Скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка

Скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка thumbnail

Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода.
Скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы. Например, в возрасте 2,5-3 мес. ведущей линией развития психики является формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С 3 до 5-6 мес. на основе развития зрительного сосредоточения совершенствуются движения руки, формируется хватание, ребенок начинает манипулировать с предметами. Устанавливаются зрительные, слуховые, тактильные и двигательные взаимосвязи.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой — дает возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем организма.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.

К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием, настроением воспитывающего его взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но заботится и о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Источник: 

Урунтаева Г.А., Детская психология

Источник

  • 1. Какие специфические для раннего детства особенности развития Вы знаете?
  • 2. В чём состоит отличие понятий «ведущий вид деятельности» и «ведущие линии развития»?
  • 3. Чем отличаются и в чём проявляются неравномерность и скачкообразность развития?
  • 4. Какое значение имеет период раннего детства в онтогенезе?
  • 5. Какова роль взрослого в развитии ребенка младенческого и раннего возраста?

Развитие ребенка — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению качественных и структурных преобразований на всех уровнях его интегральной индивидуальности.

Развитие ребенка в период раннего детства отличается, прежде всего, высокой динамичностью, наиболее интенсивным темпом. Выше мы давали качественную характеристику изменений, происходящих за первые три года, а теперь для примера рассмотрим количественные данные, относящиеся как к физическому, так и психическому (речевому) развитию детей:

Скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка

Интенсивный темп развития связан с такой особенностью, как высокая пластичность (то есть способность легко изменяться под влиянием внешних воздействий), обусловливающая богатейшие потенциальные возможности развития. Как доказывают авторы систем «раннего развития» (Г. Доман, П. Тюленев и др.), к трем годам малыш может освоить несколько языков, научиться читать, печатать, играть на музыкальном инструменте и т.д. С ними солидаризируется Масару Ибука, назвавший свою книгу «После трех уже поздно» (Kindergarten is Too Late).

Чем старше становится ребенок, тем медленнее он овладевает, к примеру, иностранным языком, тем больше усилий требуется от него при обучении чтению, письму и счету. По мнению Б.П. Никитина, выдвинувшего теорию НУВЭРС (Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей), каждый ребенок при рождении обладает колоссальными возможностями развития способностей к любому виду деятельности, но при отсутствии соответствующих условий потенциальное не переходит в реальное. Упущенные возможности в годы стремительного развития потребуют гораздо более длительной педагогической работы в будущем, а могут оказаться и навсегда потерянными.

К сожалению, большинство взрослых недооценивает значимость первых трех лет жизни ребенка, не задумывается над тем, что они делают каждый день. Ведь этот день может быть равен месяцам, а то и годам последующей жизни.

Поэтому каждый педагог и родитель, взявший на себя обязательства по воспитанию ребенка раннего возраста, должен всегда помнить слова американского психолога Джона Уотсона: «Если испортить ребенка, а сделать это можно за несколько дней, то кто поручится, что этот вред в дальнейшем удастся исправить?».

Следующая особенность развития, ярко проявляющаяся в первые три года жизни, — это его неравномерность (гетеро- хронность), обусловливающая выделение так называемых ведущих линий развития.

Ведущими линиями развития называются выделяемые на определенном возрастном отрезке направления, в рамках которых отмечается наибольшая динамика и пластичность формирования и развития умений, определяющих поведение ребенка данного возраста и имеющих прогрессивное значение в дальнейшей жизни.

Например, в первый месяц жизни ведущей линией становится развитие зрительной сферы малыша. Новорожденный еще не может передвигаться, брать игрушки и т.п., но интенсивно развиваются его зрительные реакции: с каждым днем он успешнее фиксирует взглядом яркий предмет и прослеживает его движение. Согласно экспериментальным данным Э.Г. Пилюгиной, если взрослый, начиная с 4-7-го дня жизни ребенка, несколько раз в день проводит короткие (в течение одной минуты) занятия, ориентированные на развитие умения следить взглядом за перемещающимся предметом, то уже к концу третьей недели жизни движения глаз ребенка становятся плавными, не теряющими игрушку и на этой основе возникает новое умение — активный перевод взгляда с одного предмета на другой. Без специальных занятий такие умения появляются лишь на третьем месяце жизни.

Малыш, научившийся управлять движениями своих глаз, большую часть бодрствования рассматривает свое окружение, что обеспечивает удовлетворение потребности в получении впечатлений, фиксирует взгляд на лице взрослого, что становится основой развития деятельности общения. Пытаясь удержать в поле зрения предмет, ребенок учится поворачивать голову.

Таким образом, именно в развитии зрительной сферы новорожденного мы наблюдаем все четыре признака, позволяющие выделить данную линию в качестве ведущей.

Неравномерность развития необходимо отличать от его скачкообразности, проявляющейся в чередовании периодов некоторого замедления в развитии и скачков, когда на протяжении короткого времени происходят значительные количественные и качественные изменения. Особенно ярко проявляются такие скачки в развитии активной речи детей. Свои первые 5-10 слов ребенок начинает произносить к году, но вплоть до конца второго года жизни он употребляет не более 30 слов, грамматически не изменяя их. В возрасте двух лет (у одних детей раньше, у других позже) активный словарный запас резко — всего за 2-3 месяца — возрастает до 200-300 слов, ребенок начинает строить предложения из трех и более слов, грамматически согласуя их между собой.

Подобный скачок можно наблюдать и в увеличении работоспособности нервной системы, когда за 3-4 дня малыш увеличивает период своего бодрствования на целый час и затем на несколько месяцев останавливается на достигнутом.

Ведение родителями-педагогами дневников наблюдений за развитием своих детей позволяет увидеть скачкообразность различных линий развития. Рассмотрим для примера дневниковые записи, касающиеся овладения ходьбой.

Так, первые отметки о самостоятельных шагах малыша появляются, когда ему исполняется 9 месяцев: «23.02 — в первый раз сделал пару шагов, 24.02 — прошел к маме четыре шажка, 25.02 — сделал два шага от кресла к столу». В течение следующих трех недель ребенку не удается сделать больше двух шажков, и только 17 марта появляется новая запись: «Сегодня прошел семь шагов».

А спустя четыре дня — 21 марта — малыш совершает «рекордные 18 шажков с сушкой в зубах», при этом родитель замечает, что у ребенка «лучше получается, когда он идет сам; а когда зовешь, то, сделав 2-4 шага, падает». Но уже 25.03 малыш «практически каждую минуту встает на ноги и идет сам, держа в руках игрушку, теперь это его любимейшее занятие; 27.03 — идет сам в каждом удобном случае, проходит (с остановками и приседаниями) неописуемые расстояния». И далее опять наступает период замедленного развития: лишь 17.05 родитель делает запись о том, что ребенок «впервые долго самостоятельно ходил на улице в сапожках».

Периоду раннего детства свойственна и такая особенность как наиболее тесная взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития. Малыши, испытывающие эмоциональный дискомфорт при поступлении в детский сад, не только частично регрессируют в психомоторном развитии, но и беспокойно спят, теряют в весе, начинают болеть. И напротив, обеспечение позитивного эмоционально насыщенного общения, как описывает в своем исследовании М.Ю. Кистяковская, может улучшить состояние ребенка даже без лекарственной терапии. Так, автор рассказывает историю девочки Тани, которая поступила в исследовательский центр в возрасте 1 года 10 месяцев, имея вес пятимесячного (6,5 кг) и рост 11-месячного ребенка. Таня все время лежала, не могла удерживать голову в вертикальном положении, не брала игрушки и даже не рассматривала их. Педагоги стали взаимодействовать с девочкой как с младенцем первых месяцев жизни — в форме ситуативно-личностного общения. Спустя месяц Таня начала активно включаться в общение со взрослыми, сосредоточивать взгляд на игрушках, прибавка веса составила около 1 кг. Через три месяца девочка научилась брать предметы, ползать, садиться.

Можно привести и примеры, отражающие другие аспекты указанной взаимосвязи. Так, в исследовании И.А. Аршавского новорожденных почти перед каждым кормлением купали в прохладной (t 24-28°) воде. В результате малыши, родившиеся физиологически незрелыми, быстро догоняли ровесников по антропометрическим показателям, раньше начинали удерживать головку, ползать, демонстрировали успехи в психическом развитии. Согласно данным М.М. Кольцовой, дети второго года жизни, с которыми дополнительно ежедневно проводились 20-минутные упражнения по развитию мелкой моторики рук, уже спустя неделю занятий заметно опережали сверстников на речевых занятиях: если первые активно и достаточно точно повторяли за педагогом звукоподражания, то вторые преимущественно молчали.

В раннем детстве, в сравнении с другими возрастными периодами, наиболее выражены индивидуальные различия в развитии малышей.

Так, например, по данным Ю.М. Хохряковой, из 300 обследованных детей к моменту достижения ими возраста 2 лет 3 месяцев 9% находились на I уровне сенсорного развития (они выполняли диагностические задания с помощью практических проб), 46% — на II уровне (овладели практическим примериванием), 37% — на III уровне (осуществляли зрительное соотнесение величины и формы объектов в знакомых ситуациях) и 8% — на IV уровне (свободно соотносили не только пространственные, но и цветовые свойства объектов на основе предметных предэталонов).

Широта спектра различий в развитии детей не только одной возрастной группы, но и одного календарного возраста требует от педагогов осуществления индивидуального подхода, а также актуализирует проблему диагностики развития.

Проводимая в период раннего детства диагностика развития выполняет разные функции: служит основой индивидуализации воспитания и обучения, позволяет своевременно выявлять нарушения развития. Однако что считать нормой развития? Рассмотрим для примера такой показатель, как «употребление ребенком в свободной речи не менее 10 слов». По мнению Н.М. Аксариной, Э.Л. Фрухт, этот показатель характеризует нормальное развитие детей в возрасте одного года. В отличие от них И.Г.Холл, Н.Скиннер полагают, что к году только наиболее способные малыши имеют в активном словаре десяток слов, и потому в качестве нормативного данный показатель следует отнести к возрасту полутора лет (18 мес.). Между тем массовое обследование детей, проведенное в 2001 году в Санкт-Петербурге, выявило наличие не только индивидуальных, но и половых различий по названному показателю. Среди девочек 50% обследованных употребляли десять слов к 17-му месяцу, а среди мальчиков — только к 21-му месяцу жизни. Если же «планку нормы» поднять до 85%, то для девочек рассматриваемый показатель нужно будет отнести к 26-му месяцу, а для мальчиков — к 31-му месяцу.

Развитие ребенка в период раннего детства отличается наиболее выраженной зависимостью от воздействий взрослого. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого, он не прожил бы и нескольких часов. И дело здесь не только в том, что взрослый ухаживает за ним. Еще в XIII веке император Фридрих Гогенштауфен решил провести эксперимент с целью узнать, на каком языке (латыни, греческом или немецком) заговорят дети, если им обеспечить хороший уход и питание, но при этом не общаться с ними. Как гласит легенда, за малышами ухаживали немые кормилицы, но никто из испытуемых в таких условиях не дожил и до двух лет и, разумеется, не произнес ни одного слова.

Подобные эксперименты ставит и сама жизнь. В годы Второй мировой войны в приютах оказывалось большое количество детей, разлученных с родителями. Рене Спиц, наблюдая за поведением таких малышей, отметил, что у многих из них развивается «классическая форма госпитализма»: дети становятся апатичными, проявляют негативное отношение к взрослым и, несмотря на достаточное питание и нормальные гигиенические условия, умирают.

Но удивительно, что уникальный процесс стремительного развития ребенка в первые три года жизни, хотя и зависит от воздействий взрослого, вместе с тем, казалось бы, не требует его педагогической компетентности. Как свидетельствуют, к примеру, этнографические наблюдения М. Мид, дети раннего возраста, растущие в примитивных африканских культурах, по многим показателям психомоторного развития значительно превосходят своих европейских сверстников. Почему так происходит? Чем руководствуются в своей деятельности родители, не имеющие педагогического образования? Данные вопросы мы рассмотрим в следующем параграфе.

Итак, раннее детство — особый возрастной период, в котором развитие ребенка осуществляется наиболее интенсивно, отличается высокой пластичностью, неравномерностью и скачкообразностью, особо тесной взаимосвязью физического, психического развития и состояния здоровья. Для этого периода характерна яркая выраженность индивидуальных различий в развитии детей, а также наиболее сильная зависимость от воздействий взрослого.

Контрольные задания:

  • 1. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие каждую из перечисленных особенностей развития детей.
  • 2. Приведите примеры, доказывающие или опровергающие теорию НУВЭРС.
  • 3. Покажите на каком-либо конкретном примере взаимозависимость выделенных особенностей развития детей в период раннего детства.

Источник

Закономерности
психического развития – это те механизмы,
которые определяют, объясняют, описывают
психическое развитие, опираясь на
которые можно этим развитием управлять.

Л.С. Выготский
установил четыре основные закономерности
развития:

1. Цикличность –
психическое развитие представляет
собой чередование периодов подъема,
интенсивных изменений в психике и
периодов замедления, затухания.
Примером цикличности развития
выступает чередование возрастных
кризисов (1 года, 3 лет, 7 лет и т.д.) со
стабильными периодами развития.

2. Неравномерность
развития.
Разные стороны личности, в
том числе психические функции, развиваются
неравномерно. Есть периоды, когда функция
доминирует, — это период ее наиболее
интенсивного, оптимального развития,
а остальные функции оказываются на
периферии сознания и зависят от
доминирующей функции. Каждый новый
возрастной период знаменуется перестройкой
межфункциональных связей — в центр
выдвигается другая функция, устанавливаются
новые отношения зависимости между
остальными функциями.

Первоначально, в
младенческом возрасте (до года), со­знание
ребенка недифференцированно. Дифференциация
функций начинается с раннего детства.
Сначала выделяются и развиваются
основные функции, прежде всего восприя­тие,
затем более сложные, так что в самой
последователь­ности становления
функций есть свои закономерности.
Вос­приятие, интенсивно развиваясь,
как бы выдвигается в центр сознания и
становится доминирующим психическим
про­цессом.

Остальные функции
оказываются на периферии созна­ния,
они зависят от доминирующей. Например,
память вплетена в процесс восприятия
— ребенок до 3 лет не пы­тается вспомнить
что-нибудь само по себе, а в наглядной
ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает
связанные с ней события. Другие функции
как бы обслуживают вос­приятие, и оно
развивается в максимально благоприятных
условиях. Период, когда функция доминирует,
— это пе­риод ее наиболее интенсивного,
оптимального развития. В раннем возрасте
доминирует восприятие, в дошколь­ном
— память, в младшем школьном — мышление.

Ранний возраст —
период появления первоначальной
струк­туры сознания. Каждый новый
возрастной период связан с перестройкой
межфункциональных связей — сменой
домини­рующей функции, зависимостью
от нее остальных функций, установлением
новых отношений между ними. В этой
пере­стройке функции дифференцируются,
не проходя через до­минирующее
положение. По мере продвижения от одного
воз­раста к другому возрастает
сложность межфункциональных связей.
Переход от одной системы к другой
совершается иначе и сложнее, чем переход
от недифференцированного, лишен­ного
всякой системы сознания к первичной
системе. Пере­стройка старой системы
и перерастание ее в новую становится
основным путем развития психических
функций.

3. «Метаморфозы»
в детском развитии.
Развитие не
сводится к количественным изменениям,
это не рост, а цепь качественных
преобразований. Психика ребенка
своеобразна на каждой возрастной
ступени, она качественно отлична от
того, что было раньше, и того, что будет
потом.

4. Сочетание
процессов эволюции и инволюции в развитии
ребенка.
Процессы инволюции закономерно
включены в прогрессивное развитие. То,
что сложилось на предыдущем этапе,
отмирает или преобразуется. Например,
ребенок, научившийся говорить, перестает
лепетать.

Выделяют также
такую закономерность развития, как
комулятивность – это результат
развития каждой предшествующей стадии
включается в последующую, при этом
определенным образом трансформируясь.

  1. Неравномерность
    психического развития.

Можно выделить 2
проявления неравномерности психического
развития:

  1. Акселерация.

  2. Ретардация.

  3. Инфантилизм.

Акселерация– это ускоренное физическое и отчасти
психическое развитие в детском и
подростковом возрасте. Этот термин был
предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была
отмечена при сопоставлении антропометрических
данных, полученных в начале 20-х годов
XX века с данными 30-х годов XIX века, когда
начали проводить антропометрические
исследования детей.

Биологи связывают
акселерацию с физическим созреванием
организма, психологи – с развитием
психических функций, а педагоги – с
духовным развитием и социализацией
личности.

Причины акселерации:
общие темпы ускорения жизни, улучшение
материальных условий, повышение качества
питания и медицинского обслуживания,
улучшение ухода за детьми в раннем
возрасте, искоренение многих тяжелых
детских недугов.

Другие причины– радиоактивное загрязнение среды
обитания человека, ведущее на первых
порах к ускорению роста, а со временем,
как показывают опыты с растениями и
животными, к ослаблению генофонда;
уменьшение кислорода в атмосфере, что
влечет за собой расширение грудной
клетки, влекущей рост всего организма.
Вероятнее всего, акселерация обусловлена
комплексным воздействием многих
факторов.

С середины 80-х г.
акселерация во всем мире пошла на убыль,
темпы физиологического развития
несколько упали. Различают два вида
акселерации – эпохальную (присуще всему
нынешнему поколению) и внутригрупповую,
или индивидуальную – это ускоренное
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.

В настоящее время
выделяют акселерацию эпохальную и
внутригрупповую. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического
развития современных детей и подростков
в сравнении с предшествующими поколениями.
Она проявляется уже на стадии
внутриутробного развития. У современных
новорожденных длина тела больше на
0,7-1 см, а вес на 60-100 г. По мере роста эти
различия возрастают. У современных
детей раньше происходит становление
репродуктивных функций. Существуют
доказательства акселерации развития
сердечно-сосудистой, дыхательной и
двигательной систем. Внутригрупповая
акселерация – ускоренное физическое
развитие отдельных детей и подростков
в определенных возрастных группах.Внутригрупповые акселератыхарактеризуются более высоким ростом,
большей мышечной силой и возможностями
дыхательной системы. У них значительно
быстрее происходит половое созревание,
и раньше заканчиваются процессы роста.
Таким образом, внутригрупповая акселерация
часто сочетается с повышением
физиологических возможностей организма.
Однако индивидуальная акселерация
нередко сопровождается дисгармоническим
развитием различных систем и функций,
что приводит к физиологической
дезинтеграции и снижению функциональных
возможностей. У детей с повышенными
темпами развития чаще наблюдаются
эндокринные расстройства, хронический
тонзиллит, нервные расстройства, кариес
зубов, повышенное артериальное давление.
После 60-70-х годов стали проявляться
негативные явления акселерации. В первую
очередь, диспропорциональность
физического развития, особенно в сторону
избыточности массы тела. Вторым негативным
явлением акселерации является уменьшение
жизненной емкости легких и снижение
мышечной силы. Причиной дисгармоничности
физического развития современных детей
и подростков является низкая двигательная
активность. Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.

Ретардация
задержка физического развития и
формирования функциональных систем
организма. В группе и тех, и других детей
бывает 13-20 %. Ретардацию надо особо
учитывать при определении школьной
готовности. Психофизиологическое
созревание обеспечивает условия для
возникновения и реализации психических
функций. По морфологическим и функциональным
показателям можно судить о процессах
созревания и степени зрелости структур
и функций организма на отдельных этапах
развития каждого ребенка. При этом
нельзя забывать, что каждому присущ
индивидуальный темп развития.

На современном
этапе изучения выделяют две основные
причины ретардации. Первая – различные
наследственные, врожденные и приобретенные
в постнатальном онтогенезе органические
нарушения; вторая – различные факторы
социального характера. Причиной
отставания могут явиться и перенесенные
заболевания, но они приводят к временной
задержке роста и после выздоровления
темпы роста становятся выше, т. е.
генетическая программа реализуется за
более короткий срок. Существенное
отрицательное влияние оказывает
социальный фактор. В меньшей степени –
низкий материальный доход семьи и в
большей – отрицательный эмоциональный
микроклимат, окружающий ребенка в семье
или в детских учреждениях. Дети,
воспитывающиеся в условиях недостаточного
внимания со стороны родителей и дети,
воспитывающиеся в детских домах и
школах-интернатах, отстают в своем
развитии на 1,5-2 года от сверстников.
Таким образом, ретардация, не зависимо
от причин, ее обусловливающих, сказывается
как на темпах физического, так и
психического развития.

Инфантилизм– это нарушение психического развития;
форма задержки при прохождении стадий
онтогенетического развития, при которой
оказываются недоразвитыми как физические,
так и психические функции. При этом
сохраняется возможность полной
компенсации психического развития в
дальнейшем. Случаи инфантилизма могут
быть обусловлены наследственными и
внутриутробными факторами, инфекционными
заболеваниями, перенесенными в раннем
детстве, авитаминозом.

Виды инфантилизма:

1. Физиологический
инфантилизм
– это отставание в
физическом развитии, которое проявляется
у некоторых людей как следствие
охлаждения, отравления или инфицирования
плода в период беременности, кислородного
голодания при родах, тяжёлых заболеваний
в первые месяцы жизни, нарушения обмена
веществ и других факторов. У таких людей
замедляются рост и развитие всех
физиологических систем организма.

2. Психологический
инфантилизм
– это детские черты
в поведении, мышлении и эмоциональных
реакциях, что это не соответствует
возрастным требованиям к ребенку
(подростку, молодому человеку, якобы
взрослому человеку). Психический и
психологический инфантилизм отличаются
не внешними проявлениями, а причинами
возникновения. Внешне они похожи. В
отличие от психического инфантилизма,
где эти черты следствие отставания,
задержки в развитии психики ребенка,
при психологическом инфантилизме
ребенок имеет вполне здоровую и без
отставаний психику. Такой ребенок может
быть для своего возраста достаточно
взрослым – может теоретически, а
практически этого нет. Психологически
инфантильные дети несамостоятельны и
привыкли к тому, что другие всё решают
за них. Взрослый человек с психологическим
инфантилизмом – человек-ребенок.

3. Социальный
инфантилизм
– это состояние,
проявляющееся в разрыве между биологическим
и социокультурным взрослением человека.
Социальный инфантилизм вызывается
нарушением механизмов социализации,
под влиянием социокультурных условий.
Он может выражаться в неприятии молодыми
людьми новых обязанностей и обязательств,
связанных с процессом взросления.
Социальные причины инфантилизма.Дети
растут правильно, когда их поддерживают
и материнское-женское, и отцовское-мужское
начало в воспитании. Сегодня в обществе
явный перекос в женское начало и, как
следствие, инфантилизм.

Инфантилизмкак личностная незрелость (инфантильность)
проявляется в несформированности на
достаточном для данного конкретного
возраста уровне эмоционально-волевой
сферы личности. Как правило, инфантильность
в качестве устойчивой личностной
характеристики высоко коррелирует с
такими личностными особенностями, как
внешний локус контроля, завышенные
самооценка и уровень притязаний,
эгоцентризм, готовность при любых
обстоятельствах атрибутировать
ответственность за неудачу другим,
обостренное, порой болезненное чувство
психологической незащищенности. При
этом основным компенсаторным механизмом
в данном случае оказываются попытки во
что бы то ни стало уйти от необходимости
хотя бы более или менее адекватно
оценивать объективную социальную
реальность, в том числе и путем личностного
погружения в реальность виртуальную
(например, интернет-аддикция). Следует
специально отметить, что инфантилизм
может сочетаться как с нормальным
интеллектуальным развитием, так и с
отставанием и опережением в этой сфере.
В этом плане личностный инфантилизм
вполне правомерно оценивать в качестве
своеобразного проявления гетерохронности
собственно личностного развития
индивида.

Из сказанного
ясно, что инфантилизм представляет
собой универсальное психическое явление
и в определенной степени присущ каждому
человеку. Откровенно девиантные формы
его проявления, как правило, связаны с
тотальной фиксацией личности на таком
виде психологической защиты как
регрессия.

Одна из причин
отставания в психическом развитии
человека – это депривация. В психологию
термин «депривация» вошел благодаря
английскому психологу Дж. Боулби, а
также проработан и содержательно
наполнен в работах его коллеги М.
Эйнсуорт.

Психическая
депривация
— это психическое состояние,
возникающее в результате жизненных
ситуаций, когда субъекту не предоставляется
возможность для удовлетворения некоторых
его основных (жизненных) психических
потребностей в течение длительного
времени.

Проявления
психической депривации могут охватывать
широкий диапазон изменений личности
от легких странностей, совершенно не
выходящих за рамки нормальной эмоциональной
картины, вплоть до очень грубых поражений
развития интеллекта и характера.

Чаще всего выделяют
следующие формы психической депривации.

I. Депривация
стимульная (сенсорная): пониженное
количество сенсорных стимулов или их
ограниченная изменчивость.

II. Депривация
значений (когнитивная): слишком изменчивая
хаотичная структура внешнего мира без
четкого упорядочения и смысла, которая
не дает возможности понимать, предвосхищать
и регулировать происходящее извне.

III. Депривация
эмоционального отношения (эмоциональная):
недостаточная возможность для установления
эмоционального отношения к какому-либо
лицу или разрыв подобной эмоциональной
связи, если такая уже была создана.

IV. Депривация
идентичности (социальная): ограниченная
возможность для усвоения самостоятельной
социальной роли.

Например, депривация
потребности младенца в общении (внимание
со стороны матери, общение с ним) приводит
к такому явлению, как госпитализм.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник