Система работы по развитию изобразительного творчества ребенка
Эльвира Мешкова
Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников
Тема: «Развитие детского творчества в изобразительной деятельности дошкольников»
В соответствии с ФГОС ДО (п. 2.6.) основные задачи психолого-педагогической работы образовательной области «Художественное творчество»включают в себя:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства
4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Цель художественно-эстетического развития ребенка-дошкольника заключается в развитии его способности образного освоения мира посредством чувственного восприятия, переживания, фантазии и самовыражения.
Достижение данной цели возможно при осуществлении деятельностногоподхода к художественно-эстетическому воспитанию при решении педагогом следующих задач:
1. Передача и накопления опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры, воспитание духовно богатой личности.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, способности к самореализации в формах художественной деятельности.
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества.
4. Сообщение знаний в области пластических искусств (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн); приобщение к отечественной и мировой художественной культуре.
Осуществляя первую задачу формируем у дошкольников:
— умение одухотворять живую и неживую природу;
— способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, героями художественных произведений;
— умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное;
— способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое к ним отношение в пейзажах-настроениях.
Решая вторую задачу, способствуем самореализации личности ребенка,стимулируем стремление:
— быть оригинальным и самостоятельным в выборе сюжета;
— использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линию, объем) для осуществления своего замысла;
— давать оценку продуктам деятельности;
— проявлять инициативу, самостоятельно выполнять свои творческие работы;
— развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я».
Осуществляя третью задачу, формируем в детях систему умений и навыков для творческого процесса в изобразительной деятельности (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми мелками, сангиной, углем, тушью, пером, фломастерами); в конструктивной деятельности (работа с пластилином, глиной, бумагой, природными материалами); в декоративной деятельности (создание и украшение предметов декоративно-прикладного значения). Педагог формирует в детях способность использовать выразительные свойства художественных материалов для реализации замыслов, способствует формированию художественного вкуса, нацеливает деятельность ребенка на экспериментальный поиск.
Четвертая задача предполагает в занимательном общении использование эвристических методов.При этом важны:
— готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых проблем;
— способность проявлять свои познания в области изобразительного искусства;
— умение вести поисковую работу, рассматривать книги по искусству, коллекционировать открытки, марки и т. д.
— готовность быть активным на занятии, спрашивать у педагога разъяснения непонятных слов, выражений.
Система работы с детьми по формированию и развитию творческих и художественных способностей
Специфика эстетического развития раннего возраста – высокая эмоциональная восприимчивость к музыке, художественному слову, краскам, образам театрального искусства. С детьми раннего возраста изобразительная деятельность не рассматривается как таковая, а осуществляется предметная деятельность, когда ребенок только начинает познавать изобразительные средства: карандаши, гуашевые краски, пластилин, бумагу. Образы не могут рождаться в сознании ребенка в силу его возрастных особенностей.
Чаще всего из всех форм изобразительной деятельности семья выбирает рисование, аппликацию и конструирование из бумаги.
Работая с детьми раннего дошкольного возраста, педагог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 1-3 лет.
Основные направления работы:
1. Обогащение впечатлениями при ознакомлении ребенка с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
Богатство содержания рисунков зависят от опыта малыша.
2. Воспитание у малыша интереса к предметам изобразительного искусства (первые из них – иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).
Учить ребенка угадывать в штрихах, линиях, цветовых пятнах похожее с предметами, персонажами сказок. Для этого предоставлять детям больше материалов для творчества: гуашевых красок, глины, пластилина.Показывать различные приемы взаимодействия с красками: рисование на раскатанном полу рулоне обоев, рисование ладошками, ногами, ватными тампончиками, мочалками, цветными мелками;с глиной: шлепать, хлопать по ней, катать, рвать, разминать ладошкой и пальчиками.
3. Воспитание у ребенка интереса к собственной изобразительной деятельности: желания рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремления поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Не навязывать процесс рисования, а увлечь этим процессом. Оказывать поддержку и поощрение (для ребенка очень важна оценка взрослого, комментарии к рисунку создадут возможность порадоваться вместе с ним.
4. Помощь ребенку в освоении доступных для него способов изображения в рисовании и лепке; знакомство со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и с элементарными приёмами их использования.
Необходимо познакомить ребенка с простейшими и доступными ему способами изображения:
изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (листочки, штрихов карандашом, фломастером (дождь, линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (дорожки, ленточки). (Е. А. Флёрина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятен – те изобразительно-выразительные средства, которые доступны ребёнку. В лепке нужно научить малыша отщипывать комочки глины, раскатывать их между ладоней и расплющивать.
В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манка, познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки,возможностями своего воздействия на материал и на этой основе формировать у детей способности:
опытным путем в сотворчестве с воспитателем осваивать пластические материалы;
видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы;
синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;
создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр, шар, преобразовывать их в другие формы;
пользоваться стекой для украшения вылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).
В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объёмных предметов,и на этой основе учить детей:
видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером и понимать, что это образ реального предмета;
правильно держать карандаш, фломастер, ручку, и оставлять «следы» на бумаге;
знать назначение красок и кисти, правила пользования кистью;
видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске, рисовать и раскрашивать в пределах границ контура рисунка;
отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими живописными средствами;
рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные, создавая выразительные образы;
сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик чаще – кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»)
В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается)и на этой основе учить детей:
создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т. д.)
приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
знакомить с ножницами как художественным инструментом
В младшем дошкольном возрасте интерес к изобразительной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребенок. Педагог знакомит дошкольников данного возраста с основами цветоведения, композиции, эстетического контекста, дающего представление об универсальности мира и вместе с тем его содержательном своеобразии, обеспечивает необходимыми технологическими приемами изобразительной деятельности.
Способы работы:
по образцу (машина такая, как у меня);
по образцу с преобразованием (яблоко украсить листочком);
по образцу с определённым условием (такой же дом, но с высокой башней)
В среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются такие виды деятельности как конструирование и изобразительная, в рисунках появляются детали. Педагог помогает ребенку в создании внеситуативной модели общения на основе изобразительной деятельности через освоение техник и моделирование предметной творческой среды. Закрепляются навыки работы карандашом и гуашью, добавляется знакомство с акварелью и тонкостями создания цветовой картины мира.
Способы работы:
— отказ от простого копирования. Выполнение заданий по определенным условиям и по замыслу.
— дети учатся объединять свои индивидуальные работы в общую композицию.
— отказ от пошагового показа действий. Проводится полный анализ предстоящей работы (алгоритм действий, возможен частичный показ малознакомых этапов (незнакомые операции показываются подробно, проговаривается каждый этап выполнения незнакомой работы). Затем дети выполняют задание самостоятельно.
В изобразительной деятельности дети старшего дошкольного возраста знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма, используются способы различного наложения цветового пятна. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Достижением детей становится овладение композицией.
Способы работы
— акцент на продуктивную деятельность, активизация творчества, креативности;
— использование различных техник для достижения замысла
— показ педагогом только тех частей работы, где возможны затруднения.
Какие же условия необходимо создать для художественно-изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возрастов с целью развития способностей детей к восприятию искусства?Мы отметили необходимость следующих:
— обеспечение эмоционального благополучия, психологической комфортности ребенку (Создание доброжелательной обстановки);
— обеспечение поддержки индивидуальности и инициативы детей;
— создание адекватной возрасту развивающей предметно-пространственной среды;
— методическое обеспечение реализуемой программы;
— компетентность педагога.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла взрослые должны создавать возможности для творческого самовыражения детей:
— поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;
— вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
Поддержку индивидуальности и инициативы детей необходимо осуществлять через:
— создание условий для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности;
— создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
— оказание недирективной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Для развития детского творчествадля детей 3-4 лет необходимо:
— стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов и оттенков красок, фона и формы листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами;
— ставить перед детьми сюжетно-игровые задачи, побуждающие их к самостоятельной передаче образов предметов с учётом интересов девочек и мальчиков;
— создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог изобразить то, что для него интересно или эмоционально значимо, самостоятельно выбирая способы изображения, бумагу и изобразительные и пластические материалы;
— развивать желание оснащать свои игры (дом для куклы, коврик для украшения кукольного дома) и изготавливать подарки своим друзьям и близким;
— развивать творческое воображение, фантазию;
— знакомить с основами цветоведения;
— расширять житейский, культурный и исследовательский кругозор
По развитию детского творчества для детей 4-5 лет :
— способствовать самостоятельному нахождению детьми простых сюжетов в окружающей жизни, при чтении художественной литературы и реализовывать их, добиваясь выразительной передачи образа;
— побуждать улавливать образ в штрихах, мазках, пластической форме, конструкции и уметь рассказывать о нём;
— развивать желание ребенка самостоятельно и осознанно выбирать материалы и способы действия;
— давать представление о языке жестов, его символике, о возможностях пластической выразительности в создании ситуативных и сюжетных этюдов;
— подбирать стихи к картинам…
К 5-6 годам у большинства детей вероятность узнавания форм уже является одним из основных факторов распознавания объекта, и они в состоянии нарисовать знакомые предметы, постепенно начиная овладевать сложными навыками композиции рисунка, реалистического отображения пространства и использования рисунков для изложения историй или событий.
Ещё одна составляющая творческой деятельности – гибкость мышления и лёгкость генерирования идей. В процессе развития ребенка это становится чертами его личности. Поэтому необходимо создавать условия и возможности для творческого экспериментирования и развития образного воображения.
К 6-7 годам у ребёнка формируются познавательные способности, позволяющие ему видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного творчества, понимать их содержание, проникать в суть вещей, выражать и мотивировать оценку художественного произведения, узнавать основные жанры произведений композиторов, художников, детских писателей, использовать в своей творческой деятельности выразительные средства и т. д.
Педагогическая диагностика художественно-творческого развитиядетей осуществляется в двух направлениях:
1. Выявление уровней художественно-творческого развития дошкольников (то есть овладение ребенком способами деятельности, приемами работы с изобразительными средствами и материалами, языком искусств)
2. Выявление уровней развитости творческого воображения (умение ребенка создавать свой художественный образ, используя при этом освоенные способы, приемы изобразительной деятельности)
Критерии оценки детской работы
Детскую работу можно проанализировать по трем критериям, воспринимая ее целостно (в единстве содержания и формы):
— умелость (навык, мастерство исполнения, соответствие навыка освоения материала возрастным возможностям и др.);
— выразительность (глубина замысла, эмоциональность, эстетическое отношение, умение использовать язык искусства для достижения замысла, целостность и др.);
— творчество (оригинальность, экспериментаторство, индивидуальная активность, воображение и фантазия, самостоятельность, инициативность).
Источник
Дианова Ирина
Особенности развития детского изобразительного творчества
Особенности развития детского изобразительного творчества
«Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества». Ряд современных ученых отмечают, что в истории дошкольной педагогике одной из актуальных является проблема детского творчества, однако, остается наименее разработанной в педагогической практике, что объясняется скрытостью механизмов творчества, сложностью этого явления.
Истоки творческих сил человека начинаются в дошкольном детстве. По своим объективным возможностям детская изобразительная деятельность носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Однако многие ученые, исследовавшие детское изобразительное творчество (Е. А. Флерина, В. С. Мухина, и др., отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые препятствуют дальнейшему движению вперед и которые ребенком усвоены.
Рисование представляет собой как репродуктивную, так и творческую, комбинаторную деятельность. Копирование образцов, начиная с определенного возраста — столь же полезный для развития ребенка процесс, как и фантазирование, рисование объектов в необычных сочетаниях, фантастических объектов.
Особенности детского изобразительного творчества:
1. Зависимость от возраста ребенка. Увлечение рисованием продолжается до определенного момента, когда в силу развития ребенка уступает место интересу к тексту, словесному искусству.
2. Спонтанный характер. Рисование в детстве аналогично иным видам деятельности ребенка — оно стихийно.
3. Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность — контур первичен, объекты четко отелены друг от друга. В дошкольном возрасте ребенок рисует определенные предметы — понятия, обобщенные, например дом — значит с треугольной крышей, окошком и т. д., но иногда какая-то яркая деталь производит сильное впечатление на ребенка, и её он приписывает не менее тщательно, чем свою одежду или мамину улыбку.
4. Необусловленность результатом. Рисуя, ребенок не преследует какой-либо четкой цели, порой, начиная творить, ребенок не знает, что будет на листе бумаги в итоге — его увлекает сам процесс рисования. И тем более ребенок раннего возраста не ждет изначально каких-либо оценок и признания своего творчества. Оценочную систему с течением времени прививают ребенку сами взрослые.
Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и графического воплощения обусловлен особенностями личностного и психического развития ребенка-дошкольника. Во — первых, это особенности основных психических процессов, реализующих творческий акт. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Исследования ученых показывают, что у ребенка с высоким уровнем воображения продукты творческой деятельности обычно оригинальные, непохожие на продукты творчества других детей. Воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период чувствителен для его развития.
Следовательно, одна из основных задач взрослых — создать подходящие условия для его развития в контексте разных видов деятельности и первоначально в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Именно в них происходит наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность). По этой причине внимание взрослых должно быть первоочередным к воображению и творчеству дошкольника в процессе руководства его изобразительной деятельностью. В исследованиях Л. С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому недостаточно контролируется ребенком. Неприхотливость детской фантазии создает ложное впечатление его богатства. О бедности детского воображения и одновременной яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребенка», говорил еще педагог К. Д. Ушинский. Л. С. Выготский также писал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека, действительности.
Детское воображение у детей беднее, чем у взрослого, так как опыт ребенка еще мал. Одновременно с этим он отмечал и объяснял свежесть, яркость, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребенка к продуктам своего воображения. Сравнивая детское воображение с воображением взрослых, он подчеркивал, что не только материал для образов у ребенка беднее, но и качество, и разнообразие комбинаций уступают комбинациям взрослого. В подготовительной группе оригинальность продуктов детскоговоображения можно объяснить рядом условий: ребенок к 7 годам освоил (в основном в игре) правила, нормы, ценности жизни взрослых. Поэтому произошли изменения в его мотивационно-потребностной сфере личности,а именно: появилось основное психологическое новообразование, характерное для этого возраста, — стремление к социально оцениваемой деятельности, социально значимой. Применительно к изобразительному творчеству этот мотив конкретизируется в стремлении ребенка создать образ, который поняли бы и приняли дети и взрослые, говоря иными словами выразительный, интересный, оказывающий эмоциональное воздействие на других людей. Это одна из причин появления оригинальных образов. При наличии такого общественно направленного мотива важно, чтобы у ребенка была развита и операционно-техническая сторона деятельности, т. е. был сформирован соответствующий изобразительный опыт. В большинстве случаев, к 7 годам у детей есть определенный опыт. При наличии же обобщенных, а значит, гибких, вариативных умений ребенку легче реализовать любые, в том числе оригинальные замыслы. Это еще одна причина создания семилетками оригинальных образов. Несомненно, один из важнейших факторов успехов 7-летнего ребенка является разумное обучение с 4 до 6 лет в поиске адекватных средств создания образа.
В этот период «стабильного» (не кризисного) развития дошкольники ориентированы в основном на усвоение правил, норм, образов деятельности, взаимоотношений взрослых (в первую в организованном обучении. В это период формируется операционно-техническая сторона деятельности как одно из условий создания оригинальных образов в 7-летнем возрасте. Поэтому определенная потеря оригинальности в работах детей старшей, средней групп по сравнению с подготовительной и младшей как бы обоснована, объяснима (хотя тенденция эта относительная, а не абсолютная). Как показали исследования известного деятеля в области психологии и педагогики О. М. Дьяченко, наибольшее количество детей с «эмоциональным» воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и в подготовительной группе вновь возрастает.
Уровень развития способностей выше, если дано задание найти творческое решение. Направленность на возможность и необходимость вариативного решения задачи должна быть постоянной. Создание оригинальных образов возможно при поощрения смелости, наличии свободы, отсутствии жестких регламентирующих оценок, когда ребенок смело экспериментирует, варьирует свой опыт, находит новое в замыслах, темах, способах исполнения. Таким образом, своеобразие образов, создаваемых детьми,определяется:
— возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей — несколько снижается);
— личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – «познавательного» или «эмоционального»);
— особенностями обучения.
Григорьева Г. Г. считает, что игра и художественная деятельность представляют большие возможности для развития творческой личности ребенка дошкольного возраста. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы, так как уже было сказано ранее дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития воображения. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставит детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества.
Ведущий специалист по проблемам эстетического воспитания в нашей стране Т. С. Комарова утверждает, что педагог должен создавать следующие условия для развития детского изобразительного творчества: он первоначально обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует представления и эстетические чувства, развивает воображение и образное мышление, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
По мнению психолога Б. М. Теплова, систематическая целенаправленная педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не проявляется, хотя эти же дети обнаруживают иногда творческие незаурядные способности при организованном включении их в художественную деятельность.
Так встает педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, рождающие у ребенка истинное действенное желание «сочинять». Такой стимул нашел великий русский писатель Толстой Лев Николаевич. Приступая к обучению крестьянских детей, писатель уже понимал, насколько значительна задача «развития детского творчества»; как одно из преемлемых решений он предлагал детям совместные сочинения. «Показать не только продукт, но и самый процесс творчества писания, рисования и т. д. с тем, чтобы собственными глазами увидеть, как «это делается». Тогда, как пишет отечественный исследователь психологии детского изобразительного творчества Е. И. Игнатьев, ребенок «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенностей изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, слово все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения».
Таким образом, из предполагаемого нами понимания художественного творчества, представленного выше,очевидно: для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут.Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. В повседневной жизни должна быть организована специальная система игр, заданий, развивающих творчество — «педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческими, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества». То есть обучение является важнейшим условием развития детского изобразительного творчества. Однако, на какие же критерии и уровни развития детского изобразительного творчества ориентироваться педагогу при обучении детей?
Источник