Шорохова о а речевое развитие ребенка

Шорохова о а речевое развитие ребенка thumbnail

  • СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
    РАЗДЕЛ 1. Речь и личность дошкольника
    1.1. Характеристики связной монологической речи дошкольника

  • 1.2. Характеристики личности дошкольника

    РАЗДЕЛ 2. Задания комплексного обследования


  • 2.1. Схема диагностического обследования
    2.2. Диагностика связной речи
    2.3. Диагностика произвольности

  • 2.4. Диагностика эмоциональности
    2.5. Диагностика активности
    2.6. Диагностика самостоятельности

  • 2.7. Диагностика креативности

    РАЗДЕЛ 3. Вариативное обучение пересказыванию


  • 3.1. Методические рекомендации по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений
    3.2. Педагогический практикум. Анализ традиционных способов обучения дошкольников пересказыванию литературных произведений
    3.3. Педагогический практикум. Конструирование вариантов системы работы над одним произведением
  • Литература
    Приложение. Методика «Дорожки к домику»

* * *

ВВЕДЕНИЕ
Обращение к теме личностного развития ребенка – давнее приобретение в психологии. Однако интерес к ней все более возрастает, приобретает характер междисциплинарного исследования. Одновременно усложняется проблемная ситуация познания этого феномена. Показательно, что присвоение детьми духовного опыта человечества традиционно представляется в двух аспектах: закономерности психического развития и становление личности. Наблюдается искусственное обособление развития психических процессов и развития личности.
        Между тем, подобный подход представляется нам односторонним, поскольку в нем не учитывается воздействие, которое оказывает стратегия овладения конкретным психическим процессом на активность личности в целом. Очевидно, в понимании личности психолог не вправе игнорировать изучение психологических характеристик того или иного личностного параметра.
С помощью речи человек общается и, следовательно, она не заменяет активности личности, не является бессубъектной характеристикой. В настоящее время интенсивно проводятся исследования по проблемам речевого развития дошкольников. В этой области отечественная наука достигла существенных результатов. К ним можно отнести: описание взаимосвязи мышления и речи, создание модели порождения высказывания, конкретизацию закономерностей фонетического, грамматического и семантического развития.
        Современные представления о речевой компетенции, во многом основанные на данных овладения детьми функциями социальной связи, позволяют говорить о связной монологической речи как об интеграторе когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов в сознании и в формировании личности.
        В чем же усматривается интегративное воздействия овладения связной монологической речью на развитие личности дошкольника? Исследователями отмечается эвристическое усвоение языка, проявление индивидуального своеобразия вербального стиля детей уже на ранних стадиях речевого онтогенеза. Другими словами, именно своеобразие речевых портретов дошкольников указывает на возможность продуктивного воплощения своего «я» в мире, творческой самореализации личности.
Индивидуальный стиль речи ребенка характеризует культуру овладения «формированием и формулированием мысли» в процессе построения связного монологического высказывания.
        Источником развития связной монологической речи, является взрослый. Ведущая роль в этом принадлежит педагогу – организатору целенаправленного педагогического процесса. Современное состояние дошкольного образования характеризуется вариативностью программ воспитания и обучения, многообразием видов дошкольных учреждений, свободой творчества воспитателя. Вследствие этого повышаются требования к профессиональной компетенции педагога, качественному выполнению им профессиональных функций. В условиях вариативности образования воспитателю необходимо владеть критичным мышлением для выбора оптимальных технологий реализации программного содержания и управления речевым развитием детей на диагностической основе.
        Анализ овладения педагогами стратегией организации обучения в условиях новой реальности выявил ряд факторов, препятствующих решению задач развития языковой личности ребенка. Обозначим типичные трудности.
Во-первых, постоянно изменяющийся и обновляющийся поток научно-методической информации, с одной стороны, создает новые возможности для развития образовательного пространства, с другой – требует от воспитателя аналитической деятельности для ее качественной переработки и внедрения в практику.
        Анкетирование воспитателей показало, что значительная часть из них испытывает трудности в выделении специфических особенностей вариативных программ, экспертной оценке традиционных способов их реализации.
        Во-вторых, многолетняя практика построения образовательного процесса в строгом соответствии с инструктивными предписаниями, регламентирующими педагогическую деятельность, привела к серьезным психическим барьерам. У большинства педагогов наблюдается стандартизация поведения, унификация взглядов, неуверенность в собственных возможностях. Это проявляется в том, что воспитатели скованы в свободе моделирования учебно-воспитательного процесса. Лишь незначительная часть из них самостоятельно разрабатывают конспекты занятий с учетом индивидуальных возможностей речевого развития детей конкретной группы. Остальные предпочитают использовать готовые разработки, предложенные в методических пособиях. Отмеченные факты снижают уровень инновативности, препятствуя творческому самовыражению, как педагога, так и ребенка.
В-третьих, ситуация усугубляется в последние годы бурным развитием и диагностического инструментария, который имеет свои погрешности. Это проявляется в «замусоренности» диагностического поля методиками порой безадресными, с условным и неполным перечнем критериев анализа. Кроме того, в них недостаточно представлено описание обработки и интерпретации полученных данных. Использование воспитателями подобных диагностик не позволяет детально изучить речь ребенка, определить уровень владения построением сложноорганизованного высказывания на каждом возрастном этапе. В целом, это приводит к малоэффективному управлению речевым развитием детей.
        Большинство опрошенных практических работников отмечают необходимость оказания им методической помощи в организации диагностического обследования, интерпретации результатов, составлении индивидуальных карт развития связной монологической речи. Кроме того, воспитатели признают свою недостаточную информированность, отрывочность знаний теоретических основ становления связной монологической речи в онтогенезе. В этой связи, считают полезным расширить, углубить и систематизировать имеющиеся представления по проблеме.
        Отмечается потребность педагогов в курсах повышения квалификации, ориентированных на знакомство с нетрадиционными технологиями. Многие воспитатели неудовлетворенны использованием традиционных приемов ведения занятий. Они указывают на их недостаточно развивающий эффект, отсутствие интереса у детей. Самостоятельно вычленить причины несовершенства применяемых методик воспитатели не могут, а авторы современных вариативных программ не задают контекст использования развивающих технологий.
Таким образом, психолого-педагогические затруднения педагогов в управлении речевым развитием детей, нерешенность в целом научно-методической проблемы становления языковой личности дошкольника, предопределило выбор темы, постановку цели и задач данного пособия. При его разработке было принято во внимание стремление дошкольных работников организовать качественное, продуктивное обучение и проанализировать влияющие на него факторы.
        В настоящем пособии осуществлена попытка повысить компетентность специалистов в теоретическом, диагностическом и технико-процессуальном аспекте педагогической деятельности.

Источник

Фоминова Виолетта Юрьевна
Развитие речи детей с помощью дидактических игр

Из опыта работы по проблеме «Развитие речи детей через дидактическую

игру» я могу утверждать, что именно дидактические игры в большей степени

способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению их

словарного запаса, воспитанию звуковой культуры речи. Проведение

образовательной деятельности с использованием дидактических игр:

Способствует расширению и обогащению представлений детей об

окружающем.

Расширяет, обогащает и активизирует словарный запас детей.

Развивает способность устанавливать простые причинно-следственные

связи между предметами.

Совершенствует звуковую культуру речи детей.

Обучает простым формам монологической и диалогической речи.

Способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу

речи и речевому слуху.

Развивает мышление, память, внимание, наблюдательность.

Во время игр дети получают удовольствие, они любят играть.

Мною изготовлены следующие дидактические пособия:

1. Игры на развитие мелкой моторики рук: «Укрась коврик», «Собери

бусы куклам», Волшебные прищепки»

2. Дидактические пособия : книжки- малышки «Времена года»,

«Овощи в загадках».

3. Игры, способствующие развитию восприятия цвета: «Что

надеваем?», «Овощи в загадках», «Найди пару». «Волшебный коврик»

4. Игры на развитие восприятия величины: «Отгадай предмет по названию его

частей», «Какой, какая, какие».

5.Игры для ознакомления с окружающим миром: «Кто что умеет делать?»,

лото «Предметный мир», лото «Принцессы», лото «Что к чему?».

6. Игры на развитиематематических представлений: «Геоконт», «Веселый

счет», «Волшебный домик».

15

Невозможно достичь эффективного результата, развивая ребенка только в

стенах ДОУ. Поэтому стараюсь уделять внимание и совместной работе

родителей и педагога.Опыт показывает: многие родители считают, что

ребенок заговорит сам, узнает потом, но это, к сожалению, не так. Часто

советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь,

даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры.

Предлагаю родителям вместе наблюдать за природой, закреплять знания об

окружающем мире. Многие родители прислушиваются к советам, и когда

становиться виден результат, говорят спасибо.

Систематическая работа по познавательно-речевому развитию с

использованием дидактических игр, позволяет детям к концу дошкольного

периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и

значительно расширить знания дошкольника об окружающем мире, у них

развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т. е.

дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат

моей работы. Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что

моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат.

Список используемой литературы.

1. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва

«Просвещение»

2. А. П. Усова «Роль игры в воспитании детей» 1976 г. Москва

«Просвещение»

3. В. В Гербова «Развитие речи в детском саду».

4. Е. Н. Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении

детей» 1976

г. Минск «Народная асвета»

5. С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» 1989 г. Москва

««Просвещение»

6. О. Н. Бочкарева «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи»

16

2008г. Волгоград.

7. А. Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва

«Просвещение»

8. М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском

саду»2011

г. Москва

9. М. М Алексеева, В. И. Яшина, Методика развития речи и обучение

родному языку дошкольников — М,; «Академия», 1998

10. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово.

Речевые

игры и упражнения для дошкольников — М., «Просвещение», 1996

11. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка — М., 2009

12. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

13. Под редакцией С. Л. Новоселовой «Дидактические игры «

Источник

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.

Обсуждения

Просмотр темы16

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ. СКАЧАТЬ.

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
21 янв 2015 в 21:34

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у..

968 КБ

Развитие связной речи у детей с ЗПР.pptx

15 МБ

14

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
3 мар 2017 в 14:20

Посмотреть все изображения

Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Кн. 1.pdf

4.4 МБ

Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Кн.2.pdf

34.8 МБ

Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Кн. 3.pdf

15.1 МБ

21

Нравится

Показать список оценивших

Елена Урюпина
3 мар 2017 в 20:17

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь., а есть в электронном виде пособие Тексты из сообщения выше?

3

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
6 мар 2017 в 13:38

Елена, у меня нет. Найду — выложу)

3

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
6 мар 2017 в 13:39

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные занятия по лексико-семантической теме Весна..pdf

2.7 МБ

10

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
6 мар 2017 в 13:45

Бардышева Т.Ю. Скованные одной целью. Логопедический материал Рассказы цепной структуры..djvu

701 КБ

10

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
7 мар 2017 в 10:38

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека.pdf

5.1 МБ

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда.doc

1.6 МБ

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.doc

1.5 МБ

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.Альбом 1. Мир растений.pdf

4.8 МБ

Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.Альбом 2. Мир животных.pdf

5 МБ

Развиваем связную речь. Планирование работы воспитателя в подготовительной к школе группе.doc

2 МБ

Развиваем связную речь. Планирование работы логопеда в подготовительной к школе группе.doc

1.4 МБ

22

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
7 мар 2017 в 12:24

Посмотреть все изображения

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи млад¬ших школьников. Часть 1.pdf

6.9 МБ

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи млад¬ших школьников. Часть 2.doc

2.2 МБ

Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. Часть 3..pdf

5 МБ

16

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
8 мар 2017 в 23:32

Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал. Период 1..pdf

1.5 МБ

Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал. Период 2..pdf

1.8 МБ

Берлибо Е.П., Петренко В.Х. Дидактический материал. Период 3..pdf

2.1 МБ

15

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
5 июн 2017 в 10:14

Посмотреть все изображения

Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа.doc

4.5 МБ

Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа.pdf

11.2 МБ

Лебедева Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа.pdf

28.6 МБ

15

Нравится

Показать список оценивших

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь.
8 июн 2017 в 9:40

Lalaeva_R_I__Serebryakova_N_V_Formirovanie_pravilnoy_razgovornoy_rechi_u_doshkolnikov.doc

94.2 МБ

10

Нравится

Показать список оценивших

Аня Чистякова
23 ноя 2018 в 14:17

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь., Оксана Гомзяк: Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи в старшей логогруппе. Нет в эл.виде?

Нравится

Показать список оценивших

Лена Сербегешева
27 фев 2019 в 14:55

Спасибо большое!!!!!!!!!!!

Нравится

Показать список оценивших

Марина Лужанская
7 апр 2019 в 14:30

Спасибо,очень полезный материал????????????

Нравится

Показать список оценивших

Алина Мингазова
31 окт 2019 в 16:10

Д.А. Щукина. Логопедическая помощь., здравствуйте ,а у вас есть еще методики с другими авторами?)

Нравится

Показать список оценивших

Татьяна Дворникова
5 фев 2020 в 18:34

спасибо большое!!!

Нравится

Показать список оценивших

Источник

М. В. Дружинина

В последнее время прогрессирует рост числа детей с системными речевыми нарушениями. Несформированными оказываются основные компоненты языковой системы — фонетика, фонематика, лексика, грамматика. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р. Е. Левина, Г. А. Никашина, Г. А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, то есть способности воспринимать и различать звуки речи. Раннее развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального, и притом временного, эффекта. Гарантировать стойкий навык правильного произношения можно только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т.п.

Доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта». Таким узловым и ключевым образованием является фонематическое восприятие.

С учетом всего вышесказанного работа по формированию предпосылок фонематических представлений у детей должна вестись в раннем, сенситивном для развития компенсаторных возможностей возрасте по следующим направлениям.

По результатам диагностики (раздел «Развитие речи») воспитателями была выявлена группа детей, имеющих низкий уровень развития по данной области.

Программа занятий по формированию фонематического восприятия построена с учетом следующих дидактических принципов.

Цель — формирование предпосылок фонематических представлений.

Работа по формированию фонематического восприятия делится на три этапа.

Ill этап — развитие ассоциативных связей и сенсомоторики.

Время действия кружка; 1 учебный год, 1 раз в неделю в 15.30.

Возраст детей — 4—5 лет.

Количество детей — 8 человек.

Место проведения: кабинет логопеда.

Критерии мониторинга: после прохождения программы кружка о достаточном уровне развития фонематического восприятия у детей будет свидетельствовать:

Практическая значимость результата кружка Развивая у детей в сенситивном периоде предпосылки к фонематическому восприятию и компенсаторные возможности, к старшему возрасту можно достичь следующих результатов: во-первых, уменьшится число детей с ФФНР, ОНР; во-вторых, дети окажутся подготовленными к элементарным формам звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

Неделя

                                                                    Содержание

Октябрь

1-я неделя

Презентация «Звуки окружающего мира».

Цель: развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.

Игра «Мышка».

Цель: формирование фонематического анализа слова из речевого потока.

Игра «Помоги Незнайке исправить ошибки».

Цель: развитие слухового внимания

2-я неделя

Игра «Угадай, чей голос»

Цель: различение голосов ближайшего окружения.

Игра «Бывает — не бывает». Игра «Покажи, не ошибись».

Цель: развитие слухового внимания

3-я неделя

Игра «Подзорная труба».

Цель: развитие понимания слов и инструкций при выполнении соответствующих действий; организация зрительного

восприятия в заданном пространстве.

Игра «Большой — маленький».

Цель: развитие слухового внимания.

Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

Игра «Что можно есть».

Цель: развитие слухового внимания

4-я неделя

Упражнение на координацию, активизация мышечных ощущений.

Цель: закрепление ритмико-интонационной характеристики предложения на основе упражнений на координацию.

Игра «Съедобное — несъедобное».

Загадки-обманки

Ноябрь

1-я неделя

Игра «Два зайца».

Цель: знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса.

Игра «Повтори — не ошибись».

Игра «Громкий — тихий».

Цель: закрепление фонематических представлений о различной интенсивности неречевых звуков

2-я неделя

Игра «Три медведя».

Цель: формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребенка повышать и

понижать тон голоса в доступных для него пределах.

Игра «У нас в гостях».

Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений в дифференциации слов-звукоподражаний ау, уа.

Игра «Будь внимательным»

3-я неделя

Игра «Положи спать».

Цель: формирование произвольного, ритмичного произнесения цепочек гласных звуков ([а], [у], [о], [и]).

Игра «Запомни песенки».

Цель: развитие ассоциативных связей на основе упражнений в скоординированной работе речедвигательного и зрительного анализаторов

4-я неделя

Упражнение со счетными палочками.

Цель: обогащение лексического запаса новыми звукоподражаниями би, бом, бай-бай, бо-бо; развитие слухового внимания.

Игра «Кулак — ладонь»

Цель: развитие межанализаторных связей в скоординированной работе речеслухового, двигательного, зрительного

анализаторов.

Игра «Выложи дорожку»

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи

Декабрь

1-я неделя

Игра «Выложи дорожку».

Цель: развитие ритмико-интонационной стороны речи.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

2-я неделя

Игра «Собачка»

Цель: развитие фонематического восприятия на основе упражнений на узнавание и различение звукоподражательных

слов ав, фу.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

3-я неделя

Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинками.

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражаний му, мяу.

Упражнение на развитие тактильного восприятия.

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

4-я неделя

Упражнение в уточнении слуховых образов слогов.

Упражнение в фонематическом анализе.

Упражнение в слуховой дифференциации слов «му», «мяу».

Цель: развитие слухового внимания и ритмико-интонационной стороны речи

Неделя

Содержание

Январь

3-я неделя

Упражнение на соотнесение звукоподражания с картинкой.

Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты с адекватным имитирующим движением.

Цель: формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов on, пи, пу

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма

4-я неделя

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

 Игра «Выдели громкую песенку»

Цель: формирование понятия об ударном звуке (слоге); выделение ударного звука (слога) на материале звукоподражаний

Февраль

1-я неделя

Игра «Баран и козочка»

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражательных

слов мэ, бэ.

Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов

2-я неделя

Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на основе упражнений на узнавание и различение звуковых рядов.

Упражнение на развитие слухового внимания

Упражнение на соотнесение ритмического рисунка стихов, текста с ритмом движения.

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т]

3-я неделя

Игра «Забьем гвоздь молотком»

 Игра «Дудочка».

Цель: развитие слухового внимания, умения адекватно использовать лексические единицы (звукообразные слова) со

звуком [д].

Упражнение на развитие чувства ритма

Упражнение на закрепление характеристики силы голоса

4-я неделя

Игра «Лошадка».

Упражнение в слуховой дифференциации слогов НО — НА.

Цель: развитие слухового внимания и ассоциативной памяти на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц

Март

1-я неделя

Игра «Ворона, кукушка, курица»

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание лексических единиц со звуком [к] (слов-звукоподражаний кар, ку-ку, ко-ко). Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.

 Игра «Дождик».

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия лексических единиц на основе развития сенсомоторных компонентов чувства ритма

2-я неделя

Игра «Гусь и лошадка»

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений на различение и узнавание

лексических единиц со звуком [г].

Упражнение на послоговое проговаривание слов из двух одинаковых слогов с ритмическими движениями рук.

Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства.

Игра «Запомни слова».

Цель: формирование действий слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства

3-я неделя

Упражнение в послоговом проговаривании слов из двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук.

Игра «Имена»

Цель: формирование слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства; развитие фонематического

слуха.

Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма

4-я неделя

Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

 Игра «Будь внимательным!»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового

ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие

Игра «Имена».

Цель: развитие фонематического слуха

Апрель

1-я неделя

Упражнение в ритмическом повторении слогового ряда с опорой на схему ритма.

Игра «Будь внимательным]»

Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в ритмическом повторении слогового ряда (со звуком [ы]) с опорой на зрительное восприятие.

Упражнения в повторении слогового ряда.

1.        Как только услышишь, как говорит гусь, положи на полоску бумаги желтый квадрат, услышишь, как скачет конь, — синий.

Затем логопед произносит цепочку слогов (например: га—гоп—га) — ребенок накладывает квадраты соответствующих цветов на полоску бумаги.

2.        Логопед дает ребенку карточку-табличку с цветными квадратами и предлагает самостоятельно воспроизвести звукоподражания (га, гоп), ориентируясь на цвет квадратов

2-я неделя

Упражнение на узнаваемость ритмических рисунков и на выкладывание схемы ритма.

Упражнение в послоговом проговаривании трехсложных слов без стечения согласных с ритмическими движениями рук.

Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; мозаика; магнитофон. Порядок действий

1.        Упражнение в ритмическом повторении. Логопед показывает ребенку карточку-табличку со схемой ритма и просит воспроизвести ритмический рисунок, произнося слог МЫ и соблюдая паузы.

00 00 СЮ — мы-мы мы-мы мы-мы пауза пауза

2.        Игра «Будь внимательным!» Взрослый просит ребенка:

  • положи столько мозаик (геометрических фигур, конфет), сколько раз услышишь слог БЫ: бы-бы-бы;
  • выложи из мозаики ритмический рисунок слоговой цепочки кы-кы кы-кы: 00 00

Вариант. Упражнение на закрепление понятия о схеме ритма. Логопед просит:

  • придумай свой ритмический рисунок и выложи его из деталей мозаики;
  • смотри на свой рисунок и произноси слог ТЫ, нажимая пальцем на каждую из мозаик и соблюдая паузы, а мы тебя запишем на магнитофон.

Упражнение на использование способностей рисования для воспитания сенсомоторных компонентов чувства ритма. Логопед дает ребенку лист бумаги и цветные карандаши (или краски и кисточку) и просит нарисовать столько кружочков, сколько раз он хлопнул, произнося слово «ворона».

Вариант. На листе бумаги, который логопед предлагает ребенку, нарисовано несколько одинаковых фигур (квадраты, треугольники, овалы). Взрослый просит ребенка раскрасить столько фигур, сколько раз он отхлопал. 0 0 0 0 0 0

молоко

<