Школа искусств развитие личности ребенка

Школа искусств развитие личности ребенка thumbnail

Юлия Геннадьевна Тюгашева
Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире

Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование детей – это сфера, которая должна быть местом обучения и воспитания, а также пространством для саморазвития и самореализации. О том, что искусство лечит, знали ещё в глубокой древности. А музыка обладает силой формировать характер. Музыка создаёт волну подъёма духовных чувств. Здоровье ребёнка, его психологическая адаптация, его рост и развитие определяется средой, в которой он живёт. Естественно, что под влиянием семьи первоначально формируются интересы и эстетический вкус ребенка. Музыка, если человек привык к ней с детства, и в нем проросло замечательное чувство вкуса, может стать для него ярким и ни с чем несравнимым по силе увлечением. Ребёнок, для которого жизнь стала творческим самовыражением, неподвластен хандре и стрессам. Когда дети увлечены своим делом, они получают удовольствие, у них уменьшается тревожность, они забывают о своих проблемах. Детское творчество – это показатель духовного становления через искусство. Дети учатся осмысливать окружающую действительность, оценивать свои мысли и поступки через искусство. Воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное, нравственное и физическое совершенство, должно включать все элементы, обеспечивающие его всестороннее развитие.Старинное изречение гласит: «Держа в руках скрипку, человек не может совершить ничего плохого». Исполнительство, как и всякое другое творчество, по словам К. С. Станиславского, есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает кроме того и тело, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Произведения искусства дают возможность пережить жизнь, отраженную в свете определенного мировоззрения, а в процессе этого переживания создаются определенные отношения, моральные оценки. Роль педагога – предложить, заинтересовать, воспитать.

Система дополнительного образования имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности, что позволяет реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, с учётом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Ребёнку нужны поддержка и помощь, позитивная оценка достижений. Задача любого образовательного учреждения – использовать все возможности ребёнка для полного и свободного развития личности. Умение педагога устанавливать контакт с каждым учеником, умение слушать, поддерживать, поощрять любые проблески замысла, приводит к готовности обучающегося добиваться того, что он ещё не умеет делать, повышает веру ученика в свои силы. Творчество – это условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя. Каждый ребёнок – личность, обладающая индивидуальными задатками, талантами. Индивидуальная работа позволяет находить подход к каждому воспитаннику. Цель педагога не только привить детям навыки и приёмы работы, но и раскрепостить их, придать уверенность, развить фантазию и воображение. Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно – ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребёнок ставится в центре педагогической системы учреждения, цель которого, используя задатки, способности, возможности детей для более полного развития личности. Конечно, дети приходят к нам разного уровня одаренности. Одаренность ученика заключается вовсе не в том, что он обладает абсолютным слухом, великолепной музыкальной памятью, метроритмической чувствительностью. При наличии этого комплекса природных данных одаренный ребенок более развит, чем его сверстники в личностном плане. Он наделен богатой внутренней интуицией, эмоциональной культурой. Некоторые дети могут обходиться без «подсказок», у них богат их внутренний мир и все его существование как бы направлено на музыку. Но чаще всего детская музыкальная одаренность выступает не так открыто. Усилия педагога как раз и должны быть направлены на развитие личности. Процесс этот находится в очень тесной связи с комплексом знаний и, пожалуй, стоит на первом месте, все остальное является лишь приложением.

Основа личностно – ориентированной педагогической технологии – это равенство во взаимопонимании, общении и сотрудничестве. Эти технологии имеют деятельностно – творческий характер, способствуют поддержке индивидуального развития ребёнка, предоставляют ему пространство свободы для принятия самостоятельных решений. Это касается работы со всеми детьми,в том числе с ограниченными возможностями здоровья: с разными нарушениями зрения, слуха, речи, с задержкой психики, интеллекта. Такие дети, как никто нуждаются в постоянной заботе, внимании, поддержке. Занятия творчеством, в том числе музыкой, формируют уверенность в себе, снимают страх неудачи, стимулируют интерес детей к творчеству. Методы обучения различны – просто беседа, объяснение, обсуждение, различные методические игры. Менее способных детей нужно морально поддержать, более сильным детям предлагается больше различных идей, так как они способны выполнять более сложные задачи. Некоторым детям необходимы для успешного завершения работы перерывы, отдых, игровые моменты. Необходимо вносить в жизнь ребёнка положительные эмоции, приятные переживания. Это может быть простая улыбка, ласковое слово, похвала, спокойный доброжелательный голос преподавателя. Работа может чередоваться с физкультминутками. Все задания должны разъясняться и выполняться поэтапно, занятия должны обеспечиваться современными средствами обучения. В процессе занятий у детей развиваются память, мышление, мелкая моторика, координация, внимание. Это очень важно для всех детей, в особенности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог даёт ученику импульс к развитию, самореализации.

Читайте также:  Развитие ребенка трех лет по монтессори

В процессе обучения в ДШИ, дети участвуют в различных конкурсах, участвуют в творческих вечерах, в различных мероприятиях, выступают на концертах, тем самым реализую свои творческие способности. Эстетическое удовлетворение, которое неизменно испытывает исполнитель (также как и слушатели) имеет огромное воспитательное значение. Оценка и одобрение слушателей всегда стимул к дальнейшему совершенствованию. Публичные выступления имеют широкое общественное значение, они привлекают внимание преподавателей, родителей, обучающихся к процессу художественного творчества, пробуждают интерес к музыке, оказывают влияние на рост эстетического воспитания школы. Одно из важнейших педагогических задач при обучении музыке является задача завершенности исполнения. Эта завершенность требует не только труда и духовного напряжения, но и помогает ребенку осознать всё значение овладения искусством, воспитывать у него чувство величайшей ответственности. Концепция воспитания включает в себя развитие творческих способностей ученика, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, постановка цели.

Ребёнок, обучающийся в ДШИ, получает не только определённые знания и умения, но и приобретает социальный опыт, саморазвивается и самореализовывается. Дети учатся общаться, понимать друг друга, ориентируясь на высокие ценности. Они строят мир будущего, мир красоты и дружбы. Каждый ребёнок имеет право на интеллектуальное, духовное, физическое развитие своих способностей. Детское творчество – это показатель духовного становления ребёнка через искусство. Важным показателем здоровья является душевное равновесие. Для умения владеть собой в любой ситуации, правильно строить отношения с окружающими, чтобы понимать других людей – необходимо укреплять свои душевные силы через искусство. Платон считал, что «ритм и гармония находят свой путь в глубину души». Бытует мнение, что биополе шедевров искусства – танцев, картин, музыки – обладают энергетической мощностью. Это позволяет управлять сознанием людей, создаёт волну подъёма духовных чувств, энтузиазма. Преподавать музыку – значит не только передавать знания, но и воспитывать, растить личность ученика, формировать его отношение к жизни, развивать художественный вкус.

Литература:

1. Достал Я. Ребёнок за роялем. М.: «Музыка», 1989 г.

2. Милич. Б. Воспитание ученика – пианиста. М.: «Кифара», 2012 г.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: «Музыка», 1987 г.

4. Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г.

5. М. И. Лукьянова Организация формирующей деятельности педагогов и учащихся, учебно – методическое пособие – УИПКПРО Ульяновск — Димитровград, 2012.

Источник

Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь художественным отображением действительности, оно оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы. Приобщение человека к искусству просто необходимо, особенно актуально это в наше время.

За последние 20 лет произошла настоящая социальная катастрофа, деградация населения, и ситуация с каждым днем все хуже. Значительно вырос процент курильщиков и алкоголиков среди молодежи. Этому способствуют не только такие факторы как распространение алкоголя, сигарет, наркотиков, но и пропаганда аморального образа жизни, который является сюжетом многих современных «произведений искусства». Главные герои современного искусства — это буржуазные дельцы, убийцы, воры, диверсанты, параноики, человеконенавистники, люди, лишенные совести и чести. Современная музыка, кино и книги зачастую пропагандируют жестокость, ненависть, расчетливость. Дети с малых лет уже видят фильмы, наполненные убийствами, преступлениями, насилием, противозаконием; в книгах такие сюжеты встречаются тоже довольно часто. А все потому что сейчас деятели искусства работают за деньги; осталось мало тех кто преследует идею.

Читайте также:  Значение творческой деятельности для психического развития ребенка

В наше время нет героев… точнее есть, но о них мало кто знает. Подрастающему поколению не на кого равняться. Это связано с тем, что средства массовой информации в настоящее время не направлены на пропаганду людей, совершивших подвиг. Раньше дети, подрастая, уже знали, кем они хотят стать — космонавтом, пожарным, милиционером — им было на кого равняться: Ю. А. Гагарин, Г. Жуков, милиционер Анискин, дядя Степа и т. д. Современное же поколение, выбирая профессию, думает в первую очередь о материальной выгоде, забывая о морали, нравственности, доброте, любви, заботе о ближнем.

Классическое искусство, формировалось по принципам отображения лучших черт окружающего нас мира. Основываясь на изображениях прекрасного оно является антагонизмом современному и воспитывает зрителя, читателя и слушателя в духе гуманизма, патриотизма и других высоких принципов. Классическое искусство не содержит в себе агрессию, а напротив, успокаивает мысли человека, побуждая его чувствовать и передавать любовь, совершать добрые поступки [1].

«Красота спасет мир» — фраза из великого произведения Ф. М. Достоевского «Идиот». Автор имел ввиду не внешнюю красоту, а внутреннюю — красоту духовную. В своих черновиках писатель называет главного героя «князь Христос», тем самым себе напоминая, что он должен быть максимально схож с Христом — добротой, человеколюбием, кротостью, отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит герой произведения (и сам Ф. М. Достоевский), — это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека». Эти же принципы прослеживаются в классической музыке и изобразительном искусстве [2].

Изобразительное искусство — один из видов художественного творчества человека. Оно возникло 20 тыс. лет назад, в эпоху палеолита и сохранилось в виде наскальных рисунков — абстрактные и линейные изображения. Учеными доказано, что древние художники воспроизводили образы, пришедшие к ним в состоянии транса — свои иллюзии. Мир искусства — это мир иллюзий. Но человек не может нарисовать то, чего никогда не видел, а значит, он изображает то, что действительно существует, но со своей точки зрения. В каждом изображении есть мысль, чувства автора, которые он вкладывает в него; соответственно эти мысли и чувства передаются зрителю, который созерцает это произведение. Если оно несет в себе любовь и доброту — человек наполняется этими эмоциями и излучает их, передавая окружающим людям. То же самое происходит и с негативными, агрессивными мыслями. Поэтому в нашей жизни так важно обладать хорошими, добрыми мыслями, испытывать любовь к окружающему нас миру. Нашей задачей сейчас, как никогда, является научить этому будущее поколение, дабы избежать войны и вымирание человечества.

Приобщать детей к искусству можно и даже нужно с самого рождения. В дошкольном возрасте они наиболее восприимчивы к различным видам искусства. Именно на этой стадии развития важно начинать формировать любовь ребенка к классическому искусству. Во время обучения в начальной школе, учащиеся часто сталкиваются в процессе урока с великими художественными произведениями, творческими заданиями, походами в театры, музеи, на выставки. Однако с переходом детей в средние классы значение творческого и духовного развития уходят на второй план. Здесь то и возникает необходимость дополнительного образования. Одним из видов учреждений дополнительного образования является художественная школа.

В процессе обучения детей в художественной школе решаются важнейшие задачи образования — формирование предметных и универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играют предметы художественной направленности, так как они нацелены на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру [5].

Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в младшем возрасте, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре: обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Читайте также:  Оценка физического развития ребенка 6 месяцев

В последнее время все процессы в обществе ускорились. Культура общения молодого поколения стала максимально прагматичной, и этому способствуют тенденции развития цифрового мира. В этом присутствуют как и положительные, так и отрицательные моменты. Современное поколение привыкло к динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развивается воображение и притупляется сознание.

Для того чтобы осуществлять эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через освоение изобразительного искусства происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов мира.

Цель преподавания художественных предметов: донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить его внимание на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

В программе предметов художественного цикла сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая сегодняшним днем, где на конкретных примерах дети видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

На уроках используется личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и необходимо работать с каждым учеником лично. При построении уроков учитываются три вида мотиваций:

1.                 Во-первых, социальная. Не надо жалеть похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей.

2.                 Во-вторых, прагматическая мотивация. Проявляется в усилении внимания к предмету, т. к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление — искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайн).

3.                 В-третьих, при работе с сильными и одаренными учащимися необходимо направлять основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях вводятся познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях можно разбить учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также учащиеся вводятся в проблемные ситуации или устраиваются парадоксальные демонстрации, например, выставка истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. Одним из важнейших направлений можно считать стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, надо пытаться способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Хотя и считается, что все дети талантливы, но лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Поэтому цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы [4].

Умелая, неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход позволяют уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений.

Литература:

1.                 Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения / Изд. подготовил И. Е. Бабанов. — СПб.: Алетейя, Государственный эрмитаж, 2000 -800 с.

2.                 Достоевский Ф. М. Идиот. — М.: Эксмо, 2009–640 с.

3.                 Ильин И. А. История искусства и эстетика: Избр. Статьи / Предисл. Сост. и общ. ред. Мих. Лифшица. — М.: Искусство, 1983–288 с.

4.                 Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 224с.

5.                 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998–640 с.

6.                 https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/proektnaya-deyatelnost-v-rabote-pedagoga-psikhologa [Доступ 24.03.2014г.]

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, искусство, дополнительное образование, художественная культура, умение, ребенок, последнее время, мысль, задача образования, художественная школа.

Источник