Сюжетно ролевая игра в развитии личности ребенка
Елена Чурсинова
Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка»
«Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка.»
Воспитатель 1 категории
Чурсинова Е. П.
ГБДОУ № 20 Адмиралтейского района
Дошкольный возраст — это первый этап усвоения общественного опыта. Ребенок растет и развивается при воздействии не только воспитания, но и влияния впечатлений от окружающего мира. В определенный момент у него начинает появляться интерес к жизни взрослых и их работе. Игра — это тот вид деятельности, который наиболее доступен ребенку, это своеобразный способ обработать полученные детские впечатления. Игра составляет основное содержание жизни детей и является ведущей деятельностью дошкольников. Именно в игре ребенок впервые получает возможность проявить свою самостоятельность. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности.
Сюжетно-ролевая игра успешно решает поставленные задачи, так как игра является ведущей в этом возрасте. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Сюжетно-ролевая игра помогает разрешить кругозор ребенка, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Часто игра становится поводом для сообщения детям каких-то неизвестных еще им знаний. Чем больше у ребенка появляется интерес к труду взрослых, профессиям, общественной жизни, достойным поступкам, тем больше он стремится подражать любимым героям и персонажам, начинает мечтать о том, кем от станет, когда вырастет. Все это делает игру важным средством социально — личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в жизни детей. Особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают ребята самостоятельно, это игры, которые придумывают сами дети. Они отражают знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. Любой ребенок может выбрать, кем он хочет быть в игре. С помощью фантазии и воображения, он легко включается в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Во время игры дети получают всестороннее развитие, развивается мелкая моторика рук, логическое мышление, творческая инициатива.
Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Для ребенка это самый доступный вид деятельности, интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Сюжетно-ролевая игра — это прекрасный путь для получения навыков поведения в обществе.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.).
Через игровую деятельность формируется личность дошкольника, так как ребёнок проявляет настойчивость в поиске решения, учится соблюдать правила, находить компромиссы, рассуждать, анализировать, обдумывать свои действия. Учится пояснять и комментировать свои поступки в процессе игры, осваивает умение объяснять воспитателю и друзьям содержание и правила игры. Таким образом, сюжетно — ролевая игра, как неотъемлемый вид деятельности дошкольника, имеет важнейшее значение в формировании нравственной личности ребёнка. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает огромное влияние на психологическое, физическое и умственное развитие ребенка дошкольника. Именно в ходе игровой деятельности закладывается фундамент базовых, положительных качеств ребёнка,развиваются его познавательные способности. Следовательно, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Ведь игровая деятельность является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни. Не стоит забывать, что игра в своей развитой форме носит коллективный характер.
Источник
Надежда Боровкова
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка-дошкольника
Обращение к данной теме определяется с одной стороны ведущим значением игры для развития дошкольников, а с другой – повышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников. Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры современных дошкольников и ее влияние на их личностное развитие является крайне актуальной задачей. Анализ изучения результатов педагогической практики свидетельствует о стихийности и эпизодичности работы по развитию сюжетно-ролевой игры у дошкольников в детском саду. В последнее время наблюдаются тенденции к снижению сроков начального обучения и повышенное внимание к различным видам обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровой деятельности.
Обосновывая закономерность проявлений у ребенка в сюжетно-ролевой игре, исследователи указывают на специфику структуры игры и условий игрового действия, который «порождают» воображение. Эта специфика подробно описана в работах педагогов – исследователей, где изучались мотивы сюжетно-ролевой игры (О. М. Гостюхина, Е. В. Зворыгина, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, реализация замысла в игровом образе и ролевом поведении (Л. П. Бочкарева, Н. Н. Короткова, Е. Н. Литвинова, А. А. Люблюнская, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Славина, особая игровая деятельность ребенка (Н. А. Ветлугина, Н. С. Кривова, С. А. Марутян, А. И. Матусик, Е. О. Смирнова).
Однако в связи со сложностью сюжетно-ролевой игры, как объекта исследования (Н. Н. Поддъякова, а также многогранностью и противоречивостью проблемы творчества (Б. Г. Ананьев, А. Бергсон, Л. С. Выготский, Я. А. Пономарев, З. Фрейд, остается открытыми для дальнейшего изучения вопросы о границах, пределах и критериях эффективности необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования (Л. С. Выготского, 1966; Л. И. Божович, 1968; А. В. Запорожца, 1966;Д. Б. Эльконина, 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности.
Как отмечал Л. С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре. (Л. С. Выготский, 1966; А. Н. Леонтьев, 1983; Д. Б. Эльконин, 1978).
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М. И., либо как формы деятельности, в том числе освоения деятельности взрослых (Эльконин Д. Б, либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже. Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.
Если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.
Через творчество и игрушки ребенок может успешно освоить многие элементы в человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы, на голову выше самого себя. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Советский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» высказал мысль, что каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески.
При изучении развития детей, видно,что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка мнастолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л. С. Выготский, рассматривал роль игры в психическим развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу в игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношении действительности.
Вся детская деятельность синкретична то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.
Ш. А. Амонашвили пишет, что самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особо сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, людям.
Л. С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающая способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтвержается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому,что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношения к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок-не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
О творческом характере детской игры говорят многие деятели искусства. К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых отличает «вера и правда».
Но творчество не появляется само собой, он воспитывается, развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий.
Подведем итоги. Согласно позициям отечественной психологии, ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в ней складываются и наиболее развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. При этом главное значение сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка.
Источник
Наталья Зенцова
Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры
Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры.
Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
(В. А. Сухомлинский)
Процесс руководства сюжетно-ролевой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.
Свободная сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом.
Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «все возможности», эмоционального комфорта,сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать долговременный эффект. Прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками,заменяющими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра оказывает и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во — вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Сюжетно ролевая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Углубленно работаю по проблеме: «Социально личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры». Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе.
Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери.
В какие игры любит играть их ребенок, называют подвижные, спортивные, компьютерные. Родители мало знают игр и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.
Поэтому я выбрала тему по самообразования:
«Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»
Были определены задачи:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу по проблеме «Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры»
2. 2. Познакомиться с опытом работы педагогов- практикумов по проблеме Социально-личностное развитие детей через сюжетно-ролевые игры
3. Отобразить требования к подбору литературы
4. Провести педагогическую диагностику социально-личностного развитие детей через сюжетно-ролевые игры (эмоциональной отзывчивости, любознательности и активности детей в сюжетно – ролевых играх)
Актуальность.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Новизна
Новизна состоит в разработке систем мероприятий по социально личностному развитию ребенка в сюжетно ролевой игре.
Для достижения результатов выстроила работу в разных направлениях:
-Взаимодействие с детьми.
-Сотрудничество с родителями.
-Сотрудничество с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с детьми.
Цель:
• формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет
Задачи:
• учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;
• формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников;
• учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;
• воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре.
• Обогащение словаря детей.
• Поставленные цели и задачи соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, примерной образовательной программе «Радуга».
В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о профессиях.
Дети получат положительный опыт игрового коллективного взаимодействия, научатся устанавливать партнерские, дружеские отношения друг с другом в своих игровых микрогруппах, научатся договариваться, выслушивать ответы товарищей, решать спорные вопросы, находить общие решения.
Каждый ребенок сможет проявить инициативу, предложив свой личный вариант игры.
Участвуя в игре, дети приобретут опыт саморегуляции и взаимоконтроля.
Работая над обогащением жизненного и игрового опыта детей:
а) чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о труде, профессиях, о дружбе;
б) рассматривание иллюстраций, картин;
в) дидактическая игра «Профессии»;
г) беседы с детьми на тему «Кем я хочу стать, когда выросту?»
д) использовать различные методы и приемы такие как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре.
Сотрудничество с родителями:
• родительское собрание: «Какие сюжетно-ролевые игры нужны детям?»
• индивидуальные консультации для родителей по социализации личности ребенка через сюжетно-ролевую игру.
• оформление папок передвижек по теме;
• день открытых дверей.
• становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;
• активное участие родителей в жизни детского сада.
Сотрудничество с педагогами
• консультация для педагогов «сюжетно- ролевые игры в жизни ребенка»
• беседы с воспитателями по социализации личности ребёнка через сюжетно-ролевую игру.
• обмен опытом между педагогами по данной теме;
• укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах сюжетно- ролевых игр в социализации личности ребенка для улучшения качества работы с детьми.
В ходе своей работы делаю Выводы.
Формирование основ социально-личностного развития с помощью сюжетно – ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе.
Через игру ребенок проникает в мир взрослых, вступает с ними во взаимодействие. Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
Играя, ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в мир правил человеческих взаимоотношений. Значение игры трудно переоценить в том, что нормы, которые лежат в основе человеческих взаимоотношений, через игру развивают мораль самого ребенка.
По своей теме предполагаю получить результат
Расширение представлений детей и родителей о сюжетно ролевой игре.
Воспитание творческой самостоятельной личности.
Воспитание эмоционально ценностного отношения к окружающему миру.
Перспектива
• Создать методический сборник дидактических игр по «Социально-личностному развитию детей через сюжетно-ролевые игры»
• Планирую работать над данной темой, сотрудничать с педагогами и родителями, повышать уровень самообразования.
Педагогическая диагностика работы над темой
Список используемой литературы:
-Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я -ты -мы», автор О. Л. Князева;
-Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие /Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова – М.: Айрис-пресс, 2008 – 128с
-Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Творческий отчёт
«Социально личностное развитие детей через сюжетно ролевые игры».
Воспитатель: Зенцова Наталья Александровна
г. Советский
Источник