Системный подход к развитию ребенка

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, т.е. тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем». Современный человек не имеет морального права причислять себя к цивилизации начала третьего тысячелетия, если он не осознал всей важности здорового образа жизни, не освоил культуры здоровья.
Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни, который он ведет. Естественно поэтому, если у человека не сформирована установка на здоровый образ жизни, то его отношение к здоровью оказывается вне серьезного внимания. В этих условиях человек все свои надежды на здоровье практически полностью связывает с медициной. Но не медицина может спасти нас от гибели (статус здоровья зависит от органов здравоохранения всего лишь на 7-8%). Помочь себе, детям мы должны сами, и только сами.
Если учесть статистику, свидетельствующую о постоянном ухудшении здоровья детей, начиная с факта их рождения, то станет понятным, почему вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными.
Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье-это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое. А что же наши дети? Основной удельный вес среди них составляет категория часто болеющих. Катастрофически растет число малышей, склонных к заболеваниям органов дыхания, почек, детей с нарушенным обменом, с изменениями со стороны нервной системы. Да разве можно вот так, в нескольких строчках, перечислить всю ту накопившуюся боль, связанную с нашими детьми?!
В настоящее время главной задачей работы дошкольного учреждения является воспитание здорового ребенка, воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «я», правильное его отношение к миру, окружающим людям — все это основа формирования здорового образа жизни. Основная цель педагога — дать информацию ребенку и сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.
Здоровый образ жизни — универсальное средство профилактики заболеваний, укрепления здоровья.
Исходя из задач и средств физического воспитания детей дошкольного возраста, у детей каждой возрастной группы должны быть сформированы определенные умения и навыки, детям должны быть даны определенные знания, должны быть воспитаны полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Работая с дошкольниками, я стараюсь воспитать у них любовь к физкультуре, спорту, движению, мышечной работе; всегда это поощряю, направляю, чтобы зарожденная радость в движении сохранилась на всю жизнь.
«Движение-жизнь» — такого девиза я придерживаюсь, ведь целенаправленная двигательная активность-это залог здоровья. Я в системе провожу с детьми утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, гимнастику после дневного сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальную работу по развитию движений, физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья, физкультурно-оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5-2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны. А в результате происходит тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата; предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности; предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Начиная с младшей группы при благоприятных погодных условиях гимнастику и физкультурные занятия я провожу на свежем воздухе. Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время её дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности. Что касается усвоения кислорода тканями и органами, то во время физических упражнений на свежем воздухе этот процесс протекает интенсивнее. И в этом отношении наша утренняя гимнастика на свежем воздухе равняется обычной часовой прогулке.
Проводя гимнастику после дневного сна, стараюсь поднять настроение и мышечный тонус детей, обеспечить профилактику нарушений осанки, воспитывать самоорганизованность.
Считаю важным ежедневно проводить оздоровительный бег (длительный бег в медленном темпе). Предварительно провожу разминку, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. В разминку включаю приседания, различную ходьбу, бег на месте. Затем дети бегут в нужном темпе. Заканчивается бег замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, упражнений на расслабление.
Использую в своей работе некоторые приемы закаливания детей: обширное умывание водой из-под крана; обливание ног; погружение ног в воду; ходьбу босиком (сначала в носочках по ковру, по полу, затем босиком) на физкультурных занятиях; сон без маечек при благоприятном температурном режиме (не ниже +18 С).
Приобщаю детей к регулярным занятиям физкультурой, работаю над созданием у них установки на самостоятельные занятия, даю необходимые знания по физической культуре, безопасному поведению. Формирую представление о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своей здоровье, прививаю культурно-гигиенические навыки, воспитываю сознание того, что человек-часть природы, общества, что надо бережно относиться к окружающей нас среде («болеет» природа — болеет и человек); даю детям сведения о том, что полезно для здоровья что вредно.
Таким образом, у дошкольников формируются навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.
Но ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети-родители-педагоги». Поэтому я стараюсь всегда установить доверительный деловой контакт между семьей и детским садом, чтобы цели и задачи воспитания здорового ребенка были понятны родителям. Предоставляю информацию для родителей на стендах, в папках-передвижках, оказываю консультативную помощь. Систематично и последовательно работаю в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении над формированием и укреплением здоровья, его полноценным развитием, считаю, что принцип здорового образа жизни должен стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.
Источник
Тема: «Достижение нового современного качества дошкольного образования;
системный подход в формировании здоровья и развития ребенка; оптимизация социально-оздоровительных технологий для различных видов ДОО»
На современном этапе развития в РК происходят глубокие социально- экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образования и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса.
Это своевременно нашло отражение в стратегической программе « Казахстан 2030», Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020 годы, Закон РК « об образовании», Программе по обеспечению детейдошкольным воспитанием и обучением «Балапан» и других основополагающих нормативных документах и подзаконных актов. В представленных государственных документах заложены концептуальные основы модернизации дошкольного образования в РК. максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Цельдошкольного образования состоит в создании условий для Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, проверить свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит его переход из детского сада в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучению.
Дошкольное образование –это сопровождение ребенка в познание мира, поддержка и помощь в развитии. Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования.
Основные направления дошкольного образования – это подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности, раскрытие способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
В настоящее время большинство дошкольных организаций сельской местности республики существуют с меньшим количеством групп и смешанным по возрасту составом детей: одно групповые, двух групповые, трех групповые.
Дошкольное воспитание и обучение- первый уровень системы непрерывного образования РК, создающий условия для формирования личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Основными целями дошкольного воспитание и обучения являются:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;
- Гармоническое развитие личности ребенка, удовлетворении его интересов и развитие способностей на основе приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям;
- Формирование социально-духовных качеств личности, позволяющих ребенку жить и плодотворно действовать в общественно – социальной, природной среде;
- Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
- Стимулирование коммуникативной познавательной, игровой и другой активности; формирование потребности в получении знаний;
- Развитие индивидуальности, любознательности, производительности, способности к творческому самовыражению;
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие положительного самоощущения.
Осуществление этих целей требует единого подхода к определению обязательного минимализма содержания дошкольного образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки воспитанников, что обеспечивается государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения предусматривает достижение следующих целей:
- Максимальный объем учебной нагрузки воспитанников.
- Повышение профессиональной компетентности специалистов дошкольного воспитания и обучения, основной в первую очередь на личностно- ориентированном взаимодействий их с детьми организации развивающей среды.
- Ориентация содержания дошкольного воспитания и обучения на стимулирование и поддержку эмоционально духовно- нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей в различных видах деятельности.
- Песочная терапия.
- Закаливание
- Психогимнастика
- Музыкотерапия
Предоставленный выше аналитический обзор нормативных документов, регулирующих формирование системы дошкольного образования в РК, позволяет сделать вывод, что они в целом предусматривают решении следующих стратегических задач:
- Повышение доступности качества, открытости сферы образования; внедрение принципов корпоративного управления
- Обеспечения online доступаучащихся ко всме мировым общеобразовательным, информационным ресурсам.
- Создание системы инклюзивного обучения обеспечивающей соответствующий уровень дошкольного и профессионального образования для детей и взрослых с ограниченными возможностями в развитии
- Внедрении вариативных форм дошкольного воспитания и обучения, формирование высокой готовности детей к обучению в школе, обеспечение их ранней позитивной социализации
- Обеспечение нормативно- правовой базой регулирующей обновление содержание образования, непрерывность и динамичность образовательных услуг.
- Решение социальных вопросов.
Здоровье относится к числу глобальных проблем, что имеют жизненно важное значение для всего человечества.
По выражению академика Н.А. Амосова « чтобы- быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значимые. Заменить их нельзя ничем»
Здоровье человека более чем на 50% зависит от образа жизни который он ведет . Человек все свои надежды на здоровье практически полностью связывает с медициной. Но не медицина может спасти нас от гибели. Помочь себе, детям мы должны сами и только сами.
Вопросы охраны здоровья детей и подростков становятся все более актуальными. Исходя из задач и средств физического воспитания детей дошкольного возраста, у детей каждой возрастной группы должны быть даны определенные знания, воспитаны полезные привычки, среди которых определяющее значение имеет воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Систематически необходимо проводить: утреннюю гимнастику, физические занятия,гимнастику после сна, подвижные игры, физкультминутки на занятиях, индивидуальные работы по развитию движения, физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни и недели здоровья, физкультурно- оздоровительные прогулки, дыхательные упражнения,закаливающие процедуры, систематичныеи последовательные работы в течении всего периода прибывание ребенка в детском учереждении над формированием м укреплением здоровья, его полноценном развитии здорового образа жизни должны стать жизненным принципом каждого педагога, родителя, ребенка.
Здоровье детей и его укрепление является одной из основных задач любого детского сада. Где забота не только о физическом, но и психологическом и социальном благополучии детей.
- Дыхательная гимнастика.
В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом.
Не обходимо соблюдать следующие правила:
— выполнять упражнениякаждый день;
-проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении;
— заниматься до еды;
— дозировка количества и темп проведения упражнения;
— вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;
— вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно;
— после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 секунды;
— в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди, плечи не поднимать при в дохе и не опускать при выдохе
2.Цветотерапия.
Как правило, детские товары выделяются сразу и все за счет цветного оформления. Эти цвета легко воспринимаются детьми и обращают внимания.
Желтый цвет – гармонизирующий цвет, который вызывает радостные ощущения, ребенок остается послушным и сосредоточенным.
Зеленый цвет сказывается на изменения и развития характера, так же наделяется уверенностью в себе и смелостью.
Оранжевый цветможет пробудить аппетит и перенести одиночестко.
Фиолетовый цвет — дарит чувство гармонии и покоя.
Синий цвет – передает глубину и чистоту, пробуждает воображение и интерес.
Голубой цвет – выражает легкость, свежесть и невесомость, оказывает расслабляющие и успокаивающие действия.
3.Гимнастика пробуждения
Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детейото сна к бодрствованию. Длительность гимнастики в постели 4-5 мин.
Песочная терапия- это исследование поведения ребенка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры с песком. Открывает широкий простор фантазии развивает мелкую моторику, помогает регулировать мышление.
Закаливание- одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний . Закаливать свой организм необходимо каждому! Прогулка , гимнастика после сна, хождение босиком по солевым дорожкам, закаливание носоглотки ( полоскание после приема пищи),воздушные ванны, утренняя гимнастика
Психогимнастика -курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Эти занятия показаны детям с через мерной утомляемостью, замкнутым с неврозом, нарушениями характера
Музыкотерапия – использование музыки в любом виде. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолеть неблагоприятные установки и отношения, улучшить эмоциональное состояние.
В конечном итоге долг каждого воспитателя совместно с родителями и другими сотрудниками ДО формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Источник
Елена Заикина
Консультация для педагогов ДОУ «Роль системного подхода в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников».
«Система» — слово греческое (systema, буквально означает целое, составленное из частей; совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Как известно, системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов. Такой подход, в отличие от традиционного предметного подхода, является более качественным и современным.
Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Последний принцип, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.
Принцип целостности говорит о том, что все элементы системы представляют собой единое целое. То есть, все они подчинены общим целям и задачам. Иерархичность- это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация- это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественность предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.
У истоков введения в педагогику и использования методологии системного подхода такие величайшие педагоги, как К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и другие.
Основойдля появления нового направления послужило противоречие между:
— требованиями, предъявляемыми к ребенку и возможностями их достижения
— объемом и задачами образовательной нагрузки и интелектуальными возможностями, умственными способностями
— статичностью и замкнутостью любой педагогической концепции и деятельностным освоением мира у всякого индивида.
Идеи, положившие начало разработки нового системного подхода в педагогике суть следующие:
• идея целостности личности;
• идея целостности процесса воспитания;
• идея понимания воспитания как самой широкой, всеобъемлющей категории; понимание воспитания как потока «преднамеренных» и «непреднамеренных» влияний;
• рассмотрение обучения в качестве составной части воспитания;
• идея активности субъекта воспитания;
• идея единства личности и ее деятельности;
• идея роли личности педагога в процессе воспитания;
• идея преемственности в процессе воспитания.
На сегодняшний день в дошкольной педагогикиданные идеи звучат современно и актуально:
— во-первых, объект дошкольного воспитания не предполагает четкой дифференциации воздействия воспитательного и образовательного характера,
— во-вторых, преобладание в процессе воспитания «непреднамеренных влияний» (влияния, которые оказывают на ребенка факторы социальной среды,
— в третьих, с введением в действие ФГОС ДО, фундаментальные проблемы педагогики снова решаются через активизацию учебно-воспитательного процесса, в котором активен ребенок, активен педагог, активна социальная среда. Поэтому, наблюдается возрождение идей личностно-ориентированного подхода, проектной технологии, интеграции образовательных областей, деятельностного подхода к обучению и воспитанию, преемственности в воспитании и обучении, учет факторов развивающей среды. Все современные технологии так или иначе отвечают принципу системности.
Изучение предмета с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез- это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности, а анализ- это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.
Но следует помнить, что есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности воспитанника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Предметом нашего внимания стала система работы по формированию ЗОЖ у дошкольников.
Какова же структура данного направления педагогической работы? В соответствии с определением системы,такая работа имеет:
1. составляющие элементы – это различные направления и формы работы (различные образовательные области и формы организации деятельности).
2. эти элементы связаны между собой – интеграция образовательных областей и взаимосвязь этапов психолого-педагогической деятельности.
3. внутренние и внешние отношения этой системы образуют целостность – личность с сформированными представлениями и навыками ЗОЖ.
Система работы по формированию представлений о ЗОЖ в МБДОУ д/с комбинированного вида № 79 «Орленок» г. Брянска в соответствии с ООП ДОУ предполагает использование рекомендаций двух авторских программ. Это комплексная программа «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и парциальная программа «Безопасность» под редакцией Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
По рекомендациям программы «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой работа по формированию представлений о ЗОЖ состоит из определенных этапов, содержание которых соответствует возрасту детей.
Дети с 2 лет дети имеют возможность познакомиться со строением своего тела, возможностями и значением каждого из органов чувств. С совершенствованием речевой деятельности дети учатся называть органы чувств и их действия. В это же время ведется работа по расширению представлений ребенка о ЗОЖ.
До 4 летнего возраста педагогическоевоздействие предполагает расширяются представления по всем направлениям программы: это и представления о правилах и продуктах питания, о физической активности и режиме дня, о закаливании организма. Внимание ребенка направлено на различение состояний болезни и здоровья, формируется способность анализировать свое самочувствие. («…Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения»).
На пятом году педагогическое воздействие предусматривает формирование у ребенка четких представлений о «здоровье» и «болезни» как феноменах человеческого бытия, углубляя их, вводя понятия причины и следствия, иллюстрируя основные виды зависимостей состояния организма от предшествующих действий человека.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка возможно сформировать начальные представления о системе знаний и умений для того, чтобы оставаться здоровым и не болеть.
В подготовительной к школе группе, на этапе завершения дошкольного образования, ребенок выражает отношение к ЗОЖ, формулирует причинно-следственные зависимости, имеет опыт закаливания и физической активности для укрепления организма. Представления ребенка о ЗОЖ научно обоснованы, охватывают феномен взаимовлияния природы, общества и человека.
Задачи парциальной программы «Безопасность» под ред. Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной рассчитаны на реализацию в работе с детьми старшего дошкольного возраста.И являются дополнительными: детализирующими информацию по данной теме, углубляющими знания детей, обогащающими формы работы по данной теме (рабочие тетради) помогающими педагогу связать систему работы по формированию представлений о здоровом образе жизни с требованиями современной действительности, сохранить связь теоретического компонента с жизненными задачами.
Таким образом, системный подход позволяет распределить весь объем информации по принципу доступности материала, а так же реализует принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
Осуществляет системный подход работу по оптимизации сведений из различных областей знаний через интеграцию образовательных областей :
1. «Социально-коммуникативное развитие» через освоение ребенком норм поведения и ценностей общественных отношений. Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. «Познавательное развитие» через формирование познавательно-исследовательской деятельности, выделении скрытых свойств объектов. Ознакомление с предметным окружением, знакомство с профессиями. Деятельность человека в природе в зависимости от сезонных изменений.
3. «Речевое развитие» через формирование словаря, уточнение лексических значений слов, отработки навыка изложения своих мыслей и чувств для сохранения собственного здоровья или его приведения в норму. При ознакомлении с художественной литературой ребенку удается пережить воображаемые ситуации, укрепить знания о ЗОЖ через яркие образы литературных произведений.
4. «Художественно-эстетическое развитие» через формирование представлений о значении искусства для психоэмоционального благополучия человека, о влиянии музыкальных, художественных, литературных произведений на формирование внутреннего мира, полноценного восприятия действительности.
5. «Физическое развитие» формирование непосредственного навыка ЗОЖ, представлений о пользе всех составляющих ЗОЖ.
Как видим, постепенное, с возрастом, накапливание информации ребенком, распределяется в содержании работы по образовательным областям, углубляется в процессе усвоения предыдущих знаний и умений, и перманентно интегрируется в ОО «Социально-коммуникативное развитие» для успешной подготовки ребенка к жизни в обществе.
Системный подход позволяет реализовать принцип комплексно-тематического планирования и в полной мере задачи приоритетных направлений (в том числе физкультурно-оздоровительной работы). На слайде 4
Системный подход проявляется также в ежедневной организации различных видов детской деятельности и реализует принципы развивающего вариативного образования:
Игровой
Двигательной
Самообслуживания и трудовой
Познавательно-исследовательской
Восприятия художественной литературы
Изобразительной
Коммуникативной
Системный подход помогает реализации единых целей при организации разнообразных форм работы педагоговс детьми и родителями:
• различных форм образовательной деятельности,
• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
• индивидуальной работы с детьми;
• самостоятельной деятельности детей;
• взаимодействия с семьями детей по реализации образовательной программы
Важнейшую роль системный подход играет в создании условий организации предметно-развивающей среды для развития детей в ДОУ. С помощью системного подходавыстраивается иерархия связей всех составляющих предметно-развивающей среды:
Программы
Методические пособия
Методы обучения и воспитания
Дидактические материалы
ТСО
Принципы организации предметно-развивающей среды
Таким образом, одним из основных условий развития и становления воспитательно-образовательной системы как целостного организма, возникающего в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, освоенной среды).является системный подход.
Лишь его принципы способны сохранять современную систему образования в состоянии баланса, обеспечивать ее внутреннюю и внешнюю жизнеспособность.
Источник