Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка thumbnail

Юлия Богданова, эксперт программы «Уверенное начало»* — специально для «Социального навигатора»

Два года назад правительством России была принята концепция развития ранней помощи на период до 2020 года. Сегодня на ее основе предпринимаются первые шаги для развития услуг ранней помощи на территории РФ. Пока вся надежда семей с детьми на то, что в отдельных регионах есть подобные сервисы, организованные преимущественно при поддержке благотворительных фондов.

В мире программы раннего вмешательства существуют более 30 лет, их эффективность проверена многочисленными исследованиями. Страны на национальных уровнях прикладывают усилия, чтобы такие программы были максимально качественными и доступными для их маленьких граждан. Не может не радовать, что в нашей стране делаются определенные усилия в этом важном направлении.

Ранняя помощь, или, по-другому, раннее вмешательство, — это набор различных услуг для детей младшего возраста, обычно до трех лет, с риском отставания в развитии и их родителей. Отличительная особенность таких программ — это семейноцентрированность. Специалисты — психологи, социальные работники, специалисты по детскому развитию, физические и эрготерапевты и так далее — работают вместе с родителями над преодолением ребенком трудностей.

Цель раннего вмешательства не в излечении, которое чаще всего невозможно, а в создании условий для раскрытия возможностей каждого особого ребенка, гармонизации жизни его семьи.

Чтобы создать условия для достижения максимального потенциала развития таких детей, критически важно с самого рождения начать программу помощи, направленную на необходимую стимуляцию, создание среды развития и уменьшение влияние факторов риска. Важно, чтобы программы раннего вмешательства базировались на методиках с доказанной эффективностью и использовали лучший мировой опыт.

Кому нужно раннее вмешательство?

Ребенок может отставать в развитии по двум причинам — социальным и биологическим. Первая группа — это дети из неблагополучных семей, где о них плохо заботятся и не уделяют должного внимания. Помощь им решает не только гуманистическую проблему, но и экономическую, так как у таких детей высоки риски трудностей в обучении, ненадлежащего поведения, вплоть до проблем с законом. Эти дети, взрослея, нуждаются в программах коррекции. Если вовремя не нормализовать их развитие, они в будущем могут дорого обойтись налогоплательщикам.

Вторая группа — это дети с врожденными нарушениями и инвалидностью. Они не могут развиваться без посторонней помощи, а в ее отсутствие отставание будет прогрессировать, что в будущем также приведет к финансовым затратам на их содержание, которые лягут на плечи государства. Кроме того, исключенными из экономической жизни становятся и родители таких детей, которые не могут выйти на работу, так как должны постоянно быть рядом с ребенком.

Раннее вмешательство, направленное на развитие разных сторон жизни ребенка, дает семьям шанс вернуться к более нормальной жизни.

Раннее вмешательство на практике

В зависимости от целевой группы программы сильно отличаются по наполнению, они направлены на решение задач каждого конкретного ребенка. Например, программа «Уверенное начало» для детей с выраженными двигательными и множественными нарушениями развития, которую финансирует благотворительный фонд «КПМГ», имеет четыре фокуса: развитие функциональных навыков ребенка, профилактика вторичных осложнений, повышение качества жизни, а также поддержка и информирование родителей.

На практике за этими сложным формулировками стоит работа специально обученного консультанта, который приходит к семье два раза в неделю. Для каждого ребенка у него есть программа помощи. Например, малышке с ДЦП специалист будет помогать с освоением доступных движений, научит пить из чашки, а если ребенок неговорящий, то подберет и поможет освоить неречевую коммуникацию.

Во все процессы вовлечены и родители, они учатся понимать и правильно стимулировать развитие ребенка. Каждые три месяца консультант определяет маленькие цели на следующий период, которые становятся еще одним шагом к нормализации жизни всей семьи. Научившись пользоваться руками сегодня, завтра ребенок сможет сам принимать пищу, играть с игрушками, поэтому программы раннего вмешательства — это не просто адресная благотворительность, а инвестиция в будущее наиболее уязвимых членов общества.

*Для справки: программа раннего вмешательства «Уверенное начало» учреждена благотворительным фондом поддержки гуманитарных и социальных программ «КПМГ», РБОО «Центр лечебной педагогики», АНО «Центр «Пространство общения» и развивающим центром для детей с ДЦП «Елизаветинский сад».

Источник

  • Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка могут возникнуть отставание в развитии или проблемы с обучением и вниманием, вам может быть полезно и важно узнать о раннем вмешательстве.

Раннее вмешательство это подход, помогающий детям добиваться больших успехов в разных областях развития.

Раннее вмешательство: почему профессиональная помощь должна начинаться рано?

Ранний возраст – чрезвычайно важный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается: развитие крупной и мелкой моторики, речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются фундаментальные навыки и качества: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе как следствие роста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту активностей.

Что такое услуги раннего вмешательства?

Услуги раннего вмешательства – это широкий спектр немедицинских услуг помощи маленьким детям от 0 до 3-х лет с нарушениями развития. Совместная работа квалифицированных специалистов немедицинского профиля (психологи, логопеды, специалисты по детскому развитию, эрготерапевты, физические терапевты и др.) и родителей позволяет достигать высоких результатов при реализации индивидуального плана развития ребенка.


Именно работа этих специалистов помогает значительно нормализовать жизнь детей с особенностями развития, повысить их качество жизни и уровень функционирования. Существуют разные модели взаимодействия с ребенком и семьей, иногда разные специалисты работают с ребенком, а иногда один специалист с компетенциями в разных областях детского развития является ведущим. При необходимости он консультируется с узкими специалистами, это т.н. трансдисциплинарный подход.

  • Индивидуальный план развития ребенка составляется исходя из запроса родителей и совместно со специалистом.


Этот комплексный подход позволяет начинать программу помощи так рано, как это возможно, оптимально подбирать услуги профессиональной помощи для каждого ребенка и его семьи, учитывая уникальность каждого случая. Таким образом, удается максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы, избегая дублирования сервисов и снижая родительский стресс от необходимости самому искать наилучшую и эффективную систему помощи для своего ребенка.

Такая поддержка в раннем возрасте помогает детям догнать их сверстников или меньше отставать от них и увеличить их шансы на успех в детском саду, школе и жизни в целом.


В течение десятилетий в мире проводились различные исследования на десятках тысяч детях, получавших такие услуги (“early childhood intervention”/evidence-based services). Результаты этих исследований доказали эффективность данного подхода.

Какую помощь получают дети в программах раннего вмешательства?

    В рамках подхода раннего вмешательства дети могут получать услуги, направленные на развитие следующих компетенций:

    • физических навыков (развитие навыков крупной и мелкой моторики, перемещение, ходьба, рисование, манипуляции с предметами);
    • развитие мотивации и когнитивных навыков (мышление, обучение, решение проблем, внимание);
    • коммуникативных навыков (речь, невербальные сигналы, способность делать выбор, слушание, понимание других);
    • самообслуживания (еда, переодевание);
    • социальных и эмоциональных навыков (совместная игра, взаимодействие с другими);
    • сенсорных навыков обработки (обработка текстур, вкусов, звуков, запахов).

    Ребенок, получающий услуги раннего вмешательства, может воспользоваться одной или несколькими услугами из основного списка (в развитых странах, где подходы раннего вмешательства интегрированы в систему помощи детям с нарушениями развития на национальном уровне, медицинские и немедицинские специалисты при необходимости работают в тесном взаимодействии):

    • Скрининг и оценка состояния
    • Развитие вербальной и/или альтернативной коммуникации
    • Физическая терапия
    • Эрготерапия
    • Психологические услуги
    • Домашние визиты
    • Медицинские, сестринские или питательные услуги
    • Услуги социального работника
    • Транспорт

Особенности услуг раннего вмешательства на дому

Дети лучше включаются в процесс, когда вокруг них знакомое им место, вещи, когда рядом родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Для особых детей это условие ещё более важно.

Мы понимаем это и предлагаем профессиональную помощь дома, то есть там, где ребёнок более расположен к общению и взаимодействию. Вместе с тем, и специалисту проще найти контакт с ребёнком в комфортной для него среде и дать взвешенные рекомендации родителям для улучшения условий его развития.

Раннее вмешательство в России и на Западе

Во многиз странах услуги раннего вмешательства представлены повсеместно и имеют поддержку со стороны государства, академического сообщества и некоммерческого сектора.

Раннее вмешательство в формате домашних визитов существует там  уже более 30 лет, в то время как в России эти услуги уязвимым детям пока приемущественно недоступны.

Результаты исследований, проводимых в других странах в течение последних десятилетий, доказали эффективность подхода раннего вмешательства, который у нас в стране пока не нашел широкого распространения, а таких специалистов, как эрготерапевт, физический терапевт и специалист по раннему вмешательству пока не готовит ни один ВУЗ. Из-за отсутствия программ раннего вмешательства российские дети с особенностями развития ощутимо отстают от своих зарубежных сверстников с такими же нарушениями.

Программа «Уверенное начало» — это первая программа качественных немедицинских услуг маленьким особым детям и их семьям, направленных на то, чтобы повысить качество их жизни и сделать его сопоставимым с уровнем жизни их зарубежных сверстников.

Кому предназначены услуги раннего вмешательства программы «Уверенное начало»?

Услуги раннего вмешательства предназначены для детей, проживающих в Москве в пределах МКАД с рождения и до 3 лет. На момент вступления в программу «Уверенное начало» ребенку должно быть не больше 2,5 лет, чтобы у специалиста было не менее полугода на работу над достижением поставленных целей.

Программа «Уверенное начало» рассчитана на детей с различными двигательными нарушениями, а также сочетанными нарушениями в двух или нескольких областях развития (например, нарушения движений и/или зрения, и/или слуха, и/или интеллектуальные нарушения, и/или нарушения коммуникации).

Обычно таким детям необходима помощь в выполнении самых разных действий – самообслуживании, игре, перемещении. Часто бывают необходимы вспомогательные технические средства реабилитации, почти всегда нужно менять и адаптировать домашнюю среду.

    Источник

    Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии

    Я познаю мир

    Новости

    • Система раннего вмешательства в процесс развития ребенкаПервый ТВ канал покажет документальный фильм «Съесть слона» о людях с синдромом Дауна

    • В течение месяца участники акции, которая приурочена  Международному дню человека с синдромом Дауна, проводят благотворительные, экологические, просветительские мероприятия и помогают татарстанским общественным организациям и фондам

    • «В 2018 году в Свердловской области родился 31 ребенок с синдромом Дауна, ни одного отказа зарегистрировано не было»

    • Красноярский край стал седьмым регионом России, где закрепили порядок действий медиков при рождении детей с синдромом Дауна

    Все новости

    Ранняя помощь (раннее вмешательство) – это технология оказания помощи и поддержки детям, имеющим функциональные нарушения.  Раннее вмешательство  может иметь коррекционный или профилактический характер, т.е. либо преодолевать сложившиеся проблемы, либо предупреждать их возникновение в будущем.

    Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

    Цель и задачи ранней помощи (раннего вмешательства):

    • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
    • Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям в возрасте от рождения до 4 лет с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические  нарушения, инвалидность) или высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе.
    • Содействие в социализации детей и их семей.

    Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

    Ранняя помощь (раннее вмешательство) направлено:

    • на профилактику инвалидности  ребёнка через создание условий для нормализации жизни ребёнка;
    • на минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.

    Программы раннего вмешательства включают в себя весь процесс, начиная с выявления проблем в развитии ребёнка, проведение междисциплинарной оценки, проведение программ терапии и поддержки, и заканчивая процессом перехода ребёнка в дошкольное (или иное) учреждение.

    Раннее выявление нарушений развития является условием ранней помощи, предупреждающей появление вторичных осложнений. Так, например, ранняя диагностика нарушений слуха позволяет начать своевременную поддержку и тем самым дает возможность ребёнку, не упуская критический период, овладеть речью.

    Существует ряд условий, на основе которых строятся передовые практики программ раннего вмешательства, признанные наиболее эффективными для развития младенцев и детей первых лет жизни:

    А. Услуги семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи.

    ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

    Термин «семейно-центрированные программы» означает, что вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способностей семьи в обеспечении лучшего развития и обучения для их ребёнка. Цель программ раннего вмешательства – отвечать на запросы семей относительно их детей, их сильных и слабых сторон, потребностей и стилей развития и обучения. Важным требованием к предоставлению услуг раннего вмешательства является способность команды специалистов выстроить программу для каждой конкретной семьи с учётом её культуры, уникальности её ситуации, предпочтений, ресурсов и приоритетов.

    Семья обеспечивают ежедневный контекст, в котором ребёнок растет и развивается. Поэтому именно семья, в большей степени, чем отдельный ребёнок, является первичным получателем услуг раннего вмешательства, в той степени, как она сама этого желает.

    ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

    Б. Услуги направлены на развитие ребёнка в естественной среде.

    ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

    Эффективные программы раннего вмешательства строятся на теоретических, эмпирических  и клинических моделях детского развития. Практика раннего вмешательства, целью которого является оптимальное развитие ребенка, подразумевает активное исследование ребёнком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту ребёнка, его когнитивному уровню, интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи.

    Раннее вмешательство должно проводиться в естественной среде, которая обеспечивает ежедневный опыт, а также успешную коммуникацию с близкими людьми. Обучение в естественной среде максимально гарантирует приобретение ребёнком функциональных навыков и обеспечивает генерализацию вновь приобретенных навыков в естественный, ежедневный контекст.

    Семья является наиболее оптимальной (полноценной) средой для ребёнка. Без постоянных близких отношений, которые могут быть обеспечены только в семье, полноценное развитие ребёнка невозможно.

    ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

    3. Услуги охватывают все стороны жизни и развития ребёнка, программы скоординированы и построены на принципах командной работы.

    ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

    Скоординированные услуги, направленные на развитие всех сторон развития и жизни ребёнка, проводимые командой профессионалов службы раннего вмешательства, помогают избежать фрагментации и нестыковок в системе услуг, направленных на поддержку семьи и ребёнка.

    В последние годы много говорят о командной модели работы, которая нужна в тех случаях, когда различные специалисты работают с ребёнком в соответствии с его потребностями. Модели командной работы различаются по природе коммуникации, вклада и сотрудничества, вовлеченных во взаимодействие специалистов – членов команды.

    Междисциплинарная командная работа является наиболее эффективной моделью, позволяющей удовлетворять специфические потребности детей и семей. В системе раннего вмешательства работа междисциплинарной команды направлена на совместную разработку индивидуальных программ развития, ориентированных на потребности и возможности каждого конкретного ребёнка и его семьи.

    ≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈

    Служба ранней помощи (раннего вмешательства):

    Служба ранней помощи – это служба помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском их возникновения и их семьям, в которой работает междисциплинарная команда специалистов. Междисциплинарная команда отвечает потребностям ребёнка и семьи.  Команда состоит как минимум из четырёх специалистов, представляющих различные дисциплины. При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.


    Формы работы в службах:

    • Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
    • Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
    • Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):

                             —  информационная помощь семье;

                             —  психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и  коррекцию детско-родительских отношений;

                             —  педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.

    Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

    • Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь,  направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

    Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

    • Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

    Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

    • Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания. 

    Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

    • Домашнее визитирование – психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.

    Система раннего вмешательства в процесс развития ребенка

    • Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.

    При выявлении нарушения и оказании комплексной помощи с первых месяцев жизни:

    • у 25-30% детей с органическим поражением  ЦНС удаётся:
    • к 1,5 годам нормализовать темп и ход   психического развития;
    • к 3 годам обеспечить возможность посещать массовые  ДОУ;
    • у  70-75% детей  с органическим поражением ЦНС удаётся предупредить развитие выраженных нарушений;
    • 25% детей с тяжёлыми нарушениями слуха к 6-7 годам достигают уровня общего и речевого развития, близкого или равного возрастной норме.

    Кроме того, ранняя помощь (ранее вмешательство) обеспечивает:

    • максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза;
    • преодоление разрыва между моментом определения первичного нарушения в развитии ребёнка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
    • предупреждение возникновения вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребёнка;
    • максимальное раскрытие возможностей  и реабилитационного потенциала семьи в оказании помощи и поддержки ребёнку;
    • для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

    Система раннего вмешательства  обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – 1 руб., вложенный в раннюю помощь детям, окупается экономией в 10 рублей  в школьном возрасте.  

    Источник