Система диагностики психического развития ребенка гезелл

Система диагностики психического развития ребенка гезелл thumbnail

Шкалы
Гезелла в своем первоначальном виде
появились в 1925 году. Методика рассчитана
на обследование детей в возрасте от 0
до 6 лет. На первом году жизни тестовые
карты позволяют следить за развитием
ребенка с интервалом в 4 недели, на втором
году — в 3 месяца, начиная с третьего года
жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное
поведение:
 восприятие
взаимоотношений частей целого, их
интеграцию; координацию движений глаз
и рук в достижении и захватывании
предметов; использование моторных
возможностей для достижения практических
целей; способность приспосабливаться
к новым обстоятельствам и действовать
в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая
моторика:
 постуральные
реакции, удержание головы, сидение,
стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая
моторика:
 использование
руки и пальцев в схватывании и
манипулировании с объектами;

4) речевое
развитие
 включает
все видимые и звуковые формы коммуникации:
выражение лица, жесты, постуральные
движения, вокализацию, слова, фразу и
предложения. Правильно артикулированная
речь зависит от социального окружения,
но требует определенной зрелости
сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация
личности
 отражает
реакции ребенка на социально-культурное
окружение. Хотя социализация зависит
от особенностей самой личности и ее
окружения, тем не менее есть определенные
возрастные нормативы, отклонения от
которых имеет диагностическое значение.

Образцы
поведения подразделяются на временные
и постоянные. Временными называются
те, которые далее трансформируются или
заменяются более совершенными (в скобках
указан возраст их исчезновения). Некоторые
временные образцы образуют
последовательность, другие заменяются
полностью. В переходной фазе могут
наблюдаться оба вида.

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

  1. Сбор
    анамнеза и предварительная беседа:

На
данном этапе необходимо собрать
информацию о семье, её составе; течении
беременности, родов, периода новорожденности;
о темпах развития до настоящего момента,
поведении в текущий период; непосредственном
социальном окружении.

Благодаря
предварительной беседе можно достичь
эффективного контакта с ребёнкомЛучше
поначалу уделять больше внимания
родителям, а не ребёнку, таким образом
ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких
агрессивных намерений по отношению к
нему. Можно предложить ребёнку игрушку.
Если он её возьмёт из ваших рук, рук
незнакомого человека, значит можно
осторожно, не торопясь, приступать к
тестированию.

Беседа
с родителями должна носить спокойный
и доброжелательный характер. Вопросы
должны подразумевать однозначный ответ,
при необходимости нужно иллюстрировать
их примерами. Доверие родительским
ответам обязательно, но имеет смысл
переспросить родителей ещё раз, если
данная ими информация не совпадает с
Вашим впечатлением от ребёнка.

    1. Исследование
      поведения в соответствии с протоколом
      и порядком проведения:

Тестирование
должно проводиться в промежуток времени,
когда ребёнок наиболее активен и спокоен,
то есть, когда имеются предпосылки для
получения лучших результатов. До
18-месячного возраста собеседование и
обследование могут быть совмещены в
одном сеансе, далее, особенно после 2,5
лет, для выяснения исходного состояния
требуется четкое отделение первого и
второго этапов.

Порядок
выполнения тестовых заданий подробно
расписан в электронном пособии.

    1. Запись
      результатов и диагностический обзор
      всего собранного материала:

Минимальная
запись — заполнение карты с проставлением
в ней плюсов и минусов. Рекомендуется
иметь видеозапись, стенографическую
запись комментария наблюдаемого
поведения.

    1. Обсуждение
      и рекомендации для родителей:

Присутствие
родителей при тестировании поможет им
понять, каким образом производится
обследование, лучше представить сущность
имеющихся проблем. Обстановка беседы
должна быть самой располагающей, не
должно быть ни тени пренебрежения,
неуважения к ребёнку.

    1. Письменный
      отчёт.

Следует
отметить, что исследование проводится
не только по профилю соответствующего
возраста, но и по предыдущему и последующему
профилям с целью выявления базового и
верхнего уровня развития в той или иной
области.

Для
проведения диагностики всех компонентов
психомоторного развития потребуются
следующие материалы:

  • Мячики:
    большой и маленький.

  • Колокольчик
    с деревянной ручкой.

  • Стеклянная
    бутылочка и пилюли из сахара.

  • Бубенчики
    на ленточке.

  • Погремушка.

  • Красное
    кольцо на веревочке

  • Тестовые
    объекты: карандаш, ключ, ножик, монета,
    т.е. предметы, используемые в повседневной
    жизни.

  • Взвешенные
    блоки: 6 штук.

  • Карта
    с нарисованными на ней зеленым цветом
    геометрическими фигурами и соответствующие
    фигуры красного цвета.

  • Десять
    деревянных красных кубиков.

  • Чашка
    из алюминия.

  • Доска
    с вкладывающимися в нее формами.

  • Карты
    с картинками: а) собачка, ботинок, чашка,
    дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик,
    звезда.

  • Мелки.

  • Книжка
    с детскими стихами.

  • «Чудесная
    коробка».

  • Карточки
    для срисовывания с нарисованными
    жирными линиями фигурами.

  • Тестовые
    объекты для тестирования по Стэнфорду
    – Бине (карта и геометрические фигуры
    к ней, рисунок неоконченного человечка).

Соседние файлы в папке Психодиагностика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Рекапитуляция – Стенли Холл – онтогенез
повторяет филогенез.

1 стадия: от рожд до 5 лет – рытье и копание

2 стадия: от 5 до 8 лет – охота и захват
(дети боятся чужих, агрессия, стремление
делать некторые вещи тайком)

3 стадия: от 8 до 11 – пастушачья (стремление
иметь свой уголок)

4 стадия: от 11 до 15 – земледельческая (
интерес к природе, погоде,наблюдению)

5 стадия: от 14 до 20 – промышленность и
торговля (роль денег)

Арнольд Гезелл – ам. Психолог, работал
в психоклинике, разработал парктическую
систему диагностики психического
развития от рождения до юношеского
возраста. Она базировалась на
систематических исследованиях (норма
— паталогия).

Зеркало Гезелло, Лонгитюдиальный метод,
Исследование монозигоидных близнецов,
Близнецовый метод, Анализ научения и
сохревание, Атлас поведения младенцев.

Л. Термен. Создал новый тест для измерения
умственных способностей. Коэффециент
интеллекта, сохраняющийся на всю жизнь.
Исследовал зависимость IQот пола, возраста, порядка рождения,
расы, социального и экономического
статуса, от образования родителей и т
д.

Лонгитюдиальное исследование в течение
15 лет (при участии 1500 человек).

Гений ассоциируется с лучшим здоровьем
более высокой умственной способностью,
более высоким уровнем достижения.

Карл Бюллер – нем. Психолог.

Теория 3х ступеней развития: инстинкт,
дрессура, интеллект.

Ст.Холл – американский психолог. Исследую
психическое развитие ребенка, Холл
пришел к выводу, что в его основе лежит
биогенетический закон, сформулированный
учеником Дарвина Геккелем. Однако
Геккель говорил о том, что зародыши в
своем эмбриональном развитии проходят
те же стадии, что весь род за время своего
существования. Холл же распространил
действие биогенетического закона на
человека , доказав, что онтогенетическое
развитие психики ребенка есть краткое
повторение всех стадий филогенетического
развития психики человека .
В созданной
им теории рекапитуляции Холл утверждал,
что последовательность и содержательность
этапов развития заданы генетически, и
поэтому ни уклониться, ни миновать
какую-то стадию своего развития ребенок
не может. Фиксация на одной из стадий
развития ведет к появлению отклонений
и аномалий в психике. Исходя из
необходимости для детей переживания
всех стадий психического развития
человечества, Холл говорит о механизме
игры.
По его мнению, дети часто
просыпаются ночью в страхе, даже в ужасе
и после долго не могут уснуть. Он объяснял
это атавизмом: ребенок попадает в давно
прошедшую эпоху, когда человек один
спал в лесу, подвергаясь всяким опасностям,
и внезапно пробуждался. Ст.Холл считал,
что игра ребенка – это необходимое
упражнение для полной утраты рудиментарных
и теперь уже бесполезных функций; ребенок
упражняется в них подобно головастику,
который непрерывно двигает своим
хвостом, чтобы он отвалился. Ст.Холл
предполагал также, что развитие детского
рисунка отражает те стадии, которые
проходило изобразительное творчество
в истории человечества.
Теория
рекапитуляции недолго оставалась в
центре внимания ученых, но идеи Ст.Холла
оказали значительное влияние на детскую
психологию через исследования двух его
знаменитых учеников – А.Гезелла и
Л.Термена.

А.Гезелл, как и многие другие крупные
психологи, получил педагогическое и
медицинское образование и затем более
тридцати лет работал в Йельской
психоклинике, на основе которой позже
был создан теперь хорошо известный
Гезелловский институт детского развития.
Там по сей день изучается онтогенез
психики, проводятся клинические и
педагогические исследования. Значителен
вклад А.Гезелла в детскую психологию.
Он разработал практическую систему
диагностики психического развития
ребенка от рождения до юношеского
возраста, которая базируется на
систематических сравнительных
исследованиях (нормы и разных форм
патологии) с применением кино-фоторегистрации
возрастных изменений моторной активности,
речи, приспособительных реакций и
социальных контактов ребенка. Для
объективности наблюдений им впервые
было использовано полупроницаемое
стекло (знаменитое «зеркало Гезелла»).

.Гезелл ввел в психологию метод
лонгитюдинального, продольного изучения
психического развития одних и тех же
детей от рождения до подросткового
возраста. Он изучал монозиготных
близнецов и одним из первых использовал
близнецовый метод для анализа отношений
между созреванием и научением. В последние
годы жизни А.Гезелл исследовал психическое
развитие слепого ребенка для того, чтобы
более глубоко понять особенности
нормального развития.
В своих
исследованиях А.Гезелл ограничивался
чисто количественным изучением
сравнительных срезов детского развития,
сводя развитие к простому увеличению,
«приросту поведения», не анализируя
качественных преобразований при переходе
от одной ступени развития к другой,
подчеркивал зависимость развития лишь
от созревания организма. Пытаясь
сформулировать общий закон детского
развития, А.Гезелл обратил внимание на
снижение темпа развития с возрастом:
чем моложе ребенок, тем быстрее происходят
изменения в его поведении.
Работы
А.Гезелла были критически проанализированы
Л.С.Выготским, который назвал концепцию
А.Гезелла «теорией эмпирического
эволюционизма», раскрывающей социальное
развитие ребенка как простую разновидность
биологического, как приспособление
ребенка к своей среде. Однако призыв
А.Гезелла к необходимости контроля за
нормальным ходом психического развития
ребенка и созданная им феноменология
развития (роста) от рождения до 16 лет не
потеряли своего значения до сих
пор.
Л.Термен в 1916 году стандартизировал
на американских детях тесты А.Бине и,
расширив шкалу, создал новый вариант
тестов для измерения умственных
способностей, ввел понятие коэффициента
интеллектуальности (IQ) и
попытался на основе фактов обосновать
положение о том, что он остается постоянным
на протяжении жизни. С помощью тестов
им была получена кривая нормального
распределения способностей в популяции
и начаты многочисленные корреляционные
исследования, которые ставили своей
задачей выявить зависимость параметров
интеллекта от возраста, пола, порядка
рождения, расы, социоэкономического
статуса семьи, образования родителей.
Вопреки
ожиданиям, ни к чему существенному,
кроме самых тривиальных выводов, это
исследование не привело. По мнению
Л.Термена, «гений» ассоциируется
с лучшим здоровьем, более высокой
умственной работоспособностью и более
высокими достижениями в области
образования, чем в остальной популяции.
Вклад
А.Гезелла и Л.Термена в детскую психологию
состоит в том, что они положили начало
становлению детской психологии как
нормативной дисциплины, которая описывает
достижения ребенка в процессе роста и
развития и на их основе строит разнообразные
психологические шкалы. Отмечая важные
результаты исследований этих ученых,
необходимо подчеркнуть, что основной
упор они делали на роль наследственного
фактора для объяснения возрастных
изменений. В.Штерн: в первые месяцы
своей жизни находится на стадии
млекопитающего; во втором полугодии
достигает стадии высшего млекопитающего
– обезьяны; затем – начальных ступеней
развития первобытных народов; начиная
с поступления в школу, усваивает
человеческую культуру – сначала в духе
античного и ветхозаветного мира, позже
(в подростковом возрасте) фанатизма
христианской культуры и лишь к зрелости
поднимается до уровня культуры нового
времени. Штерн разработал теорию
конвергенции, т.е. слияния 2х факторов
развития (биологического и социального).
Одним из первых психологов он поставил
в центр своих исследовательских интересов
анализ развития личности ребенка.
изучение целостности личности,
закономерностей ее формирования стало
целью разработанной им теории персонализма.
Штерн считал, что личность – это
самоопределяющаяся, сознательно и
целенаправленно действующая целостность,
обладающая определенной глубиной
(сознательными и бессознательными
слоями). Он исходил из того, что психическое
развитие – это саморазвитие,
саморазвертывание имеющихся у человека
задатков, направляемое определяемое
той средой, в которой ребенок живет. Это
и есть теория конвергенции. Австрийский
психолог К.Бюлер предложил теорию трех
ступеней развития: инстинкт, дрессура,
интеллект. К.Бюлер связывал эти ступени,
их возникновение не только с созреванием
мозга и усложнением отношений с окружающей
средой, но и с развитием аффективных
процессов, с развитием переживания
удовольствия, связанного с действием.
В ходе эволюции поведения отмечается
переход удовольствия «с конца на
начало». По его мнению, первый этап –
инстинкты – характеризуются тем, что
наслаждение наступает в результате
удовлетворения инстинктивной потребности,
то есть после выполнения действия. На
уровне навыков удовольствие переносится
на самый процесс совершения действия.
Появилось понятие: «функциональное
удовольствие». Но существует еще
предвосхищающее удовольствие, которое
появляется на этапе интеллектуального
решения задачи. Таким образом, переход
удовольствия «с конца на начало»,
по К.Бюлеру – основная движущая сила
развития поведения. К.Бюлер перенес эту
схему на онтогенез. Проводя на детях
эксперименты, подобные тем, которые
В.Келлер проводил на шимпанзе, К.Бюлер
заметил сходство примитивного употребления
орудий у человекоподобных обезьян и
ребенка, и поэтому сам период проявления
первичных форм мышления у ребенка он
назвал шимпанзеподобным возрастом.
Изучение ребенка с помощью зоопсихологического
эксперимента было важным шагом к созданию
детской психологии как науки. Заметим,
что незадолго до этого, В.Вундт писал,
что детская психология вообще невозможна,
так как ребенку недоступно самонаблюдение.
И хотя теория К.Бюлера сегодня уже не
имеет сторонников, ее значение в том,
что она, как справедливо подчеркивал
Д.Б.Эльконин, ставит проблему истории
детства, истории постнатального развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Цитата сообщения Jolochka

Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

                         Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.

Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

  1. Сбор анамнеза и предварительная беседа:

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

    1. Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.

    1. Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Минимальная запись — заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.

    1. Обсуждение и рекомендации для родителей:

Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

    1. Письменный отчёт.

Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

  • Мячики: большой и маленький.

  • Колокольчик с деревянной ручкой.

  • Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.

  • Бубенчики на ленточке.

  • Погремушка.

  • Красное кольцо на веревочке

  • Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.

  • Взвешенные блоки: 6 штук.

  • Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.

  • Десять деревянных красных кубиков.

  • Чашка из алюминия.

  • Доска с вкладывающимися в нее формами.

  • Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.

  • Мелки.

  • Книжка с детскими стихами.

  • «Чудесная коробка».

  • Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.

  • Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).

Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:

(+) — образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.

(±) — образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.

(-) — постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.

Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).

Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О — явный отказ, Н — невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.

Обработка результатов:

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

x = (y : na) * nb

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

Приложения:

Порядок выполнения тестовых заданий

Методика проведения обследования

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей первого года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей второго года жизни

Таблицы оценки уровня психомоторного развития детей третьего года жизни

Источник