Сказка для развития речи ребенка

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

По теме: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».

Подготовила: Железнякова О.А.

Санкт-Петербург, Колпино

2018 г.

Речевое развитие детей дошкольного возраста является оной из наиболее актуальных и сложнорешаемых проблем в современной педагогике. В наш век всеобщей компьютеризации взрослые все больше поощряют занятия детей с компьютерами, планшетами, телефонами…, и все дальше на последний план уходит книга. Нам, педагогам, приходится приложить немало усилий, чтобы заинтересовать ребенка именно литературой. И тут на помощь приходит сказка…

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадет.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории «из жизни»? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

Нужно помнить, что каждому возрасту своя сказка. Но также одну сказку можно перечитывать разным возрастам и каждый раз находить новые ценности.

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим,-важные для формирования речи функции:

  • расширяет словарный запас ребенка
  • передает готовые художественные обороты и метафоры
  • показывает пример составления различных предложений
  • естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития. Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно для формирования связной речи дошкольника.

Формы работы со сказкой могут быть различны:

  • пересказ
  • сочинение сказочных историй
  • придумывание своего окончания
  • добавление нового героя
  • Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном
  • Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
  • Сравнение: кто на кого похож, сравнение иллюстраций разных авторов
  • Словесное рисование иллюстраций…. И т. д…

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок.

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями.

Сказка может служить привычным шаблоном и для различных речевых упражнений. Можно придумывать задания на формулировку предложений или игры со словами и буквами в сказочном контексте.

Например, для детей младшего возраста интересно формировать сказочную карету, которая отправится в путь, если только дети выполнят определённые задания. Каждому посетителю кареты даётся индивидуальное задание для объяснения и рассуждения.

  • Кто расскажет, в какие необыкновенные места мы направляемся
  • Какие волшебные слова нужно произнести, чтобы карета отправилась в путь
  • Кто назовет, какие подарки можно привезти своим друзьям из сказочной страны

В старшем возрасте сказка поможет восприятию буквенно-звукового состава слова. Например, расселение сказочных героев в Теремок. Предложите старшему дошкольнику расселить Медведя, Зайца, Кота, Лисицу, Мышку и Ежа так, чтобы на первом этаже Теремка жил персонаж, у которого больше всего букв в имени, а выше – с постепенно уменьшающимся количеством букв. В подводный Теремок уместнее заселять Карася, Окуня, Щуку, Сома; в ягодный – иных жителей.

Подобные игры со сказочным контекстом являются привычной средой, в которой дошкольники развивают новые речевые навыки, расширяют словарный запас, продвигаются в освоении буквенного и звукового анализа, тренируются излагать свои мысли понятным языком.

С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам придется вспомнить главный язык детства — мудрую и очень интересную сказку. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью детишки очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Источник

Роза Власова
Сказка как эффективное средство развития речи детей раннего возраста

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок” — эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в воспитании по-прежнему сохранилась.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одним из современных средств, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача — выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.

Я считаю, что наиболее эффективна форма взаимодействия с детьми и их родителями по данному направлению — это реализация педагогического проекта. Так в этом учебном году в нашей группе – в группе раннего возраста реализуется проект «Что за чудо – эти сказки». Его участниками стали воспитанники, их родители и педагоги детского сада (воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель). Актуальность этого проекта состоит в том, что сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка. В данном проекте я постаралась при помощи сказочных героев активизировать речь, расширить знания детей об окружающем мире. Проект представляет собой еженедельную смену сказки в течение года. Мы с детьми погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок» и т. д.

Цель проекта: Создание условий для развития речевой активности детей посредством сказки.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием сказок.

2. Развивать речь и обогащать словарный запас детей:

3. Воспитывать интерес и любовь детей к русским народным сказкам.

Продуктом данного проекта является оформление альбома «Мои любимые сказки».

Ресурсное обеспечение проекта предполагает использование ресурсов, выделенных для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Реализация содержания педагогического проекта предполагает определенную поэтапность: подготовительный этап — это изучение и подбор методической литературы по теме и составление плана совместной деятельности с музыкальным руководителем, воспитателями старших групп и с родителями воспитанников по речевому развитию детей, основной – еженедельные мероприятии для детей; и заключительный этап — это проведение развлечения «Полянка сказок»и оформление альбома с помощью родителей на тему: «Мои любимые сказки».Разработанный мною план мероприятий имеет следующие разделы: тематика мероприятия, цель, содержание, форма проведения, предполагаемая дата. Данный план реализован в ходе основного этапа проекта. Остановлюсь на нем более подробно.В ходе этого этапа я старалась использовать активные формы работы с родителями: мастер-классы, семинары – практикумы, творческие мастерские, коллективные аппликации, совместное создание стенгазет. Некоторые мероприятия разрабатывались и проводились вместе с музыкальным руководителем, например, показ кукольного театра по сказке «Репка» или с воспитателем и воспитанниками старшей группы, например драматизация сказки «Репка»Тематика мероприятий основного этапа различна: рассматривание картинок из серии «Дикие животные», игра-занятие по сказке «Теремок», просмотр мультфильмов «Три медведя», «Курочка Ряба», «Репка» и др., игра-занятие по сказке «Курочка Ряба», показ настольного театра по сказке «Репка», чтение сказки «Волк и семеро козлят» с показом на фланелеграфе, лепка «Тарелки для медведей», рисование цветными карандашами «Дорожка для колобка», дидактическая игра «Чудесный мешочек» «Овощи», аппликация «Выросла репка большая пребольшая», дидактическая игра «Кто как кричит», подвижная игра «Раз, два, три – колобка догони», «Зайки белые сидят», просмотр музыкального спектакля по сказке «Заюшкина избушка».

Для достижения результатов в каждом мероприятии проекта взрослые организовывали различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительную, музыкальную и двигательную.

Моя роль, как воспитателя, в данном проекте носила информационный, организационный и воспитательно-образовательный характер.

В ходе проекта родители моих воспитанников знакомились с методами речевого развития детей, совместно с детьми читали художественные произведения, обыгрывали различные ситуации в сказках, вместе выполняли различные творческие задания, беседовали и играли с ними.

Совместная деятельность участников проекта обогатила воспитательный опыт родителей и способствовала речевому развитию детей. Подводя итоги, можно сказать, что позиция родителей как воспитателей стала основываться на педагогических принципах. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах речевого развития детей.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития младших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, потешки, стихи) и на выразительную сторону речи, интонацию, игровое общение. Это позволило решить поставленные задачи.

Так как яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Источник