Система ценностей развитие у ребенка

Система ценностей развитие у ребенка thumbnail

Aлександра Мусатова
Формирование системы ценностей у детей с помощью игр

Мусатова Александра Николаевна,

Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик»

Формирование системы ценностей у детей с помощью игр

Система ценностей играет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности любого человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Система ценностей, сложившаяся в обществе, играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.

К ценностям могут относиться:

ценности родной культуры;

ценности внутреннего мира человека;

ценности деятельности человека;

— нравственные ценности;

— социокультурные ценности;

ценности внешнего мира.

Формирование этих ценностей начинается в дошкольном возрасте. Поскольку основной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то именно с помощью игр и происходит становление и развитие ценностных ориентаций у детей. В статье 31 Конвенции о правах ребёнка говорится: «Игра – главная форма активности ребёнка». Однако сегодня в обществе наблюдается тревожная тенденция – дети всё меньше играют. Исследования зарубежных и отечественных психологов подтверждают это. Так, Е. А. Бугрименко и отмечает, что ребёнок практически лишён возможности игры в разновозрастном сообществе, в котором передаются традиции, нормы, ценности [1]. Меняется и отношение родителей – в семье ценность игры не поддерживается. Для большинства родителей игра представляется пустой тратой времени, развлечением. Поэтому современным родителям сложно поддерживать разные формы игры ребёнка, придать им живость и ценность. Сегодня практически исчезла дворовая культура и свободный детский досуг, ведь свободное время ребёнка занимается дополнительными занятиями (танцы, языки, спорт). Все эти тревожные тенденции современные культурологи и философы связывают с тем, что в обществе ценным стало «не успеть», «достичь».

Игра – это форма усвоения общественного опыта. Подтверждением этому являются слова А. В.Запорожца: «Игра – подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное осознание детской личности». Игра помогает в развитии нравственных и общественных качеств ребенка, его ценностей. В процессе игры ребенок налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. Детская игра отражает уровень взаимоотношений,который сложился в коллективе: обмен игрушками, радость и сопереживание за успехи других детей, готовность помочь товарищу.

Для реализации задач по формированию системы ценностей у детей, в том числе нравственных и социальных,рекомендуется использовать различные виды игр:

• сюжетно-ролевые;

• подвижные;

• развивающие.

Так, сюжетно-ролевая игра – первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми. В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры – помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.

Например: Таня у нас очень добрая и заботливая. Пусть она будет мамой. Рома всегда всем помогает, он добрый и отзывчивый. Из Ромы получится хороший доктор.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Развивающая игра для детей помогает в освоении необходимых навыков, способностей, черт характера, которые реализуют личность в полной мере. Личностный рост и ее формирование проявляется в развитии логики, внимательности, концентрации внимания, тренировке усидчивости, а порой нестандартного мышления и творческих способностей.

Главное в процессе игры — поощрять дружеские взаимоотношения детей, но ни в коем случае не разрушать игру при возникновении конфликтов. Перед уходом детей из детского сада домой обязательно следует отметить положительные нравственные моменты игр.

Часто дети действуют импульсивно, не отдают отчет о своих поступках. Малышам трудно понять, почему они поступают неправильно. Помочь в этом могут обучающие игры. Например, такие игры, как «Оцени поступок», «Как поступить?». В игровой форме дети учатся быть заботливыми, внимательными друг к другу, усваивают общепринятые в обществе нормы поведения.

Большое значение для развития личности ребенка имеет его общение с природой. Именно общаясь с природой, человек может открыть в себе такие положительные качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Читайте также:  Условия развития и личности ребенка

Формирование нравственно-ценностных ориентиров у детей происходит в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Поэтому для родителей необходимо подготовить тематические консультации и родительское собрание, посвященные игре дошкольников.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Играйте, учите, играя, воспитывайте, играя. Пусть Ваш опыт, доброта, сердечность помогут малышам сформировать необходимую систему социальных ценностей, и вырасти достойными членами общества.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Пусть игра поможет дошкольникам сформировать необходимую систему социальных ценностей и вырасти достойными членами общества.

Формирование нравственно-ценностных ориентиров у детей происходит в тесном сотрудничестве педагогов и родителей. Поэтому для родителей необходимо подготовить тематические консультации и родительское собрание, посвященные игре дошкольников.

Список литературы

1. Бугрименко Е. А., Эльконинова Л. И. Игра-культурно-непосредственная форма жизни и воспитания в дошкольном детстве //Консультативная психология и психотерапия. 2005.№1. С. 58-72.

2.Детский сад: теория и практика №1, 2016

3.Детский сад: теория и практика №1, 2015

4. Михалина С. Г. Формирование системы социальных ценностей в процессе детской игры

Источник

Слайд 1

Формирование системы ценностей в дошкольном возрасте Выполнила педагог-психолог Н.В.Шишкина Москва 2016

Слайд 2

Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру. Развитие общения с взрослыми, сверстниками, пробуждение нравственных чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Мы уделяем порой большое внимание интеллектуальному, физическому развитию детей. Забывая о душе ребенка, а его чувствах, переживаниях.

Слайд 3

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Слайд 4

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Социально-коммуникативное развитие

Слайд 5

Развитие интересов детей,любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Познавательное развитие

Слайд 6

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевое развитие

Слайд 7

предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Художественно-эстетическое развитие

Слайд 8

приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной,; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни , овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Физическое развитие

Читайте также:  Влияние социального статуса на развитие личности ребенка

Слайд 9

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной, музыкально-ритмической.

Слайд 10

— первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга; — развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение; — развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости; — развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному). В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются :

Слайд 11

— первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека; — развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии; — развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям; — развитие навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми. В средней группе (возраст детей 4-5 лет) целями воспитательной программы являются :

Слайд 12

первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека ( Вера, Надежда, Любовь, Мудрость ); — дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; — развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей; — создание условий для формирования правильной самооценки. В возрасте 5-6 лет целями воспитательной программы являются :

Слайд 13

— первоначальное знакомство с истоками русских православных традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации; — дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле); — создание условий для успешной адаптации ребенка в школе. Для ребенка 6-7 лет чувства перестают играть определяющую роль в отношении к действительности. Предметом его внимания становится мир во всем его многообразии: природа, люди, их отношения, связь прошлого, настоящего и будущего и т.д. Сказочное слово все еще играет значительную роль в жизни ребенка. Но теперь акцент делается на глубокий нравственный смысл сказки, который проявляется в качествах ее героев. В возрастной группе 6-7- лет целями воспитательной программы являются:

Слайд 14

Чему прежде всего предстоит научить за годы дошкольного детства? Вере! Надежде! Любви! Как можно научить этому? Самим быть в Вере! Надежде! Любви! И в этом смысле педагогическое служение – это подвиг каждого воспитателя. По словам С.Рачинского « Сейчас, как никогда, нужен личный подвиг, бесконечно тяжкий, до смешного скромный, потому – великий!»

Источник

Формирование системы ценностей у детей младшего школьного и подросткового возраста

Подготовила воспитатель 3 группы Жерновая Светлана Владимировна

«Мало кто задумывается о системе жизненных ценностей, а ведь это вопрос вопросов. Зачастую мы даже не представляем, насколько человеку важно понять, что является для него главным. Именно система ценностей определяет: куда направить усилия, что поставить во главу угла в каждый момент времени, какой путь выбрать на жизненном перекрёстке и т. д. Нарушение системы ценностей создаёт наибольшие трудности в жизни человека. Психологическая практика показала, что если жизненные ценности установлены неверно, то человек имеет множество проблем, как бы возникающих на ровном месте. И, действительно, достаточно человеку выстроить свою систему ценностей, сделать её более верной, то есть, соответствующей истине, в жизни начинают происходить удивительные изменения в лучшую сторону.вы Конечно, система ценностей, как и всё в жизни, зависит от состояния сознания. Как мы думаем, так мы и живём. Для кого-то в системе ценностей существует только набор конкретных, материальных вещей: еда, одежда, жильё, деньги. Для другого, это вообще не является существенным, он живёт только духовными ценностями. И сравнивать верность взглядов одного или другого нет смысла, каждый живёт в соответствии со своим сознанием.

В справочнике педагогической терминологии СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ определяются  как  «общественно значимые для личности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т. п.». Социальные ценности не подвергаются сомнению. Они служат эталоном, идеалом для всех людей. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Именно в процессе развития личностных качеств формируются социальные ценности в жизни человека. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и на формирование норм социального поведения. Воспитание социальных ценностей необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Работу по формированию у детей системы социальных ценностей начинают с постановки конкретных задач. Например, со следующих:

  • Формировать первоначальную систему нравственных ценностей.

  • Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло»;

  • Дать детям представление о понятии «дружба»;

  • Способствовать сплочению детского коллектива, поощрять проявления дружеских взаимоотношений;

  • Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Читайте также:  Развитие ребенка с момента зачатия до рождения

Работа над формированием и развитием социальных ценностей строится в соответствии со следующими основополагающими принципами педагогики:

  • принцип воспитывающего обучения и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру;

  • принцип научности;

  • принцип наглядности;

  • принцип активности и сознательности обучения.

Основной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Для   реализации  задач  по формированию системы социальных ценностей у детей рекомендуется использование различных видов игр:

  • сюжетно-ролевых;

  • подвижных;

  • развивающих.

Сюжетно-ролевая игра – первая проба применения на практике взаимоотношений между людьми. В процессе игры, помимо взаимоотношений, определенных сюжетом, возникают и реальные взаимоотношения между детьми, определяемые различными социальными ценностями. Задача педагога на первоначальном этапе формирования игры – помочь осознать детям определенные правила общественного поведения, отметить нравственные критерии выбора той или иной роли.   Например: Таня у нас очень добрая и заботливая. Пусть она будут мамой. Рома всегда всем помогает, он добрый и отзывчивый. Из Ромы получится хороший доктор.   Для   реализации  задач  по формированию системы социальных ценностей у детей подросткового возраста рекомендуется использование бесед, диспутов.

Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем всестороннего развития личности. Это длительный и сложный процесс; его успешное осуществление требует согласованности и преемственности в воспитательной работе педагогов детских учреждений и школы. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальные принципы педагогики.

Каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой социально — нравственных опыт. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у детей будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается нравственных ценностей.

Вопрос о формировании эстетической культуры личности всегда был и будет актуален, потому что от уровня культуры каждого отдельно взятого человека зависит уровень культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться красотой и создавать ее, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Первоосновой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Но этого недостаточно. Для того чтобы в полной мере воспринять красивое или проявить себя в художественном творчестве, нужен еще и некоторый фонд теоретических и конкретных знаний, на базе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, то есть эстетический кругозор. Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к совершенной красоте. Непосредственным отражением эстетических позиций человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть умение отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного. В современных условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.

Игра – неотъемлемая часть жизни ребенка. Через игру ребенок познает мир, сложные человеческие взаимоотношения, усваивает социальный опыт предыдущих поколений. Играйте, учите, играя, воспитывайте, играя. Пусть Ваш опыт, доброта, сердечность помогут малышам сформировать необходимую систему социальных ценностей, и  вырасти достойными членами общества.

Источник