Ситуация социального успеха развития ребенка дошкольного возраста
Ольга Мястковская
Создание ситуации успеха деятельности дошкольников
Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу — создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни.
Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития,одна из которых:
— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.
В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости.
Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Психологи разделили эти два понятия,и вот что получилось :
СИТУАЦИЯ — это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
УСПЕХ — это результат подобной ситуации;
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях педагог должен стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать.
У детей при этом формируется уверенность и вера в себя, в свои силы. Дети при этом не боятся оказаться у всех на виду и делают это адекватно ситуации, в которой находятся.
У ребенка с положительным представлением о себе и адекватной самооценкой отсутствует страх контактов с другими людьми, боязнь неудачи, неуспеха и соответственно – стремление избежать принятия решения. Такие дети свободно выражают собственную точку зрения, желания и чувства.
Адекватная самооценка и уверенность в себе базируются на осознании ребенком того, что он похож, но в то же время отличается от других людей. Эти различия зависят от пола, возраста, особенностей внешности, национальной принадлежности и т. д.
Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, необходимо создавать для каждого ребенка ситуацию успеха.
Каждый ребенок должен знать, что хотя ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы.
Чтобы создать ситуацию успеха мне важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять их сокровенные мечты и желания.
Высокая самооценка подкрепляется успешностью в обучении, популярностью среди сверстников, поэтому для формирования оптимистической жизненной установки и высокой самооценки важно проявлять интерес ко всем делам и событиям в жизни ребенка, предъявлять требования, соответствующие его возрасту, постоянно давая понять, что для меня — педагога он важен и значим.
Этому способствуют созданныеусловия в предметно-развивающей среде: портфолио на каждого ребенка, экран «Поляна добрых дел» стимулирующая желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Групповая среда для моих дошкольников организована с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка и отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. При ее создании ориентируюсь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
Для обеспечения каждому ребенку спокойных и дружеских отношений со сверстниками, создания в группе миролюбивых, доброжелательных отношений между всеми детьми и уверенности в искреннем, личном расположении друг к другу в группе создан свой стиль жизни.Традиционными стали: «Утренние встречи», с использованием коммуникативных игр, групповые праздники, подведение итогов дня, коллективное обсуждение проблем.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяю успешности и самореализации каждого ребенка.
Участие в конкурсах, групповые праздники, Дни здоровья, спортивные олимпиады, выставки, встречи с интересными людьми развивают не только эмоциональную сферу дошкольников, но и формируют уверенность в своих возможностях, углубляют позитивное отношение к миру и принятие других, самостоятельность, автономность, способствуют самосовершенствованию.
Организация совместных проектов («Чудеса из коробок», «Театральная планета», «И девчонки, и мальчишки все на свете любят книжки», «Помоги птицам», «Воздух-невидимка», посещение музеев, организация выставок открывают для детей не только удивительные моменты в окружающем мире, но и тем самым создают для воспитанников ситуации успеха.
Необходимые условия для раскрытия талантов, возможностей и индивидуальных способностей ребенка, роста его самостоятельности и уверенности в себе, развития познавательной и творческой активности.
Деятельность воспитателей для создания ситуации успехастроится на основе следующих принципов:
•Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
•Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
•Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
•Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
•Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
•Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
•Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
•Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Насыщенная событиями жизнь для моих дошколят способствует формированию успешности и самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Источник
Мастер-класс педагога-психолога МБДОУ «Иланский детский сад №7» — Исаченко О.П.
«Ситуация успеха — стимул личностного развития ребенка дошкольного возраста».
Цель: повышение мотивации педагогов на использование в практике своей работы, приемов и техник положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
1. Определить сущность таких понятий как: личность, личностно-ориентированный подход, успех.
2. Представить свой опыт по внедрению игровых подходов в развитии личностной сферы, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Ход выступления.
1. Приветствие – знакомство «Шарик знакомств». Ведущий говорит «Здравствуйте, меня зовут…! Я хорошо умею (делать)….». Бросает шарик участникам. Следующий, поймавший шарик, представляет себя. Мы сейчас познакомились и узнали сильные стороны друг друга, представили себя успешными.
2. Мини-лекция «Определение понятий: личность, личностно-ориентированный подход, успех»
3. Практическая часть. Представление техник и приемов положительного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
4. Рефлексия. Показать на пальцах число (в пределах 10), которое покажет оценку полезности предложенной информации.
Мини – лекция.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать конструктивное общение, во избежание конфликтов. Воспитание может ускорить или затормозить процесс развития личности. Что способствует этому — среда, взаимоотношения и взаимодействие с другими людьми.
Давайте определим для себя сущность таких понятий, как:
личность- это… индивид, обладающий сознанием и самосознанием; индивидом рождаются, личностью становятся.
личностно-ориентированный подход в образовательном процессе – это…создание условий для развития индивидуальности, личностных качеств ребенка, не путать с индивидуальным (учет возрастных особенностей, физических, психических).
успех – это….. радость, реализованная цель, стимул развития. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к познанию и обучению. Ситуация успеха должна подкрепляться ежедневно.
Таким образом, работа педагогов должна быть направлена на создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка.
Сензитивным периодом для развития личности ребенка, его эмоциональной и коммуникативной сферы является дошкольное детство. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Это актуализируется и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Коммуникация». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
В итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлен портрет выпускника, включающий в себя следующие интегративные качества, которые приобретает ребенок:
— эмоционально отзывчивый
— овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.
Поэтому, решая проблему коррекции эмоционально-личностной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость создания педагогических условий для более эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.
Ситуация успеха – одно из условий самореализации, признания окружающими уникальности личности ребенка
«Успех – это радость»
«Успех – это реализованная цель»
«Успех – это лучший стимул деятельности»
«Успех – это показатель движения, развития»
Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность:
- пережить радость достижения
- осознать свои способности
- поверить в себя
Условия развития самости ребенка:
- уважительное внимание
- справедливая оценка
- признание ценности его личности
Этапы создания ситуации успеха:
- Атмосфера доброжелательности в группе
- Снятие страха
- Мотивация (зачем? для чего?)
- Скрытая инструкция предстоящей деятельности (ты же помнишь как это делать)
- Краткое воздействие
- Педагогическая поддержка
- Оценка действий, деталей (вот эта часть у тебя лучше всего получилась)
Приемы формирования веры в успех:
- Замечать любые улучшения, подчеркивать успех
- Говорить о вкладе ребенка в групповую деятельность
- Показывать сильные стороны ребенка
- Признание трудности заданий
- Устанавливать ограниченное время
- Подчеркивать ценность ошибок
- Выражать одобрение (поглаживания, объятия, аплодисменты, жесты, мимика, наклейки, медальки, сердечки и т.п.)
В работе с дошкольниками, имеющими проблемы эмоционально-личностной сферы, эффективны еженедельные групповые занятия с использованием игр и упражнений, направленных на развитие интегративных качеств у детей. С педагогами проводятся семинары, мастер-классы, консультации для повышения уровня профессиональной компетентности по взаимодействию с детьми. Для родителей организуются консультации, круглые столы, практикумы по эффективному взаимодействию между родителями и детьми.
Практическая часть мастер-класса.
Для диагностики эмоционально- личностного состояния ребенка в группе можно использовать:
Упражнение «Кляксография»- при помощи разноцветной кляксы можно предложить детям изобразить свое настроение. Педагог оценивает состояние ребенка по выбору цвета (черный – тревожность, зеленый – спокойствие и т.д.). «Если тебе или твоему соседу грустно, как можно улучшить настроение?»
Детям, которые испытывают робость при занятии рисованием, можно предложить это упражнение для преодоления неуспеха. В любом случае, даже у малыша получается интересный, необычный, «волшебный» рисунок, который можно дорисовать, превратить в настоящую картину.
Для развития коммуникативных качеств у детей можно использовать, следующие игры.
Игра «Комплименты».
Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах «Я» участников.
Правило — не повторяться. Дети, глядя друг на друга, поглаживают перышком и говорят соседу (или на выбор любому из группы) что-то хорошее, хвалят его, восхищаются им. Затем передают перышко следующему, он кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».
Игра-упражнение «Аплодисменты по кругу».
Цель: признание значимости друг друга.
Первый ребенок подходит к любому из играющих и дарит ему свои аплодисменты. Затем они вместе подходят к следующему и так по кругу. Каждый ребенок получает в свой адрес аплодисменты.
Упражнение «Браво!».
Цель: осознание своей значимости.
Ребенок встает на воображаемый пъедестал, остальные дети ему аплодируют и кричат «Молодец!», «Браво!». Педагог спрашивает: «А ты хочешь узнать, за что тебе аплодировали?». Каждый ребенок говорит. «Приятно ли тебе было?». Другой вариант. Ребенок сам говорит, что он сегодня сделал хорошего, доброго, полезного для группы. Дети поддерживают его аплодисментами и говорят: «Ты молодец!», «Браво!».
Игра «Ладошки».
Цель: сплочение детей группы, развитие зрительного внимания, волевой регуляции.
Звучит музыка, дети танцуют, свободно двигаются. Музыка останавливается, и педагог показывает «ладошку» определенного цвета. Дети выполняют движение, которое задумано для этой «ладошки». Например, красная ладошка – все дружно кричат «Мы всё можем!» или «Мы молодцы!», «У нас всё получится!». Желтая ладошка – обнять соседа. Синяя ладошка – бурные аплодисменты.
Игра «Ласковый стул».
Цель: создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Ребенка садят на стул и завязывают глаза. Первый ребенок подходит к нему , прикасается, поглаживает ласково, за ним второй, третий. Сидящего затем спрашивают, чьё прикосновение было для него более приятным.
Упражнение «Волшебные конфеты»
Цель: развитие чувства эмпатии.
Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Тренинг. Умение строить «Я – высказывание» в различных ситуациях общения взрослых и детей.
О «Я-высказываниях» много написано в психологической литературе, посвященной налаживанию общения. «Я-высказывания — это костыли для тех, кто не умеет общаться по-человечески». Простейшая техника, следование которой позволяет избегать конфликтов. Научиться пользоваться Я-высказываниями будет совсем не вредно.
Ты-высказывание вызывает желание защититься и даже напасть в ответ и обычно вызывает реакцию в духе «на себя посмотри» или «сам дурак», эмоции накаляются, конфликт усиливается, взаимные обиды и недовольство накапливается.
Я-высказывание позволяет выразить свои чувства в необидной для другого человека форме и потому скорее будет услышано. Оно не вызывает желания возразить. Когда вы просто сообщаете о своих чувствах, вы ничего не требуете от другого и оставляете ему свободу решать, что ему делать. Это скорее вызовет желание посочувствовать и изменить свое поведение, чем «наезд» и упреки.
«Я-высказывание» нужно строить по такой форме:
1. Точное название своего чувства в этой ситуации.
- Я чувствую (обиду, раздражение, злость, разочарование, недоумение, беспокойство, беспомощность)…
- Я не знаю, как реагировать…
- У меня возникает проблема…
2. Описание ситуации, вызвавшей напряжение
- Когда я вижу, что…
- Когда это происходит…
3. Название причин — Потому что
Получается такое предложение:
Я чувствую (назвать чувство), когда (назвать проступок).
Мне хотелось, чтобы ты ___________.
Или
Я чувствую (назвать чувство), потому что (назвать проступок). Мне кажется, это потому, что __________.
Конечно, Я-высказывания не являются панацеей от всех коммуникативных проблем, но это некий минимум, который будет полезен как в детско-родительских отношениях, так и в отношениях между взрослыми людьми.
В заключении, проводится рефлексия.
Источник