Скачок в развитии ребенка в год

Скачок в развитии ребенка в год thumbnail

26 Сентября 2018

Многие молодые родители хотят знать, что должен уметь ребенок в 1 год, что является нормой развития, а что нет. Но опытные педиатры склоняются к мнению, что нормы вообще нужно отменить. Существует лишь приблизительный перечень вещей, который должен уметь малыш в том или ином возрасте. И то, нужно каждый раз помнить, что детки уникальны и делать приблизительный подсчет- плюс, минус месяц. Речь, конечно, не идет о серьезных нарушениях в развитии, которые к одному году уже должны быть диагностированы.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год 

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра

В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, — смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Скачок в развитии ребенка в годСуществует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

Что касается еды, то тут тоже есть некоторые требования. 

  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

55-я неделя: новые задачи — новый мир!

Первый день рождения — одно из самых важных событий не только в жизни ребенка, но и родителей. Ведь это определенная черта, первые шаги, в прямом смысле слова, во взрослый мир. Не так давно начавшаяся вертикальная жизнь, а вместе с ней и свобода передвижения, дают куда больше возможностей для новых открытий. Однако долгожданный праздник может быть омрачен капризами — ведь именно в это время, в районе 55 недели, малыш переживает новый скачок развития.

Он начинает понимать, что для того чтобы добиться определенного результата не всегда нужно выполнять одну и ту же последовательность действий — для этого существуют разные пути. Таким образом малыш открывает для себя понятие «задачи» и способы их выполнения. Вместе с этим он осознает, что такое съесть обед, собрать пирамиду, убрать игрушки, сходить в магазин — все что взрослому кажется обычными повседневными делами. Конечно, на первом этапе задачи, которые понимает и выполняет ребенок, несколько примитивны, однако постепенно их круг расширяется.

Ведь это взрослому не нужно объяснять, что понятие «пропылесосить» может включать в себя совершенно разную последовательность действий, которая зависит от комнаты, окружающей обстановки и даже просто настроения. Ребенок же вдруг осознает это впервые. Теперь, когда мама говорит «пойдем погуляем» малыш понимает, что для этого нужно одеться, обуться, сесть в коляску. Кроме того, теперь он не просто живет рядом с вами, но и начинает «помогать», в некоторых случаях мысленно, в некоторых — на деле.

Для родителей этот период — один из самых сложных. Ведь ребенок становится непредсказуемым — часто непонятно, чего же он хочет добиться теми или иным действиями. Кроме того, вчерашний малыш начинает требовать самостоятельности, проявляет желание одеваться, есть, пить без посторонней помощи. Да и игры его становятся куда более сложными. В среднем этот скачок длится 4-5 недель, однако, как и другие, может сократиться до 3, а может растянуться и на 6. По завершении этого периода вы непременно поймете, что маленький человек медленно, но верно начинает взрослеть.

Признаки скачка 55-недели

Как и во время любого другого скачка, ребенок становится более беспокойным и проблемным чем обычно. Конечно, признаки у каждого индивидуальны, но, тем не менее, чаще всего о том, что малыш стоит на пороге новых открытий, свидетельствует один или несколько из приведенных ниже факторов.

  1. Ребенок ни отходит от мамы. Некоторые дети цепляются за ноги, другие постоянно хотят быть на руках, а кому-то достаточно просто быть неподалеку и «дозаправляться мамой», периодически прикасаясь к ней. В любом случае, вы почувствуете, что малыш испытывает потребность в телесном контакте.

  2. Недоверие по отношению к окружающим. На этом этапе это уже не просто стеснение, а именно недоверие по отношения не только к посторонним людям, но и родственникам. Хотя, надо заметить, есть дети, которые во время скачка 55-й недели хотят проводить больше времени не с мамой, как это было всегда, а с папой.

  3. Потребность в тесном контакте. В этот непростой период малыш хочет одновременно сохранить свою самостоятельность и, в то же время, быть в тесном контакте с мамой. Поэтому, сидя на руках, он лишь ненадолго прижимается, и дальше отправляется заниматься своими делами.

  4. Желание развлечений. Если малыш вдруг перестает играть самостоятельно и хочет, чтобы его не переставая развлекали — один из признаков очередного скачка развития.

  5. Проявление ревности. Дети-собственники на этом этапе могут устраивать настоящие скандалы из-за того что мама отвлеклась на кого-то или даже что-то. Капризами они требуют, чтобы все время было посвящено только им.

  6. Резкие перемены настроения. Безудержное веселье, неожиданно сменяющееся грустью и даже тоской — еще один признак скачка 55-й недели.

  7. Проблемы со сном. У некоторых детей во время скачка 55-й недели меняется режим сна и бодрствования, другие становятся беспокойнее, ворочаются в кровати, третьи и вовсе отказываются укладываться днем, а может быть и вечером.

  8. Сложности с едой. Если малыш отказывается от некогда любимой еды, капризничает и проявляет недовольство — это один из первых признаков очередного скачка. Относиться к этому стоит с пониманием — ребенок вряд ли останется голодным, в таком возрасте он уже сам способен попросить поесть и попить, когда действительно захочет.

  9. Мечтательность. Если ребенок во время игры вдруг начинает смотреть в одну точку и словно задумывается о чем-то — не стоит его окликать и пытаться «вернуть к жизни». Это нормальное явление, он просто «берет паузу» для того чтобы осознать вновь открывающиеся явления.

  10. Еще один признак — малыш неожиданно может стать милым и покладистым. Он подходит к маме только для того чтобы ее обнять, поцеловать и вновь продолжает заниматься своими делами.

  11. Во время скачка 55-й недели малыш может выбрать для себя какой-нибудь мягкий и теплый предмет: игрушку, тапку, тряпочку, плед и не расставаться с ним практически никогда. Кроме того, он проявляет к нему теплые чувства: целует, обнимает и разговаривает.

  12. Непослушание и приступы ярости. Многие дети, переживая скачок 55-й недели, привлекают к себе внимание родителей непослушанием. Притом делают они это тогда, когда вы особенно заняты. У вспыльчивых малышей могут даже наступать приступы злости, когда что-то идет не по их плану и наперекор желаниям.

Игры во время скачка 55-й недели

  1. Если нравится тебе, то делай сам! В этом возрасте малышам особенно нравится, когда им поручают и доверяют взрослые дела. Главное, чтобы задача была посильной и не слишком сложной для выполнения.

  2. Помой посуду. Игры с водой в этом возрасте для малыша — самые любимые и привлекательные. Предложите ему помыть посуду. Однако прежде нужно создать безопасную среду: надежно поставить стул и проследить, чтобы он не был мокрым, подобрать небьющуюся посуду. Если в воду добавить немного пены, то ребенка это приведет в самый настоящий восторг.

  3. Искупай куклу/помой машину. Для этой игры достаточно налить в тазик или ванночку воды. Далее ребенок сам проявит инициативу и как следует «помоет» любимую игрушку.

  4. Помоги маме. После скачка 55-й недели у ребенка появляются любимые домашние дела. Позволяйте ему вместе с вами ездить за покупками, накрывать на стол, пылесосить. Со временем он сформирует свои предпочтения и сам определит для себя «круг обязанностей».Скачок в развитии ребенка в год

  5. Разбери продукты. Разбирать сумку с продуктами — одно из самых любимых занятий годовалого малыша. Вы можете давать ему задания: принеси то-то, поставь на полку и так далее, а можете просто пустить дело на самотек.

  6. Прятки. В этом возрасте прятки могут быть не такими простыми, как раньше. Главное чтобы задачи были посильными. Кроме того, можно предложить малышу искать источник звука — это наверняка привлечет его внимание.

Воспитание ребенка – это не способ подогнать его под стандарт возрастных изменений. Помните, что дети отлично развиваются естественным путем. Если они чего-то не хотят или что-то не получается, то лучше отложить обучение на некоторое время. Например, малышу исполнился год, но он не умеет собирать пирамидку, это не повод для паники. Он может начать интересоваться этим занятием уже через пару дней. В общем и целом, нужно понимать, что самое главное – это не то, во сколько ребенок начал делать что-то, а то, как он начал и как радовались этому его родители. Детство детей – это очень короткая пора, хотя, кажется, что подгузники и горшки будут вечны, наслаждайтесь каждым мгновением и радуйтесь маленьким победам вашего малыша! 

 По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Источник

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

9 скачок

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.

И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребёнка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребёнку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребёнка:

  • Буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • Плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • Хуже ест;
  • Резко меняет настроение;
  • Не даёт себя одевать;
  • Стесняется окружающих;
  • Внезапно может о чём-то задуматься, уставившись в пустоту.

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:

  • Проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • Наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • Проявляет инициативу;
  • Делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • Настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).

Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!

Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:

  • Изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • Дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • Прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъём, играя с мячиком или машинками;
  • Пытается осторожно обращаться с вещами.

Как помочь ребёнку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он ещё маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребёнку экспериментировать в том, что для него не опасно:

  • ­Не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • ­Разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться – любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • Пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • ­Пусть он подражает другим людям. А вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.

Сейчас очень важно установить для ребёнка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребёнком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведёт.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Постепенно социальное поведение ребёнка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребёнку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:

  • Будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды – всё, что делают взрослые;
  • Прятки;
  • Книжки-игрушки;
  • Мячики;
  • Песочница;
  • Чаепитие с игрушками;
  • Игрушки-каталки;
  • Катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»
baby-sleep.ru

P.S. Расскажите, пожалуйста, в комментариях: как у вашего ребёнка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?

BabySleep рекомендует

Нужно больше информации?

ВЕБИНАР 
«1-3 ГОДА: ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ УЗНАТЬ ПРО СОН РЕБЕНКА»

Записаться

BabySleep рекомендует

Малыш не умеет засыпать сам? Помогите ему научиться!

Консультация специалиста
по детскому сну:
НАЛАДИТЬ СОН РЕБЕНКА

Записаться

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Источник