Скачать презентацию на тему развитие памяти ребенка
Слайд 1
Комитет по образованию Администрации г.Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №33 » Аленушка » Развитие ПАМЯТИ у детей дошкольного возраста Подготовила: педагог-психолог Королева Марина Александровна .
Слайд 2
Память — это способность ребенка сохранять опыт взаимодействия с окружающим.
Слайд 3
Виды памяти Можно разделить на 3 группы: «Что запоминаем» Образная: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная. Словесно-логическая: механическая, осмысленная. Двигательная.
Слайд 4
II . «Как запоминаем» Произвольная память. Непроизвольная память.
Слайд 5
III . «Время, на которое запоминаем» Ультрокороткая память. Кратковременная память. Долговременная память.
Слайд 6
Возрастные особенности У детей процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.
Слайд 7
В 3-4 года формируется словесная память у детей, закладываются основы логики. К 3 годам сохраняются первые припоминания детских впечатлений, т.е. первые воспоминания взрослого человека, связанные с детством. Параллельно двигательная память становится основой навыков, формируемых в последующие периоды: движения рук при использовании ложки, при умывании, зашнуровывании ботинок или застегивании пуговиц, движения ногами при перешагивании через препятствия, беге, прыжках и т.д.
Слайд 8
В 4-6 лет происходит замена механической памяти на смысловую. Разговорная речь способствует освоению навыков формирования целых словесных цепей и комплексов. Процесс запоминания изменяется. Память освобождается от опоры на восприятие. Постепенно формируется способность к воспроизведению (сначала непроизвольному, позже – произвольному) сохраненной информации. Дети осознанно пытаются управлять собственной памятью – самостоятельно запомнить и точнее воспроизвести удержанный материал.
Слайд 9
В 6-7 лет д ети способны оценивать возможности собственной памяти. Важную роль в этом играют личные воспоминания ребенка. За счет произвольного запоминания существенно изменяется структура памяти. Это проявляется в самостоятельной постановке ребенком определенной цели – запомнить/вспомнить. В процессе взросления увеличивается разнообразие и гибкость стратегий запоминания и воспроизведения информации. Благодаря накоплению большого практического опыта у детей повышается уверенность в себе, в собственных способностях.
Слайд 10
Есть очень много хороших игр и упражнений для развития различных свойств памяти у дошкольников. Успех возможен, если такие занятия с ребенком будут у вас систематическими, и каждое занятие будет не похоже на предыдущее. Мы приведем несколько примеров игр и упражнений.
Слайд 11
Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек. Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.
Слайд 12
«Снежный ком» -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. — Я налью воду и положу мясо. — Я налью воду, положу мясо и картошку. И т.д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. — Я в чемодан положу халат и тапочки. — Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т.д.У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т.д.
Слайд 13
Визуализация Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д.Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…
Слайд 14
«Ящик» В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.
Слайд 15
«Узнай предмет» Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание. Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.
Слайд 16
«Чудесный мешочек» В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
Слайд 17
«Делай, как я» На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.
Слайд 18
«Чудесные слова» Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.
Слайд 19
«Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
Слайд 20
«Нарисуй фигуру» Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Слайд 21
«Кто знает больше» предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
Слайд 22
Ассоциативная память Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.
Слайд 23
«Чего не хватает» Тренировка зрительной памяти. Вам предварительно нужно заготовить две картинки: на первой – хорошо известный ребенку предмет, на второй – тот же предмет, но с несколькими отсутствующими деталями. Ребенку сперва надо показать первую картинку на 30 секунд, чтобы он все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по второй картинке малыш должен назвать, что именно изменилось.
Слайд 24
Что еще способствует развитию памяти… Правильное питание. Ежедневное меню стимулирует развитие памяти, если оно рационально и сбалансировано, а приемы пищи – часты и не слишком обильны. В рационе должны преобладать фрукты, овощи, крупы, сыры, орехи, бобовые, мясо птицы и жирная рыба. В зимний период ребенку необходимы поливитамины. Оптимальный режим дня. Правильная организация режима дня является важным условием, обеспечивающим развитие памяти и повышение успеваемости ребенка. Дозированную умственную активность следует чередовать с часами отдыха и полноценного сна. Особое время необходимо уделять физическим нагрузкам. Настольные игры и пазлы . Хорошим способом, стимулирующим развитие памяти у детей, является игра в лото с изображениями мультипликационных персонажей, животных, фруктов, овощей и т. п., а также собирание пазлов . Другой вариант – так называемые « ходилки », где участникам нужно пройти по тропинке на нарисованном игровом поле, выбрасывая кубики (количество шагов соответствует количеству точек на грани кубика), преодолевая различные препятствия или выполняя задания.
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация «Развитие памяти у детей младшего школьного возраста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Классификация основных видов памяти По характеру психической активности По характеру целей деятельности По продолжи-тельности сохранения материала двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая произвольная непроизволь-ная долговременная кратковремен-ная
2 слайд
Описание слайда:
Что такое память? Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это тот маленький, но достаточно объемный механизм нашего разума, который сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
3 слайд
Описание слайда:
Память делится на два вида в зависимости от длительности хранения полученной информации: кратковременная (запоминается быстро, но не надолго), долговременная (большие усилия при запоминании, но информация сохраняется надолго)
4 слайд
Описание слайда:
Кратковременная память (КП) – характеризуется очень кратким сохранением воспринимаемой информации
5 слайд
Описание слайда:
Долговременная память (ДП) — характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.
6 слайд
Описание слайда:
Произвольная и непроизвольная память образы, мысли, слова и чувства вспоминаются без сознательного намерения и усилия возникает в результате активного и сознательного намерения
7 слайд
Описание слайда:
Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь.
8 слайд
Описание слайда:
Раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах.
9 слайд
Описание слайда:
Приемы запоминания: 1.Группировка — разделить информацию для запоминания на части, группы. 2. Классификация – классифицировать информацию по определенному признаку. 3. Опорный пункт – найти в материале ту информацию, что может стать опорой для запоминания (даты, словосочетания, метафоры, имена и т.д.) 4. Аналогии – прием, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений. 5. Схематизации – изобразить материал в виде схемы. 6. Достраивание материала – добавить в материал что-нибудь своё.
10 слайд
Описание слайда:
Существует большое количество упражнений и заданий для развития памяти младших школьников. Соотнеси автомобили и их тени. Запомни рисунки. Назови поочерёдно все рисунки, которые были на картинке.
11 слайд
Описание слайда:
Игра. Классификация предметов. КРОКОДИЛ, ПИОН, ОБЕЗЬЯНА, ПЛОСКОГУБЦЫ, ПШЕНИЦА, НОЖНИЦЫ, СЛОН, ФИАЛКА, ИГОЛКА. Дом 3 инструменты
12 слайд
Описание слайда:
Упражнение на развитие ассоциативного мышления Верблюд – горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
13 слайд
Описание слайда:
Игра. Слова ходят парами Если слова дружат и ходят вместе, то их и запоминать не надо. Они сами о себе напоминают. БРЮКИ – РЕМЕНЬ ВОДА – ЧАЙНИК ЯГОДА – ВАРЕНЬЕ ПТИЦА – ГНЕЗДО ЛЕС – ГРИБ ДОЖДЬ – РАДУГА СВЕТ – ЛАМПОЧКА СТОЛ – СКАТЕРТЬ
14 слайд
Описание слайда:
Смысловая память Медленно зачитать 10 пар слов. Затем зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Ребенок должен в это время припомнить вторые слова. Шум – вода Стол – обед Мост – река Рубль — копейка Лес – медведь Дуб — желудь Дичь – выстрел Рой — пчела Час – время Гвоздь — доска Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно.
15 слайд
Описание слайда:
Ребенок в течение некоторого времени рассматривает рисунок. Далее переходим на следующий слайд
16 слайд
Описание слайда:
Найдите отличия от предыдущего рисунка
17 слайд
Описание слайда:
Порисуем! В течение некоторого времени ребенок должен запомнить рисунок. После чего самостоятельно нарисовать то, что запомнил.
18 слайд
Описание слайда:
Задача ребенка- запомнить имена и настроение каждого из детей. Юля Вова Аня Коля Дима Федя Расскажи о каждом из нарисованных ребят, которых ты видел на предыдущем слайде.
19 слайд
Описание слайда:
Игра «Кто спрятался?»
20 слайд
Описание слайда:
Игра «Кто спрятался?»
21 слайд
Описание слайда:
Помоги Буратино запомнить продукты, которые надо купить в магазине.
22 слайд
Описание слайда:
Положи в корзину, только те продукты, которые надо купить Буратино
23 слайд
Описание слайда:
Заключение. Память открывает маленькому человеку возможность познавать окружающий мир, без нее невозможно развитие речи, а значит и мышления, поэтому она имеет принципиально большое значение для психического развития ребенка.
24 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
25 слайд
Описание слайда:
Литература Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М: Евразия, 2000. – с. 320 Н. С. Резникова «Как развить память у ребенка» — М., Мой Мир, 2005. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816 Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей: -Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996, 219 стр. https://www.razvitierebenka.com https://luntiki.ru/blog/umnica
26 слайд
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-183371
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Развитие памяти в дошкольном возрасте Подготовила: Никитина Валентина Константиновна
2 слайд
Описание слайда:
Дошкольное детство, по мысли А.Н. Леонтьева, — это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается окружающий его мир человеческой деятельности. Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.У. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
3 слайд
Описание слайда:
1. Характеристика памяти как познавательного процесса Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
4 слайд
Описание слайда:
Виды памяти принято выделять по разным основаниям. По содержанию запоминаемого материала – образная, эмоциональная, двигательная, словесная. В зависимости от способа запоминания – логическая и механическая. По длительности сохранения материала память может быть долговременной и кратковременной. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели запомнить – непроизвольной и произвольной.
5 слайд
Описание слайда:
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
6 слайд
Описание слайда:
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. Таким образом, память можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
7 слайд
Описание слайда:
2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста Достаточно простыми и понятными представляются теоретические положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.
8 слайд
Описание слайда:
Самый ранний вид – моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения. Начало эмоциональной или аффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка. Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни. Более высокий вид памяти – память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала.
9 слайд
Описание слайда:
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятель ности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
10 слайд
Описание слайда:
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным.
11 слайд
Описание слайда:
У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Эйдетическая память — возрастное явление.
12 слайд
Описание слайда:
Развитие моторной памяти начинается в середине первого года жизни. Освоение предметных действий сознает благоприятные условия для запоминания выполняемых движений и действий. Те из них, которые получают сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигаемого ребенком желаемого результата, быстро упрочиваются.
13 слайд
Описание слайда:
На третьем году жизни на основе двигательной памяти у ребенка вырабатываются действия. Они составляют основу навыков, формирующих уже в последующие периоды. К таким несформированными еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании, действия ложкой во время еды, зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц, перешагивание через препятствия, бег, прыжки и многие другие.
14 слайд
Описание слайда:
В дошкольном детстве развивается особенно важный вид памяти – память на слова. Начиная с 6 месяцев, ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями. В это время еще можно выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы она сливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы.
15 слайд