Скачки развития у ребенка после 2 лет
Взрослые знают многое об устройстве мира и социальных отношений. Они не удивляются простым вещам вроде шевеления листвы или завывания ветра. Именно в этом, как ни странно, кроется причина многих конфликтов между родителем и ребенком. Ведь малыш в этом мире впервые, для него здесь в новинку буквально все. Родители же склонны забывать, что ребенок может пугаться элементарной смены собственного настроения. Просто потому что он не знает, что с ним происходит. Поэтому, когда в развитии крохи наступает новый этап, это неизменно сопровождается кризисом – а родители начинают винить себя за плохое воспитание.
Своеобразный «переходный возраст» у детей начинается с рождения и продолжается аж до семи лет. Каждый год сопровождается новыми явлениями в психике малыша, он учится справляться с новой информацией и испытывает окружение на прочность.
Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?
В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.
Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.
К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.
Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел. Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого. Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.
Сколько скачков развития бывает у младенцев?
В первые полтора года скачков выделяют десять. Ни один младенец без пороков развития не может избежать таких фаз роста и капризности. Даже если у вас самый спокойный ребенок в мире, в период нового скачка он будет сильнее тянуться к маме, больше плакать и вести себя в целом «плохо». В первые недели жизни фазы быстро сменяются, поэтому можно думать, что характер у ребенка капризный и беспокойный, а когда малыш подрастет, окажется, что он вообще флегматик.
Календарь кризисов развития ребенка до года
В графическом отображении он выглядит следующим образом:
- Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
- Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
- Черные недели – активное развитие очередного скачка.
- Тучки – самые сложные недели.
1 скачок. 5 неделя.
Что нового:
Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.
Что делать:
- уделять повышенное внимание;
- больше физического контакта;
- лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
- чаще беседовать с ним;
- делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).
2 скачок. 8 неделя.
Что нового:
Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.
Что делать:
- чаще хвалить;
- показывать поближе то, к чему он тянется;
- смыкать его ладони вокруг игрушки;
- реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
- разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).
Если малыш отводит взгляд, значит, у него уже переизбыток ощущений, и он ищет покоя. Нужно сделать паузу и дать ему отдохнуть.
3 скачок. 12 неделя.
Что нового:
Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.
Что делать:
- слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
- читать ему сказки с переходом интонаций;
- показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
- повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.
4 скачок. 19 неделя.
Что нового:
Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.
Что делать:
- все так же поощрять,
- развлекать,
- уделять внимание.
5 скачок. 26 неделя.
Что нового:
Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).
Что делать:
- дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
- не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.
6 скачок. 37 неделя.
Что нового:
Осознание категорий; ребенок может выделять группы предметов в одну общую (банан, морковка, слива = еда).
Что делать:
- ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
- переодевать ребенка перед зеркалом;
- называть предметы, на которые показывает малыш;
- учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
- играть в догонялки и прятки.
7 скачок. 46 неделя.
Что нового:
Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).
Что делать:
- при переодевании малыша просить его помочь вам;
- пусть он сам причешется и умоется;
- перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.
8 скачок. 55 неделя.
Что нового:
Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.
Что делать:
- позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
- играть в поиск предметов.
9 скачок. 64 неделя.
Что нового:
Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.
Что делать:
- обучить его понятиям «мое» и «твое»;
- вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
- обучить правилам поведения.
10 скачок. 75 неделя.
Что нового:
Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.
Что делать:
- поощрять хорошее поведение;
- показать ему различные системы и объяснить их устройство;
- очертить границы разрешенного.
Кризис ребенка в 2 года
Постоянные истерики — главный признак, отображающий кризис 2 лет у ребенка. Переключение внимания здесь уже не работает, ребенок упирается в собственную хотелку и устраивает настоящее представление. Он может ломать игрушки, вырывать страницы книг, драться и разрушать все вокруг. Родители начинают жаловаться на неуправляемость малыша.
Причина этих истерик кроется не в плохом воспитании и не в избытке энергии, а в развивающейся самостоятельности ребенка. Побочный эффект подобного события – это то, что иногда ему кажется, что его ущемляют как личность.
Ребенку необходимы границы. Исследуя мир, он видит связь между тем, что он сделал, и последующим эффектом. Если эффект один и тот же, малыш спокоен и чувствует себя в безопасности. Если же в какой-то день он совершил привычное действие, но получил иную реакцию, у него начинается паника.
Границы нужны, чтобы малыш почувствовал знакомое сопротивление. Да, ему нельзя позволять все, тем более, что часть детских требований выполнить вообще невозможно. В два года он уже должен понимать, что что-то делать запрещено или не имеет смысла.
Перед бурей
Лучше всего «ловить» истерики до их начала. Пока ребенок еще может адекватно соображать и думать над проблемой, следует поговорить с ним на равных – к примеру, сказать: «Я вижу, что ты чем-то недоволен. Давай ты расскажешь, что тебе нужно, а потом мы вместе подумаем, что нам делать». Если на малыша не начать сразу кричать, он поймет, что не обязан сам справляться с проблемой, ведь у него есть поддержка родителей. Логика детям вполне доступна, поэтому можно будет обойтись без воплей и плача.
Если истерика уже началась
Ни в коем случае не уступать. Даже одно маленькое послабление позволит ребенку почувствовать реальную власть. В итоге он перестанет вас уважать, будет чувствовать себя выше, и вести себя как капризный царек.
Чтобы такого не произошло, следует держать в голове (или даже на бумаге) четкий список разрешенного и запрещенного. Любые требования истерики должны исполняться или пресекаться только согласно этому списку.
Отвлечение внимания в два года уже не работает, а только откладывает решение проблемы. Лучше пробовать другие способы.
Тон родителя должен быть спокойным. Не нужно апеллировать к логике и пускаться в пространные объяснения, маленький ребенок, бушующий на эмоциях, все равно не поймет ни слова. Если спокойные и простые объяснения на тему «Почему я не могу дать тебе это» не помогли, лучший способ успокоить дитя – выйти из комнаты. Без аудитории ребенок быстро успокаивается. Желательно, чтобы после этого он первый пошел на контакт с вами.
Нормально, если ребенок разговаривает с вами как равная личность. Ненормально, если он считает, что имеет больше прав, чем у вас.
Кризис трех лет у ребенка
Здесь понадобится много терпения и спокойствия. Этот кризис сопровождают не только истерики, но и постоянные споры и упрямство. Малыш готов яростно отстаивать свои хотения. Требования родителей выполняет наоборот, в лексиконе появляется очень много «нет» и «не хочу».
Что делать?
Нельзя потакать требованием ребенка, но и нельзя его ломать. Во время истерики лучший способ справиться – спокойно сказать «Мы поговорим, когда ты успокоишься», и перестать реагировать на ребенка. Разговор после истерики обязательно должен состояться (вообще, всегда давайте малышу только те обещания, которые вы действительно исполните). Объясните, что истерики – совершенно недействующий способ добиваться своего.
В три года дети очень любят отрицать. Поэтому все вопросы и указания должны создавать иллюзию выбора. Если вы скажете: «Сейчас ты будешь есть кашу», ждите крика: «Я не хочу кашу!». Следует спросить: «Ты будешь кашу с изюмом или вареньем?».
Формируйте у ребенка положительные паттерны поведения. Хвалите его за самостоятельность, делитесь его успехами с родней при нем же.
Кризис ребенка в 4 года
Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.
Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.
Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.
Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.
Физические наказания недопустимы, но можно ограничить ребенка в развлечениях.
Кризис ребенка в 5 лет
Главный очевидный признак кризиса – ребенок начал придумывать много небылиц, у него могут появиться воображаемые друзья. Не следует ругать за вранье, так как это своеобразное проявление фантазии.
Менее заметный симптом кризиса проходит внутри ребенка: он очень хочет быть как взрослые. Некоторых детей это заставляет бросить игрушки, девочки тянутся к маминой косметике и примеряют ее туфли. В то же время ребенок остро нуждается в общении с детьми его возраста.
Что делать?
Если ребенок так страстно желает чувствовать себя взрослым, следует дать ему это, и во всех конфликтных ситуациях разговаривать на равных. Нужно дать ему возможность выполнять определенные несложные обязанности по дому. Причем, следует объяснить, что это именно обязанность, а не прихоть: задание придется выполнять постоянно.
Не следует «выбивать» из чада откровенность разговорами (а тем более физическими наказаниями). Доверительные разговоры рано или поздно выявят причину его плохого настроения и закрытости. Важно уметь успокаивать и развеивать страхи ребенка. К примеру, в пять лет уже появляется страх смерти близких, или собственной. Если вы не уверены, что справитесь с объяснением такой сложной темы, возможно, понадобится консультация психолога.
Не ведите туда ребенка, сходите сами и просто узнайте, что говорить, и как себя вести при таких опасениях со стороны чада.
Кризис ребенка в 6 лет
Этот кризис появляется в связи с новой ролевой моделью в жизни ребенка. Теперь ему пора в школу, к которой он может оказаться психологически не готов.
В шесть лет дети разделяются на два типа:
- Готовы к обучению, любят познавать новое. Дома им скучно, хочется новых знакомств, знаний, впечатлений. В этом случае школа станет избавлением от кризиса.
- Любят игры и не готовы переходить на новую форму обучения. Для некоторых шестилеток это слишком ранний возраст, чтобы идти в школу. Возможно, стоит подождать до семи.
Что делать?
Предоставьте малышу больше свободы выбора там, где он чувствует себя в своей тарелке. Пусть дома сам выбирает одежду из предложенной, или еду из неких вариантов. Пусть решение поздравить кого-то с днем рождения будет его собственным, а не потому что «надо». Убедитесь в том, что задачи, которые вы поручаете ребенку, он может выполнить. В противном случае в дальнейшей жизни он будет бояться браться за что-то новое.
Кризис ребенка в 7 лет
Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.
Что делать?
Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.
Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.
Поощрение важнее наказания. Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем. Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни.
Источник
Вашему малышу исполнился годик! Из крохотного комочка он превратился в шустрого карапуза, который самостоятельно передвигается по дому и даже произносит свои первые слова. Именно в этом возрасте малыш проходит еще несколько скачков развития, которые подтолкнут его к новым открытиям.
Временные периоды
У детей в возрасте 1-1,5 лет происходит три скачка развития:
Скачок развития в 12 месяцев (8 скачок), продолжительность 3-6 недель. На 55-ой неделе кризис достигает своего максимума.
Скачок развития в 15 месяцев (9 скачок), его продолжительность составляет шесть недель, достигая своего пика на 64-ой неделе.
Скачок развития в 17 месяцев (10 скачок) , этот кризис длится около четырех недель, достигая максимума на 75-ой неделе.
Причины:
Как и прежде, кризисы роста у детей после года имеют ряд схожих причин:
- Очень большой поток информации, с которым маленький организм порой не в силах справиться.
- Появление новых возможностей для самостоятельного изучения мира.
- Резкое изменение восприятия окружающих предметов оказывает ощутимое давление на психическое состояние ребенка.
Признаки
Наверное, каждая мама замечала резкие изменения в поведении своего малыша, когда обычное действие или ситуация вызывали нестандартную реакцию ребенка. Чаще всего это сигнализирует о том, что начинается очередной скачок развития.
Давайте рассмотрим подробнее общие признаки, которые характеризуют скачки роста у детей после года:
Малыш не хочет отпускать маму от себя, просится на руки, буквально повисает на ней. Карапузу необходимо периодически обнимать и прижиматься к ней, это дает чувство защищенности и успокоения.
Ухудшение аппетита. Ребенок отказывается от привычной еды, может кушать только то, что ему очень нравится.
«Моя мама!» Малыш сердится и ревнует маму к любому, кто пытается с ней контактировать.
Частые капризы и слезы без повода. Сюда же можно отнести и скачки настроения, когда веселый довольный малыш через несколько секунд беспричинно начинает хныкать.
Ребенок требует развлечений и игр со взрослыми.
Апатия. Может проявляться в «зависании» ребенка на одном предмете, а также в резкой задумчивости посреди игры.
Малыш может проявлять стеснение даже при знакомых ему людях.
Малыш проявляет своеволие — кричит, падает на пол, желая добиться своего.
Сон малыша
Как в любой кризис, качество сна в этот период заметно ухудшается. Малыш трудно засыпает, его сон становится поверхностным и беспокойным. Частые пробуждения ночью и сокращение дневного сна уменьшает его общую продолжительность. Таким образом, скачок развития часто приводит к недосыпу у ребенка.
Чтобы нивелировать негативные проявления кризиса, постарайтесь помочь ребенку успокоиться перед сном. Самым лучшим выходом будет заранее подготовить малыша к укладыванию, в том числе проверить внешние условия сна — температура, влажность, затемнённость спальни — и устранить недочеты.
Ваша помощь малышу
Для того, чтобы скачки развития у детей после года прошли как можно более комфортно, постарайтесь придерживаться некоторых правил:
- Уделяйте внимание своему ребенку, когда это необходимо. Он может проситься на руки, ласкаться и бегать «хвостиком», это нормально. Таким образом малыш даёт понять, что ему нужна ваша поддержка и участие. Обнимашки и поцелуи в буквальном смысле помогут пережить очередной скачок роста вашего крохи.
- Совместные игры. Здесь инструментом могут послужить не только игрушки малыша, но и простые бытовые предметы — маленькие помощники обожают подражать взрослым. Песни, потешки, кукольный театр, пальчиковые и ролевые игры — все это способствует развитию малыша, помогая преодолеть происходящие с ним изменения.
- Свобода действий. Постарайтесь не ограничивать маленького исследователя в изучении окружающего пространства и предметов, когда это не угрожает его безопасности.
- Чувства и эмоции. Как правило, годовалый малыш не всегда может правильно выразить свои эмоции, которые буквально переполняют его. Следствием этого становится плач и капризное поведение. Попробуйте научить его выражать свои чувства, показывайте мимикой удивление или сожаление, печаль или радость, когда это уместно.
Результаты скачков роста
Какие же перемены происходят в результате скачков роста у детей после года?
Во-первых, малыш становится заметно более активным и самостоятельным. Годовалый малыш осваивает самостоятельное хождение, пытается кушать сам и подражает взрослым, интересуясь домашними делами. Теперь карапуз способен долгое время играть самостоятельно.
Во-вторых, малыш осознает, что может выбирать в какую сторону ему пойти, какую игрушку взять в ручки. Активно строит в голове логические цепочки, ставит цели и достигает их. Сам мыслительный процесс становится увлекательным для подросшего карапуза.
Темпы развития ребенка после года выражены не так ярко, как стремительный рост до годовалого возраста. Но все же каждый скачок роста преподносит немало занимательных открытий для малыша и его родителей.
Кроме того, скачки роста у детей до года можно рассчитать, используя следующую таблицу:
Источник