Скачать методику развития речи ребенка
Развитие речевой активности, Маниченко А., Худякова С., Ершова Е., 2015.
То, что речь напрямую связана с мышлением, мало для кого является секретом.
Именно речь и высокоорганизованное мышление отличают человека от всех живых существ.
Но ни то, ни другое не передаётся человеку по наследству, а стремительно формируется в первые годы жизни. И только тогда!
Если в силу каких-либо причин у человека не будут сформированы речь и мышление в период младенчества, то никогда в дальнейшем он не сможет наверстать упущенное.
Методика развития речевой активности ребёнка.
Овладение речью — это одно из важнейших достижений раннего детства. Хорошо развитая речь — это основа успешного обучения. Ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Учёными университета Пенсильвании (Филадельфия) было доказано, что на словарный запас дошкольника влияет то, как много родители разговаривали со своим ребёнком в раннем детстве. В свою очередь, размер словаря ребёнка при поступлении в школу определяет уровень успеха во время его обучения в школе, колледже или вузе. При этом важным является не столько количество обращённой к ребёнку речи, сколько её качество. Мало просто разговаривать с ребёнком, важно делать это правильно. Только так мы сможем максимально расширить словарный запас ребёнка, развить его умение выражать свои мысли правильно и красиво. И самое главное — ребёнок будет активным участником общения.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Речевое развитие малыша
Речь и мышление
Первое слово ребёнка, или Когда начинается речевое развитие
Помоги своему маленькому гению, или Закон сохранения гениальности
Часть II. Развитие речевой активности
Законы речевого развития ребёнка
Методика развития речевой активности ребёнка
Часть III. Как заниматься по комплекту
Что входит в состав комплекта «Говорим с пелёнок»
Как проводить занятия по комплекту «Говорим с пелёнок»
Нулевой этап. Звуки
1 этап. Гуление
2 этап. Лепет
3 этап. Первые слова
4 этап. Слова и фразы
5 этап. Фразы и предложения
Приложение
Авторы методики
Список использованной литературы и источников.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Развитие речевой активности, Маниченко А., Худякова С., Ершова Е., 2015 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 24.03.2017 15:07 UTC
Теги:
книги для родителей :: Маниченко :: Худякова :: Ершова
Следующие учебники и книги:
- Моя первая книга знаний, Обо всём на свете, Косинова Е.М., 2006
- Мне сделать это самому, Школа Монтессори
- Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет «Ступеньки», Петерсон Л.Г., 2007
- Ознакомление с окружающим миром детей с нарушением зрения 4-5 лет, Осипова Л.Б., 2015
Предыдущие статьи:
- Я уже считаю, Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет, Колесникова Е.В.
- Я считаю до 20, Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для детей 6-7 лет», Колесникова Е.В., 2008
- Раз — словечко, два — словечко, Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет, Колесникова Е.В., 2006
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я»., Колесникова Е.В., 2009
Источник
Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2013.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «Бакалавр»).
В учебнике отражен современный уровень научных знаний в области речевого онтогенеза и дошкольной лингводидактики. В нем рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста; дается сущностная характеристика системы работы по развитию речи в ДОУ; освещаются вопросы теории и методики развития разных сторон детской речи, педагогической диагностики детской речи, организации работы по речевому воспитанию в ДОУ. Методика развития разных сторон речи излагается в возрастном аспекте. 3-е издание выходило под названием «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» (2000 г.).
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может использоваться практическими работниками дошкольного образования, в системе повышения квалификации педагогов, родителями.
Предмет методики развития речи и задачи курса.
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.
Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.
Оглавление
Предисловие
Глава I Теоретические основы методики развития речи
§1. Предмет методики развития речи и задачи курса
§2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками
§3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка
§4. Методы исследования в методике развития речи
Глава II. Из истории методики развития речи
§1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
§2. Развитие методики в России
Глава III Система работы по развитию речи в детском саду
§1. Цель и задачи развития речи детей
§2. Методические принципы развития речи
§3. Программа развития речи
§4. Средства развития речи
§5. Методы и приемы развития речи
Глава IV Методика развития словаря
§1. Понятие словарной работы и ее значение
§2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
§3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
§4. Общие вопросы методики словарной работы
§5. Методика словарной работы в возрастных группах
Глава V. Методика формирования грамматического строя речи
§1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
§2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
§3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
§4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
§5. Методика формирования морфологической стороны речи
§6. Методика формирования синтаксической стороны речи
§7. Методика формирования способов словообразования
Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей
§1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
§2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
§3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
§4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
§5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
§6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
§7. Формирование звуковой выразительности речи
Глава VII Методика развития связной речи
§1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
§2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
§3. Задачи и содержание обучения связной речи
§4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
§5. Беседа как метод обучения диалогической речи
§6. Приемы обучения рассказыванию
§7. Пересказ литературных произведений
§8. Рассказывание по игрушкам
§9. Рассказывание по картине
§10. Рассказывание из опыта
§11. Творческое рассказывание
§12. Связные высказывания типа рассуждений
Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду
§1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
§2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
§3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
§4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
§5. Методика заучивания стихотворений
§6. Использование художественной литературы вне занятий
Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте
§1. Сущность подготовки к обучению грамоте
§2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
§3. Ознакомление со словом
§4. Ознакомление с предложением
§5. Ознакомление со словесным составом предложений
§6. Ознакомление со слоговым строением слова
§7. Ознакомление со звуковым строением слова
§8. Подготовка к обучению письму.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать
— doc — Яндекс.Диск.
Дата публикации: 14.01.2017 08:02 UTC
Теги:
учебник по педагогике :: педагогика :: Яшина :: Алексеева
Следующие учебники и книги:
- Будущее это мы, Разработка занятий по интересам для младших школьников, Кобачевская С.М., 2010
- Как запомнить букву в слове, 2 класс
- Как научить детей решать задачи, Методические рекомендации, Лавриненко Т.А., 2000
- Грамматическая тетрадь №4, Прилагательные, Сравнительная степень прилагательных, Антонимы и синонимы, Косинова Е.М.
Предыдущие статьи:
- Основы педагогики, Попов Е.Б., 2017
- Учебный диалог-желаемое или действительное, Песняева Н.А., 2008
- Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с выраженным нарушением интеллекта, Барякина И.В., Будникова Е.С., Екжанова Е.А., 2015
- Духовно-нравственное воспитание в современной школе, Джишкариани Т.Д., 2016
Источник
Екатерина прокина
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 30»
КОНСПЕКТ
Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста
Автор Прокина Е. С.
Иваново 2018 г.
Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, Дети пытаются действовать, как взрослые, но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам; внимательно слушают объяснения и сами начинают часто обращаться к взрослым с вопросами (Что это? Как? Зачем? Где?) Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста
Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой.
Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя. Способы развития речи детей младшего дошкольного возраста
1. Цель занятия.
Является разработка методических приемов, направленных на развитие реи детей младшего дошкольного возраста.
Основные цели, задачи, понятия учебной дисциплины “Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста”.
Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Она является отраслью в «Методике обучения родному языку», если просмотреть дальше, то есть преподавание речи в начальной школе и в средней школе. У каждой свои цели, задачи, содержание. Методика развития речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка.
Язык — это система знаков, речь — язык в действии. Язык и усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, т. е. в речи.
Методика развития речи — это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Предметом изучения в методике является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого обогащения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.
2. Задачи.
Рассказать, показать иллюстрации, довести до ребенка.
— составления конспектов занятий по развитию речи с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;
— организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по развитию речи;
— организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом с целью обогащения словаря дошкольника и развития связной речи;
— методические принципы развития речи;
— содержание речевой работы в разных возрастных группах;
— средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по речевому развитию;
— современные программы развития речи;
— закономерности речевого развития детей;
— особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность).
3. Тип занятия
«Знакомство с книгой»
4. Форма занятия.
Способствовать развитию речи, через игровую деятельность, обеспечивая положительный эмоциональный фон.
Воспитатель задает загадки детям, а дети должны правильно ответить
Например:
Воспитатель:
— Не ходит, не бегает,
А только по кочкам прыгает?
Дети:
— мяч.
Воспитатель:
— Кто в глухом лесу живет,
Любит есть малину, мед? Кто в глухом лесу живет,
Любит есть малину, мед?
Дети:
— медведь.
5. Продолжительность.
20 — 25 минут.
6. Участники.
Воспитатель и воспитанники.
7. Возраст обучающихся.
2 – 3 года
Материалы и оборудование.
Книги, аудио прибор.
8. Подготовка.
Подготовка учебного пособия, подключение аудио прибора в сеть, расставить стулья, так чтобы всем детям было видно. Рассадить детей на стулья.
9. Методы работы с детьми
Развитие речи — одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни.
Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавать условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику.
10. Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
3. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. -М. ,2003
6. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. ,Просвещение, 1981
8. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995.-№1.
9. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9
10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М., 2001.
Источник
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Раздел = задача развития речи детей дошкольного возраста = ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ (ГСР)
Грамматика – наука о законах построения языка.
Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку.
Структура ГСР
1. Синтаксис – рассматривает словосочетания и предложения различной структуры и сложности.
2. Морфология
А) словообразование – образование новых слов с помощью приставок, суффиксов. Примеры: ехал — приехал, уехал; бег – бежать; лес – лесник, лесозаготовки; и др.
Б) словоизменение (согласование) – изменение слов с помощью окончания. Пример: белый — белая; прыгал — прыгала; стол – столы.
Значение ГСР – овладение ГСР оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, так как грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. ГСР дает ребенку – логику последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.
Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.
Задачи формирования ГСР
1. Исправление ошибок ГСР.
2. Создание грамматически правильной речевой среды вокруг ребенка.
3. Организация специального обучения правильному ГСР.
Причины ошибок ГСР у детей дошкольного возраста
1. Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).
2. Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).
3. Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.
4. Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослышивают» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.
5. Сложность ГСР.
6. Наличие периода словотворчества.
Занятия по формированию ГСР у детей дошкольного возраста – отсутствуют. ГСР достаточно сложен, что бы его рассматривать в течении целого занятия. Игры и задания на развитие ГСР вставляют в другие занятия по развитию речи, например в занятия по формированию словаря, по развитию звуковой культуре речи, по развитию связной речи и прочее.
В течение 1-ого занятия игры и задания на развитие ГСР проводятся не более чем 10 мин.
Содержание работы по формированию ГСР (содержание – это перечень чему именно учить). Содержание ГСР для каждой возрастной группы берется в программе воспитания и обучения детей в разделе развитие речи. См. ниже направления работы.
Особенностью успешной работы по формированию грамматического строя речи является:
1. необходимость большого количества разнообразной наглядности;
2. необходимость подбирать однотипный речевой материал при отработке нового речевого навыка. Пример: столЫ + котЫ + носы, но нельзя в этот же ряд поставить «рты», так как выпадает гласная или «соки», так как получается иное окончание…
Ниже приведены примерные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников.
Словоизменение
1. Мн.ч.сущ.
2. Мн.ч.сущ.в р. падеже
3. Все падежи в ед.ч.
4. Все падежи во мн.ч.
5. Согласование прил.с сущ.разн.рода в Им.п.
6. Согласование прил.с сущ.разн.рода во всех падежах
7. Согласование прил.с сущ.разн.рода во мн.ч. / во всех падежах
8. Согласование числит.и сущ. (1,2,5)
9. Глаголы 1, 2, 3-его лица в ед. числе (местоимения / существительные)
10. Глаголы 1, 2, 3-его лица во мн.числе (местоимения / существительные)
11. Согласование глагола в пр.вр.с сущ.разного рода
12. Употребление глагола в различном времени
13. Степени сравнения прилагательных
14. Употребление слов исключений (самим придумать пример слова исключения)
15. Названия детенышей животных во мн.ч.
16. И др.
Словообразование
17. Уменьшительно-ласкательные суф.
18. Увеличительные суф.
19. Образование профессий от глагола
20. Образование профессий от существительного
21. Образование глаголов от прилагательных
22. Название детенышей животных от существительных
23. Предметы посуды от вещества
24. Направление движения с помощью приставок.
25. Прилагательные от существительных
26. Создание однокоренных слов.
27. Образование притяжательных прилагательных
28. И др.
Синтаксис
29. Употребление предлогов
30. Предложения с однородными членами (с двоеточием и без)
31. Сложные предложения с союзами: а, но, так как, потому что и др.
32. Понимание сложных инструкций (привести свой пример)
А) достань ручку и положи её на тетрадь справа от снизу от карандаша.
Б) Петя ударил Васю. Кому больно?
В) Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше – пошел в кино, или сделал уроки?
Г) Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили?
33. И др.
Примеры игр и заданий на указанные направления работы студенты подбирают самостоятельно, опираясь на собственный опыт и доступную литературу.
Литература
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
5. Гербова В.В Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
6. Гербова В.В Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.
8. Занятия по развитию речи в детском саду, под ред. Ушаковой О.С.
9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду.
11. Развитие речи детей дошкольного возраста, под ред. Сохина.
12. Тихеева Е.И. Развитие речи детей.
13. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
14. Журнал «Дошкольное воспитание».
15. Нефедова Е.А. Готовимся к школе.
16. Новотворцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.
17. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению.
Источник