Скачать упражнения для развития ребенка

Скачать упражнения для развития ребенка thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Делюсь своими наработками занятий с сыном. Примерный возраст от 1-1,5 лет.

Много букв и фото под катом.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.

1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком «а-а-а») и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.

2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик — дедушка (большой),
Этот пальчик — бабушка (указательный),
Этот пальчик — папочка (средний),
Этот пальчик — мамочка (безымянный),
Этот пальчик — я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

Еще вариант пальчиковой гимнастики — упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:

Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри — по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.

3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:

— Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор здесь.

— Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)

— Действия (упал- бух, качаться — кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)

-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.

— Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.

4. Сенсорное развитие.

Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть здесь.

Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.

Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).

Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек — это ромашка и т.д.

5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
— пирамидку и сортер;
— простые рамки- вкладыши;
— пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
— лото на поиск пар (в приложении).

6. Упражнения Монтессори.
— Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
— Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
— Переливаем воду в стаканах.
— Рисуем на манке.
— Сортируем, например фасоль и макароны.
— Кидаем горох (фасоль) в бутылку.

7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.

Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)

-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);

-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);

-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение«Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;

-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).

8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.

9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка — в приложении.
Е.Железнова — диск можно посмотреть на сайте Музыка с мамой.

10. Физическая активность. Также в течение дня я решила добавить немного систематизированной физической активности, понятно, что детки целый день и сами прыгают, бегают, но хотелось бы привить привычку ежедневной зарядки на будущее. Список упражнений в приложении.

Скачать программу можно здесь.

Посмотреть марафон 10 занятий здесь.

Моя группа вк здесь.

Источник

Экологичное родительство: Один из важных законов развития мозга – постепенное увеличение дифференцированности коры больших полушарий.

Улучшение работы мозга с помощью специальных упражнений

Один из важных законов развития мозга – постепенное увеличение дифференцированности коры больших полушарий. Это значит, что с возрастом происходит разделение функций между ее различными участками. Благодаря такой дифференцированности, взрослый человек способен совершать достаточно сложные, координированные движения, потому что область коры, отвечающая у него, например, за движения кисти, содержит пять самостоятельно функционирующих областей, каждая из которых отвечает за движения «своего» пальца.

Чем младше ребенок, тем больше разных структур вовлечены в осуществление одной и той же деятельности, и тем меньше различий в работе этих структур можно наблюдать. Такое своеобразное «Один за всех, и все за одного!».

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

Так, например, до определенного момента ребенку трудно выполнять простые движения каким-то одним из пальчиков, и, тем более, сложные движения, предполагающие, что каждый из пальцев руки двигается по-своему. Ребенок способен лишь к общим хватательным движениям, когда все пальцы двигаются вместе единообразно. Точно также, до определенного момента, новорожденный совершает лишь общие генерализованные движения всем телом и не может пошевелить отдельно лишь, например, правой рукой. Такие генерализованные движения называются синкинезиями (совместными движениями, в переводе с греческого).

До какого-то момента они естественны и, если развитие происходит по плану, постепенно распадаются, благодаря чему ребенок может осваивать все более и более сложные двигательные навыки. Если же двигательное развитие ребенка задерживается, то одним из симптомов может быть наличие не распавшихся синкинезий. Например, некоторые дети не могут ровно сидеть во время письма, потому что все их тело «пишет» вместе с рукой. Они качают ногами, нагибаются, их язык высовывается, а пальцы часто не могут правильно манипулировать ручкой. Такое движение требует больших затрат энергии, поэтому ребенок быстрее устает. Почерк такого ребенка может быть сложным, плохо читаемым. Одной из проблем таких детей часто бывает медленная автоматизация звуков даже при усиленной работе логопеда – казалось бы, ребенок может произнести каждый звук в отдельности правильно, а в речевом потоке возникает «каша». 

Одним из достижений современной нейронауки является понимание того, что человек может повлиять на работу мозга с помощью специальных упражнений. Тренировка может повысить степень дифференцированности коры и облегчить совершение сложных двигательных операций.

Вот некоторые из упражнений, которые помогут улучшить дифференцированность и координацию движений:

Мышцы лица и глазодвигательные мышцы

Для этих упражнений вам потребуется карандаш или маленькая игрушка (вроде тех, что находятся в киндер-сюрпризе).
Вначале упражнения выполняются лежа на спине (это более удобное положение), но потом их можно выполнять сидя или стоя.

1. «Сведение глаз». Возьмите карандаш (или игрушку) и поместите его на расстоянии З0 см от глаз ребенка по центру (см. рис.1).

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

Попросите ребенка внимательно глядеть на конец карандаша. Медленно подведите карандаш к глазам ребенка так, чтобы он свел их к переносице. Задержите на несколько секунд. Затем так же медленно верните его в исходное положение. Выполните упражнение несколько раз подряд.

Если у вашего ребенка не получается полностью сводить глаза, например, на определенном расстоянии  они начинают расходиться или перестают сходиться, определите то расстояние, где сведение глаз еще присутствует и доводите карандаш сначала только до этого предела. Впоследствии начинайте понемногу сокращать расстояние до глаз.

Попросите ребенка, чтобы он сообщал вам, если конец карандаша начинает двоиться. Это позволит вам определить, где сведение глаз начинает вызывать трудности. При возникновении двоения попросите ребенка постараться соединить два изображения в одно. То же упражнение выполняйте, подводя карандаш к глазам сверху (со стороны лба) и снизу (со стороны подбородка).

2. «Движение глаз в стороны». Схема выполнения аналогична предыдущему упражнению. Разница в том, что теперь вы отводите карандаш вправо, влево, вверх и вниз на расстоянии приблизительно 15-20 см от лица ребенка до того момента, пока он в состоянии видеть карандаш. Каждый раз медленно возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы ребенок двигал только глазами, не поворачивал голову. Если ваш ребенок не может следить за карандашом, не поворачивая головы, вы можете зафиксировать его голову, зажав ее между коленями.

З. Когда упр.2 начнет получаться, попросите ребенка высунуть язык и тоже «следить» им, двигая им вместе с глазами за карандашом. Потом попросите поворачивать язык в противоположную от глаз сторону. Например, если глаза вслед за карандашом поворачиваются вправо, язык в этот момент должен уйти влево.

4. Попросите ребенка приоткрыть рот и двигать нижней челюстью: в ту же сторону, что и глаза, а затем в противоположную от глаз сторону.

5. Зажмите в кулаке какую-нибудь маленькую игрушку так, чтобы ее не было видно. Начните водить рукой перед глазами ребенка. В какой-то момент неожиданно приоткройте кулак и покажите игрушку. Попросите ребенка, если он это заметит, сообщить вам об этом, например, издав какой-нибудь звук. Когда будете выполнять это упражнение, старайтесь двигать рукой в самых разных направлениях, чтобы охватить все поле зрения ребенка. Старайтесь особенно часто показывать игрушку там, где ребенок хуже следит. Это упражнение также прекрасно развивает зрительное внимание.

6. Предложите ребенку следить за кончиком карандаша и двигайте им по кругу. Предложите то же самое делать языком: вместе с глазами; в противоположную от глаз сторону.

7. Предложите ребенку вытянуть вперед руку, выставить указательный палец и писать выпрямленной рукой в воздухе лежащую на боку восьмерку или любую другую фигуру. При этом надо следить глазами за кончиком пальца. Потом к выполнению присоединяется язык. Упражнение выполняется по очереди то правой, то левой рукой. Чем «восьмерка» будет больше, тем лучше.

Мышцы конечностей

Вам понадобиться ручной эспандер или резиновая игрушка, которую можно сжимать рукой. Цель этих упражнений — достижение максимального расслабления одной конечности при работе другой. Упражнения выполняются лежа.

1. Возьмите кисть руки ребенка и начните слегка (не нажимая) разглаживать и растряхивать каждый палец и кисть целиком. Ваши движения должны быть очень мягкими и ласковыми, вызывать приятные ощущения у ребенка, иначе он не сможет расслабиться. Разглаживать следует круговыми движениями (см. рис.2)

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

Растряхивая, обхватите с двух сторон сустав большим и средним пальцами и быстро совершайте мелкие вибрирующие движения (рис.3)

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

Можно также положить ладонь непосредственно на область мышцы и совершать мелкие вибрирующие движения.  Одновременно с этим попросите ребенка другой рукой сжимать и разжимать эспандер. Следите, чтобы та рука, которую вы массируете, не совершала движений и не напрягалась. Вначале вы, скорее всего, будете ощущать напряжение, особенно со стороны большого пальца, так как ребенок будет непроизвольно двигать обеими руками, но при регулярном выполнении упражнения, эти движения будут возникать все реже.

2. Аналогичным образом продолжайте разглаживать и растряхивать кисть, но теперь попросите ребенка двигать ступней одноименной ноги (правая рука — правая нога): ступня на себя, ступня от себя.

З. Переходите к разглаживанию предплечья от запястья до локтя. Растряхивайте руку в районе локтевого сустава. Попросите ребенка сгибать и разгибать другую руку в локте. Затем одноименную ногу в колене.

4. Разглаживайте плечо от локтевого до плечевого сустава. Растряхивайте в области плечевого сустава. Попросите ребенка поднимать и опускать выпрямленную руку, затем одноименную ногу.

5. Перейдите к другой руке и повторите упражнения 1-4.

6. Разглаживание и растряхивание ноги происходит в той же последовательности, что и упражнения с рукой: стопа — голень — бедро. Одновременно другой ногой или одноименной рукой выполняются упражнения на напряжение и расслабление мышц соответствующих отделов.

Также для выработки навыка автономного движения различных отделов одной и той же конечности рекомендуется применять фиксацию конечности в районе сустава.

7. Предложите ребенку положить руку на спинку стула так, чтобы со спинкой соприкасалось запястье (рис.4).

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

Попросите его вращать кистью по кругу в одну сторону, в другую, дотрагиваться указательным пальцем до какого-нибудь предмета, который вы перемещаете а «радиусе действия» кисти. Основная задача при этом, не отрывать запястье от спинки стула и стараться не двигать предплечьем и плечом.

8. Теперь предложите ребенку положить на спинку стула руку, чуть выше локтя. Попросите повращать рукой вправо, влево. Кисть и плечо при этом должны оставаться максимально неподвижными.

9. Попросите ребенка, сидя на стуле, закинуть ногу на ногу и выполнять вращение стопой в разные стороны. Сидя на стуле и прижав колени друг к другу, сгибать и разгибать в коленном суставе только правую, а затем только левую ногу, не двигая при этом ступней.

Мышцы тела и конечностей

Для выполнения этих упражнений вам понадобятся дощечка 20х30 см (или книжка), два небьющихся пластиковых стакана, два мячика такого диаметра, чтобы они не могли пройти в стакан и мяч побольше (примерно 30 см в диаметре).

1. Предложите ребенку, удерживая дощечку на голове быстро пошевелить пальцами рук, несколько раз согнуть и разогнуть руки в локтях, помахать руками («полетать»), покачать правой, затем левой ногой, пройтись по комнате, сесть, затем встать.

2. Удерживая на вытянутых руках, на прямых ладонях два маленьких мячика, развести руки в стороны, вернуть их в исходное положение, повторить упражнение несколько раз. Поднять руки вверх, опустить вниз. Пройтись по комнате.

3. Попросите ребенка в положении лежа на спине поднять руки так, чтобы можно было сверху на ладони положить дощечку. Поставьте на дощечку стакан с шариком теперь попросите его, зажав большой мяч между ступней, поднимать и опускать ноги. Задача: не выронить мяч и не уронить дощечку со стаканом.

4. Попросите ребенка в положении лежа на спине поднять ноги так, чтобы можно было сверху на ступни положить дощечку. Поставьте на дощечку стакан с шариком. Дайте ребенку в руки мяч и попросите его поднимать и опускать руки с мячом, так, чтобы дощечка не упала.

5. Попросите ребенка встать на четвереньки. Поставьте ему на спину стакан и маленьким мячиком. Предложите ему немного проползти, не уронив стакан.

6. Положите на пол дощечку. Поставьте на нее вверх дном стакан. Сверху положите мячик. Попросите ребенка поднять дощечку с пола, не уронив мячик, пройти с ней несколько шагов, снова положить на пол.

7. Предложите ребенку сесть на стул. Зафиксируйте его спину, например, привязав к спинке стула. Попросите ребенка вращать плечами вперед и назад.

Мышцы кисти (мелкая моторика)

Вам понадобится два резиновых мячика (около 4 см в диаметре), несколько карандашей.

1. Попросите ребенка подкидывать мячик правой рукой и ловить его той же рукой. Подкидывать нужно на такую высоту, чтобы легко было поймать. Задача – как можно дольше не уронить мячик. То же упражнение попросите выполнить левой рукой.

2. Попросите ребенка перекидывать мячик из руки в руку.

3. Предложите ребенку ронять мячик из руки в руку. Руки расположены одна над другой и меняются местами (каждый раз сверху та рука, в которой мячик). Подкидывать мячик из руки в руку (каждый раз снизу та рука, в которой мячик) (рис.5).

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

4.  Пусть ребенок попробует уронить мячик на стол и тут же поймать, как только он отскочит от стола, не меняя положения руки (не поворачивая кисть ладонью вверх). Попросите ребенка стараться, чтобы мячик отскакивал от стола всего один раз (рис.6).

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

5. То же задание, что и в упражнении 4, но только мячик нужно поймать другой рукой.

6. Попросите ребенка взять мячик большим и средним пальцами руки. Удерживая на столе, проносить указательный палец за шарик, так чтобы кончик пальца коснулся стола; над шариком. Выполнить то же упражнение средним пальцем, удерживая мячик указательным и безымянным. Затем повторять, используя средний, безымянный и мизинец. Постарайтесь проследить, чтобы при этом запястье ребенка было прижато к столу (рис. 7).

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

7. Предложите ребенку взять мячик большим и средним пальцами. Указательный поставить на мячик. Отпустить мячик большим и средним и прокатить вперед указательным. Затем снова взять большим и средним, переставить указательный (дальше все повторяется заново) (рис.8).

Специальные упражнения для детей, которые активизируют работу мозга

Катить таким способом шарик вперед, затем назад. Выполнить упражнение указательным, средним и безымянным пальцами; средним, безымянным и мизинцем. Для правильного выполнения этого задания есть одно условие: нельзя совсем отпускать мячик, пальцы обязательно должны касаться его, либо удерживая, либо двигая вперед. Те пальцы, которые удерживают, не должны катить. Они играют лишь вспомогательную роль для «основного двигателя».

8. Положите в ряд несколько карандашей. Попросите ребенка поджать большой, безымянный и мизинец. Предложите ему «перешагивать» через «препятствия» указательным и средним так, чтобы не сдвинуть с места ни один карандаш. При этом нельзя отрывать от стола одновременно два пальца, «перелетая» через препятствия. Предложите ребенку поменять пальцы и «шагать» средним и безымянным и т.д.

9. Положите перед ребенком параллельно друг другу 5 фломастеров. Попросите его поднять их со стола так, чтобы первый фломастер удерживался подушечками больших пальцев, второй – указательных и т.д. Важно поднять все 5 фломастеров, не уронив ни одного обратно. Это сложная задачка, поэтому, прежде чем предложить ее ребенку, потренируйтесь сами. Верх мастерства – если Вы смогли поднять не 5 фломастеров, а 5 спичек.

10. Также очень полезны для развития мелкой моторики такие игры как теневой театр, где с помощью пальцев ребенок может изображать различных животных; кукольный театр, где куклы одеваются на руку или на пальчик.

11. Я также очень рекомендую разучить с ребенком азбуку глухонемых (ее можно легко найти в интернете). С помощью этой азбуки ребенок сможет не только развить мелкую моторику, но и улучшить звуко-буквенный анализ и синтез, так как каждое, «сказанное» с помощью этой азбуки слово, ребенку придется разложить на буквы, а чтобы понять такое слово, сказанное другим, ему придется совершить обратную операцию. Это упражнение особенно полезно для детей, которые при письме пропускают буквы. опубликовано econet.ru

Автор: Ольга Семёнова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник