Сказка ценность ее для развития ребенка

Сказка ценность ее для развития ребенка thumbnail

Алена Москвичева
Консультация «Ценность сказки в жизни ребенка»

Сказки в жизни ребенка.

Сказка – литературное произведение, в котором рассказывается о чем-то волшебном, необыкновенном. Самые удивительные события обычны в сказке. Сложно переоценить роль сказки в воспитании детей.

Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов.

При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова, уточняется значение известных ранее.

Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни.

Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли.

Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. В сказке всегда есть четкая граница между Добром и Злом, положительные герои всегда являются носителями самых лучших черт характера, а отрицательные – самых худших.

Слушая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела.

В сказках любого народа обычно ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. В русских сказках это: трудолюбие, верность в бою и в беде, преданность Родине, смекалка. Не зря считается, что по сказкам можно понять взгляды народа и его философию. Воплощение в сказках положительных черт в главных героях сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Поэтому каждый малыш обязательно должен познакомиться со сказками своего народа.

Ни один ребенок не любит наставлений. А сказка и не учит напрямую, хотя за ее развлекательной формой всегда заложено какое – то поучительное содержание. Как сказал А. С. Пушкин «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Урок этот дается не в виде нотаций и поучений, а яркими и убедительными образами, которые позволяют ребенку на конкретных примерах увидеть действенные способы поведения в той или иной ситуации. При этом детям ничто не навязывается насильно, и все новое, что они узнают, воспринимается как результат собственных усилий.

Сказки показывают, что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.

Положительным сказочным героям в сложных жизненных ситуациях, как правило, приходят на помощь другие люди, животные или сама природа. Но помощники появляются только в крайнем случае, когда главный герой не может справиться в одиночку. Эта особенность важна для формирования самостоятельности.

Как правило, большинство детей первый опыт серьезных переживаний приобретает из сказки. Благодаря этому дети узнают, что в жизни встречаются неприятности, болезни и даже смерть. Это адаптирует ребенка к трудностям, готовит его к благополучному переживанию стрессовых ситуаций. Проживание опасных или сложных жизненных ситуаций в воображении уменьшает страхи, повышает уверенность в себе.

Сказки воспитывают чувства, эмоциональное восприятие мира, отзывчивость, сердечность. Благодаря этому у ребенка формируется способность сопереживать, без которой человек не человек.

Велика роль сказок и в семейном воспитании. Через сказку формируется образ семейных отношений, устоев, почитание родителей и благодарность им.

В дошкольном возрасте происходит принятие ребенком гендерной роли, формируются представления о модели поведения женщин и мужчин в обществе, в семье. Здесь на помощь родителям и воспитателям тоже приходят образы из сказки. Для девочек это красная девица, для мальчиков – добрый молодец.

Сказки позволяют развивать творческий потенциал, фантазию ребенка. Многие вещи детям кажутся живыми существами. Поэтому малыши с охотой слушают истории о приключениях обыкновенной швейной иглы или игрушечного солдатика. Еще Гете говорил, что дети могут из всего сделать все. Ребенка увлекают чудесные превращения, ему важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого малыш получает удовольствие.

С помощью сказок можно помочь ребенку преодолеть его страхи: боязнь темноты, боязнь определенных животных, боязнь выступать перед публикой и т. д. Дети часто испытывают страх перед неизвестным и опасным. Самостоятельно справиться с этим ребенку не так-то просто. Поэтому в психологии существует метод сказкотерапия, с помощью которого детям помогают преодолевать различные страхи. Педагог акцентирует внимание ребенка на приобретении знаний, нужных для преодоления той или иной проблемы, помогает сформировать необходимые для этого навыки.

Сказки близки детям по мироощущению, ведь у ребенка эмоционально – чувственное восприятие мира, ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка действует, прежде всего, на чувства, на сердце, а потом на разум.

Мудрость многих поколений отражена в сказках, но зачастую она представлена в иносказательной форме, в виде символов, непонятных сознанию. Секрет сказок заключается в том, что малыш воспринимает услышанное одновременно и сознанием, и подсознанием. Ребенок сознательно сопереживает главному герою, а подсознание в это время впитывает глубокие истины. Таким образом, сказки являются особым способом познания мира, неисчерпаемым источником народной мудрости.

Источник

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

сказки и ребенок

Когда наступает возраст сказок

Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.

Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм — то, что нужно для развития речи.

Потешки кликабельные:

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Читаем также: «Сказка на ночь» или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?

Влияние сказок

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

сказки для маленьких

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, «вырабатывает иммунитет» к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея «унисекс-воспитания», девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

персонализированные сказки для воспитания детей

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

Какие сказки читать детям

Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.

  • Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
  • Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

  1. Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
  2. Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
  3. Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.

Читаем далее: 

  • Сказки на ночь — приятный ритуал перед сном
  • Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • Влияние современных гаджетов на детей
  • Значение игры в жизни ребенка

Влияние западных мультиков на детей

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник

Разработка для воспитателей ДОУ «Педагогическая ценность сказок».

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна
Описание:
— в данной статье рассмотрены теоретико-методическое обоснование педагогического воздействия сказки в процессе воспитания младших дошкольников одним из способов приобщения младших дошкольников к социально значимым ценностям — народной сказке.
Данная статья будет полезна педагогам детского сада, воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родителям, которые заинтересованы в правильном воспитании своих детей.
Цель:
— изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи:
— рассмотреть нравственно-духовные достоинства сказки в воспитание дошкольников;
— раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок.
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)

Сказка ценность ее для развития ребенка

Волшебная сила сказок известна с давних пор. Издавна родители воспитывали своих детей с помощью сказок.

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В сказке, возможно, все, чего не бывает в жизни. С помощью сказки маленький человек входит не только в мир чудес и волшебства, но и погружается в глубины своей души.
Почитай, пожалуйста, сказку, каждый раз перед сном просит малыш. Просьба ребенка имеет две стороны:
— с одной стороны — это еще одна возможность еще раз услышать любимую историю или сказку, или любимое стихотворение,
— с другой – еще одна возможность оттянуть время, потому что ну уж очень не хочется спать. Сказки обязательно есть в каждом доме, и они читаются детям всех возрастов.
Изучение народной сказки начинается со сказки о животных и это не случайно. Сказки о животных – самый простой вид сказок.
Сказки о животных одушевляют детей, наделяют способностью думать детей, говорить и разумно действовать, очеловечивают животный мир. Но необходимо помнить: подбирая сказки для детей, прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка и особенности его психического развития.

Сказка ценность ее для развития ребенка

Двухлетнему ребенку, Который совсем недавно научился удерживать в памяти свои собственные действия с предметами и воспринимать несложные действия сказочных персонажей, сказки о волшебниках и сказки, о колдунах будут ну совсем уж не непонятны.
Зато, сказки о животных точно понравятся, и ваш малыш с большим увлечением имитировать звуки сказочных персонажей и пытаться воспроизвести их действия.
Очень полезны для маленьких детей такие сказки как:
«Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Котик и Петушок», «Коза-Дереза», «Сорока-белобока» и многие другие, преимущественно народные сказки. Ребенку, слушая эти сказки лучше и легче запомнить сказку, чтобы потом ее воспроизвести в слух.
По мере взросления ребенка в возрасте от двух до пяти лет, это тот период, когда у ребенка развивается воображение, и он начинает фантазировать, тогда уже можно рассказывать волшебные сказки.
Но порой способность к фантазиям иногда вселяет детский страх перед определенными персонажами, такими как Баба-Яга, Кощей Бессмертный и другими. Поэтому родителям не стоит запугивать своих детей волками, ведьмами и другими сказочными существами, чтобы не вызвать психологических проблем в будущем.

Сказка ценность ее для развития ребенка

Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправлять» «неправильные» черты характера. Так, малышам жадным и эгоистичным, полезно почитать сказки « О рыбаке и рыбке», «О трёх жадных медвежатах», «Сказку о золотом петушке»,
В сказке нет прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, смысл, который они постепенно воспринимают (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Слушая сказки, дети сочувствуют персонажам, переживают за персонажей, сочувствуют им, у них появляется желание чем-то помочь персонажам и героям сказки.
Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вместе с ним цветные красочные картинки и, комментируя их, сам понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство — естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент — и понадобятся годы специальные методики прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко — достаточно просто читать ребёнку сказки.
Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни.
Плохие и отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Див), и их поведение, и их поступки характеризуют их с плохой стороны. Дети понимают из сказки, что упорной борьбой со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на встречающиеся, на пути препятствия и временные неудачи, что верить надо в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.

Сказка ценность ее для развития ребенка

С помощью сказок, дети легко входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну — Лебедь, в красную шапочку, в Машу, они чувствуют и понимают, что сказки нереальны, но в, то, же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном, сказочном, волшебном.
При чтении сказки или другого произведения необходимо помнить, что нужно обязательно выразительно прочитать, менять интонацию речи, менять мимику лица, потому что дети следят за каждым вашим движением, действием, необходимо, чтобы дети слушали вас затаив дыхание, боясь пошевелиться. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение.
Небольшую сказку, которую вы прочли, и заметили, что она вызвала интерес целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
После прочтения сказки, отрывка можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?)
Если после первого чтения сказка уже понята детьми, можно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Зачастую при чтении сказки или другого произведения детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.
Большое значение для детей в период чтения имеет показ иллюстраций, это усиливает эффект сказки.
Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но только после чтения.
Иллюстрации к сказка привлекают внимание детей, помогают воспринять услышанное, раскрывают содержание, пробуждают у детей способность сострадать, сочувствовать, порадоваться.
Сказка дает детям уверенность в том, что жизнь справедлива, что добро должно обязательно победить зло, как бы могущественно и коварно зло ни было. Маленькие дети усваивают это как факт. Они пока еще ни в чем не сомневаются. А такая уверенность нужна, потому что без нее очень трудно жить.
Дети и сказка – неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.

Рекомендуем посмотреть:

Сказка ценность ее для развития ребенка
Сказкотерапия для детей с ОВЗ

Сказка ценность ее для развития ребенка
О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Сказка ценность ее для развития ребенка
О роли сказок в воспитании ребенка

Сказка ценность ее для развития ребенка
Педагогическая ценность сказок

Источник