрастание экстраверсии, снижение нейротизма, возрастание открытости, сознательности и доброжелательности во взаимодействии с окружающими.
Кроме того, проведенный формирующий эксперимент способствовал возрастанию коммуникативных умений экспериментальной группы, в частности умений договариваться, осуществлять контроль, оценивать результат совместной деятельности, оказывать помощь другому и организовывать взаимодействие.
Также дети, участвовавшие в формирующем эксперименте, демонстрируют развитие морально-нравственных качеств, в частности, способности преодолевать эгоистические интересы и делиться с другим, у испытуемых экспериментальной группы было выявлено повышение самооценки и уровня притязаний.
Следовательно, сказка способствует личностному развитию ребенка.
Гипотеза доказана, цель исследования достигнута, задачи решены.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология личности. СПб., 1999. с.186
2. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста, 4-7 лет : Дис. … канд. психол. наук М., 2000
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994
4. Арьес Ф. Века детства // Журнал практического психолога. 1997, № 1
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов М., 2005. – 100 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2000
7. Большая советская энциклопедия М., 1976, Т.6, с.79
8. Большой психологический словарь / Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Санкт-Петербург: Прфйм-ЕВРОЗНАК, 2008
9. Большой психологический словарь.- 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П. Зинченко.- М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.- 811 с.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика — СПб: Питер,2000. — 304 с.
11. Бутенко В.Н. Особенности межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников : дис. … канд. психол. Наук М., 2007
12. Венгер П.А. Игра как вид деятельности.// Вопросы психологии № 3, стр. 163-165
13. Вербицкий А.А., Дубровина И.В. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
14. Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в процессе совместного труда//Дошкольное воспитание. -1992. — №1. -С. 13-17.
15. Вопросы детской психологии / под ред. Леонтьева А.Н. — М., 1998-190с.
16. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина . — М.: Педагогика, 1993. — 368 с., ил.
17. Гальперин П.Я. Психология развития М., 1995 с.287
18. Гаспарова Е.М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы психологии. 2004. № 6.
19. Головин С.Ю. Словарь практического психолога — Минск, 2007, с. 380
20. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
21. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. 2001, №11
22. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. –№ 1. С. 12–22
23. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.-М.,1993
24. Запорожец А.В. Психология М., 1990, с.100
25. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия М., 2000, с. 86
26. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999, с. 86
27. Зиновьева М.В. Влияние стиля воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста. Дис. … канд. психол. Наук, М., 2001
28. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994
29. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 1216 с.
30. Казарцева Т.Б. Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста / Электронный ресурс pklabdo.lanta-net.ru
31. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов/ Капица Ф. С., Колядич Т. М. — Москва, 2002
32. Карелин А. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. – М.: Издательство АСТ, 1997, с.286
33. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: НПЦ, 1996. — 40 с.
34. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М.: Владос, 1998. — 240 с.
35. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика,М., 2006
36. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1991, с.24
37. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.
38. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. — 2003. — № 6
39. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. — Киев: Высшая школа, 1977. — 120 с.
40. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М., 1997.
41. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет М., УРАО, 1998
42. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология М., 2000. с.86
43. Лавренко И.В. Воспитательное значение сказки в развитии личности ребенка // Открытый урок / Электронный ресурс https://festival.1september.ru/articles/588016/
44. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. — М., 1993, с. 224
45. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. — М., 2004, с. 24
46. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. – С. 10–86
47. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой. — М.: Педагогика, 1998. — 168 с.
48. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1980. — 190 с.
49. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997, с.86
50. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 2001
51. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1. С.70
52. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: Академия, 1997. — 90 с.
53. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология М.: Просвещение, 2003.—256 с.
54. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М, , 2003. – 160 с.
55. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М., 1982. с.86
56. Методика «Подели игрушки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.45-46.
57. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. -М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.
58. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. — 96 с.
59. Мухина В.С. Возрастная психология 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
60. Немов Р.С. Психология. Учеб.: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии — М.: Просвещение, 2000, с.83
61. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология М., Российское педагогическое агентство. 1996
62. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
63. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. — М., 1990, с.204
64. Обязательный минимум содержания дошкольного образования / Электронный ресурс https://www.websib.ru/education/normbasa/letter974.htm
65. Осипенко Г.Г. Игра, как средство формирования коммуникабельности ребенка-дошкольника https://www.den-za-dnem.ru
66. Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой М.,1990
67. Педагогика и психология игры.// Межвузовский сборник, Новосибирск: НГПУ, 1995, с. 24
68. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 175
69. Петренко А.С. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М, 2007. — 180 с.
70. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология — М.: Педагогика, 1992, с. 124
71. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1991, с. 24
72. Подласый И.П. Педагогика. – М., Владос, 2000, с.180
73. Психологический словарь / Под.ред В.А.Петровского. М., 2000, с.12
74. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
75. Психология формирования и развития личности. — М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
76. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1989. — 240 с.
77. Реан А.А. Развитие человека Психология человека от рождения до смерти — М.; СПб., 2001, с.180
78. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000, с. 700
79. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
80. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
81. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. — Харьков: Фолио, 1997. – 180 с.
82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. — Питер — 1997., С. 17
83. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. — 367 с.
Источник