Систематика психических нарушений развития ребенка

Систематика психических нарушений развития ребенка thumbnail

Нарушения в соматическом развитии ребенка, их систематика и статистика

Понятие соматического нарушения относится к болезням и явлениям, связанным с телом ребенка (человека).

Замечание 1

Соматический (от греч.) – телесный.
Соматические нарушения – это различного рода телесные заболевания.

Развитие является основной чертой живой материи, так как именно благодаря ему, осуществляются процессы по увеличению числа и массы клеток, их дифференциация, строение и функция. Процесс развития запрограммирован в клетках ДНК.

Определение 1

Соматическое развитие ребенка – это индивидуальное развитие, которое начинается с момента попадания сперматозоида в яйцеклетку и продолжается на протяжении всей жизнедеятельности.

Таким образом, нарушение соматического развития может быть начато еще до момента рождения, то есть внутриутробно, в силу различных негативных факторов и причин, отрицательно влияющих на организм беременной женщины.

В настоящее время врожденные пороки занимают первое место среди причин нарушений соматического развития ребенка.

Врожденные пороки разнообразны. Принято выделять следующие нарушения соматического развития ребенка, причинами которых являются врожденные пороки:

  1. Нарушения, связанные с внутриутробной мутацией клеток плода.
  2. Нарушения, вызванные первичными пороками развития органов и их функций (например, спинномозговая грыжа)
  3. Нарушения, вызванные вторичными пороками (косолапость).

Таким образом, врожденные пороки оказывают отрицательное влияние на соматическое развитие ребенка. Они могут быть причиной различных аномалий развития отдельных органов и их функций.

Помимо врожденных пороков, соматические нарушения в развитии ребенка могут быть вызваны внешними факторами, такими как травмы (ожоги, ранения и т.п.) и разнообразные заболевания (инфекционные, инвазионные и т.п.).

Признаки и симптомы соматического нарушения зависят от того, что послужило причиной его возникновения, а также от индивидуальных особенностей и свойств организма ребенка.

Соматические нарушения, проявляющиеся в поражении внутренних органов и систем, довольно часто становятся причинами психических расстройств.

Основными условиями соматически обусловленных психозов являются:

  1. Выраженная клиническая картина соматического нарушения
  2. Наличие заметной связи между соматическим и психическим развитием
  3. Раздельное (параллельное) течение соматических и психических нарушений
  4. Возможное появление и проявление органической симптоматики

Таким образом, необходимо понимать, что организм ребенка является целостным и единым. Понимание функционирования его отдельных частей следует рассматривать в совокупности всей системы.

Понятие и виды нарушений в психическом развитии ребенка

Замечание 2

Нарушение психического развития ребенка – это психическое состояние, обусловленное замедлением темпа формирования личности и ее психических функций, а также различными нарушениями умственных и познавательных способностей.

Чаще всего нарушения психического развития проявляются в младенческом и детском возрасте.

Причинами нарушений психического развития могут быть различные травмы и патологии.

Основные причины нарушения психического развития ребенка:

  • наследственные патологии головного мозга
  • различные хромосомные заболевания
  • пороки развития и опухоли головного мозга
  • эпилептические синдромы
  • патологии, поражения, тяжелые заболевания ЦНС
  • гидроцефалия
  • разнообразные соматические нарушения
  • заболевания и нарушения развития (функционирования) внутренних органов
  • педагогическая запущенность.

Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития ребенка являются следующие факторы:

  • Наследственные
  • Социальные
  • Биологические
  • Психогенные

Нарушения в психическом развитии детей имеет несколько признаков проявлений, чаще всего это недоразвитие, повреждение личностного развития, отсталость умственного развития, невозможность самоопределения, психопатии и различного рода искажения (например, аутизм).

В целом же нарушения психического развития детей проявляются в отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления личности, несоответствии восприятия и поведения с возрастными нормами.

Чаще всего нарушения психического развития диагностируют в раннем возрасте, и связаны они в основном с мозговой дисфункцией.

Важным в определении нарушения психического развития является учет темперамента ребенка, наличие у него церебральных и соматических патологий.

Выделяют следующие типы нарушений психического развития:

  • дизонтогенез: искаженное или замедленное развитие ребенка;
  • необратимые психические недоразвития;
  • дисгармоничные психические развития;
  • асинхрония и ретардация развития;
  • умственная отсталость;
  • клинические формы: инфантилизм, аутизм, акселерация и т.п.

Своевременно выявленные нарушения психического развития требует немедленного реагирования со стороны родителей и специалистов. В зависимости от вида и типа нарушения с ребенком должны работать логопед, психиатр, дефектолог, психолог и педиатр.

Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации.

К ним можно отнести:

  • психологическая коррекция (занятия с психологом и дефектологом, по восстановлению речи, памяти, познавательной функции и т.д.)
  • логопедическая коррекция (работа с логопедом по формированию правильной речи и устранение ее дефектов);
  • сенсорные занятия (работа с психологом по восстановлению чувствительности, психологической разгрузки и т.л.);
  • лечебная физкультура;
  • релаксационные занятия;
  • физиотерапия.

Замечание 3

Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка.

Источник

Положения Л. С. Выготского легли в основу выделенных
В. В. Лебединским параметров, определяющихтип нарушения пси­хического развития.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нару­шения и определяет его вид – общий дефект, вызванный наруше­нием работы регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдель­ных функций. Общие и частные нарушения выстраиваются в оп­ределенную иерархию. Нарушения регуляторных систем в той или иной степени влияют на все аспекты психического развития, част­ные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуля­торных или других частных систем.

Второй параметр – время поражения – определяет характер на­рушения психического развития. Чем раньше произошло пораже­ние, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления по­вреждения с распадом структуры психических функций.

В ходе психического развития каждая функция проходит через сензитивный период, который отличается не только ее наиболее интенсивным развитием, но и наибольшей уязвимостью по отно­шению к воздействиям. Неустойчивость психических функций может привести к явлениям регресса, т.е. к возврату функции на более ранний возрастной, уровень, или к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации.

По мнению В. В. Лебединского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают те психические функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденными. Поэтому у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции будут относительно сохранными, другие – повреж­денными, третьи – в разной степени задержанными.

Третий параметр вытекает из идеи Л. С. Выготского о систем­ном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами. Вторичное нарушение является основным объектом психолого-педагогической коррекции аномального развития. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим раз­витием автоматически не компенсируются в более старшем возрас­те, в этом случае потребуются более сложные специальные усилия по преодолению нарушения. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вто­ричными нарушениями. На начальных этапах основным препят­ствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психиче­ского развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимо­действий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость развития мыш­ления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-времен­ной близости (например, образ дома, времени года). Такая орга­низация указывает на малую дифференцированность психических процессов. Самый сложный – иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые по­зволяют в случае необходимости произвести компенсаторную пе­рестройку психической функции.

Каждая из психических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого (например, в сензитивном периоде) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в опреде­ленной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим. При нарушениях психического развития появляются наруше­ния межфункциональных взаимодействий, возникновение диспро­порций в психическом развитии.

Перечисленные параметры по-разному выступают при различ­ных вариантах нарушений развития познавательной, моторной и эмоциональной сфер. Обобщая результаты исследований психоло­гов, дефектологов и психиатров, В. В. Лебединский предлагает вы­делять следующие типы нарушений психического развития:

· Недоразвитие – раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наи­более выражена недостаточность высших психических функций.

· Задержанное развитие – замедление темпа фор­мирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функ­циями имеются и сохранные.

· Поврежденного развития – более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована, ха­рактерны расстройства эмоциональной сферы и личности, наруше­ния целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.

· Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями от­дельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппа­рата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связан­ных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

· Искаженное развитие – в процессе форми­рования психических функций наблюдается другая их последова­тельность по сравнению с нормальным развитием. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

· Дисгармоническое развитие – врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Степень выраженности зависит от условий воспитания и от окружения ребенка.

Основой для специальной психологии и специальной педаго­гики послужило заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным законо­мерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ре­бенка. Наряду с закономерностями общими для нормального и ано­мального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития. Они могут проявляться как на психосоматическом уровне, так и на психическом.

В. В. Ковалев дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков с нарушениями развития. Для каждого из этих уровней характерны свои преимуществен­ные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования (0—3 года) ха­рактерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с на­рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства­ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования (4—10 лет) включает пре­имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание.

Для аффективного уровня реагирования (7—12 лет) характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз­будимости с явлениями негативизма и агрессии.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12—16 лет) является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато­логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи­ческих реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере­сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру­гой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод­ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген­ные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду­щих уровней.

К общим психическим проявлениям дизонтогенеза относятся сле­дующие.

Во-первых, общей особенностью при всех типах нарушений является снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной толь­ко для определенного периода онтогенеза.

Во-вторых, общей особенностью, наблюдающейся у всех кате­горий аномальных детей, является трудность словесного опосред­ствованы». Еще Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющу роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности. Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений. При всех отклонениях психического развития большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормально развитие.

В-третьих, для всех видов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации об окружающей действительности.

В-четвёртых, риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, кото­рое стало придаваться развитию социальной компетентности, независимо от тяжести и характера имеющихся у них откло­нений. Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет дос­тижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых и имеющимися для этого условиями.

Кроме всех перечисленных общих закономерностей проявления дизонтогенеза, выделяются специфические закономерности, характерны только для определённого вида нарушения психического развития.



Источник

Нарушение психического развития представляет собой психическое состояние, которое характеризуется замедленными темпами формирования личности и психических функций, а также нарушениями в умственной и познавательной способности.

Нарушения психического развития проявляются наиболее часто в младенческом и детском возрасте. Эти психологические нарушения связаны с различными факторами, травмами и патологиями. Основными причинами нарушений психического развития являются: наследственные патологии головного мозга; хромосомные заболевания; пороки головного мозга; эпилептический синдром; поражения и патологии центральной нервной системы; опухоли головного мозга; гидроцефалия; тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы; наследственные эндокринные заболевания; соматические патологии; нарушения и заболевания органов чувств; отсутствие воспитания и педагогическая запущенность. Наиболее серьезными причинами нарушений психического развития являются наследственные, биологические, социальные и психогенные факторы.

Нарушения психического развития у детей проявляются в виде недоразвития, повреждений личностного развития и отсутствия самоопределения, невозможности умственного развития и проблем с познанием, психопатии и искажений (аутизм). Нарушения психического развития у детей выражаются в значительном отставании в развитии от сверстников, замедлении психического становления, несоответствии в поведении и восприятии с возрастными нормами.Эти нарушения начинают проявляться с раннего возраста, и они часто связаны с мозговой дисфункцией.При определении причин нарушений психического развития необходимо учитывать темперамент ребенка, наличие соматических и церебральных патологий, эмоциональное состояние и депривацию. К биологическим причинам нарушений относятся патологии в период беременности, недоношенность, родовые и послеродовые травмы, соматические заболевания и мозговые травмы. Нарушения психического развития могут быть вызваны социальными факторами, в том числе недостатком во внимании и отрывом от матери, социальной изоляцией, дефицитом воспитания, обучения и развития, неблагоприятными условиями в семье и обществе.

Нарушения психического развития классифицируются на несколько типов. К основным типам нарушений психического развития можно отнести: дизонтогенез, в том числе поврежденное, замедленное и искаженное развитие; необратимое психическое недоразвитие; дисгармоничное психическое развитие; дегенеративное психическое развитие, связанное с эпилепсией и другими заболеваниями; патологическое психическое развитие, вызванное психическими и соматическими патологиями.Также выделяют типы нарушений психического развития по шизофреническому процессу: асинхронию, ретардацию и умственную отсталость. В некоторых случаях проявляются клинические формы нарушений, в том числе акселерация, инфантилизм, аутизм и соматопатия. Отдельно в медицине выделяют нарушения психического развития, связанные с видом олигофрении – неосложненная, нейродинамическая, анализаторная и психопатическая форма.

Особое значение в препятствовании развитию психических нарушений выполняет комплексная система профилактических мер. Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребенка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребенка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования. Профилактика нарушений психического развития основана на использовании специальных медицинских, педагогических, психологических и социальных методов проверки ребенка. Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребенок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности. После рождения ребенка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти. Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо исключить конфликты в семье, избегать физических и психологических травм во время беременности, а также следует создать благоприятную среду для развития ребенка.

Лечением нарушений психического развития занимаются педиатры, психологи, неврологи, логопеды, психиатры и дефектологи. Терапия должна быть направлена на гармоничное взаимодействие этих специалистов и их методов. Для назначения точного вида лечения необходимо установить причины нарушений и их тип. Основной задачей лечения является длительная коррекция развития ребенка. В состав медикаментозной терапии должны входить следующие препараты: ноотропы, сосудистые и противосудорожные, противовоспалительные и иммуностимулирующие. В качестве дополнения назначают витаминную терапию.

При нарушениях психического развития назначают определенные виды реабилитации. К ним можно отнести: коррекцию психологического характера, включающую занятия с дефектологом и психологом, направленную на восстановление познавательной функции, речи и памяти, эмоционального восприятия, коммуникации и социальной адаптации; коррекцию логопедического типа, включающую занятия с логопедом, направленные на формирование правильной речи и звукообразование, устранение дефектов произношения, вырабатывание навыков и способностей для содержательной речи; сенсорные упражнения с психологом для восстановления чувствительности, улучшения восприятия и психологической разгрузки; аппаратные занятия с биологической обратной связью, направленные на тренировку внимания и запоминания, регулирование ребенком собственного восприятия; релаксационные упражнения; лечебную физкультуру и гимнастику для стимулирования физического и психического развития; физиотерапию, включающую тепловые, водные и электропроцедуры. Важным этапом лечения нарушений психологического развития является индивидуальная учебная и развивающая программа для ребенка. Эта программа должна быть разработана педагогами и психологами, а в ее состав должны входить специальные интеллектуальные упражнения, художественные задания, музыкальные и хореографические занятия.

Рекомендуемые источники информации:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 61-66

2. https://www.neboleem.net/narushenie-psihicheskogo-razvitija.php

Источник