Скачок развития ребенка после года
Вашему малышу исполнился годик! Из крохотного комочка он превратился в шустрого карапуза, который самостоятельно передвигается по дому и даже произносит свои первые слова. Именно в этом возрасте малыш проходит еще несколько скачков развития, которые подтолкнут его к новым открытиям.
Временные периоды
У детей в возрасте 1-1,5 лет происходит три скачка развития:
Скачок развития в 12 месяцев (8 скачок), продолжительность 3-6 недель. На 55-ой неделе кризис достигает своего максимума.
Скачок развития в 15 месяцев (9 скачок), его продолжительность составляет шесть недель, достигая своего пика на 64-ой неделе.
Скачок развития в 17 месяцев (10 скачок) , этот кризис длится около четырех недель, достигая максимума на 75-ой неделе.
Причины:
Как и прежде, кризисы роста у детей после года имеют ряд схожих причин:
- Очень большой поток информации, с которым маленький организм порой не в силах справиться.
- Появление новых возможностей для самостоятельного изучения мира.
- Резкое изменение восприятия окружающих предметов оказывает ощутимое давление на психическое состояние ребенка.
Признаки
Наверное, каждая мама замечала резкие изменения в поведении своего малыша, когда обычное действие или ситуация вызывали нестандартную реакцию ребенка. Чаще всего это сигнализирует о том, что начинается очередной скачок развития.
Давайте рассмотрим подробнее общие признаки, которые характеризуют скачки роста у детей после года:
Малыш не хочет отпускать маму от себя, просится на руки, буквально повисает на ней. Карапузу необходимо периодически обнимать и прижиматься к ней, это дает чувство защищенности и успокоения.
Ухудшение аппетита. Ребенок отказывается от привычной еды, может кушать только то, что ему очень нравится.
«Моя мама!» Малыш сердится и ревнует маму к любому, кто пытается с ней контактировать.
Частые капризы и слезы без повода. Сюда же можно отнести и скачки настроения, когда веселый довольный малыш через несколько секунд беспричинно начинает хныкать.
Ребенок требует развлечений и игр со взрослыми.
Апатия. Может проявляться в «зависании» ребенка на одном предмете, а также в резкой задумчивости посреди игры.
Малыш может проявлять стеснение даже при знакомых ему людях.
Малыш проявляет своеволие — кричит, падает на пол, желая добиться своего.
Сон малыша
Как в любой кризис, качество сна в этот период заметно ухудшается. Малыш трудно засыпает, его сон становится поверхностным и беспокойным. Частые пробуждения ночью и сокращение дневного сна уменьшает его общую продолжительность. Таким образом, скачок развития часто приводит к недосыпу у ребенка.
Чтобы нивелировать негативные проявления кризиса, постарайтесь помочь ребенку успокоиться перед сном. Самым лучшим выходом будет заранее подготовить малыша к укладыванию, в том числе проверить внешние условия сна — температура, влажность, затемнённость спальни — и устранить недочеты.
Ваша помощь малышу
Для того, чтобы скачки развития у детей после года прошли как можно более комфортно, постарайтесь придерживаться некоторых правил:
- Уделяйте внимание своему ребенку, когда это необходимо. Он может проситься на руки, ласкаться и бегать «хвостиком», это нормально. Таким образом малыш даёт понять, что ему нужна ваша поддержка и участие. Обнимашки и поцелуи в буквальном смысле помогут пережить очередной скачок роста вашего крохи.
- Совместные игры. Здесь инструментом могут послужить не только игрушки малыша, но и простые бытовые предметы — маленькие помощники обожают подражать взрослым. Песни, потешки, кукольный театр, пальчиковые и ролевые игры — все это способствует развитию малыша, помогая преодолеть происходящие с ним изменения.
- Свобода действий. Постарайтесь не ограничивать маленького исследователя в изучении окружающего пространства и предметов, когда это не угрожает его безопасности.
- Чувства и эмоции. Как правило, годовалый малыш не всегда может правильно выразить свои эмоции, которые буквально переполняют его. Следствием этого становится плач и капризное поведение. Попробуйте научить его выражать свои чувства, показывайте мимикой удивление или сожаление, печаль или радость, когда это уместно.
Результаты скачков роста
Какие же перемены происходят в результате скачков роста у детей после года?
Во-первых, малыш становится заметно более активным и самостоятельным. Годовалый малыш осваивает самостоятельное хождение, пытается кушать сам и подражает взрослым, интересуясь домашними делами. Теперь карапуз способен долгое время играть самостоятельно.
Во-вторых, малыш осознает, что может выбирать в какую сторону ему пойти, какую игрушку взять в ручки. Активно строит в голове логические цепочки, ставит цели и достигает их. Сам мыслительный процесс становится увлекательным для подросшего карапуза.
Темпы развития ребенка после года выражены не так ярко, как стремительный рост до годовалого возраста. Но все же каждый скачок роста преподносит немало занимательных открытий для малыша и его родителей.
Кроме того, скачки роста у детей до года можно рассчитать, используя следующую таблицу:
Источник
04.02.2020
За последние 12 месяцев ваш малыш пережил период активного роста и развития. Основные скачки роста уже позади, ваш карапуз уже начал самостоятельно ходить, произносить первые слова, кушать взрослую еду и проявлять активный интерес к окружающему миру. Однако после года у ребенка тоже происходят скачки роста, реже, но теперь они длятся дольше — 2-3 недели. О них важно знать маме, чтобы понимать причины того или иного поведения крохи.
Скачок развития в год
55 неделя — мир программ
Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе.
Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас.
Также ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду». Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин.
Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.
Признаки скачка роста в этот период:
- Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется.
- Он чаще может плакать
- Кроха капризнее, чем обычно
- Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне.
Сон
В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром.
Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно.
Сейчас важно сохранять предсказуемый режим.
Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам.
Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.
Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.
Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется.
Скачки развития ребенка после года
65 неделя — мир принципов
В 14-15 месяцев малыш учится думать о разных способах достижения своих целей и о последствиях его решений. Для получения желаемого он начинает повторять за другими, капризничать и ныть. Вы можете заметить, что кроха иногда становится агрессивным, когда пробует уговорить взрослых делать то, что ему нужно.
Признаки скачка роста будут аналогичными, как и в прошлый раз:
- Частая смена настроения, истерики
- Ребенка тяжело переключить с негативных эмоций
- Ревность к маме, не отпускает ее
- Переменчивый аппетит
- Тревожный сон
Сон
В этот период сон может пострадать из-за появления проблем с дисциплиной. Ребенок пробует вести себя в отношении сна так, чтобы получить желаемое: «Я хочу бодрствовать дольше — буду протестовать во время укладывания», «Хочу, чтобы мама была ночью рядом, — стану кричать, выбираться из кроватки или плакать.»
Обратите внимание: как только малыш увидит, что взрослые подкрепляют такое поведение, оно войдет у него в привычку. Поэтому ваша цель сейчас — установить четкие правила в отношении сна.
75 неделя — мир систем
Во время этого скачка роста, который происходит около 17 месяцев, ваш ребенок усваивает такое понятие, как «система». Например, что его семья отличается от семьи друга, его машинки не такие, как у другого мальчика на площадке. Малыш начинает понимать различия, ему интересно изучать все вокруг.
Также он учится понимать, что он сам выбирает, как себя вести: помогать, быть терпеливым, честным, заботиться о ком-то или наоборот. С этого возраста у ребенка начинают закладываться ценности и нормы поведения.
К концу скачка вы заметите, что ребенок стал более спокойным, уверенным, начал больше играть самостоятельно и легче отпускать вас. Он осознает, что мама всегда вернется, когда уходит.
Сон
То, что ребенок привыкнет ожидать от моментов сна в этом возрасте, будет влиять на то, как он будет относиться к отдыху в будущем. В этом возрасте он проверяет границы дозволенного. И в первую очередь, в отношении сна. Поэтому сейчас важно оставаться последовательными в своих действиях и показывать ребенку, что можно и что нельзя. Пока что он сам еще не имеет об этом представления. Это задача родителей.
Какой из скачков роста переживает ваш малыш сейчас? С каким трудностями столкнулись?
Понравиласть статья? Оцените:
Источник
26 Сентября 2018
Многие молодые родители хотят знать, что должен уметь ребенок в 1 год, что является нормой развития, а что нет. Но опытные педиатры склоняются к мнению, что нормы вообще нужно отменить. Существует лишь приблизительный перечень вещей, который должен уметь малыш в том или ином возрасте. И то, нужно каждый раз помнить, что детки уникальны и делать приблизительный подсчет- плюс, минус месяц. Речь, конечно, не идет о серьезных нарушениях в развитии, которые к одному году уже должны быть диагностированы.
Что должен уметь делать ребенок в 1 год
Навыки крупной моторики
К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:
- Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
- Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
- Отлично стоять без опоры
- Ползать вверх и вниз по лестнице
- Приседать и подниматься с поддержкой
- Ползать
- Уметь залезать на диван или кровать
- Идти и нести в руках игрушку
- Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке
Познавательная деятельность, игра
В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.
Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.
В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.
Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.
Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.
Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.
Общение и социально-эмоциональное развитие
В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:
- Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею.
- Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу.
- При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
- Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
- Кивают в ответ.
- Понимает как минимум 15 слов/жестов, — смотрит или показывает названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
- Смеётся в предвкушении реакции или действия
- Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
- Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов, и только затем отвечает ему
Речь импрессивная и экспрессивная
Существует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть.
- Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
- Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
- Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
- Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
- Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
- Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
- Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
- Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
- Самостоятельно машет ручкой на прощание
Навыки самообслуживания
Что касается еды, то тут тоже есть некоторые требования.
- Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба.
- Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник.
- К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
- Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.
С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.
55-я неделя: новые задачи — новый мир!
Первый день рождения — одно из самых важных событий не только в жизни ребенка, но и родителей. Ведь это определенная черта, первые шаги, в прямом смысле слова, во взрослый мир. Не так давно начавшаяся вертикальная жизнь, а вместе с ней и свобода передвижения, дают куда больше возможностей для новых открытий. Однако долгожданный праздник может быть омрачен капризами — ведь именно в это время, в районе 55 недели, малыш переживает новый скачок развития.
Он начинает понимать, что для того чтобы добиться определенного результата не всегда нужно выполнять одну и ту же последовательность действий — для этого существуют разные пути. Таким образом малыш открывает для себя понятие «задачи» и способы их выполнения. Вместе с этим он осознает, что такое съесть обед, собрать пирамиду, убрать игрушки, сходить в магазин — все что взрослому кажется обычными повседневными делами. Конечно, на первом этапе задачи, которые понимает и выполняет ребенок, несколько примитивны, однако постепенно их круг расширяется.
Ведь это взрослому не нужно объяснять, что понятие «пропылесосить» может включать в себя совершенно разную последовательность действий, которая зависит от комнаты, окружающей обстановки и даже просто настроения. Ребенок же вдруг осознает это впервые. Теперь, когда мама говорит «пойдем погуляем» малыш понимает, что для этого нужно одеться, обуться, сесть в коляску. Кроме того, теперь он не просто живет рядом с вами, но и начинает «помогать», в некоторых случаях мысленно, в некоторых — на деле.
Для родителей этот период — один из самых сложных. Ведь ребенок становится непредсказуемым — часто непонятно, чего же он хочет добиться теми или иным действиями. Кроме того, вчерашний малыш начинает требовать самостоятельности, проявляет желание одеваться, есть, пить без посторонней помощи. Да и игры его становятся куда более сложными. В среднем этот скачок длится 4-5 недель, однако, как и другие, может сократиться до 3, а может растянуться и на 6. По завершении этого периода вы непременно поймете, что маленький человек медленно, но верно начинает взрослеть.
Признаки скачка 55-недели
Как и во время любого другого скачка, ребенок становится более беспокойным и проблемным чем обычно. Конечно, признаки у каждого индивидуальны, но, тем не менее, чаще всего о том, что малыш стоит на пороге новых открытий, свидетельствует один или несколько из приведенных ниже факторов.
Ребенок ни отходит от мамы. Некоторые дети цепляются за ноги, другие постоянно хотят быть на руках, а кому-то достаточно просто быть неподалеку и «дозаправляться мамой», периодически прикасаясь к ней. В любом случае, вы почувствуете, что малыш испытывает потребность в телесном контакте.
Недоверие по отношению к окружающим. На этом этапе это уже не просто стеснение, а именно недоверие по отношения не только к посторонним людям, но и родственникам. Хотя, надо заметить, есть дети, которые во время скачка 55-й недели хотят проводить больше времени не с мамой, как это было всегда, а с папой.
Потребность в тесном контакте. В этот непростой период малыш хочет одновременно сохранить свою самостоятельность и, в то же время, быть в тесном контакте с мамой. Поэтому, сидя на руках, он лишь ненадолго прижимается, и дальше отправляется заниматься своими делами.
Желание развлечений. Если малыш вдруг перестает играть самостоятельно и хочет, чтобы его не переставая развлекали — один из признаков очередного скачка развития.
Проявление ревности. Дети-собственники на этом этапе могут устраивать настоящие скандалы из-за того что мама отвлеклась на кого-то или даже что-то. Капризами они требуют, чтобы все время было посвящено только им.
Резкие перемены настроения. Безудержное веселье, неожиданно сменяющееся грустью и даже тоской — еще один признак скачка 55-й недели.
Проблемы со сном. У некоторых детей во время скачка 55-й недели меняется режим сна и бодрствования, другие становятся беспокойнее, ворочаются в кровати, третьи и вовсе отказываются укладываться днем, а может быть и вечером.
Сложности с едой. Если малыш отказывается от некогда любимой еды, капризничает и проявляет недовольство — это один из первых признаков очередного скачка. Относиться к этому стоит с пониманием — ребенок вряд ли останется голодным, в таком возрасте он уже сам способен попросить поесть и попить, когда действительно захочет.
Мечтательность. Если ребенок во время игры вдруг начинает смотреть в одну точку и словно задумывается о чем-то — не стоит его окликать и пытаться «вернуть к жизни». Это нормальное явление, он просто «берет паузу» для того чтобы осознать вновь открывающиеся явления.
Еще один признак — малыш неожиданно может стать милым и покладистым. Он подходит к маме только для того чтобы ее обнять, поцеловать и вновь продолжает заниматься своими делами.
Во время скачка 55-й недели малыш может выбрать для себя какой-нибудь мягкий и теплый предмет: игрушку, тапку, тряпочку, плед и не расставаться с ним практически никогда. Кроме того, он проявляет к нему теплые чувства: целует, обнимает и разговаривает.
Непослушание и приступы ярости. Многие дети, переживая скачок 55-й недели, привлекают к себе внимание родителей непослушанием. Притом делают они это тогда, когда вы особенно заняты. У вспыльчивых малышей могут даже наступать приступы злости, когда что-то идет не по их плану и наперекор желаниям.
Игры во время скачка 55-й недели
Если нравится тебе, то делай сам! В этом возрасте малышам особенно нравится, когда им поручают и доверяют взрослые дела. Главное, чтобы задача была посильной и не слишком сложной для выполнения.
Помой посуду. Игры с водой в этом возрасте для малыша — самые любимые и привлекательные. Предложите ему помыть посуду. Однако прежде нужно создать безопасную среду: надежно поставить стул и проследить, чтобы он не был мокрым, подобрать небьющуюся посуду. Если в воду добавить немного пены, то ребенка это приведет в самый настоящий восторг.
Искупай куклу/помой машину. Для этой игры достаточно налить в тазик или ванночку воды. Далее ребенок сам проявит инициативу и как следует «помоет» любимую игрушку.
Помоги маме. После скачка 55-й недели у ребенка появляются любимые домашние дела. Позволяйте ему вместе с вами ездить за покупками, накрывать на стол, пылесосить. Со временем он сформирует свои предпочтения и сам определит для себя «круг обязанностей».
Разбери продукты. Разбирать сумку с продуктами — одно из самых любимых занятий годовалого малыша. Вы можете давать ему задания: принеси то-то, поставь на полку и так далее, а можете просто пустить дело на самотек.
Прятки. В этом возрасте прятки могут быть не такими простыми, как раньше. Главное чтобы задачи были посильными. Кроме того, можно предложить малышу искать источник звука — это наверняка привлечет его внимание.
Воспитание ребенка – это не способ подогнать его под стандарт возрастных изменений. Помните, что дети отлично развиваются естественным путем. Если они чего-то не хотят или что-то не получается, то лучше отложить обучение на некоторое время. Например, малышу исполнился год, но он не умеет собирать пирамидку, это не повод для паники. Он может начать интересоваться этим занятием уже через пару дней. В общем и целом, нужно понимать, что самое главное – это не то, во сколько ребенок начал делать что-то, а то, как он начал и как радовались этому его родители. Детство детей – это очень короткая пора, хотя, кажется, что подгузники и горшки будут вечны, наслаждайтесь каждым мгновением и радуйтесь маленьким победам вашего малыша!
По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»
Источник