Ситуативно деловое общение и его влияние на развитие ребенка
Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает складываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит на смену ситуативно-личностному общению и составляет основное содержание коммуникативной деятельности на протяжении всего раннего возраста.
Чтобы лучше понять специфику второй в онтогенезе формы, перечислим главные особенности ситуативно-личностного общения ребенка со взрослыми.
Ситуативно-личностное общение — ведущая деятельность в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуникативной потребности в этом возрасте является удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Средствами общения служат экспрессивно-мимические операции (взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация). В процессе ситуативно-личностного общения начинает формироваться привязанность ребенка к близким, закладываются основы личности и самосознания. Под влиянием общения развивается познавательная активность младенца по отно-
шению к предметному миру. Появление целенаправленных движений к предметам и действий с игрушками знаменует его переход к новой ведущей деятельности — предметно-ма-нипулятивной. Умеющий действовать с предметами ребенок становится в новую позицию по отношению ко взрослому, что приводит к появлению новой формы общения — ситуативно-деловой .
Место ситуативно-делового общения в системе общей жизнедеятельности ребенка. В раннем возрасте общение утрачивает свое ведущее значение, уступая место предметной деятельности. У него появляется другая функция — оно вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главными поводами для контактов со взрослыми становятся действия с предметами.
Содержание потребности в общении. На протяжении раннего возраста основным содержанием коммуникативной потребности является потребность в сотрудничестве со взрослым. Понятие «сотрудничество» объединяет в себе два компонента: деловое общение, объектом которого для ребенка является взрослый, и собственно предметное взаимодействие, в котором внимание ребенка направлено на предмет.
В этом возрасте ему нужно от взрослого прежде всего соучастие и помощь в делах. Потребность в доброжелатель-нот внимании, сформированная на предыдущей возрастной ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характеру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремлении ребенка получить ласку взрослого, установить с ним физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой потребности очень важно как для благополучного самоощущения, так и для развития его познавательной активности и предметной деятельности.
Это означает, что при организации предметного взаимодействия с детьми воспитателю необходимо не только давать ребенку образцы правильных действий, но и выражать ему личностную адресованность, оказывать эмоциональную поддержку.
Мотивами, побуждающими ребенка к общению, являются те качества взрослого, ради которых он вступает во взаимодействие с ним. Главным поводом для таких контактов являются действия с предметами, поэтому,на центральное
74 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
4. Развитие общения ребенка со взрослыми
место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенок проявляет огромный интерес к тому, что и как делает с вещами взрослый, стремится подражать его действиям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего возраста взрослый нужен ребенку как:
• партнер по игре;
• образец для подражания;
• эксперт по оценке умений и знаний.
В совместной деятельности со взрослым указанные качества проявляются в их совокупности.
Иллюстрацией сказанного может служить ситуация, описанная Д.Б. Элькониным в статье о развитии предметных действий.
«Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сначала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его заводить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это самостоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести его. Лишь через 2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как бы в поисках оценки правильности производимого действия»1.
Средства общения представляют собой операции, с помощью которых каждый участник взаимодействия строит совместные действия. Можно выделить три основные категории средств общения ребенка с окружающими: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые.
Экспрессивно-мимические средства передают отношение ребенка к ситуации общения: взгляды, улыбки, мимика,
Элъконин Д.Б. Психология игры. М., 1989. С. 137.
жесты, экспрессивные вокализации. Они появляются уже в первые месяцы жизни малыша и продолжают использоваться на протяжении всей жизни человека. Они выражают внимание, интерес к другому человеку, расположение к нему, или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.
По мере развития ребенок осваивает новый класс коммуникативных средств: предметно-действенные, которые возникают в его совместной деятельности со взрослым. Их основное назначение — выразить готовность ребенка к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям. Такой способ общения наиболее часто встречается на втором году жизни, когда малыш еще не умеет говорить.
Наиболее распространенными способами вовлечения в совместную деятельность являются указательные жесты на предметы, протягивание их взрослому, вкладывание в руку. Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому: приносит ему свои игрушки, складывает их рядом или кладет на колени.
К предметно-действенным средствам относятся также ло-комоции и позы детей, с помощью которых малыш выражает готовность к взаимодействию, показывает, к какому его виду он приглашает взрослого. Например, тянется к взрослому, чтобы тот взял его на руки, воспроизводит какое-то движение, чтобы напомнить взрослому о той игре, элементом которой является это движение (это может быть игра-забава, танец, гимнастическое движение); демонстрирует какое-то действие с предметом, или «рисунок» действия, используя его как инициативный акт в общении (совершает движения рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).
Подобные действия не просто выражают готовность к общению, а говорят о том, какого рода общение для него предпочтительнее. Это действия уже достаточно высокого класса, так как они строятся на произвольной основе, изображают элементы той деятельности, в которую ребенок стремится вступить. Это своеобразные пиктограммы актов общения.
И, наконец, появляются речевые средства общения: сначала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи, затем практически полноценной активной речи, использование которой расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности ребенка.
76 И. Особенности развития ребенка раннего возраста
4. Развитие общения ребенка со взрослыми jj
Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 6955; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9506 — | 7532 — или читать все…
Читайте также:
Источник
- Основные средствами общения ребенка
- Формировании привязанности
Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы -tволосы, воротник, серьги и т. д. Малыш хоть и любит ласки взрослого, но все чаще стремится переключить его внимание на окружающие предметы. Он с большим удовольствием будет наблюдать за тем, как взрослый играет с игрушкой, чем слушать обращенные к нему ласковые речи. Постепенно малыш все настойчивее уклоняется от эмоционального общения и переключает взаимодействие в русло совместной игры с предметами. Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например «в козу» (Идет коза Рогатая…) или «по ровненькой дорожке… В яму бух!». От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого «сюсюканья» ребенку уже недостаточно. Ему нужно что-то делать вместе со взрослым. Это означает, что, общаясь со взрослым, мла денец второго полугодия стремится удовлетворить уже потребность не только в доброжелательном внимании, но прежде всего в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умений действовать с предметами. Теперь взрослый выступает для ребенка не только как любящий и заботящийся человек, но и как партнер по совместным действиям.
Основными средствами общения ребенка, помимо экспрессивномических, становятся предметные действия и локомоции: позы и жесты, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание предметов, изображение требуемых действий, бросание игрушек и пр.).
Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативноделовой. Такое общение происходит на фоне совместных действий ребенка с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы общения и предметно-действенные средства. Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуативно-личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.
Другим, также необходимым условием является организация взрослым реального взаимодействия с предметами. Исследования показали, что усвоение предметных действий и формирование потребности в сотрудничестве протекают успешнее, если происходят в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности.
Характер общения взрослого с ребенком играет большую роль в формировании привязанности. В одной экспериментальной работе изучалось влияние общения с младенцем на его отношение к взрослому. В этом исследовании взрослый предлагал детям первого и второго полугодия жизни различные варианты общения:
- ситуативно-личностное — ласковое обращение и разговор;
- ситуативно-деловое — демонстрация новых игрушек и действий с ними;
- речевое, познавательное общение — чтение детских книжек.
Оказалось, что младенцев первого полугодия одинаково радовали все три варианта общения. Их потребность в доброжелательном внимании удовлетворялась ласковым, спокойным голосом взрослого и индивидуальной обращенностью к нему. К концу первого года дети явно предпочитали ситуативноделовое общение со взрослым.
Результаты данной работы позволяют говорить о том, что основой привязанности ко взрослому является степень удовлетворения потребности в общении, соответствующей возрасту ребенка.
Источник
Ситуативно-деловое общение со взрослыми начинает скла-
дываться уже во втором полугодии жизни ребенка, приходит
на смену ситуативно-личностному общению и составляет ос-
новное содержание коммуникативной деятельности на про-
тяжении всего раннего возраста.
Чтобы лучше понять специфику второй в онтогенезе фор-
мы, перечислим главные особенности ситуативно-личностно-
го общения ребенка со взрослыми.
Ситуативно-личностное общение — ведущая деятельность
в первом полугодии жизни ребенка. Содержанием коммуни-
кативной потребности в этом возрасте является удовлетворе-
ние потребности ребенка в доброжелательном внимании
взрослых. Ведущим мотивом общения является личностный
мотив. Взрослый выступает для ребенка источником внима-
ния и ласки. Он же является первым объектом познания, на
который направлено внимание и действия ребенка. Средства-
ми общения служат экспрессивно-мимические операции
(взгляды, улыбки, двигательное оживление, вокализация).
В процессе ситуативно-личностного общения начинает фор-
мироваться привязанность ребенка к близким, закладывают-
ся основы личности и самосознания. Под влиянием общения
развивается познавательная активность младенца по отно-
шению к предметному миру. Появление целенаправленных
движений к предметам и действий с игрушками знаменует
его переход к новой ведущей деятельности — предметно-ма-
випулятивной. Умеющий действовать с предметами ребенок
становится в новую позицию по отношению ко взрослому,
что приводит к появлению новой формы общения — ситуа-
тивно-деловой.
Место ситуативно-делового общения в системе общей
жизнедеятельности ребенка. В раннем возрасте общение ут-
рачивает свое ведущее значение, уступая место предметной
деятельности. У него появляется другая функция — оно
вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и об-
служивая ее. Главными поводами для контактов со взрослы-
ми становятся действия с предметами.
Содержание потребности в общении. На протяжении ран-
него возраста основным содержанием коммуникативной
потребности является потребность в сотрудничестве со
взрослым. Понятие «сотрудничество» объединяет в себе два
компонента: деловое общение, объектом которого для ребен-
ка является взрослый, и собственно предметное взаимодейст-
вие, в котором внимание ребенка направлено на предмет.
В этом возрасте ему нужно от взрослого прежде всего со-
участие и помощь в делах. Потребность в доброжелатель-
ном внимании, сформированная на предыдущей возрастной
ступени, сохраняется, но видоизменяется по своему характе-
ру. Если в младенческом возрасте она выражалась в стремле-
нии ребенка получить ласку взрослого, установить с ним
физический контакт, то теперь ему нужна его поддержка
и поощрение в действиях с предметами. Удовлетворение этой
потребности очень важно как для благополучного самоощу-
щения, так и для развития его познавательной активности
и предметной деятельности.
Это означает, что при организации предметного взаимо-
действия с детьми воспитателю необходимо не только давать
ребенку образцы правильных действий, но и выражать ему
личностную адресованность, оказывать эмоциональную под-
держку.
Мотивами, побуждающими ребенка к общению, являют-
ся те качества взрослого, ради которых он вступает во взаи-
модействие с ним. Главным поводом для таких контактов
являются действия с предметами, поэтому на центральное
место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мо-
тив. Ребенок проявляет огромный интерес к тому, что и как
делает с вещами взрослый, стремится подражать его действи-
ям и вовлечь в свои занятия. Деловые качества взрослых
выступают для ребенка на первый план. На этапе раннего
возраста взрослый нужен ребенку как:
• партнер по игре;
• образец для подражания;
• эксперт по оценке умений и знаний.
В совместной деятельности со взрослым указанные каче-
ства проявляются в их совокупности.
Иллюстрацией сказанного может служить ситуация, опи-
санная Д.Б. Элькониным в статье о развитии предметных
действий.
•Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сна-
чала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил
его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его за-
водить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик
в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку
с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было
трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это само-
стоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую
ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на
меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращал-
ся ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил
автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие про-
изводилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины,
а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомо-
биль со вставленным ключом, просил завести его. Лшпь через
2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все
операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как
бы в поисках оценки правильности производимого действия».
Средства общения представляют собой операции, с помо-
щью которых каждый участник взаимодействия строит сов-
местные действия. Можно выделить три основные категории
средств общении ребенка с окружающими: экспрессивно-ми-
мические, предметно-действенные и речевые.
Экспрессивно-мимические средства передают отноше-
ние ребенка к ситуации общения: взгляды, улыбки, мимика,
жесты, экспрессивные вокализации. Они появляются уже в
первые месяцы жизни малыша и продолжают использовать-
ся на протяжении всей жизни человека. Они выражают вни-
мание, ивтерес к другому человеку, расположение к нему,
или, наоборот, недовольство, нежелание общаться.
По мере развития ребенок осваивает новый класс комму-
никативных средств: предметно-действенные., которые
возникают в его совместной деятельности со взрослым.
Их основное назначение — выразить готовность ребенка
к взаимодействию, приглашение к совместным занятиям.
Такой способ общения наиболее часто встречается на втором
году жизни, когда малыш еще не умеет говорить.
Наиболее распространенными способами вовлечения в
совместную деятельность являются указательные жесты на
предметы, протягивание их взрослому, вкладывание в руку.
Иногда ребенок выражает свое расположение взрослому:
приносит ему свои игрушки, складывает их рядом или кла-
дет на колени.
К предметно действенным средствам относятся также ло-
комоции и позы детей, с помощью которых малыш выражает
готовность к взаимодействию, показывает, к какому его виду
он приглашает взрослою. Например, тянется к взрослому,
чтобы тот взял его на руки, воспроизводит какое-то движе-
ние, чтобы напомнить взрослому о той игре, элементом кото-
рой является это движение (это может быть игра-забава,
танец, гимнастическое движение); демонстрирует какое-то
действие с предметом, или «рисунок* действия, используя
его как инициативный акт в общении (совершает движения
рукой, как будто заводит юлу, разбирает матрешку и т.п.).
Подобные действия не просто выражают готовность к об-
щению, а говорят о том, какого рода общение для него
предпочтительнее. Эго действия уже достаточно высокого
класса, так как они строятся на произвольной основе, изо-
бражают элементы той деятельности, в которую ребенок
стремится вступить. Это своеобразные пиктограммы
актов общения.
И, наконец, появляются речевые средства общения: сна-
чала в виде лепета, затем в виде автономной детской речи,
затем практически полноценной активной речи, использова-
ние которой расширяет возможности общения и его влияние
на другие виды деятельности ребенка.
Значение ситуативно-делового общения
ДЛЯ ОБЩЕГО психического развития ребенка
Общение со взрослыми влияет на ведущую деятельность:
в ходе его ребенок усваивает новые и все более сложные дей-
ствия. С помощью показа, поддержки, подсказки, участия
взрослого он овладевает культурными способами обращения
с предметами, усваивает смыслы и операционально-техниче-
скую сторону предметно-орудийных действий. Сотрудниче-
ство со взрослым является главным, решающим психологи-
ческим условием формирования предметной деятельности
ребенка.
В совместной деятельности со взрослым складываются
предпосылки сюжетной игры, развивается процессуальная
игра. Взрослый открывает ребенку мир условного использо-
вания предметов, показывает ему первые игровые действия,
предлагает игровые сюжеты, учит пользоваться предмета-
ми-заместителями. В процессе такого взаимодействия возни-
кают зачатки ролевого поведения ребенка, закладываются
основы будущей сюжетно-ролевой игры.
Общение со взрослыми оказывает решающее влияние на
возникновение и развитие речи детей. Речь рождается из по-
требности в общении, в целях общения и в условиях общения.
Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая
коммуникативная задача — понять обращен!тую к нему речь
и дать на нее вербальный ответ. Именно взрослый создает для
ребенка практическую необходимость усвоить и актуализиро-
вать связь между предметом и его словесным обозначением.
В процессе ситуативно-делового общения у ребенка формиру-
ется такое отношение к предметной среде, которое требует
обозначения в речи. В сотрудничестве со взрослым развивает-
ся речевое мышление ребенка, позволяющее ему выходить за
пределы частной ситуации «на простор широкой познаватель-
ной деятельности».
Общение со взрослыми является одним из решающих фак-
торов развития личности и самосознания ребенка. Опыт си-
туативно-делового общения влияет на развитие у ребенка
представления о себе и своих возможностях. Под влиянием
совместной и индивидуальной предметной деятельности про-
исходит дифференциация общей и конкретной самооценки.
Благоприятный опыт личностно-ориентированного сотруд-
ничества со взрослыми стимулирует формирование таких
личностных качеств, как любознательность, стремление
к самостоятельности, настойчивость, целенаправленность
в деятельности.
В рамках ситуативно делового общения закладываются
предпосылки перехода на новый, более высокий уровень обще-
ния — внеситуативно-познавательное общение, которое за-
рождается в период, когда ребенок овладевает активной ре-
чью и начинает задавать старшим вопросы об окружающем
его мире, обсуждать увиденное на картинках, прочитанное
взрослым в книжках. Его уже не удовлетворяют одни лишь
практические способы познания, поэтому он начинает ини-
циировать чисто познавательное, «теоретическое* общение,
в ходе которого взрослый выступает источником знаний
о внеситуативных объектах, с которыми ребенок не может
взаимодействовать непосредственно, изучать их с помощью
исследовательских действий. Единственным реальным пу-
тем проникновения ребенка в скрытый от непосредственного
наблюдения и недоступный для практических действий мир
является общение с окружающими взрослыми. Возникнове-
ние новой формы общения отражает важные преобразования
во внутреннем мире ребенка — появление у него потребности
в уважительном отношении со стороны взрослых к его стрем-
лению к познанию, в признании за ним права задавать вопро-
сы и получать серьезные ответы, иметь свое мнение.
Наиболее яркие доказательства влияния общения на пси-
хическое развитие ребенка психологи находят в домах ребен-
ка. Практически по всем направлениям развития у воспитан-
ников этих учреждений наблюдается та или иная степень
отставания. И дело не только в том, что в дома ребенка часто
поступают дети, отягощенные плохой наследственностью
и болезнями. Опыт усыновления детей показывает, что как
только малыши из дома ребенка попадают в семью, у них
достаточно быстро происходит компенсация отставания
в психическом развитии. В многочисленных исследованиях
доказано, что основная причина задержек в развитии воспи-
танников домов ребенка кроется в неадекватно построенном
общении персонала с детьми. Особенно ярко отставание про-
является в развитии тех видов деятельности и таких качеств
личности, которые требуют для своего формирования инди-
видуального, личностного подхода к ребенку. Известно, что
дети из домов ребепка опережают своих сверстников по уров-
ню овладения бытовыми навыками: они лучше пользуются
ложкой, быстрее одеваются, приучаются к туалету и пр.
Подобные действия нетрудно сформировать путем «натаски-
вания» ребенка. Что же касается таких фундаментальных
для детского развития видов активности, как общение со
взрослым, познавательная деятельность, творческая игра, то
по уровню их развития воспитанники домов ребенка значи-
тельно отстают от своих сверстников из семьи.
Особенно заметно отставание в личностном развитии детей
в домах ребенка. Малыш, растущий в благоприятных услови-
ях семейного восштишя, любознателен, открыт и доброжела-
телен по отношению к окружающему миру, инициативен и в
предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет вни-
мания взрослых, охотно откликается на их инициативу, на-
стойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я.
Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка, как прави-
ло, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружаю-
щим, у него не сформированы привязанности ни к взрослым,
ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого,
плохо дифференцирует положительную и отрицательную
оценки, что отражается на качестве его предметной деятельно-
сти и на развитии речи, приводя к их задержкам.
В то же время практика коррекционной работы с такими
детьми показывает, что отклонения в их психическом и лич-
ностном развитии, возникшие на ранних ступенях онтогене-
за, не являются фатальными и преодолеваются при условии
организации такой педагогической работы, в центре которой
стоит формирование адекватного возрасту ребенка общения
со взрослым и расширение его опыта взаимодействия с окру-
жающим предметным и социальным миром.
Итоги
В раннем возрасте основной формой общения ребенка со
взрослым является ситуативно-деловое общение. Для него
характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Веду-
щими являются «деловые» мотивы. Взрослый выступает для
ребенка как партиер по игре, образец для подражания, экс-
перт по оценке умений и знаний. Основными коммуникатив-
ными средствами здесь являются предметно-практические
действия и речь.
Наряду с ситуативно-деловым общением сохраняет важ-
ное значение и продолжает развиваться сложившееся ранее
ситуативно-личностное общение. На основе их к концу ран-
него возраста начинает складываться внеситуативно-позна-
вательная форма общения.
Вопросы и задания
1. Дайте определение понятия «общение».
2. Чем общение отличается от воздействия и взаимодей-
ствия?
3. Охарактеризуйте основные параметры общения в ран-
нем возрасте.
4. Дайте определение понятия «сотрудничество*.
5. Каково значение ситуативно-делового общения для
психического развития ребенка?
Источник