Сюжетно ролевые игры в развитии общения ребенка

Сюжетно ролевые игры в развитии общения ребенка thumbnail

Татьяна Самборецкая
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития навыков общения у детей дошкольного возраста»

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

В настоящее время проблема развития навыков общениястоит особенно остро: многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто — либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

Актуальность изучения игры и ее роли в развитии общения детей дошкольного возраста определяется особенностями игровой деятельности детей, значимыми для разработки адекватной стратегии педагогического сопровождения развития ребенка-дошкольника средствами игры как ведущей для данного возраста деятельности. Игра для дошкольника является универсальной формой деятельности, в которой происходят основные изменения в психике. В игре определяются отношения ребенка с окружающими людьми, происходит подготовка к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

На первом этапе была изучена литература о роли сюжетно-ролевой игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную работу по развитию навыков общения детей через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры. Ознакомилась с особенностям общения детей дошкольного возраста в работах отечественных педагогов и психологов М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Б. Добрович и др. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой и др.

Работа по данной теме началась с диагностики детей и анкетирования родителей. Было отмечено, что не все дети проявляют умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника, слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении. Все это проявлялось в частых конфликтах между детьми.

Поставлена цель — развитие навыков общения детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Для решения цели поставила в своей работе следующие задачи:

развивать у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

• воспитывать позитивное отношение друг к другу;

развивать умение взаимодействовать;

• формировать умение распознавать эмоции других, сопереживать, владеть своими чувствами, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;

• с помощью игры донести до детей знания о нормах и правилах в общении со сверстниками и взрослыми.

Основные цели и задачи, которые я выполняла при проведении сюжетно – ролевых игр: развивать умения ребёнка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.

В плане воспитательной работы уделяла большое внимание формированию самостоятельной, более развёрнутой сюжетно-ролевой игры детей с разными игрушками, намечала специальные мероприятия по развитию сюжетно – ролевых игр.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствовали проводимые экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия с детьми становились содержанием предварительной работы, которая подготавливала детей к игре. Моя задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью я проводила наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание детей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.

В начале были выбраны более простые по содержанию игры такие как «Угостим подружек чаем», «Уложим кукол спать», «День рождения Степашки», «Кукла Катя заболела», «Купание куклы» и т. д. Это игры с куклами и кукольными персонажами. Их я использовала как средство наглядного примера каких- либо действий. Эти игры не продолжительны по времени и позволили мне создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками, положительное отношение друг к другу. Особое внимание уделялось детям, у которых отмечалось не желание вступать в контакт.

Затем я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми («В гости в Калсону», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей»). Эти игры более продолжительны по времени и богаты по содержанию. Здесь я уже не использовали куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя, таким образом, дети были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. Детям данного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключалась в показе действий, эмоций, объяснении правил (нельзя выходить из автобуса, если он не остановился, нельзя ехать без билета). Особое внимание уделялось ситуациям, как и что нужно сделать, чтобы твоему товарищу было приятно; как правильно обращаться к взрослому; как помочь другу, взрослому; как благодарить за оказанную услугу. Так же уделялось внимание таким моментам, как поочередное высказывание детей и выслушивание друг друга.

На протяжении всей работы отмечалось активное включение детей в игру, контакты стали более продолжительными и устойчивыми, дети начали самостоятельно включаться в игру, развивать сюжет, выбирать необходимые атрибуты. Взаимоотношения стали менее конфликтны, наблюдалось стремление следовать правилам и требованиям в игре. Кроме того,наблюдалась положительная динамика в повседневной жизни: дети стали обращаться к взрослым на «вы», употреблять в речи такие слова как «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», отношения со сверстниками стали более доброжелательными.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Мною был разработан план взаимодействия с родителями, включающий анкетирование, консультации по вопросам игровой деятельности дошкольников – «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль игры в развитии ребенка и участие родителей в организации игры», беседы, оформление папок передвижек, привлечение к участию в досугах и развлечениях, помощь в изготовлении атрибутов для игр. Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Постоянный акцент на положительные поступки, добрые дела помогают формировать у детей позитивное отношение к миру, добрые взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что является одной из задач ФГОС ДО.

Свой опыт работы представила на педагогическом совете, родительском собрании. Для педагогов ДОУ показала открытый просмотр сюжетно-ролевую игру «Купание куклы Маши».

Работа по развитию навыков общения средствами сюжетно-ролевой игры будет продолжена и далее. Совместно с родителями будут организовываться родительские собрания, дни открытых дверей, консультаций. В беседах будем предлагать родителям примеры игр направленных на развитие навыков общения доступных для детей дошкольного, это своего рода домашние задание.

Список литературы:

1. Воронова, А. П. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 384 с.

2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте:учебное пособие — СПб: Питер, 2008. — 272 с.

3. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. № 6. С. 62 — 68.

4. Галигузова, Л. Н., Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до шести. — М.: Просвещение, 1996. — 160с.

5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение – М.: Педагогика, 1975. – 111 с.

6. Калиниченко, А. В. [и др. ] Организация игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 112 с.

7. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению.: популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

8. Краснощёкова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 251с.

9. Карабанова, О. А. [и др. ] Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка – М.: Педагогика, 1997. — 384с.

11. Лисина, М. И. Развитие общения дошкольников со сверстниками -М.: Педагогика, 1989. — 239 с.

12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения — М.: Педагогика, 1986.- 144 с.

13. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М: Педагогика, 1975. — 265 с.

14. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96с.

15. Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком: пособие для воспитателя. — М.: Гном, 1990. – 160 с.

16. Менджерицкая, Д. В.Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

Источник

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Т. А. Жигалова

Общение рассматривается как необходимое и важное условие развития человека, оно выступает условием развития отдельных личностей и

общества в целом. Общение обеспечивает полноценное формирование от-

дельных психических функций, процессов и свойств человека, социализа-

ции человека и его успешного социального взаимодействия на протяжении

всей жизни [6].

Этап дошкольного детства закладывает основы успешного формиро-

вания и развития умений и навыков общения и коммуникации, однако,

сложность их формирования, обусловлена особенностями дошкольного

возраста (формирование внутренней позиции в новой жизненной позиции,

развитие наглядно-образного мышления и т. д.), а также активным формированием знаково-символической деятельности, формированием двух линий символического опосредования: когнитивной и метакогнитивной [2]. В связи с этим видится необходимым рассмотреть развитие навыков общения

в контексте развития символической функции, которая активно проявляется

в сущности сюжетно-ролевой игры. Сама суть сюжетно-ролевой игры пред-

полагает необходимость включать общение ее участников.

Для каждой возрастной стадии развития человека характерна своя

специфическая форма общения. Критериями выделения этих форм являются: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка,

потребности, мотивы и средства общения. Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка.

Этот период обеспечивает вхождение ребенка в новую социальную ситуацию, которая требует выработки новых символических средств взаимодействия с окружающим миром, которыми обеспечивает ребенка игра [5].

Игра оказывает влияние на развитие мотивационно-потребностной

сферы дошкольника, развитие высших форм перцептивной деятельности и

наглядно-образного мышления, формирование внутреннего плана действий и воображения, произвольности поведения и деятельности. Игра,

представляя условную, символическую интерпретацию реальных человеческих взаимоотношений, определяет позицию ребенка, восприятие и

формирование картины мира, характер общения и отношений со взрослы-

ми и сверстниками, формирование всех основных новообразований до-

школьного возраста.

Центральным новообразованием на этапе дошкольного детства становится наглядно-образное мышление. В речевом развитии дошкольника

также происходят изменения – развивается функция планирования деятельности в форме «речи для себя», начинает формироваться

контекстная речь, где содержание может быть понято из самого контекста

без опоры на ситуацию. Насколько речь контекстная определяется задача-

ми и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, грамматикой и уровня произвольности. В процессе общения

речь позволяет определить собственную позицию, спланировать стратегию

дальнейшего действия, подать сигнал партнеру, принять и интерпретировать ответную реакцию.

Ребенок раскрывает для себя содержание человеческих отношений.

У него возникает потребность и возможность отрефлексировать отношения, спланировать и направить его деятельность. Возникает желание апробировать систему поведения в определенной ситуации, а возможность реализовать это ребенок получает в сюжетно-ролевой игре, которая позволяет расширить круг общения, включить в собственную ситуацию сверстников, партнеров по игре [2].

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [1]. Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир. Для сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т. д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий — воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей действительности. Можно наблюдать как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая же будет примерять наряды, третья — заниматься с детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [3]. Дети среднего дошкольного возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, мы должны не только помогать детям из множества предложений выбрать самое интересное, но и научить их уважать замысел друг друга, быть внимательными к свои товарищам. Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую [4].
Общение детей как партнеров по игре перестает быть средством осуществления делового сотрудничества и начинает приобретать все большую самостоятельную ценность, которая выражается в стремлении ребенка к со переживанию другому человеку, в установлении с ним личностных отношений. Именно взрослый представляет ребенку символическое содержание ситуаций общения людей, которые по своей сути являются обобщенным воплощением взаимоотношений человеческого сообщества.

Общение дошкольников со сверстниками имеет характерные черты,

качественно отличающие его от общения со взрослыми. Разнообразие

коммуникативных действий, яркая эмоциональная насыщенность, нестан-

дартность и нерегламентированность позволяет ребенку «экспериментиро-

вать» пытаться найти новые возможности в общении, попытаться воспро-

извести или исправить социальные стереотипы, которые для ребенка еще

таковыми не являются. Это особенность общения сверстников, преоблада-

ние инициативных действий над ответными, позволяет использовать весь

дидактический потенциал сюжетно-ролевой игры.

Библиографический список

1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика –синтез, 2006 г.

2. Звонова Е. В. Символизация и метакогнитивное опосредование: продолжение культурно исторической традиции // Вестник Российского университета – 2014 – С.34-37

3. Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду»

4. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г., Иовлева Т.Е. Социально желательное поведение детей и построение отношений в новой социальной ситуации 2007 №4 – С.24-35

5. Салмина Н.Г. Мы живем в мире символики // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013 -№ 10.- С. 28-32

6. Травинова Г. Н. Формирование психологической готовности студентов педагогического вуза к взаимодействию с дошкольниками : автореферат диссертации ….кандидата психологических наук. – Москва.

Источник