Система воспитания и развития ребенка

Система воспитания и развития ребенка thumbnail

При планировании любого воспитательного процесса, заранее определяется его содержание, задачи, цели и методы. Все это и есть система. Каждая система нацелена на решение определенных вопросов. Это интеллектуальное и эстетическое развитие, способность комфортно строить отношения в социуме, обучаемость и трудолюбие.

Родители становятся перед выбором. В каждой системе есть привлекательные стороны и очевидные преимущества. Но есть и слабые стороны и даже недостатки.

Ошибки, вытекающие из недостатков выбранной системы и, допущенные родителями в дальнейшем, могут привести к необратимым последствиям. Как ребенок будет учиться в школе. Какие навыки у него сформируются.

Будет ли он обучаем и трудолюбив. Как будут развиты коммуникативные способности. Ведь в начале жизни закладываются основы будущего характера, некая матрица. В процессе роста на нее будет оказывать влияние все, что окружает ребенка дома, в школе, на улице.

Выбор системы

Все зависит от родителей. Каждая из систем не утверждает свою приоритетность категорически. Самое правильное это внимательно изучить все и выбрать то, что наиболее разумно и приемлемо.

• Немецкая система воспитания

Немецкая система воспитания ребенка все систематизирует и раскладывает по полочкам.
Расписано все. Какие занятия, во сколько и с кем. Что для этого необходимо. Какие развлечения и игры. Какие поставлены цели и чего в результате добились. Запланированное неукоснительно выполняется. Вырастают немецкие дети пунктуальными и организованными.

Но. У каждого малыша есть свое жизненное пространство, Это место или комната, где он сам себе хозяин и может делать, что захочет. Это ощущение свободы формирует мировоззрение свободного человека. И тут же приучает его к определенным, заранее оговоренным обязанностям. Что вырабатывает осознанную обязательность.

Чтобы следовать этой системе, родители сами должны стать немцами. В определенном смысле.

• Французская система воспитания

Французские дети не столь опекаемы и контролируемы. Это и плюс, и минус. Поскольку воспитанием занимаются детские дошкольные учреждения. Начиная с 6 месяцев, детей можно отдавать на время работы родителей туда. Французы к семейным ценностям относятся уважительно. Но на детях сказывается недостаток родительского внимания.

• Японская система воспитания

В Японии, как и в Армении, детям до 5 лет позволено все. Им потакают, балуют и не наказывают за шалости. Но с 5 лет вводятся некоторые ограничения. К 15 годам отношение со стороны взрослых все строже. Начиная с этого возраста, юноша полноценный член общества – равный среди равных.

• Система Монтессори

Применяемая во многих странах система Монтессори прошла проверку временем. Здесь ребенку только помогают найти интересное для себя занятие. Дальше все он делает сам. Здесь все методики нацелены на помощь в выборе предмета интереса. Затем нужно помогать поддерживать этот интерес. Обеспечивать всем необходимым для реализации начинаний.

Этот метод хорош и для индивидуального воспитания, и в коллективе. Особенность в том, что детей желательно подбирать разного возраста. Старшие уже могут не только самостоятельно заниматься. Они помогают малышам, подсказывают, учат. Это своего рода шефство. У старших вырабатывается чувство ответственности. У младших совершенствуются навыки. У тех и у других оттачиваются коммуникативные способности.

Родители подбирают систему под себя. Каковы в семье традиции. Каковы взаимоотношения между собой. Есть ли бабушка и дедушка. Как они влияют на семью и на ребенка. Нужна ли их помощь и не расходятся ли ваши взгляды на воспитание дитя. Разногласия во взглядах могут привести к неприятным последствиям. Все это должно учитываться.

Занимаясь воспитанием ребенка, нужно помнить главное. Никто не отменял нормы человеческого общения. Мораль. Этику. Совесть. Обязательность.

Развитие ребенка

Источник

Как придерживаться порядка воспитания детей Системы воспитания детей – совокупность принципов, положенных в основу воспитательного процесса и определяющих методы, цели и задачи, содержание и организацию воспитательного процесса. Каждая система воспитания акцентируется на определенных аспектах воспитательного процесса: физическом, эстетическом, умственном развитии. Современным родителям сделать осознанный выбор крайне сложно. Как выбрать единственно правильную систему воспитания детей? Стоит ли следовать определенным системам? Каковы основные типы воспитания детей?

Системы воспитания детей: стоит ли придерживаться рекомендаций?

Рождение ребенка – важный этап в жизни каждой семьи. Воспитание детей – одна из основных задач родителей. В раннем возрасте происходит закладка основных черт характера, ребенок вырабатывает определенную модель поведения, которая в дальнейшем будет лишь совершенствоваться под влиянием различных жизненных факторов и общества. Ошибки, допущенные в воспитательном процессе, могут негативным образом сказаться не только на послушании ребенка в детстве, его успеваемости в школе, общении со сверстниками, но и на взрослой жизни человека, его трудолюбии и трудоспособности, эффективности и продуктивности семейной жизни, позиции в обществе. Осознанное воспитание – это взвешенный подход всех членов семьи к воспитательному процессу с целью формирования гармоничной личности, интеллектуально-развитого, нравственного члена общества. Воспитательный процесс является подготовкой ребенка к жизни в современном обществе. На сегодняшний день доступно множество систем воспитания детей, каждая из которых основывается на определенном подходе к развитию тех или иных качеств личности, которые, по мнению создателей системы, являются наиболее важными с точки зрения личностного развития.

Избрав для себя осознанное воспитание, родители задаются вопросом, какую систему воспитания детей выбрать? Однозначного ответа на данный вопрос не существует, так как каждый ребенок индивидуален и требует индивидуального подхода к процессу его воспитания. Так, поведение ребенка в раннем возрасте обусловлено его физиологическими и психическими потребностями и особенностями. Он еще не осознает сути и роли манипулирования взрослыми, поэтому его капризы непреднамеренны.

Любая из доступных систем воспитания детей носит лишь рекомендательный характер. Нельзя слепо следовать какой-либо одной методике. Выбрать лучшее из каждой эффективной методики является оптимальным решением для каждой семьи.

Немецкая система воспитания детей предполагает четкость и организованность в каждом аспекте жизни ребенка: режим дня, питании, обучении и развитии, увлечениях и общении с взрослыми и сверстниками. Особое внимание данная система воспитания уделяет личному пространству ребенка. Традиционно у ребенка есть своя территория, где он волен делать то, что он хочет, однако на остальной территории дома должен соблюдаться порядок. Материнство не исключает немецких женщин из общественной жизни, карьеры. В современной Германии детские образовательные учреждения придерживаются системы воспитания детей, основанной на традициях и культуре страны, исключая авторитаризм и подавление личности.

Французская система воспитания детей отличается большей лояльностью по отношению к детям в семье. Однако родители предпочитают карьеру воспитанию ребенка, в то время, как французские детские сады готовы принимать малышей едва достигших полугода. Семья и сплоченность имеет большое значение.

Японская система воспитания детей предполагает вседозволенность в поведении ребенка до достижения им 5 лет, строгость и ограниченность в его воспитании от 5 до 15 лет. По достижении 15 лет с ребенком обращаются как с равным.

Еще одной общепризнанной и практикуемой во всем мире является система воспитания детей Марии Монтессори. Основополагающим принципом системы является помощь и содействие ребенку в самостоятельном познании и освоении мира. Так ребенок учится самостоятельно познавать природу вещей, что является незаменимым навыком во взрослой жизни.

Среди многообразия доступных систем воспитания детей не существует единственно правильной, которая поможет безошибочно и успешно воспитать ребенка.

Типы воспитания детей и их основные характеристики

Психологи выделяют 5 основных типов воспитания детей. Тип воспитания – модель, которой придерживаются родители в своем отношении к воспитательному процессу. Так, основными типами воспитания ребенка являются:

  • Авторитарный тип – процесс воспитания, характеризующийся строгой дисциплиной, недостатком родительской любви и ласки, нивелированием интересов ребенка, ограничением самостоятельности ребенка, жестким контролем над всем происходящим в семье. Воспитательный процесс регулируется четкими правилами, обязательными к соблюдению. Такой тип воспитания детей порождает конфликты и взаимное непонимание родителей и детей в подростковом возрасте либо же провоцирует формирование слабой личности, легко поддающейся «дурному» влиянию;
  • Либеральный тип – процесс воспитания характеризуется мягким подходом, вседозволенностью, минимальной дисциплиной, отсутствием запретов и ограничений, четких требований и границ допустимого. Дети в процессе такого воспитания зачастую вырастают конфликтными личностями, отвергая в общении и отношениях тех, кто не потакает их интересам. Либеральное воспитание приводит к плохой успеваемости в школе ввиду непонимания ребенком требований, четко следовать дисциплине;
  • Авторитетный тип воспитания детей – процесс воспитания, основанный на дисциплине и рациональных проблемно-ориентированных стратегиях в отношениях. Данный тип воспитания предусматривает определенную независимость ребенка, альтернативу поведения, что развивает чувство самоуверенности, долга и ответственности;
  • Хаотичный тип воспитания – воспитательный процесс, характеризующийся отсутствием четкой стратегии со стороны родителей в формировании личности ребенка, требований, дисциплины, непредсказуемостью решений и действий со стороны родителей, в результате ребенок развивается неуверенным, безответственным, нерешительным;
  • Опекающий тип – гиперопека как воспитательный процесс проявляется в стремлении выполнить все за ребенка, решить все поставленные перед ним задачи, в результате чего у ребенка формируется завышенная самооценка, чувство тревожности, беспомощности, эгоистичности.
Читайте также:  Советы родителям по математическому развитию ребенка

Порядок воспитания детей

Анализ основных типов воспитания детей Выбирая правильные тактики и методики воспитания детей, родителям не стоит забывать об основных принципах и порядках осуществления воспитательного процесса независимо от избранной системы воспитания детей. Любой порядок воспитания детей должен соответствовать таким принципам:

  • Обязательность;
  • Комплексность;
  • Равнозначность.

Порядок воспитания детей в каждой семье регулируется принятыми нормами, режимом, устоями, при этом создаются комфортные условия для обеспечения гармоничного развития ребенка.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Знаете ли вы, что:

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

Игры разума: когда память подводитИгры разума: когда память подводит

Вы когда-нибудь чувствовали, что постоянно забываете о вещах, которые используете каждый день? Куда положили счета или где оставили очки для чтения? Заходили в …

Источник

Системы воспитания детейВоспитание детей – это целенаправленная деятельность, с помощью которой у них вырабатывается система личностных качеств, убеждений и взглядов. В мире существует множество систем воспитания детей и подростков, написано тысячи научных трудов по педагогике. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Конечно, большинство родителей воспитывают детей, не придерживаясь каких-либо особых систем. Однако все большую популярность набирают современные системы воспитания детей, которые имеют свои принципы и методы. Рассмотрим, какие существуют на сегодняшний день педагогические системы воспитания детей и подростков.

Традиционная система воспитания детей

На традиционной системе воспитания вырастали наши родители, дедушки и бабушки. Педагогика того времени основывалась на трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов.

Согласно мнению А.С. Макаренко, воспитание ребенка – процесс коллективный. Один человек или даже семья не способны воспитать полноценную личность. Главное место в этом процессе должен занимать социум, коллектив. Большая роль в такой системе воспитания отводилась труду.

В. А. Сухомлинский считал, что ребенка необходимо воспитывать в первую очередь на чувстве справедливости, правдивости и доброты. Он считал очень важными элементами воспитания книги и музыку.

Большое значение в педагогической системе воспитания детей того времени отводилось идеологическому образованию, развитию патриотизма.

Современные системы воспитания детей в разных странах

В разных странах с годами выработались свои системы воспитания. Из каждой из них можно почерпнуть что-то полезное, применив его для своего малыша. Ознакомимся с наиболее популярными из них.

Очень интересная система воспитания детей в Японии. В воспитании малышей до 5 лет существует полная вседозволенность, затем в возрасте 5-15 лет наступает период ограничений и строгости. А вот уже после 15-летнего возраста с ребенком обращаются как с равным.

Во Франции к детям относятся чрезвычайно лояльно, большое значение в жизни имеет семья, общие ценности и традиции. Хотя в этой стране на первом месте в большинстве семей стоит профессиональная карьера. Этим и объясняется то, что в детские садики здесь принимают с 6-месячного возраста.

Система воспитания детей в Германии предполагает организованность и четкость во всех сферах жизни. Ребенок должен придерживаться правильного режима дня, рационального питания, основных правил общения со сверстниками и взрослыми. В то же время у каждого малыша есть свое личное пространство, например, детская, где он может делать то, что ему хочется. Немецкие образовательные учреждения для детей придерживаются принципов традиционности, но в то же время, абсолютно исключают подавление личности и авторитаризм.

Авторские системы воспитания

Современные системы воспитания детей довольно разнообразны. Однако существуют некоторые из них, которые приобрели особую популярность, поэтому представляют большой интерес для родителей.

Одной из таких методик является система Марии Монтессори. Это первая женщина-врач в Италии, педагог, ученый и психолог, которая разработала свою методику, как альтернативу традиционной педагогике. Первоначально данная система предназначалась для деток старше 3 лет, хотя в наше время используется, начиная от 8-месячного возраста.

Основные принципы системы воспитания по Монтессори:

  • Малыш сам себе учитель, поэтому имеет свободу выбора решений и действий.
  • Старшие дети обучают меньших детей. Это предусматривает обучение в группах малышей разного возраста.
  • Взрослый должен определить, что ребенка интересует в данный момент. При этом нужно создать для него необходимые условия и показать, что можно в них делать.
  • Занятия по данной методике проходят в специально подготовленном помещении. Как правило, это комната, которая разделена на 5-6 зон со специальными пособиями и материалами.

К недостаткам данной системы специалисты относят отсутствие подвижных и ролевых игр, с помощью которых малыш познает окружающий мир. Также, эта методика концентрируется лишь на развитии практических навыков и интеллекта, игнорируя эстетическое и спортивное развитие ребенка.

Популярной педагогической системой воспитания детей называют вальфдорскую педагогику. Первоначально она была разработана Р. Штайнером для школы для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и уверенность в своих силах.

Общие принципы вальфдорской педагогики можно охарактеризовать следующим образом:

  • Воспитание через пример и подражание.
  • Многообразие видов и форм игровой деятельности.
  • Чередование самостоятельной детской активности и занятий с воспитателем.
  • Освоение разных видов художественной деятельности и народной культуры.

Современные системы воспитания детейВ вальдорфских школах существуют своеобразные запреты, в том числе, на раннее развитие интеллекта и обучение, кино, телевидение и радио, оценивание ребенка.

Ни одна система воспитания детей не имеет столько приверженцев и противников, как вальфдорская. Некоторые специалисты сравнивают ее с сектой, живущей по своим правилам и традициям.

Стоит упомянуть и о такой современной системе воспитания детей, как селф-мейд. Главное качество, которое согласно этой методике нужно воспитать у ребенка, – ответственность. Селф-мейд основывается на таких главных принципах воспитания детей:

  • Учиться достигать результатов с помощью собственных сил.
  • Осознавать последствия, наступающие по причине собственных действий.
  • Уметь ставить перед собой цели.
  • Научиться правильно подбирать мотивацию для действий.
  • Уметь решать конфликты.

По методике селф-мейд на Западе воспитывались многие известные люди, в частности, Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс.

Конечно, трудно выбрать одну систему воспитания детей из большого их разнообразия. Но, как утверждают специалисты, это и не обязательно нужно. Лучше подобрать наиболее понравившиеся принципы и методы из нескольких таких систем и применить их к воспитанию своего малыша.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка при кесарево сечении

Источник

Борис Никитин с сыновьямиФундаментальной системой воспитания детей у американцев является методика – Б. Спока, у русских – методика Никитиных. Каждая мама, озадаченная, как воспитать здорового и гармонично развитого ребенка рано или поздно обращается к опыту родителей-новаторов Елене и Борису Никитиных.

С чего все начиналось? А началось с … экссудативного диатеза. У первенца личико и тельце было покрыто корочкой, чесаться и капризничать ребенок прекращал, когда его выносили на холод. Внимательные родители это заметили и стали понемногу оставлять ребенка на воздухе в одной рубашонке на все большее время. С этого и началось закаливание, впоследствии переросшее в комплексную методику раннего и всестороннего развития.

Холод – доктор, холод – друг

Основной принцип закаливания — постепенность. Новорожденных детей во время кормления, оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыш одет только в распашонку, потом ребенка выносят в прохладное место, скажем на веранду, постепенно увеличивая время «прогулок». Ходить ребенок начинает босичком. Никитины жили в собственном доме и выпускали детей во двор, на снег без обуви. Затем пришел черед холодному обливанию сначала дома, потом летом на улице, а зимой на снегу. Дома дети ходили круглый год только в трусиках. Спали в спальниках при открытой форточке. В результате Елена Никитина могла перечислить пару-тройку простудных заболеваний, которыми переболели ее семеро ее детей в детские годы.

«Проблема» питания

Слово внесено в кавычке по той причине, что этой проблемы в семье Никитиных никогда не возникало. Принцип был такой: «Хочешь – ешь, не хочешь — не надо, но до следующей еды, никаких кусков».

Сэкономленное время на приготовлении разносолов тратилось на воспитание и общение с детьми. Блюда были просты, готовились в скороварке. Крупы, овощи, фрукты, молочные продукты, никаких копченостей и острых блюд. Взрослый стол приближен к детскому. Малыш понемножку пробует блюда с взрослого стола, ложку картошки или каши. Постепенно рацион детского питания переходит к кушаньям с общего стола.

Движение, движение, движение

Физическому развитию в семье Никитиных уделялось огромное внимание. Дети были здоровы, не перекормлены, а значит, много двигались. В доме были созданы все условия для развития физических способностей детей. Не было обязательных норм, например, на турничке столько-то раз подтянуться или столько – то раз отжаться. Прыгай, скачи, лазай, делай что хочешь. В спортивной комнате были шесты, лесенки, канаты – лианы и канаты с узлами, штанги, у стенки по росту выстроились мешочки с мелкой галькой, для любителей – «тяжеловесов». Половину пола занимали маты для схватки «борцов», для кувырков акробатов, для йогов-любителей. По периметру садового участка — беговая дорожка. Никитины так описывают занятия спортом: «Ребята переходят со снаряда на снаряд, упражнения следуют одно за другим, тут же придумываются и пробуются новые. У ребят есть свои изобретения и любимые упражнения — в каждом возрасте свои».

Сила, ловкость и… осторожность

Когда каждый из семерых детей Никитиных делал первые шажки, родители практически не страховали малыша. И ребенок, привыкал полагаться на свои силы, научился ловко группироваться, приземляясь на попку, вставал и шел дальше. А вот после поездки к бабушке, дети часто начинали неловко падать, больно ушибаться. Оказалось, любящая бабушка, волнуясь, как бы внучок не расшибся – не ударился, поддерживала его за затылок, ребенок, привыкнув ощущать страхующую руку, стал полагаться не на свои силенки, а на чужие и в результате разучился «правильно» падать. Если крошка – двухлетка, глядя на старших братьев, лезет вверх по лесенке, а спускаться вниз боится и пищит, то папа ее не снимает, а лишь подходит поближе, чтобы поймать, если дочурка сорвется и, конечно, подбадривает, да нахваливает дочку за смелость и ловкость.

«Заставлять — плохо, опекать – еще хуже, а что тогда нужно? Радоваться, просто радоваться, когда малышу что-нибудь удается, — это по нашим наблюдениям, главный стимул для успешных занятий с ребенком. Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не «срабатывает», если мы, взрослые, остаемся равнодушными к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. Ну, а если упал? Тогда мы утешим, вытрем заплаканные глазки, ободрим («Не горюй, еще получится!»)». Это отрывок из книги Никитиных.

Как рождаются способности?

До определенного возраста дети Никитиных поражали окружающих не только своими физическими данными, но и интеллектуальным развитием. К трем годам они начинали читать, в четыре – понимали план и чертеж, в пять – решали простые уравнения. Дети были не только более развитыми, чем их сверстники, но и более ответственными. Родители-новаторы выделили такие составляющие успеха:

Главное – своевременное начало

Наблюдая за детьми, заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых были условия, опережающие само развитие. Ребенок только начинал говорить, а у него среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. В этих условиях дети многое начинали раньше, чем это предписывалось по медицинским и педагогическим нормам.

А вот удовлетворительных условий для занятий в области изобразительного искусства, биологии, иностранных языков, созданы не были, поэтому, несмотря на школьные пятерки, по иностранному языку, язык дети практически не знали. Если бы родители говорили с малышами, на английском языке, то дети бы знали иностранный язык, как свой родной.

Широкое поле деятельности

Внимательные родители заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они им быстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуются взрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами и приборами. А, заметив это, разрешили «войти» во взрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Этого принципа самостоятельности придерживаются Никитины постоянно, разрешая детям брать предметы «без спроса», но, требуя «класть на место». Брать можно все, кроме двух категорий вещей: чужие и ценные вещи. Сюда относились и личные предметы родителей и родственников. Например, не разрешалось ничего брать с папиного письменного стола. К ценным вещам относился магнитофон, фотоаппарат, часы, то есть то, что ребенок мог по не знанию легко испортить. Таких вещей было немного, и ребенок мог их рассматривать только вместе с взрослым.

У детей было достаточно других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами и строительными материалами. В доме Никитиных была комната — мастерская, где можно было резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, сверлить, точить.

Никитины старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком-то творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, — сделали из куска линолеума доску; обратили внимание, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, — повесили большую карту полушарий на стенку. Так появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, книги. Вот это все Никитины и называют богатой обстановкой для всестороннего развития ребенка.

Вместе с детьми

Создание условий для разнообразных занятий и максимальная свобода деятельности – это не все условия для гармоничного развития ребенка. Что же нужно, чтобы ребенок взялся за дело? Занимался им увлеченно и добился результатов? Это совместное действие. Если мама сидит и шьет, то обязательно рядом примостится дочурка с иголкой и ниткой. Папа пишет, то рядом на этом же столе, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один «писатель» или «художник». Общая работа или работа рядом, интерес к результатам друг друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общение в самом лучшем его варианте — в совместной деятельности.

Читайте также:  Реферат периоды внутриутробного развития ребенка

Не делать за малыша

С самого начала повелось, что взрослые старались не делать за малыша то, что он сам может додумать и решить. Наоборот, еще подсовывали детям задачки на сообразительность, на решение житейских ситуаций. Как перевести «невнимательную» маму через дорогу, как найти свое место в театре. Никитины старались не упускать возможности, чтобы научить ребенка самому соображать, решать, проявлять себя, преодолевая боязнь и нерешительность.

Развивающие игры

Останется в нашей памяти Борис Николаевич Никитин не только, как родитель — новатор, создавший свою уникальную систему разностороннего развития личности ребенка, но и как автор необычного дидактического материала: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Рамки и вкладыши». Во что, как играть, какая «подоплека» есть у той или иной игры, какие способности развивают различные задания, и как можно своими руками создать эти «умные» игрушки, об этом можно прочесть в его книге «Интеллектуальные игры».

Свою систему Никитины подробно с практическими наблюдениями и теоретическими выкладками описали в книгах «Мы, наши дети и внуки» и «Резервы здоровья наших детей». Отдельно Елена Никитина выпустила книгу «Мама или детский сад», в которой выразила свое отношение к воспитанию детей в дошкольных учреждениях и описала, какой, на ее взгляд должен быть идеальный детсад.

Три кита системы Никитиных

Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды вошли в повседневную жизнь детей с самого раннего возраста, стали для них средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.

Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок и уроков. Ребята занимаются столько, сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.

В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

Помимо этих трех основополагающих правил, есть и другие рекомендации, помогающие сделать детей более интеллектуально развитыми:

1. Грудное вскармливание до появления первого зуба (с современных позиций эта рекомендация выглядит сильно заниженной, нов те времена она была очень смелой — прим. редакции)
2. Физическая близость матери и ребенка (как можно реже расставаться).
3. Увеличение кругозора, неограниченная возможность в познании мира (не «запирать» малышей в коляски и пеленки).
4. Легкая одежда. Распашонки с зашитыми рукавчиками, как и колготки, блокируют систему осязания грудничка.
5. Обогащенная обстановка: лесенки — «встаньки» Скрипалева, свободное передвижение по квартире ребенка – «ползунка», игры во взрослые игрушки (ложки, кружки, пластилин, карандаши…)
6. Свобода познания мира, снятие «традиционных» запретов, следует забыть выражения: «Не лезь», «Не трогай»
7. Показывать и рассказывать малышу только то, до чего он сам дойти не может.

Оборотная сторона

На своей визитной карточке Борис Никитин писал: «Профессиональный отец». Так кем же стали дети, воспитанные талантливыми, умными и вдумчивыми родителями? Каков результат многолетних усилий?

Тому, как сложилась судьба семерых детей, была посвящена статья в газете «Московский комсомолец» за 3 марта 2000 года. Вот выдержки из опубликованного материала: «Все семеро детей Никитиных были одарены, талантливы, воспитаны в стремлении достигать цели. Ни один из них не стал в школе отличником. Они были необыкновенно развиты физически,… но на доске почета среди портретов, прославивших школу спортсменов Никитиных нет.

Дти и внуки Никитиных

Раннее развитие творческих способностей предполагало раннее поступление в школу. Разница в возрасте с одноклассниками сыграла с Никитиными злую шутку. «То, что мы были младше остальных в классе, — говорит Юля, одна из детей Никитиных, изолировало нас от круга сверстников и разучило общаться с другими людьми, кроме семьи».

Дети были хорошо подготовлены к школе и в начальных классах так привыкли к ничегонеделанию, что потом, когда перешли в среднюю школу, по обыкновению продолжали бездельничать, хотя запаса их знаний уже не хватало.

Дети стыдились вопросов одноклассников: «А, правда, что вы все дома спите в спальных мешках? Вы босиком ходите потому, что у вас одни ботинки на троих?» Неудивительно, что пятеро из семи детей Никитиных после восьмого класса решили распрощаться со школой. Четверо из детей получили высшее образование, остальные — средне – специальное.

Только двое детей приняли эстафету родителей. У двух дочерей по четверо детей, у одного один ребенок, у остальных по двое. По карьерной лестнице никто из детей высоко не поднялся. Обыкновенная жизнь обыкновенных людей.

И сами Никитины, анализируя свой опыт, отмечают, что были ошибки в воспитания и одна из них, то, что они позволили подвергать семью неусыпному вниманию общества, дети находились под пристальным взором прессы, ученых, врачей, сподвижников их системы и это, конечно, наложило на них определенный негативный отпечаток. «Ребята стали считать себя особенными, научились себя показывать, хитрить, подлаживаться», — говорили Никитины. И вторая существенная ошибка, то, что родители сосредоточились на детях, дети стали главным в жизни. Это было гипертрофированно, и это было нехорошо – в первую очередь для ребят».

Никитины относились к вопросу воспитания осознанно, анализировали успехи и неудачи, интересовались мировой педагогикой, совершенствовали свою методику, щедро делились опытом. Они дали детям максимум, на что были способны. Их система дошкольного образования была достаточно универсальной. Да, они мало приложили сил в плане эстетического воспитания детей. Елена Никитина сама в этом признается, она была некомпетентна в этом вопросе и предпочла его не затрагивать. Согласитесь, невозможно представить человека настолько универсального, чтобы пироги пек, стихи сочинял, арии распевал и виртуозно работал лобзиком.

Что касается школьного периода, то, здесь Никитины не прочувствовали, что школа это не только цитадель знания, но и социум и, входя в него, мы все подвергаемся его законам. В школе свои поведенческие правила, ценности и приоритеты, их нельзя не учитывать. Школа, пусть со своим несовершенным образовательным процессом, дает важные навыки: учит общению, налаживанию контактов, умению вписываться в социальную среду. Быть приглашенным на день рождения одноклассником, возможно, куда важнее, чем решение сложной задачки. Кроме системы воспитания, есть жизнь, идущая по своим неумолимым законам. Отец, понимая необходимость закалки, удивлялся: чем старше становились дети, тем равнодушнее они были к домашнему укладу. Малыш – трехлетка, бодро бегающий в трусах, это нормальное явление, а восьмиклассник, ходящий в трусах по дому, явление странное, почти пугающее.

Огромный поклон Елене и Борису Никитиным. В свое время они взорвали общественность своей нетрадиционной системой воспитания, показали важность семейного образования и подарили миру почти универсальную методику гармоничного развития ребенка. Все их рекомендации обоснованны, и что важно для загруженных современных родителей, почти не требуют отдельно выделенного времени для регулярных занятий. Никитины учат грамотно общаться с детьми и от этого получать огромное удовольствие. А где удовольствие, там и результат.

Фото из архива семьи Никитиных, опубликовано в АиФ 6 июля 2005 года.

Источник