Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка thumbnail

Андрецова Ксения Игоревна
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка

Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения.Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых» (Д. Б. Эльконин).

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением, с наблюдениями повседневной жизни.

Как отмечает Ядешко В. И. — в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто играслужит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. В данном виде игровой деятельности дети усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:

1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваютсяглавные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

4. Сюжетно — ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно — технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей — задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка// Вопросы психологии. 1996, №6

2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко. — М.: Просвещение, 1978. — 321 с.

3. Менджерицкая Д. В.Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Д. В. Менджерицкая; Под ред. Т. А. Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 128 c.

4. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть/ В. Миленко // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 4. — С.119-123 Аннотация: Руководство сюжетно-ролевыми играми детей.

5. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -3-е изд., испр. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-96 с.

6. Смирнова Е. И.Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. — №4. — С. 70 – 74

7. Эльконин. Д. Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры// Дошкольное воспитание. -2008.№8 с. 17

Источник

Наумова Любовь Викторовна
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольника

Играть мы любим очень: вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя!

Все мы когда-то были детьми, и наверняка, самые светлые воспоминания и впечатления у нас связаны с играми. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра, как никакая другая деятельность, обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. Что нужно ребенку для того, чтобы он мог жить яркой, радостной, разнообразной жизнью? Что может пробудить дремлющие уже в ребенке различные чувства, дать толчок его мыслям, наполнить все его существование приятным, увлекательным содержанием? Ответ ясен — игрушка. Игрушка дает ребенку возможность жить настоящей, интересной, полной жизнью. При помощи игрушек в сюжетно – ролевых играх он строит свой маленький мирок. Он такой же,как взрослые: повар, шофер, строитель, врач, мама.

Я работаю в детском саду вот уже более 15 лет,с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в течение дня, как играют, как общаются. Передо мной, как воспитателем детского сада, стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. Играя с детьми, наблюдая за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.Я перед собой поставила следующие задачи: 1) научить детей играть; 2) содействовать объединению детей в игре; 3) тактично руководить выбором игры; 4) научить детей соблюдать правила во время игры; 5) воспитывать чувство доброжелатель-ности, взаимопомощи. Работу по развитию сюжетно –ролевых игр осуществляю в двух направлениях: — Создание необходимой игровой среды; — Непосредственное руководство играми детей.

С помощью родителей оборудовала разнообразную интересную игровую среду в группе. Красивые нарядные куклы, машины, игровая мебель, разная яркая посуда быстро привлекли малышей,и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы мои малыши научились выполнять несколько взаимосвязан-ных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с разными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов,доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «купаю куклу», «укладываю спать». Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так,во время игры с куклой я говорю: «Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматриваем одежду куклы по сезону, называем ее. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Необходимо наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. С этой целью провожу наблюдения с детьми за работой няни, повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдений обращаю внимание детей на то, что повар приготовил вкусный обед. Впоследствии играя, дети уже не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т. д.

В первое время мои малыши играли в одиночку и довольно однообразно. Я старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу первой младшей группы дети научились играть небольшими группами, причем стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам. Доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребенка.

Я очень люблю играть вместе с детьми. Главное в игре – сохранить непосредственность игры, сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и чтобы навыки, полученные в театральных, дидактических и сюжетно-ролевых играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Я постоянно нахожусь в поиске новых приемов, позволяющих детям с интересом и качественно осваивать новые игры.

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития младшего дошкольникаСюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Источник

Анна Лысенко
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

Консультация для воспитателей:

«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребен

ка»[/b]

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенкас ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Детский сад — это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Детство» педагоги осуществляют с детьми путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

Задачи воспитания и развития детей в образовательной области «Социализация»стоят такие:

• Способствовать развитиювсех компонентов детской игры: обогащению тем и видов игр, игровых действий, сюжетов, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

• Создавать основу для развитиясодержания детских игр: обогащать представления детей о мире и круге интересов с помощью детской литературы, просмотра кукольных спектаклей; развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.

• Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой «взрослой» профессии. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний мир эмоциональный комфорт.

Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребенка, так сказать, долговременный эффект. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние игра оказывает и на развитиеу детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во — вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играли, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к появлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного достойного выхода из разных жизненных ситуаций. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно — ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Большинство игр отражается труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят,готовятся к игре уже в определенном образе: моряки строят корабль, делают спасательные круги и т. д.

Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

В игре формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств,эти виды деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в мире и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становиться окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Важнейшим условием успешного руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.

Сюжетно ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада

Источник